Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс
план-конспект урока (6 класс)
Тема урока: "Из истории русской письменности" Русский родной язык 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_russkiy.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Из истории русской письменности
Цель: знакомство с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита.
Задачи:
Образовательные: предоставить информацию об истории создания славянской письменности, познакомить обучающихся с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
Развивающие: развивать у школьников интерес к родной истории, к родному языку; развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы);
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; на примере жизни великих просветителей славянства Кирилла и Мефодия воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру.
Урок-презентация с элементами групповой работы.
Оборудование: раздаточные материалы, презентация
Ход урока
- Обратиться к эпиграфу, записанному на доске:
Дар, что «ценнее и больше всего серебра и золота,
и драгоценных камней, и всего преходящего богатства»
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова византийского императора Михаила III, жившего в 9 веке.
- Как вы думаете, о каком даре идёт речь? Кому предназначался сей дар? Чему будет посвящён сегодняшний урок?
Ничего страшного, что вы пока не знаете ответа на эти вопросы. К концу урока, я думаю, каждый из вас сможет на них ответить.
Итак, начнём с последнего вопроса: чему будет посвящён наш урок.
24 мая весь славянский народ отмечает День славянской письменности и культуры. Почему именно 24 мая? Ответ на этот вопрос мы тоже узнаем чуть позже. А пока…
- Давайте задумаемся над тем, откуда берёт своё начало славянская письменность? Перед вами на партах лежит информационный текст – ксерокопия статьи, которая называется «Откуда есть пошла славянская письменность». Прочитайте внимательно текст и выполните задания, которые даны на раздаточных листах.
- Исходя из названия текста, из тех заданий, которые вы выполняли, сделайте вывод: какова тема нашего урока?
Блиц-опрос по тексту:
- Как называется ближайший родственник русского языка? (древнерусский язык)
- Какой язык является праязыком всех славянских языков? (праславянский или общеславянский).
- Как называют первый письменный язык славян? (старославянский или древнеболгарский).
- Кто является автором первой славянской азбуки? (Кирилл (Константин) и Мефодий)
Ведущий 1(В1): Сегодня мы с вами поговорим о первой славянской азбуке и её авторах – людях, которые внесли неоценимый вклад в развитие письменности, славянской истории и нашего русского языка.
Ведущий 2 (В2): А для этого совершим небольшое путешествие в далекие времена. Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать, когда не было букв…
Ведущий 3 (В3): Если хотелось поделиться какой – то радостью, например, поведать об удачной охоте, они рисовали на дощечке или на скале, как проходила охота. Наскальные рисунки и были самыми первыми шагами к современной письменности. Такое рисуночное письмо называют ПИКТОГРАФИЕЙ.
Ведущий 4 (В4): Используют ли люди пиктографию сегодня? Докажите! (Ответы детей). Представьте, используют. Самые распространенные пиктограммы – дорожные знаки. Что означают эти знаки? (Показывают дорожные знаки.) Пиктограммы помогают ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.
В1: Египтяне, например, составляли целые послания в картинках, писали значками, каждый из которых обозначал какое-нибудь слово. Это было значительно удобнее, чем рисовать на скале или на доске. Такие значки называются ИЕРОГЛИФАМИ. Слово «иероглиф» первоначально означало «священные письмена».
В 2: Египетским иероглифам тысячи лет. Овладеть таким письмом было трудно, ведь требовалось держать в памяти сотни знаков. Поэтому постепенно древние египтяне перешли к таким иероглифам, которые обозначают слог. Получилась слоговая азбука. Бывали в древнем Египте торговцы с Востока, поэтому на Востоке тоже стали пользоваться иероглифами. До сих пор в Китае и Японии пишут иероглифами, возникшими в глубокой древности. Все иероглифы не знает никто.
В 3: Еще дальше пошли финикийцы – они придумали буквы. Каждая буква – один звук. Но записывали только согласные. Например, «Купил 8 горшков масла» можно было записать так «Кпл 8 гршкв мсл». Греки познакомились с письмом финикийцев, но добавили в него новые буквы – для обозначения гласных звуков. Так появился первый в мире настоящий алфавит.
В 4: Появлению же русской азбуки мы обязаны двум братьям – Кириллу и Мефодию. Кирилл до принятия монашества носил имя Константин.
В 1: Это было в Византии, в 10 веке. На берегу теплого моря стоит город Солунь (сейчас это город Салоники в Греции). В семье знатного византийского военачальника родились в 820 году сын Мефодий, а в 827 году – Константин. Отец братьев был греком, а мать – славянкой. Она всегда говорила с детьми на родном славянском языке.
В 2: Получив образование в родном городе, Мефодий 10 лет прослужил военачальником в одной из славянских провинций Византии. Оставив военную и административную службу, Мефодий неожиданно уходит в монастырь.
