Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература (русская)" и "Родной язык"
рабочая программа
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" и "Родной язык"
для 6 - 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_a_rodnaya_literatura_russkaya.docx | 30.51 КБ |
8_v_s_rodnaya_literatura.docx | 175.52 КБ |
9_g_rodnaya_literatura.docx | 186.1 КБ |
6_a_rodnoy_yazyk.docx | 35.24 КБ |
8_v_s_rodnoy_yazyk.docx | 174.05 КБ |
9_g_rodnoy_russkiy.docx | 765.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" для обучающихся 6 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования разработана на основе:
- основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- учебника: Литература.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. [В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 2015.
- программы авторского коллектива: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5—9 классы : учеб.пособие для обще образоват. организаций / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.;
локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс «Родная литература (русская)» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса литературы в образовательной организации, но не дублируют их .
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции
Курс рассчитан на 0,2 часа в неделю. Итого 7 часов в год.
Наши верные друзья.
«Собаки бывают разные…». Ю. Казаков. «Арктур – гончий пёс». Судьба слепой собаки.
Ю. Яковлев. «Он убил мою собаку». Противостояние жестокости и бесчеловечности.
Дружба – это священное слово, это священное чувство.
В. Железняков. «Чучело». Тот, кто не имеет сострадания, жесток. Характеристика
главной героини. Образы одноклассников. Истинная сила заключена в доброте, в правде,
в самопожертвовании и уважении к другим людям. Просмотр эпизодов из х/ф Р. Быкова
«Чучело». Создание «Словарика дружбы».
Простой и сложный мир семьи.
Семья — самая важная вещь в жизни. А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл
названия рассказа. Необходимость бережного отношения к близким.
Нравственность — основа всех человеческих ценностей.
Ю. Я. Яковлев "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным
идеалам.
Задача искусства — волновать сердца.
К. Г. Паустовский. «Старый повар». Волшебная сила музыки. К. Г. Паустовский.
Война —это священный долг, когда защищают родину.
Ю.Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». Удивительная дружба. История Тани
Савичевой.
. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». История создания произведения. Настоящая повесть о настоящем человеке. Героизм летчика Алексея Мересьева. Просмотр эпизодов из х/ф А. Столпера «Повесть о настоящем человеке».
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата | Примечание | |
план | Факт | |||
«Собаки бывают разные…». Ю. Казаков. «Арктур – гончий пёс». Судьба слепой собаки. | ||||
Ю. Яковлев. «Он убил мою собаку». Противостояние жестокости и бесчеловечности. | ||||
В. Железняков. «Чучело». Тот, кто не имеет сострадания, жесток | ||||
В. Железняков. «Чучело». Истинная сила заключена в доброте, в правде, в самопожертвовании и уважении к другим людям. | ||||
Просмотр эпизодов из х/ф Р. Быкова «Чучело». Создание «Словарика дружбы». | ||||
Семья — самая важная вещь в жизни. А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». | ||||
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа | ||||
Сочинение «Самый счастливый день в моей жизни» | ||||
Ю. Я. Яковлев "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. | ||||
Ю. Я. Яковлев "Рыцарь Вася". Проблематика рассказа | ||||
Отзыв о рассказе Ю. Я. Яковлев "Рыцарь Вася". | ||||
Задача искусства — волновать сердца. К. Г. Паустовский. «Старый повар». | ||||
К. Г. Паустовский. «Старый повар». Тема и идея текста | ||||
Ю.Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». | ||||
Ю.Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». Удивительная дружба. | ||||
Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». История создания произведения. | ||||
Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Настоящая повесть о настоящем человеке. | ||||
Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».Героизм летчика Алексея Мересьева |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
(для 5-9 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
|
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" для обучающихся 8 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования разработана на основе:
- основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- учебника 8 класса в 2-х частях для общеобразовательных организаций/ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - 5-е изд. - М: Просвещение, 2017
- программы авторского коллектива: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5—9 классы :учеб.пособие для обще образоват. организаций / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.;
локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс «Родная литература (русская)» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса литературы в образовательной организации, но не дублируют их.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции
Курс рассчитан на 0,5 часа в неделю. Итого 18 часов в год.
Дружба – это священное слово, это священное чувство.
В. Козлов. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
О матерях можно рассказывать бесконечно…
М. Горький. «Мать изменника». Проблемы чести и предательства в произведении.
Материнская любовь.
Взросление –трудная штука…
А. Костюнин. «Вальс под гитару». Поиск жизненного пути. Тема памяти
Мой сверстник.
Л. Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Жестокость и одиночествоподростков в современном мире.
Нравственность — основа всех человеческих ценностей.
Диалог поколений. Нравственные уроки повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия».
Волшебная сила искусства.
Красота искусства. К. Г. Паустовский. «Драгоценная пыль». История жизни парижского мусорщика Жана Шамета. Истинная цена счастья.
Война —это священный долг, когда защищают родину.
