Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
статья

 Сборник материалов научно-практической конференции «Современные образовательные технологии как средство повышения качества преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях». 15 февраля 2017 г. / Сост. Ю.А. Розонова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. – 176 с. 
 
Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких обучающихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии.  В сборнике представлен опыт учителей-практиков и методистов. Авторы выделяют профессионально-значимые проблемы в использовании современных образовательных технологий и предлагают варианты их решения.  Сборник материалов научно-практической конференции предназначен для образовательных организаций, ориентированных на поиск конструктивного решения проблем образования. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcherbakova.docx957.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация успеха как компонент здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Щербакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №2 г. Починка Смоленской области

§1. Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС

    Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижений нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

    Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.

По данным НИИ педиатрии:

14% детей практически здоровы;

50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

35–40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.


    ФГОС «впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения»[1].

     Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в нынешней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

     Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

§2. Здоровьесберегающие компоненты на уроках русского языка и литературы

     Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, читать, анализировать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

     Можно выделить 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий: физиологические, педагогические, психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).

  1. К  группе физиологических здоровьесберегающих компонентов

следует отнести физиологически грамотно построенное занятие.

Обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие; опрос самочувствия;  релаксация; оздоровительные упражнения;  рефлексия; прощание. При планировании урока желательно включать зарядки-релаксации (не более 3-5 минут). Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения.

1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.

2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки и т.д.

4. Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд перед изучением новой темы создают «Веселые уроки Радионяни».

     2. Педагогические здоровьесберегающие компоненты.

    Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего,  на основе личностно ориентированного подхода. То есть в центр образовательной системы ставится   личность ребёнка, обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения  можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках  технологии  уровневой дифференциации обучения.  Один из способов работы по данной технологии - групповая работа, когда класс делим на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей  к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и  приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям, которые справляются с предложенным заданием медленнее.  Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь информационно – коммуникативные технологии, например, использование  ЦОР или ТСО на уроке.  Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но  дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику.

  Одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий   является  творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.  Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, уроки - творческие отчёты, уроки-ярмарки, с использованием ролевых игр, инсценирования, рисования.

Также очень эффективны и другие нестандартные формы:

  • Уроки-семинары,
  • Уроки- экскурсии,
  • Уроки-путешествия,
  • Уроки-исследования,
  • Уроки-концерты.

    3. Элементы  ортобиоза. (ЗОЖ)

    Ортобиоз - здоровый, разумный образ жизни. Из др.-греч. ὀρθός «прямой; правильный» + βίος «жизнь», далее из праиндоевр. *gweie- «жить».

    Ортобиоз, рассматривает понятие "здоровье" как единство трех составляющих:

  • физическое здоровье;
  • психическое здоровье;
  • нравственное здоровье.

    Ортобиоз включает заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, организованное рациональное питание, культуру общения и личную гигиену.

    Ортобиотика – это наука, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и наполнения жизненным оптимизмом.

      Одним из  важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики.

     Какие компоненты ортобиоза  можно использовать в работе учителя русского языка и литературы?

     На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм

    При подготовке к  ОГЭ и ЕГЭ (изложение, сочинение) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ.

    На уроках литературы полезны мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»: «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых – это перемена занятий», «Здоровье женщины – здоровье нации» и т.д.  С точки зрения популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся эффективны рубрики урока «Информация к размышлению» или «Знаете ли вы?»

Знаете ли вы, что русские писатели А.П.Чехов и В. Гиляровский основали в 1882 году «Русское гимнастическое общество»; Л.Н.Толстой увлекался верховой ездой, коньками, гимнастикой и велоспортом; английский поэт Д.Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом и т.д.

     Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики учатся составлять спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской "Утро", в 7 классе сочинение-интервью по картине А. Сайкиной "Детская спортивная школа".

     На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении. Цель таких уроков –  обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

     4. Психологические здоровьесберегающие компоненты.

    Спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока также положительно влияет на работоспособность учащихся. Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения.  О ситуации успеха сказано много. Важно создать ребёнку ситуацию, при которой он хоть на минутку, но порадуется своим незначительным успехам.

