Главные вкладки
Шадрина Ирина Савельевна
сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: учитель русского языка и литературы
Профессиональные интересы: Творчество Гоголя. Поэзия военных лет. Краеведение. Детское творчество
Увлечения: Танцы народов мира. Мифология. Культура Древней Руси. Детские песни
Регион: Ханты-Мансийский АО
Населенный пункт: п. Усть-Юган, Нефтеюганский район
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shadrina-irina-savelevnaЧем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, …тем легче будет учиться ученику.
Добро пожаловать, мой гость!
Я очень рада нашей встрече.
День добрый! или Добрый вечер!
От всей души надеюсь я,
Что ты зашёл на сайт не зря,
Что будет польза от того,
Что кто-то выдумал его!
О себе
Здравствуйте, уважаемые коллеги, ученики, родители! Вы находитесь на сайте учителя, который стремится прививать любовь к родному языку, литературе и истории Отечества своего. Этот учитель работает в сельской школе уже более 20 лет. Он вёсёлый и жизнерадостный, очень-очень любит детей и, конечно, свою работу. Надеется, что эта любовь взаимна. У него трое детей разного возраста: студентка, семиклассница и младший школьник, поэтому его интересует всё - от потешек и считалок до многотомных эпопей, от улыбающегося с детского рисунка солнышка до многоэтажных кластеров-таблиц-диаграмм...
..
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Война и мир" Льва Толстого. Эта книга определила гуманистический характер и патриотический пафос моих уроков.
"Идиот" и "Братья Карамазовы" Фёдора Достоевского. Эти книги способствовали формированию христианского мировоззрения. Ещё в отрочестве вонзились в душу рассуждения о всеобщем счастье, построенном на детских слезах...
Моё портфолио
Я - учитель
25 лет в школе – срок не такой великий, но и немалый, позволяющий осмыслить моё предназначение как педагога в современном мире.
Почему стала учителем? Думаю, это закономерность. Моя бабушка – учитель начальных классов, очень уважаемый человек, которого помнят и любят все ученики; мой брат работает учителем информатики и физкультуры. Когда мне было лет пять или шесть, бабушка научила меня читать по тогдашнему советскому букварю, многие тексты из которого в старшей группе детсада я уже знала почти наизусть. А писать училась сама, перерисовывая буквы с форзацев, причем не знала, когда какую писать – прописную или строчную, и выбирала ту, которая больше нравится. Помнится, в далёком октябрятско-пионерском детстве сначала просто играли в школу, и в этой игре всегда мне доставалась роль учительницы, непременно строгой, ведь таковыми были почти все советские учителя; потом по поручению звеньевой – так было заведено – подтягивала отстающих, и небезуспешно. Как и многие советские школьницы, мечтала стать балериной, точнее, танцовщицей… Отрочество моё можно назвать по-настоящему счастливым: тогда не было такой непомерной нагрузки в старших классах, как сегодня, и оставалось много свободного времени на чтение книг, увлечения. Любимые предметы - русский язык и литература, которые, разумеется, преподаёт любимая всеми молодая учительница, весёлая и озорная девчонка. Никаких «чудес» преподавания она не показывала: это были обычные уроки. А волшебство начиналось вечером в Доме культуры, где она превращалась в строгого хореографа-наставника. Были репетиции и концерты – песни, танцы, миниспектакли – радость творчества и победы в конкурсных выступлениях, мечты о большой сцене… Мы наивно полагали, что это и есть настоящая жизнь, а наши родители считали её всего лишь досугом. И ещё – огромное желание поступить в институт культуры.
Однако мой выпуск из школы пришёлся на начало 90-х. А это было очень трудное время, когда деятели культуры – профессиональные музыканты и артисты – теряли работу и искали средства существования. Нужно было выживать, а не жить. «Какой ещё институт культуры? Районный духовой оркестр разогнали, а она танцевать собралась! Это несерьёзно. Танцевать можно и после работы. Надо выбирать такую профессию, которая всегда будет нужна. Люди всегда болели, болеют и будут болеть; всегда учились, учатся и будут учиться. Но врачом ты быть не сможешь. Поэтому будешь учителем». Так была решена моя судьба. О выборе факультета речи не велось.
«Ну какая девушка не мечтает танцевать? Да ещё в балете на льду?»1
Мечта накладывает свой отпечаток на нашу последующую жизнь. Моя педагогическая деятельность – своеобразная дань юношеской мечте, ведь и язык, и литература есть искусство слова. Уроки даю в культурно-историческом контексте, то есть в тесной связи с историей языка и литературы, с музыкой, живописью и синтетическими видами искусства – оперой, балетом и кинематографом. Этому во многом способствуют и уроки искусства, которые, помимо словесности, я веду. Это очень интересно и зрелищно, это запомнится надолго, оставит глубокий след в душе ребёнка.
Есть такое мнение: «Искусство – это не что, а как»2. Образование – это и что, и как. Проблеме содержания образования посвящена моя статья3, которая вызвала широкий резонанс в учительской среде в 2014 году, была отмечена наградой (Диплом победителя конкурса «Образование в России: вчера, сегодня, завтра» и книга «Города России»).
К сожалению, от педагога не зависит категория «чему учить»: она регулируется стандартами. Однако в выборе технологий – средств, форм и методов обучения – педагог относительно свободен. И здесь главное – не переусердствовать, чтобы средства достижения цели не стали самой целью.
Одной главных проблем современного образования является снижение интереса школьников к учению, низкая мотивация. Поэтому обучать надо интересно, увлекательно. Мне запомнились слова нашего методиста: «Легко научить тех, кто хочет учиться. Ваша задача – научить тех, кто этого не хочет». А это невозможно, если не заинтересовать детей в изучаемом предмете. Как это сделать? Способов очень много. Начать урок с афоризма или пословицы, с прочтения притчи, сказки, просмотра фрагмента из фильма или мультфильма. Дети определят сами, какая сегодня тема.
Например, начнём урок с прочтения цитат: «Где мало слов, там вес они имеют», «Краткость – душа остроумия» (Вильям Шекспир); «Люди запутываются в массе лишних слов» (Максим Горький) и, наконец, моей любимой: «Краткость — сестра таланта» (А.П. Чехов).
– Что объединяет эти высказывания?
– Конечно, стремление к краткости.
– Какова тема урока?
– Сжатое изложение?!
Вот они сделали маленькое открытие – уже радость на лицах. А мы продолжаем разговор:
– А как вы думаете, почему мы пишем именно сжатое, а не подробное изложение?
– Потому что на экзамене такое будет…
– А почему на экзамене пишут сжатое?
– Так решили в Министерстве образования.
– А почему так решили?
Рассуждаем вместе об обилии источников информации и необходимости её фильтровать – выделять главное и второстепенное, оставлять нужное и исключать лишнее.
– Вы умеете это делать?
– Не всегда получается…
– Всему можно научиться!
Современное образование ставит во главу угла способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах – функциональную грамотность, что, безусловно, поможет преодолеть разрыв между полученными в школе знаниями и их применением в жизни. На уроках дети решают проблемные задания, в которых моделируется понятная жизненная ситуация, вызывающая реакцию, собственный отклик.
Необычное начало урока рождает эмоциональный отклик, желание учиться. Теперь представьте реакцию учеников, если учитель сухо объявил: «Сегодня пишем сжатое изложение: надо готовиться к экзамену». Скучно…
Поменьше голых, сухих формулировок: это же дети! А они любят играть и спорить. Особенно в 5-6 классе это просто необходимо.
Как играючи решать серьёзные задачи?
– Ребята, а сейчас будем писать диктант-молчанку.
– А это как?
– А так же, как играют «в молчанку». Я молчу, и вы тоже. На экране появляются картинки, а вы записываете, что на них изображено.
