Технологическая карта цифрового урока
методическая разработка (10, 11 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Технологическая карта урока с использованием цифровых образовательных ресурсов из практики учителя. Тема: Лексические нормы русского литературного языка. Тип урока по ФГОС: урок общеметодологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta-3.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Лексические нормы русского литературного языка

Учебник

  1. предмет «Русский родной язык», 7 класс - учебник  отсутствует;
  2. занятие элективного курса по русскому языку в 10-11 кл. - учебник  отсутствует;
  3. предмет «Русский язык»,  10-11 класс, Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мищерина – 9-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

Автор урока

Шадрина Ирина Савельевна

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цель урока

Создание условий для формирования языковой, лингвистической, культурологической компетенций учащихся.

Задачи урока

Овладение знаниями об орфоэпических и лексических нормах,

развитие и совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

что будет способствовать формированию познавательного интереса, любви, воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, стилистическими); приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка.

Соблюдение основных акцентологических и лексических норм современного русского литературного языка.

Организация пространства

(смена рабочих зон, "перевернутый урок", традиционное обучение)

Модели «смена рабочих зон» (частично) и «перевёрнутый урок»: теоретическая часть пройдена учащимися дома по материалам сайта http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj (конспект + видеоурок), практическая часть – выполнены задания презентации сайта «Видеоуроки.нет»

https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-lieksichieskiie-normy.html

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала)

Коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) практическая работа.

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер с возможностью выхода в интернет, компьютеры (для каждого учащегося), доступная сеть Wi-Fi. 

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2019 года по русскому языку

Организационная структура урока

Этапы урока

Длительность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы)

Организационный этап

учащихся

2 минуты

Приветствует учащихся. Включает видеоролик, начиная с 15-ой секунды, и останавливает его на акцентологической ошибке В. Познера.

После исправления ошибки просмотр продолжается и останавливается на шуточном четверостишии о языковой норме. Учитель задаёт вопросы:

- Какую тему мы изучаем?

- Какими бывают языковые нормы?

Настраиваются на восприятие материала урока и продуктивную работу.

Исправляют ошибку: языковОй, языковАя  и отвечают на вопросы учителя.

- Языковые нормы.

- Нормы бывают орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

https://www.youtube.com/watch?v=2wdORw2UNxE

Актуализация знаний

7-8 минут

Организовывает фронтальную работу,

включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Применяя приём «просмотр с остановками», просит учащихся назвать и исправить ошибки, допущенные телеведущими.

Включает ещё один видеоролик, где ошибки допускают министры, депутаты и председатели.

Учитель одобряет действия учеников и подводит их к выводу о практической значимости полученных на прошлых уроках знаний:

- Вы успешно справились. Что вам помогло?

Во время остановки ролика исправляют и классифицируют ошибки телеведущих: пожарник – пожарный речевая (смешение паронимов), сто двадцать грамм - сто двадцать граммОВ – грамматическая ошибка, на доскУ – на дОску – орфоэпическая (акцентологическая) ошибка.

Учащиеся очень эмоционально реагируют на безграмотную речь.  

Исправляют и классифицируют ошибки известных политиков:

миллионер – миллионщик - лексическая (смешение паронимов), глюкомЕтр - глюкОметр, Оптовый -оптОвый, дОбыча - добЫча, трубопрОвод - трубопровОд, газопрОвод - газопровОд, сОзыв - созЫв, повтОрите - повторИте, довЕдены – доведенЫ, обеспечЕние - обеспЕчение - орфоэпические ошибки.

- Акцентологические нормы мы изучали на предыдущих уроках.

- Мы часто пользовались словарём.

- Мы произносили хором трудные слова.

- Мы выполняли тесты на знание этих норм.

https://www.youtube.com/watch?v=2wdORw2UNxE

https://www.youtube.com/watch?v=od_Qy1z52DE

Мотивация учебной деятельности

1 минута

- Для чего нам нужно соблюдать эти нормы?

- Как выглядят политики, которые постоянно ошибаются?

Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать задание на акцентологические нормы

- Чтобы не выглядеть безграмотным человеком.

- Если говоришь неграмотно, то этим показываешь неуважение к родному языку и к самому себе.

- Безграмотный министр выглядит глупо и вызывает негативное отношение.

Называют задание 4.

Постановка цели и задач урока

1-2   минуты

Просит назвать вторые по частотности ошибки и сформулировать тему урока:

- Какие ещё ошибки довольно часто делают известные люди, да и вы, ребята?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Просит записать названную тему и осмыслить задачи.

- Какие задачи стоят перед нами?

Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать номера заданий на лексические нормы.

Называют речевые ошибки.

Формулируют тему и задачи урока:

 - «Речевые ошибки и их предупреждение».

- «Лексические нормы».

Записывают тему урока в тетрадях.

- Мы должны знать нормы употребления слов в речи, чтобы не допускать смешных ошибок.

- Мы будем учиться соблюдать лексические нормы, чтобы не выглядеть смешными.

- Мы должны научиться вести себя достойно и уважать свой родной язык.

- Нам нужно успешно сдать экзамен.

Называют задания 5-6.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

4-5 минут

Задает учащимся вопросы по домашнему заданию:  

- Дома вы внимательно смотрели видеоурок, изучили теорию, выполнили практические задания презентации. С какими трудностями столкнулись?

- С большинством заданий вы справились успешно, так как они были несложными. К тому же презентация содержит ответы для самоконтроля.

- Давайте проверим те задания, к которым ответов нет.  

- Как отредактировали предложения, в которых допущены речевые ошибки?

Предлагает оценить одной группе работу другой группы.

Делятся впечатлениями, называют трудные задания, задают вопросы.

Выступают по группам, зачитывая отредактированные предложения.

Учащиеся другой группы внимательно слушают и предлагают свои варианты исправления ошибок.

Оценивают работу группы по 10-балльной шкале

1) теоретическая часть (конспект + видеоурок) http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj - пошаговая инструкция и разбор задания 5.

2) практическая часть – задания презентации сайта

https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-lieksichieskiie-normy.html

Физкультминутка

1 минута

Включает видео «Физкультминутка с Крошем» и делает упражнения вместе с детьми

Делают упражнения

https://www.youtube.com/watch?time_continue=51&v=wje-YR3r-7I

Закрепление с проговариванием во внешней речи

15 минут

Предлагает учащимся занять свои рабочие места у компьютера, инструктирует:  

- А теперь поработаем в режиме онлайн индивидуально. Откройте свою электронную почту и пройдите по ссылке, которую я вам прислала. Прочитайте условия задачи и предложения. В них допущены лексические ошибки.

Будьте внимательны! Это довольно трудные задания!

Результат выполнения вы увидите сразу.

Организует, направляет, контролирует

- Оцените свою работу: нет ошибок – «отлично», 1-2 ошибки – «хорошо», 3-4 ошибки – «нужно потрудиться», 5 и более ошибок – «нужно хорошенько потрудиться!»

Выполняют задания в соответствии с инструкцией учителя.

Самооценка.

https://2035school.ru/examer/

Ссылка на работу для учащихся:

https://t.examer.ru/c725a 

Включение изученного в систему знаний

3-4 минуты

Предлагает учащимся занять свои обычные места и написать по памяти в исправленном виде те словосочетания и предложения, в которых они допустили ошибки. Разрешается ещё раз подойти к компьютеру, если забыл какую-нибудь ошибку.

Каждый записывает свои словосочетания и предложения, например:  «целостное впечатление, перечитывать абзац, конный завод» и др.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 минута

Подводит итоги.

- Был ли полезным для вас этот урок?

- Насколько? Что вы узнали, запомнили, чему научились?

- Что для вас было самым трудным?

- Что – самым интересным?

- Понравилось ли работать на новом сайте?  

Учащиеся делятся впечатлениями: какие ошибки сделали и какую норму усвоили, как было весело и интересно выполнять задания на сайте «Открытая школа»:

- Это похоже на игру: тебя хвалят и подбадривают: «Прекрасно – изумительно – поразительно – класс – восхитительно – отлично – великолепно»

- Нам дарят виртуальные «вкусняшки» за правильные ответы.

- Это вдохновляет и придаёт уверенности в себе.

- Ошибиться не страшно, пишет: «Ошибочка» и смешную картинку показывает.

Информация о домашнем задании, инструктаж

1 минута

Предлагает учащимся продолжить тренинг дома.

- Хотите ещё потренироваться?

- Каждый из вас на электронную почту получит индивидуальную  ссылку, по которой вы пройдёте, чтобы выполнить домашнее задание.

Задания будут составлены индивидуально с учётом допущенных вами ошибок.

Выражают согласие.

Лексические нормы. Задание 5. https://t.examer.ru/0df1d

Русский язык ЕГЭ. Задание 6

https://t.examer.ru/315c0 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) “Открытой школы”

Название объекта ЭОР (как указано на страницах ресурса)

Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, видеофрагмент, тренажер, симулятор и т.д.)

Ссылка на ЭОР из Открытой школы

Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.)

Тренажёр ЕГЭ – ЭКЗАМЕР – мои работы

тренажёр

https://2035school.ru/examer/

отработка навыков правильного словоупотребления, предупреждение речевых ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

Технологическая карта анализа урока Э-ОК "ЖИВОЙ УРОК"

Тема: «Технология организации урока Э-ОК. Модульная структура урока в Э-ОК. Технические и методические особенности»Тема: «Анализ урока. Работа с технологической картой» ...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...