    Система методов создания ситуации успеха на уроке

  • Методы дифференцированного обучения
  • Метод проектов
  • Индивидуальное портфолио
  • Дифференцированное обучение
  • Работа в парах
  • Тесты
  • Опорные конспекты т алгоритмы

§3. Создание ситуации успеха на уроках русского языка и литературы как средство здоровьесбережения личности обучающихся

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

В.А. Сухомлинский

     Преподаватель должен создать такие условия, в которых обучающиеся испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, он должен помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создать ситуацию успеха. Использование данного педагогического приема должно способствовать повышению рабочего тонуса, производительности учебного труда, помочь обучающимся осознать себя полноценной личностью.

     С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

          В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности.  Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

  1. Ты на верном пути.
  2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
  3. Замечательно!
  4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
  5. Так держать!
  6. Это успешное начало.
  7. Я верю в тебя и т. д.

Методы и приёмы создания ситуации успеха

  • Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
  • Доступное объяснение учебного материала
  • Обязательное использование занимательной наглядности
  • Дидактические игры
  • Парные и групповые творческие задания
  • Индивидуально – дифференцированный подход (личностно ориентированный подход)
  • Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
  • Создание оптимальной благоприятной образовательной среды

    Создание ситуации успеха также позволяет повысить мотивацию учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно  научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции.

    Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже хранится! Значит это нужно!

     Создать на уроке ситуацию успеха, атмосферу доброжелательности мне, как учителю, помогают  психологические приемы, описанные в книге Белкина А.С.[2]:

1.Снятие страха.

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и тренируемся, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задания или упражнения».

2.        Авансирование успешного результата.

Помогает выразить свою твердую убежденность в том, что мой ученик обязательно справиться   с   поставленной   задачей.   Это,   в   свою   очередь,   внушает  ребенку уверенность в своих силах и возможностях.

«У вас обязательно получиться...»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3.        Скрытое   инструктирование ребенка  в   способах  и  формах  совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения.  Достигается путем намека, пожелания: «Возможно, лучше всего начать с...» «Выполняя задание, не забудьте о...»

4.        Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи, Алексей, товарищам не справиться...»

5.        Персональная исключительность.

Обозначает    важность    усилий    ребенка    в    предстоящей    или    совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы....»

«Только тебе я и могу доверить...»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...»

6.        Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу...»

«Так хочется поскорее увидеть...»

7.        Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а   какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось задание под № 1245…»

«Больше всего мне в твоей работе понравилось...»

«Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы».

§4. Упражнения и педагогические приёмы для создания ситуации успеха на уроках русского языка

  1. Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания

– это  лист, где прописаны:

  • задания, которые ученики могут выполнить на уроке;
  • чёткие указания, как и что должны ученики сделать за урок;

где ученику предоставляется:

  • возможность самостоятельного формулирования целей и задач предстоящего урока;
  • условие самостоятельного освоения учебным материалом, часто с предложением нескольких маршрутов для этого;
  • возможность оценить свою работу (сравнить с эталоном, образцом выполнения…).

Рабочий лист урока по русскому языку в 10 классе на тему:

«Учимся понимать исходный текст. Подготовка к ЕГЭ»

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Дата

 ______________

Фамилия ученика(-цы)

____________________________________________________________

Тема урока_______________________________________________________________________

Цель_____________________________________________________________________________

Оценочный лист

Балл

за  

орфоэпическую

разминку

Балл

за информационную

обработку текста

Баллы

за работу с текстом

Сумма баллов

Итоговая

оценка

проблема

комментарий

позиция автора

Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться из суммы баллов по следующей шкале:

             13-14 баллов – 5

10-12 баллов - 4

7-9 баллов - 3

0-6 баллов - 2

Задание №1

Орфоэпическая разминка

Вариант №

Критерии

Количество правильных ответов

Балл

8

5

6-7

4

4-5

3

0-3

2

 

Задание №2  

   

Учимся понимать исходный текст.

  • Перед вами  текст. Мы должны, ознакомившись с ним, решить: подписывать этот документ или нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие этого документа? Поддержка или нарушение прав отечественного производителя в данном документе? Не ошибитесь.

“Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи разрешений на беспошлинный ввоз иностранных товаров.”

  • Подписывать или не подписывать данный документ?