И пятиклассники записывают в тетрадях слова: чёлка (причёска), щётка, жёлуди, капюшон, крыжовник, шов, шоколад, жонглёр и др. Так можно подвести учеников к восприятию новой темы «Гласные о и ё после шипящих в корне слова» или использовать этот вид работы на этапе осмысления и закрепления.
Попробуем трудное и скучное превратить в увлекательное. Не рекомендую говорить: «сочинение с описанием действий» или «диктант» (у подростков сегодня само слово «сочинение» вызывает душевный трепет). Поэтому скажем: «Ребята, сегодня мы будем писать «немой» диктант».
– Как это: «немой»?
– Я ничего не буду диктовать. Сейчас я выйду из класса, а затем снова зайду и буду выполнять определённые действия. А вы с момента моего появления в классе записывайте всё, что я делаю. После этого прочитаем полученные тексты, сравним их и определим, у кого из вас самое точное и полное описание моих действий.
Результат - написание, а затем бурное обсуждение в классе ученических сочинений.
Таких приёмов очень много. Провести запоминающийся, полезный урок – тоже искусство, а учитель подобен В.М. Шукшину – и режиссёр, и сценарист, и актёр. Главное – вызвать потребность проникновения подрастающего поколения в сложный и увлекательный мир познания.
Здесь нельзя не сказать ещё об одной всё острее проявляющейся проблеме современного общества, связанной с потерей интереса к чтению.
Каковы же причины низкой читательской активности учащихся, их нежелания размышлять над прочитанным текстом?
Назову главные из них.
1. За последние десятилетия мир стремительно изменился. К сожалению, современным детям художественную литературу заменили виртуальные компьютерные игры, видеофильмы, социальные сети.
2. Язык включённых в школьную программу произведений XVIII – XIX вв. отличается витиеватостью, обилием устаревших слов и выражений, вследствие чего малопонятен и труден для восприятия школьников.
3. Часть изучаемых произведений не соответствует возрасту учащихся, что препятствует постижению идейного содержания книг.
В результате ребёнок отказывается читать произведения школьной программы, а духовность подменяет общим кругозором, не восполняя пробелов в своём нравственном развитии. Поэтому возвращение к чтению литературы как источнику развития личности поможет учащимся почувствовать потребность духовной красоты, служения ей через художественное слово.
Что может сделать в этом направлении учитель, помимо интересного проведения урока? Например, разработать программу внеурочной деятельности, которая поможет разбудить внимание ученика, повысить его интерес к чтению и будет способствовать развитию читательской грамотности. С этой целью мной создана программа «Во всём поможет мудрость книг»4 специально для подростков – учеников 7-8 классов.
В чём преимущество и новизна этой программы? В выборе литературного материала, использовании разнообразных форм и методов работы, современных технических средств оснащения. Произведения написаны в XX–XXI вв. простым и понятным современным языком, следовательно, доступны для восприятия подростка. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Относительно небольшие по объёму произведения удобны для осмысленного прочтения и анализа на уроке. Героем произведения часто является подросток – современник и сверстник ученика, поэтому читателя и персонажа волнуют одни и те же нравственные вопросы. В разработке занятий используются разнообразные формы и методы обучения с учётом «клипового мышления» современных школьников.
Актуальность программы заключается в том, чтобы привлечь учащихся к чтению, помочь им в понимании идейного содержания книги, найти ответы на интересующие их жизненные вопросы.
Вместо заключения
«Вы изменили мечте? – Нет, я изменила мечту!»1
Ибо высокая миссия Искусства во все времена состоит в том, чтобы пробуждать в людях «чувства добрые». Она совпадает с миссией Учителя – «сеять разумное, доброе, вечное».
1 Цитата из фильма Алексея Мишурина «Королева бензоколонки».
2 А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича.
3 https://pedsovet.su/publ/150-1-0-5062
4 https://nsportal.ru/node/5905981
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты