Технологическая карта цифрового урока
методическая разработка (10, 11 класс)
Технологическая карта урока с использованием цифровых образовательных ресурсов из практики учителя. Тема: Лексические нормы русского литературного языка. Тип урока по ФГОС: урок общеметодологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta-3.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Лексические нормы русского литературного языка |
Учебник |
|
Автор урока | Шадрина Ирина Савельевна |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности |
Цель урока | Создание условий для формирования языковой, лингвистической, культурологической компетенций учащихся. |
Задачи урока | Овладение знаниями об орфоэпических и лексических нормах, развитие и совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, что будет способствовать формированию познавательного интереса, любви, воспитанию уважительного отношения к русскому языку. |
Планируемые результаты | Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, стилистическими); приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка. Соблюдение основных акцентологических и лексических норм современного русского литературного языка. |
Организация пространства (смена рабочих зон, "перевернутый урок", традиционное обучение) | Модели «смена рабочих зон» (частично) и «перевёрнутый урок»: теоретическая часть пройдена учащимися дома по материалам сайта http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj (конспект + видеоурок), практическая часть – выполнены задания презентации сайта «Видеоуроки.нет» https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-lieksichieskiie-normy.html |
Виды деятельности на уроке (коллективная (фронтальная) работа, кооперативно-групповая работа, индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала) | Коллективная (фронтальная) работа, кооперативно-групповая работа, индивидуальная (самостоятельная) практическая работа. |
Необходимое оборудование и программное обеспечение | Проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер с возможностью выхода в интернет, компьютеры (для каждого учащегося), доступная сеть Wi-Fi. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по русскому языку |
Организационная структура урока
Этапы урока | Длительность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы) |
Организационный этап учащихся | 2 минуты | Приветствует учащихся. Включает видеоролик, начиная с 15-ой секунды, и останавливает его на акцентологической ошибке В. Познера. После исправления ошибки просмотр продолжается и останавливается на шуточном четверостишии о языковой норме. Учитель задаёт вопросы: - Какую тему мы изучаем? - Какими бывают языковые нормы? | Настраиваются на восприятие материала урока и продуктивную работу. Исправляют ошибку: языковОй, языковАя и отвечают на вопросы учителя. - Языковые нормы. - Нормы бывают орфоэпическими, лексическими, грамматическими. | |
Актуализация знаний | 7-8 минут | Организовывает фронтальную работу, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Применяя приём «просмотр с остановками», просит учащихся назвать и исправить ошибки, допущенные телеведущими. Включает ещё один видеоролик, где ошибки допускают министры, депутаты и председатели. Учитель одобряет действия учеников и подводит их к выводу о практической значимости полученных на прошлых уроках знаний: - Вы успешно справились. Что вам помогло? | Во время остановки ролика исправляют и классифицируют ошибки телеведущих: пожарник – пожарный – речевая (смешение паронимов), сто двадцать грамм - сто двадцать граммОВ – грамматическая ошибка, на доскУ – на дОску – орфоэпическая (акцентологическая) ошибка. Учащиеся очень эмоционально реагируют на безграмотную речь. Исправляют и классифицируют ошибки известных политиков: миллионер – миллионщик - лексическая (смешение паронимов), глюкомЕтр - глюкОметр, Оптовый -оптОвый, дОбыча - добЫча, трубопрОвод - трубопровОд, газопрОвод - газопровОд, сОзыв - созЫв, повтОрите - повторИте, довЕдены – доведенЫ, обеспечЕние - обеспЕчение - орфоэпические ошибки. - Акцентологические нормы мы изучали на предыдущих уроках. - Мы часто пользовались словарём. - Мы произносили хором трудные слова. - Мы выполняли тесты на знание этих норм. | https://www.youtube.com/watch?v=2wdORw2UNxE https://www.youtube.com/watch?v=od_Qy1z52DE |
Мотивация учебной деятельности | 1 минута | - Для чего нам нужно соблюдать эти нормы? - Как выглядят политики, которые постоянно ошибаются? Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать задание на акцентологические нормы | - Чтобы не выглядеть безграмотным человеком. - Если говоришь неграмотно, то этим показываешь неуважение к родному языку и к самому себе. - Безграмотный министр выглядит глупо и вызывает негативное отношение. Называют задание 4. | |