Ответ: __________________________________________

Критерии

Ответ

Балл

Не подписывать

5

Подписывать

2

Задание №3     Работа с текстом

КАК ГОВОРИТЬ?

1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. 2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? 3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. 4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

             5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. 6) В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. 7)«Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

8)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. 9)Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

10)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. 11)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

 12)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. 13)Но хоть и трудно – это надо, надо. 14)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».                                                                          

(По Д.С.Лихачёву)

Алгоритм написания сочинения- рассуждения

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий к проблеме.

4.Позиция автора.

5. Собственная позиция.

6. Аргумент жизненный.

7. Аргумент читательский.

8. Заключение.

Оцените свою работу на уроке

«?» - тему урока не понял,
«!?» - тему урока понял, но при выполнении д/з необходима консультация,
«!»  - тему урока понял, готов к самостоятельному выполнении д\з.

Использование рабочих листов на уроке позволяет:

  • организовать  продуктивную самостоятельную работу учащихся;
  • помочь ученику разобраться, оценить, сделать выводы самостоятельно, увидеть, как он продуктивно «учился»;
  • применить критериальное оценивание, способствующее ситуации успеха;
  • создать мотивирующую ситуацию, при которой учитель на уроке – консультант, наблюдатель, ученики – исследователи, сотрудники.

  1. Использование опорных конспектов и приёма схематизации и алгоритмизации на уроках русского языка и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

           В своей работе на уроках русского языка   часто использую элементы  методики Шаталова В.Ф., Меженко Ю.С., теоретический материал, различные средства конкретизации.

 С пятого класса мы составляем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет  использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.

  1. На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера.

ЕГЭ – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность сдачи экзамена во многом определяется подготовкой, выбором учебного материала. Составленные мною конспекты представляют собой краткий курс морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, лексики, фонетики, морфемики и словообразования в таблицах, схемах и алгоритмах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этих разделов.

Фонетика

Алфавит

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Звуки

Гласные звуки - [а], [о], [у], [и], [ы], [э]

Ударные       Безударные

Гласные звуки е, ё, ю, я

Обозначают 1 звук и мягкость предыдущего согласного

Обозначают 2 звука

1. После согласного.

 [р,э]чь, [л,у]к, [м,а]ч, по[л,о]т.

1. В начале слова. [й,э]ль, [й,у]г.

2. После гласных. по[й,о]т, ро[й,а]ль.

3. После ъ и ь. разъ[й,э]зд, подъ[й,о]м.

Согласные звуки

Парные по звонкости – глухости

Звонкие

Глухие

б    в   д   з   г   ж

п   ф   т   с   к   ш

Непарные

Глухие согласные: х, ц, ч, щ

Звонкие согласные (сонорные): р, л, м, н, й

Парные по мягкости – твёрдости

Мягкие

Твёрдые

б    в    г   д    з   к    л   м    н    п    р   с    т    ф   х

б,   в,   г,   д,   з,   к,   л,   м,   н,   п,   р,   с,   т,   ф,   х,

Непарные: мягкие: ч, щ, й; твердые: ж, ш, ц

  1. Тематические схемы при изучении нового материала.

          Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, а зачастую из собственных наблюдений по предлагаемому материалу и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в опорном конспекте. Таким образом, опорный конспект не даётся детям в готовом виде, а “вырастает” на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения педагогом материала: слово учителя, беседа, самостоятельная работа над теоретическим материалом учебника. Такое составление опорных конспектов ведёт к реальному сотрудничеству учителя с учащимися.

3. Алгоритмы.

         Творчески используя опыт Шаталова, постепенно от опорных конспектов перешла  и к составлению алгоритмов, убедившись на практике, что такой подход к решению учебных задач способствует эффективному повышению творческой активности учащихся.

Мы составляем опорный алгоритм при подготовке к экзамену. В процессе повторения и анализа изученной темы  по имеющимся опорным конспектам составляется алгоритм.  Например, «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастиях». При анализе предлагаемого учителем  практического материала старшеклассники вполне самостоятельно рисуют блок. Данный прием помогает наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, что важно для слабых учащихся.

Тема: «Буквы о-е после шипящих»             

Определить части речи.