В 3: Еще более ярко начиналась жизнь Константина. С 8 лет он обучался при дворе императора Михаила 3-го. Под руководством опытных учителей и наставников он быстро овладел многими науками, а также многими языками: латинским, сирийским, славянским, арабским, еврейским, и другими. Константин был одним из лучших учеников. Перед молодым человеком открывалась блестящая карьера. Но всем заманчивым предложениям он предпочел скромную и почетную должность библиотекаря при патриаршем хранилище книг.
В 4: Одновременно он становился секретарем патриарха. Работая в библиотеке, Константин постоянно пополнял свои знания, сравнивая один язык с другим. Затем он ушел в монастырь и при принятии монашества получил имя Кирилл.
Однажды прибыли в Византию послы Моравского княжества (Западнославянское государство в 1Х –Х веках, находилось на территории нынешней Чехии), от правителя своего пришли с просьбой о создании славянской азбуки.
И приступил Кирилл к созданию славянской азбуки, всего получилось 43 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а остальные были специально придуманы для передачи славянской речи. Первым помощником Кирилла был его старший брат Мефодий, он быстро освоил новый алфавит и приступил к переводу церковных книг на язык славян.
В 3: 24 мая 863 года в городе Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили о создании славянского алфавита. Поэтому 24 мая мы и отмечаем праздник День славянской письменности и культуры. В том же 863 году братья прибыли в Моравию с созданным алфавитом и готовыми переводами церковных книг, и начали свою просветительскую деятельность.
В 4: Азбука, составленная Кириллом, носит название – глаголица. Впоследствии буквам алфавита придали форму, более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находившихся под церковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления.
В 1: Более новую славянскую азбуку составили последователи Кирилла и Мефодия и назвали кириллицей в честь Кирилла. От кириллицы и происходит наш русский алфавит, а также украинский, белорусский, сербский и болгарский.
В 2: В этом алфавите было 43 буквы. Так в конце 1Х – начале Х века славянские народы получили свою письменность. Этим алфавитом пользовались до 18 века.
В 3: В 1708 году Петр 1 провел первую реформу (преобразование) русского языка. Он убрал из алфавита ряд букв, букв стало 38, упростил написание некоторых букв, ввел так называемый «гражданский шрифт».
В 4: Первой книгой, напечатанной новым шрифтом, стал учебник геометрии. И еще Петр 1 велел употреблять цифры для чисел. До Петра 1 писали надстрочный знак (титло) над буквами, который превращал букву в цифру.
В 1: В то время на Руси учебников еще не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы (поучительные песнопения).
В 2: Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и так далее. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово КНИГА будет читаться так: КАКО, НАШ, ИЖЕ, - КНИ, ГЛАГОЛЬ, АЗ, - ГА – КНИГА.
Учитель: Нелегко было в то время на Руси обучаться грамоте. Вот как об этом в своём стихотворении говорит Наталья Кончаловская:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б- как Аз да Буки.
В –как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»:
Очиняли им перо, если было не остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учить ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Ведущий 1: Вот как было трудно учиться грамоте. В 1918 году была проведена еще одна реформа (преобразование) русского письма. Число букв сократилось до 33, были введены две новые буквы – «И» и «Е», упростили название букв: вместо аз, буки, веди и т.д. стали называть – а, бэ, вэ и т.д. Перестали писать Ъ в конце слова, и осваивать грамоту стало гораздо легче.
Ведущий 2: Вот, ребята, оказывается, какая длинная история у наших букв, без которых у нас бы не было ни нашего языка, ни нашего русского народа, ни нашей истории. Каждый народ, будь то русский или якутский, эвенский или юкагирский, бурятский или татарский, должен любить и гордиться своими корнями, своим языком, своей культурой.
Учитель: А 24 мая, когда празднуется День славянской письменности, мы с благодарностью вспоминаем святых просветителей Кирилла и Мефодия. Мы, взрослое поколение, желаем всем вам хранить красоту, чистоту и богатство славянского языка!
Ведущий 1: Вот мы и совершили путешествие во времени, узнали историю нашей азбуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для вводного или повторительно-обобщающего урока по истории русской культуры для 6 класса
Презентацию можно использовать для организации работы по группам при выборе материала для групповой работы или для повторения по теме "Русская культура в IX-X в.в."...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Презентация к уроку "Из истории русской философии", обществознание, 10 класс, профильный уровень.
Презентация предназначена для урока обществознания в 10 классе (профильный уровень). Презентация содержит биографические сведения, портреты и основные идеи русских философов с древних времен до XX век...
Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург
Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой бинарный урок общеметодологической направленности (один из четырёх типов уроков деятельностной н...
Тема урока: "Образы старинных русских романсов" (6-й класс)
Тема урока: "Образы старинных русских романсов" (6-й класс) Цель урока: ввести учащихся в эмоционально-образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса.Задачи урока: расши...
Разработка урока по бурятскому языку по теме «Түрэл хэлэеэ магтая!» («Воспевая родной язык»)
Данный урок был приурочен к Международному дню родного языка и Международному году языков коренных народов.Краткое содержание:- размышление о роли и значении родного языка в жизни человека с участием ...
Интегрированный урок литературы и истории Тема урока: «Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова», 6 класс
Интегрированный урок литературы и истории...