Конспект урока в 5 классе «Язык и речь»
план-конспект урока (5 класс)
Тема: «Язык и речь».
Класс: 5.
Предмет: родной (русский) язык.
Учебник: Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — 3-е изд. — М. :Просвещение, 2019. — 176 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Язык и речь».
Цели урока: развить понятие о роли языка в жизни человека; дать представление о видах речевой деятельности; показать соотношение понятий «язык» и «речь»; развивать умение анализировать текст, добывать необходимую информацию, выразительно читать, развивать орфографические навыки.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Приветствие.
- Актуализация ранее полученных знаний
– Что такое язык?
– Что такое речь?
- Сообщение темы и целей урока
- Работа по теме урока
1. Слово учителя
Мы начинаем изучение последнего большого раздела учебника – «Речь. Текст». Прочитаем эпиграф, предпосланный разделу, – слова Николая Михайловича Карамзина о русском языке.
Понятия «язык» и «речь» действительно близки, взаимосвязаны и взаимозависимы, но не равнозначны. Язык – это средство общения, система различных средств общения, а речь – результат использования языка, его средств.
Язык – возможность речи. Речь – язык в действии, применение языка с целью общения. Речь строится из элементов, уже существующих в языке. Речь всегда индивидуальна. Через речь язык осуществляет своё назначение – быть средством общения.
Итак, обобщим сказанное: язык оживает в речи, речь без языка не существует.
2. Работа по учебнику
Упр. 154 (с. 124) – чтение, обсуждение вопроса и задания.
Чтение текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 125).
Упр. 155 (с. 125) – изучение схемы, выполнение задания.
Закрепление изученного материала
Упр. 156 (с. 125) – чтение, обсуждение задания 1, самостоятельное выполнение заданий 2 и 3 с последующим обсуждением.
Упр. 157 (с. 125) – выразительное чтение, обсуждение заданий 1, 2; самостоятельное выполнение задания 4.
- Итоговый этап. Рефлексия
Подведение итогов.
Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.
– Как вы думаете, почему Карамзин сравнил русский язык с гордой, величественной рекой?
– Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?
– Назовите виды речевой деятельности.
- Домашнее задание: § 16, упр. 158.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Глагол как часть речи» (урок – обобщение)
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку "Стили речи"
Конспект урока помогает обобщить знания о стилях речи русского языка, развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ, способствует воспит...
Конспект урока 9 класс письмо: "Развитие речи. Сочинение на основе личных наблюдений"
Конспект урока 9 класс письмо и развитие речи спеуиальной (коррекционной) школы: "Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе. «Не с разными частями речи (урок – закрепление)»
laquo;Не с разными частями речи (урок – закрепление)»...
Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....
Конспект урока по русскому языку Стили речи, 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Стили речи" (5 класс) и использованим ссылок на карточки УЧИ.РУ...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...