Э. Казакевич. «Звезда». Подвиг разведчиков. Просмотр эпизодов из х/ф Н. Лебедева
«Звезда».
О матерях можно рассказывать бесконечно...
Е. Евтушенко. «Уходят матери». Основная мысль стихотворения. Образ матери в русской литературе 19-20 в.
Нравственность — основа всех человеческих ценностей.
А. Костюнин. «Поводырь». Учатся у тех, кого любят. Образ учителя музыки.
Память культуры.
К. Г. Паустовский. «Разливы рек». Литературный портрет М. Ю. Лермонтова.
К. Г. Паустовский. «Михайловские рощи». По местам А. С. Пушкина.
Война —это священный долг, когда защищают родину.
В. Кондратьев. «Сашка». Портрет писателя. Какой он, герой войны? Изображение войны в
повести. Анализ отдельных сцен, раскрывающих характер героя. Испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви.
Взросление –трудная штука…
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.
Любовь – это неведомая страна…
Г. Щербакова. Портрет писателя. «Вам и не снилось». Герои повести. Любовь в жизни героев.
Просмотр эпизодов из х/ф И. Фрэза «Вам и не снилось».
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата | Примечание | |
план | Факт | |||
В. Козлов. Рассказ «Сократ мой друг». | ||||
М. Горький. «Мать изменника». | ||||
А. Костюнин. «Вальс под гитару». | ||||
Л. Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». | ||||
Нравственные уроки повести А.Г. Алексина «Безумная Евдокия». | ||||
Красота искусства. К. Г. Паустовский. «Драгоценная пыль». | ||||
Э. Казакевич. «Звезда». Подвиг разведчиков. | ||||
Сочинение | ||||
Е. Евтушенко. «Уходят матери». | ||||
А. Костюнин. «Поводырь». | ||||
К. Г. Паустовский. «Разливы рек». | ||||
К. Г. Паустовский. «Михайловские рощи». | ||||
В. Кондратьев. «Сашка». | ||||
Захар Прилепин. «Белый квадрат». | ||||
Г. Щербакова. Портрет писателя. «Вам и не снилось». | ||||
Книга и фильм: «Вам и не снилось». Рецензия. | ||||
Итоговое сочинение |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
(для 5-9 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
|
Рабочая программа учебного предмета "Родная литература (русская)" для обучающихся9 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования разработана на основе:
- основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- учебника 9 класса в 2-х частях для общеобразовательных организаций/ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, - М: Просвещение, 2019;
- программыобщеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я Коровиной, 8-е издание, переработанное и дополненное, издательство «Просвещение», 2006г.;
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий .
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы :
- определять тему и основную мысль произведения;
- владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей ;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя ;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения ;
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений ;
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними , постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров ;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения ;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиямикак инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии ;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрени);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой ; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс «Родная литература (русская)» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса литературы в образовательной организации, но не дублируют их.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции
Введение.
Книга бессмертна. Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». Письма №22, 23. Любовь к книге.
О матерях можно рассказывать бесконечно…
К. Паустовский. «Телеграмма». Нельзя забывать о своей матери. Нравственнаяпроблематика рассказа.
Нравственность — основа всех человеческих ценностей.
В. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, двесудьбы.
Тема памяти в рассказе Ю. Бондарева «Простите нас!» Встреча героя со своей учительницей.
Волшебная сила искусства.
К. Г. Паустовский. «Ручьи, где плещется форель».Жизнь, похожая на музыку.
Война —это священный долг, когда защищают родину.
Поэзия Ю. Друниной о войне: «Я родом не из детства — из войны», «Зинка», «Ёлка».
Любовь – это неведомая страна…
Любовная лирика 20 века. Э. Асадов. «Сатана», «Добрый принц», «Слово о любви».. Р. Рождественский. «Всё начинается с любви».
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс рассчитан на 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
№ | Тема урока | Дата | Примечание | |
план | Факт | |||
Книга бессмертна. Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном». | ||||
К. Паустовский. «Телеграмма». Нравственный выбор героини | ||||
В. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви | ||||
Любовная лирика 20 века. Э. Асадов. «Сатана», «Добрый принц», «Слово о любви». | ||||
Р. Рождественский. «Всё начинается с любви». | ||||
Нравственный выбор героев в рассказах Э.Шима | ||||
К. Г. Паустовский. «Ручьи, где плещется форель». Настоящее искусство в рассказе | ||||
Тема памяти в рассказе Ю. Бондарева «Простите нас!» | ||||
Поэзия Ю. Друниной о войне. Мужество женщины на войне | ||||
А.Алексин. Повести. Нравственная проблематика. | ||||
Наш земляк Владислав Крапивин о детстве и море | ||||
В.Осеева – Хмелева.Динка прощается с детством. | ||||
В.Каверин. Два капитана. Настоящая дружба в романе. | ||||
В.Каверин. Два капитана.«Бороться и искать…» | ||||
В.Каверин. Два капитана. Катя и Саня: любовь через годы и расстояния | ||||
В.Каверин. Два капитана. Сочинение. | ||||
М.Москвина «Моя собака любит джаз» |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учебного предмета "русский родной язык" для обучающихся 6 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- учебника: Русский родной язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. [О.С.Александрова, О.В.Заговоровская, С.И.Богданов, Л.А.Вербицкая, Ю.Н.Гостева, И.Н.Добротина, А.Г. Нарушевич, Е.И.Казакова, И.П.Васильевых]. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2021.
- примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18.
- примерной рабочей программы по учебному предмету «Русский родной язык» 5–9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александровой. – М. : Просвещение, 2020
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце второго года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- объяснять национально-культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);
- понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом;
- комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
- характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах); целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;
- регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
- соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
- употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
- анализировать и различать типичные речевые ошибки;
- выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
- редактировать предложения с целью исправления грамматических ошибок;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
- использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы;
- использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
- владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;
- владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
- основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
- создавать тексты в жанре ответов разных видов;
- уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии в подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.). Исторические прототипы фразеологизмов.
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы. Типичные грамматические ошибки в речи
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч )
Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ - анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 часов)
На изучение учебного предмета «русский родной язык» в 6 классе отводится о,5 часов неделю, 17 часов в год.
№ | Тема урока | Дата | Примечание | |
план | Факт | |||
Раздел 1. Язык и культура (5 ч) | ||||
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. | ||||
Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. | ||||
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске | ||||
Национально-культурная специфика русской фразеологии. | ||||
Исторические прототипы фразеологизмов | ||||
Раздел 2. Культура речи (6 ч) | ||||
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов. | ||||
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. | ||||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы. | ||||
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи | ||||
Принципы этикетного общения. Национальные особенности речевого этикета. | ||||
Этика и речевой этикет. Этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия‚ утешения. | ||||
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч ) | ||||
Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | ||||
Словарная статья, её строение | ||||
Научное сообщение (устный ответ). | ||||
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. | ||||
Различные виды ответов: ответ - анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка | ||||
Компьютерная презентация. Практика. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
(для 5-9 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
|
|
Рабочая программа учебного предмета "русский язык как родной язык" для обучающихся6 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- учебника:Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций 8 кл./Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова, - М: Просвещение, 2017;
- Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18.
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучающийся должен:
- понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;
- соблюдать основные нормы современного русского литературного языка;
- совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации),
- овладеть нормами речевого этикета;
- представлять результаты деятельности.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии 7 подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка.
Старославянизмы. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).
Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата | Примечание | |
план | Факт | |||
Исконно русская лексика | ||||
Исконно русская лексика | ||||
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. | ||||
Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы | ||||
Типичные грамматические ошибки | ||||
Типичные грамматические ошибки | ||||
Активные процессы в речевом этикете. | ||||
Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ | ||||
Речевая агрессия. | ||||
Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. | ||||
Способы аргументации | ||||
Правила эффективной аргументации | ||||
. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении | ||||
Прямые и косвенные доказательства | ||||
Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации | ||||
Защита проектов | ||||
Защита проектов |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
(для 5-9 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
|
Рабочая программа учебного предмета "русский язык как родной язык" для обучающихся 6 класса, учебный план которого реализует основную образовательную программу основного общего образования разработана на основе:
- основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- учебника: Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций 9 кл./ Авторы: С.Г.бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др, - М: Просвещение, 2019;
- Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18.
- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий .
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучающийся научится :
- понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём;
- соблюдать основные нормы современного русского литературного языка;
- совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации),
- владеть нормами речевого этикета;
- представлять результаты деятельности.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии 7 подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс рассчитан на 0,5 часа в неделю. Итого 17 часов в год.
№ | Тема урока | Дата | Примечание | |
план | Факт | |||
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | ||||
Типичные орфоэпические ошибки в современной речи | ||||
Терминология и точность речи. | ||||
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. | ||||
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. | ||||
Типичные грамматические ошибки | ||||
Нормы построения словосочетаний по типу согласования | ||||
Варианты грамматической нормы | ||||
Эффективные приёмы слушания. | ||||
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации | ||||
Функциональные разновидности языка. | ||||
Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | ||||
Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. | ||||
Реферат. Слово на защите реферата. | ||||
Учебно-научная дискуссия | ||||
Учебно-научная дискуссия | ||||
Защита групповых проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень
В Концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 7 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего и среднего (полного) образова...
Рабочая программа по учебному курсу. Литература 8 класс. Базовый уровень
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. З...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература
Рабочая программа ОУД.01. Русский язык и литература разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерных программ ...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ для 10 классов на 2019-2020 учебный год (170 ч. / 5 ч. в неделю)
Данная рабочая программа рассчитана на углубленное изучение литературы в 10 классе в объёме 170 часов (5 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...