Постановка цели и задач урока | 1-2 минуты | Просит назвать вторые по частотности ошибки и сформулировать тему урока: - Какие ещё ошибки довольно часто делают известные люди, да и вы, ребята? - Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Просит записать названную тему и осмыслить задачи. - Какие задачи стоят перед нами? Обращает внимание учащихся на Демонстрационный вариант ЕГЭ и просит назвать номера заданий на лексические нормы. | Называют речевые ошибки. Формулируют тему и задачи урока: - «Речевые ошибки и их предупреждение». - «Лексические нормы». Записывают тему урока в тетрадях. - Мы должны знать нормы употребления слов в речи, чтобы не допускать смешных ошибок. - Мы будем учиться соблюдать лексические нормы, чтобы не выглядеть смешными. - Мы должны научиться вести себя достойно и уважать свой родной язык. - Нам нужно успешно сдать экзамен. Называют задания 5-6. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 4-5 минут | Задает учащимся вопросы по домашнему заданию: - Дома вы внимательно смотрели видеоурок, изучили теорию, выполнили практические задания презентации. С какими трудностями столкнулись? - С большинством заданий вы справились успешно, так как они были несложными. К тому же презентация содержит ответы для самоконтроля. - Давайте проверим те задания, к которым ответов нет. - Как отредактировали предложения, в которых допущены речевые ошибки? Предлагает оценить одной группе работу другой группы. | Делятся впечатлениями, называют трудные задания, задают вопросы. Выступают по группам, зачитывая отредактированные предложения. Учащиеся другой группы внимательно слушают и предлагают свои варианты исправления ошибок. Оценивают работу группы по 10-балльной шкале | 1) теоретическая часть (конспект + видеоурок) http://www.tetradka.ru/ege/blog/russ/9inogjemvs84nybm8t9q4g8qj - пошаговая инструкция и разбор задания 5. 2) практическая часть – задания презентации сайта https://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-lieksichieskiie-normy.html |
Физкультминутка | 1 минута | Включает видео «Физкультминутка с Крошем» и делает упражнения вместе с детьми | Делают упражнения | https://www.youtube.com/watch?time_continue=51&v=wje-YR3r-7I |
Закрепление с проговариванием во внешней речи | 15 минут | Предлагает учащимся занять свои рабочие места у компьютера, инструктирует: - А теперь поработаем в режиме онлайн индивидуально. Откройте свою электронную почту и пройдите по ссылке, которую я вам прислала. Прочитайте условия задачи и предложения. В них допущены лексические ошибки. Будьте внимательны! Это довольно трудные задания! Результат выполнения вы увидите сразу. Организует, направляет, контролирует - Оцените свою работу: нет ошибок – «отлично», 1-2 ошибки – «хорошо», 3-4 ошибки – «нужно потрудиться», 5 и более ошибок – «нужно хорошенько потрудиться!» | Выполняют задания в соответствии с инструкцией учителя. Самооценка. | Ссылка на работу для учащихся: |
Включение изученного в систему знаний | 3-4 минуты | Предлагает учащимся занять свои обычные места и написать по памяти в исправленном виде те словосочетания и предложения, в которых они допустили ошибки. Разрешается ещё раз подойти к компьютеру, если забыл какую-нибудь ошибку. | Каждый записывает свои словосочетания и предложения, например: «целостное впечатление, перечитывать абзац, конный завод» и др. | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | 1 минута | Подводит итоги. - Был ли полезным для вас этот урок? - Насколько? Что вы узнали, запомнили, чему научились? - Что для вас было самым трудным? - Что – самым интересным? - Понравилось ли работать на новом сайте? | Учащиеся делятся впечатлениями: какие ошибки сделали и какую норму усвоили, как было весело и интересно выполнять задания на сайте «Открытая школа»: - Это похоже на игру: тебя хвалят и подбадривают: «Прекрасно – изумительно – поразительно – класс – восхитительно – отлично – великолепно» - Нам дарят виртуальные «вкусняшки» за правильные ответы. - Это вдохновляет и придаёт уверенности в себе. - Ошибиться не страшно, пишет: «Ошибочка» и смешную картинку показывает. | |
Информация о домашнем задании, инструктаж | 1 минута | Предлагает учащимся продолжить тренинг дома. - Хотите ещё потренироваться? - Каждый из вас на электронную почту получит индивидуальную ссылку, по которой вы пройдёте, чтобы выполнить домашнее задание. Задания будут составлены индивидуально с учётом допущенных вами ошибок. | Выражают согласие. | Лексические нормы. Задание 5. https://t.examer.ru/0df1d Русский язык ЕГЭ. Задание 6 |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (ЭОР) “Открытой школы”
№ | Название объекта ЭОР (как указано на страницах ресурса) | Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, видеофрагмент, тренажер, симулятор и т.д.) | Ссылка на ЭОР из Открытой школы | Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.) |
Тренажёр ЕГЭ – ЭКЗАМЕР – мои работы | тренажёр | отработка навыков правильного словоупотребления, предупреждение речевых ошибок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку физкультуры в 6 классе. Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола: основная стойка игрока, остановка, передвижения, повороты.
Рекомендация учителю при подготовке к уроку. Составление технологической карты с требованиями ФГОС....
Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».
метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...
Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности».
Метод проблемного обучения при проведении дистанционных уроков....
Технологическая карта анализа урока Э-ОК "ЖИВОЙ УРОК"
Тема: «Технология организации урока Э-ОК. Модульная структура урока в Э-ОК. Технические и методические особенности»Тема: «Анализ урока. Работа с технологической картой» ...
Фарафонова А.П., учитель английского языка ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Технологическая карта с урока применением приема построения интеллект-карт 5 класс
Тема урока: Russia is my love Цель урока: воспитание любви к Родине.Задачи: · развивать способность критически мыслить;·...
Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...
Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...