        

                

     существительное, прилагательное,      глагол, причастие, отглагольное

                    наречие на о-е                           существительное,  отглагольное

                прилагательное        

            определить части слова.                    Е, Ё

                

                 или                                                                     

                         

е, ё                                                           поставить ударение

(Слова – исключения:

шорох, шов, крыжовник, шок,

 шорты, шомпол, капюшон,

обжора, трущоба, чопорный)             под ударением              без ударения

                

               о                              е

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Алгоритм      

                                                                                                   

Определить, от глагола или не от глагола образовано данное слово

Если не от глагола                                                                 Если от глагола

                                                                                                                                                                                                             

Прилагательное

Причастие

–НН-

-Н-

-НН-

1. Без приставки (кроме не-)

Гружёный

2. Без зависимого слова (вязаная кофта)

3. В сочетаниях типа: глаженые-переглаженые, латаная-перелатаная

1. В прилагательных на –ованный, -ёванный

(маринованный)

Искл.: кованый, жёваный

2. В прилагательных-исключениях:

Виданный

Виденный

Слыханный

Священный

Читанный

Желанный

Негаданный

Нечаянный

1. Если есть приставка (кроме не-)

Связанная

2. Если есть зависимое слово (вязанная крючком кофта)

3. Если причастие образовано от бесприставочного глагола совершенного вида

Брошенный – бросить

Искл.: раненый

В кратких отглагольных прилагательных сохраняется       –НН-

В кратких причастиях всегда –Н-

Только прилагательное  

Применить следующее

 правило                                                                                                                                  

 

-НН

1. В суффиксах –ан, -ян, -ин (серебряный)

Искл.: оловянный

           деревянный

           стеклянный

2. В прилагательных, не образованных от других частей речи

Юный, синий, свиной, зелёный, багряный, румяный, пьяный

1. В суффиксах –енн, -онн (революционный)

Искл.: ветреный

2. В прилагательных с основой на –н, образованных с помощью суффикса –н

Сон + -н = сонный

В кратких неглагольных прилагательных столько     –н-, сколько и в полных

           

                                   

     Опорный конспект может выглядеть по-разному: в виде таблицы, схемы,

алгоритма или правила. Выбор формы зависит от содержания. Постоянно   работая   с   опорными   конспектами,   дети   постепенно  «раскрепощаются»       (ведь   всегда   приходит   на   помощь   справочная   тетрадь:   посмотрел  и  вспомнил,  начал сомневаться  – проверил).  Даже  слабые  ученики   начинают  чувствовать  себя  на  каком-то  подъеме:  они  уверены  в  том,  что  не  зря   сидят   на   уроке,   что   способны                   разобраться   в   таком   непростом   русском   языке.   Они   мыслят,   активно   работают;   в  классе   устанавливается   атмосфера   взаимоподдержки   и   взаимопонимания.   На   этой      основе   вырабатывается   и   любовь   к   русскому   языку   как   школьному   предмету.         Такимобразом,   работа   с   опорными  конспектами  имеет  важное  воспитательоезначение.  

 Результаты

    Во-первых, значительно увеличился объём изучаемого на уроке материала, сформировался навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.

    Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.

    В-третьих, повышается мотивация к обучению, что повышает качество знаний при сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

    В итоге хочется отметить, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения  зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.

    Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями его изучения.

    Я считаю, применение блочной технологии способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

     В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

     В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся  овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

     В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.

     В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

   Завершая анализ моего опыта работы с опорными конспектами, хочу отметить, что педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

  1. Работа в группах

Фрагмент урока с применением здоровьесберегающих технологий

Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы и их употребление в речи»

Здоровьесберегающие технологии:

  •  Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд («Веселый урок Радионяни»)
  •  Релаксация
  •  Физминутка
  • Личностно – ориентированное обучение
  • Технология индивидуализации и дифференциации
  • Технология проблемного обучения
  • Технология игры
  • Технология группового обучения

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово. Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний

- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».

Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

(Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока)

- Да, ребёнок не знал, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной школы уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же это за слова.

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

- Всегда ли мы правильно употребляем фразеологизмы?

(Положительный эмоциональный настрой, эмоциональный заряд. «Веселый урок Радионяни») Аудиозапись

3. Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание, а потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.

Фронтальная работа (Найти ошибочное толкование)

тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

кот наплакал – довести кота до слёз

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

кот наплакал – много

спустя рукава – прилежно

мартышкин труд – бесполезная работа

знать назубок – наизусть

во весь дух – очень медленно

от доски до доски – от начала до конца

с гулькин нос – мало

горе луковое – талантливый человек

при царе Горохе – очень давно.

4.Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно дать определение, что такое фразеологизмы, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, откуда они появились и сверить с информацией из учебника.

(Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.)

(Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении)

5. Первичное закрепление

Работа в группах. Учитель направляет, консультирует. Ученики соединяют стрелками фразеологизмы и их значение. В случае затруднения обращаются к подсказке (Школьный фразеологический словарик)

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте                          Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение

Глаза открылись                                     Наедине

Вкладывать душу                                    Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                            Отдавать себя целиком

Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                          Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              Не к чему придраться

Физминутка (видеоролик)

6. Применение нового знания в стандартной ситуации.

Учитель консультирует в случае необходимости, ученики выполняют самостоятельно

Выборочный диктант (выписать только фразеологизмы)

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

7. Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование приведенных фразеологизмов.

На птичьих правах – временно (незаконно),  в один голос – вместе,  испокон веку – издавна,  тютелька в тютельку – точно,  тяп-ляп – кое-как,  с гулькин нос – мало,  как сонная муха – медленно, засучив рукава – усердно.

2.Напишите сочинение-миниатюру “На уроке”, используя фразеологизмы: набрать воды в рот, повесить нос, бить баклуши, держать язык за зубами, хлопать ушами, ловить ворон. (5-7 предложений).

(Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников)

8.Домашнее задание по выбору учащегося:

1)        подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

2)        нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним три предложения

3)        выписать из художественной литературы 5 предложений с фразеологизмами.

9. Подведение итогов. Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

10. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

11. Рефлексия Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.

  1. Работа в парах (сильный - слабый ученик)

Работа с таблицей. Укажите  соответствие между теоретическими понятиями и их  определениями.

Обязательно прилагается критерий оценивания и правильные ответы.

     Эти и другие приёмы я постоянно использую в процессе преподавания. Считаю, что создание ситуации успеха, связанное с формированием позитивной эмоциональной сферы ученика, сегодня особенно актуально.

    Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние на здоровье обучающегося и  на качество его обучения. 

   Список литературы и электронных ресурсов:

  1. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология, формы, методы, опыт применения. Методические рекомендации  //Под редакцией В. Д. Сонькина, М. М. Безруких. - М.: Триада - фарм, 2004.
  2. Меженко Ю.С. Методическая система В. Ф. Шаталова в обучении русскому языку. Москва, 1992.
  3. Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку .Пособие для учащихся.- М.: научно- методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 1992. – 109с.
  4. Методические     рекомендации:     Здоровьесберегающие     технологии     в общеобразовательной   школе:    методология   анализа,    формы,    методы,    опыт применения. Под редакцией М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. Москва, 2002.
  5. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы». - М: АРКТИ, 2003.
  6. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1990.
  7. Шаталов В.Ф.- Эксперимент продолжается.- М.- Педагогика.- 1989.
  8. Интернет ресурсы:

http://pedsovet.org/forum/index.php?s=4941aabe3689e2798500473207a3eac3&act=Attach&type=post&id=166

http://tco-physics.narod.ru/

                     


[1] Пояснительная записка к Федеральным государственным образовательным стандартам общего образования. МНО РФ. Москва, 2011.

[2] Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя. М: Просвещение. 1991. - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"

Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...

«Применение информационно-коммуникационных технологий как фактор повышения качества обучения русскому языку и литературе»

В работе делается акцент на то, что современный мир требует от школы коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готов...

"Современные образовательные технологии и новые направления в преподавании русского языка и литературы"

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы....

Статья "Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования."

Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от тра...

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев.

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы с использованием деятельности музеев....

Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества образования. Консультация для педагогов дошкольного отделения КОУ "НШООВЗ №1".

Использование современных образовательных технологий будет способствовать повышению качества предшкольной подготовки детей в условиях ДОУ, а именно у выпускников будут сформированы предпосылки к учебн...

Пути повышения качества преподавания русского языка и литературы

Наше педагогическое кредо – «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает главная педагогическая задача школы – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявле...