Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы
статья по теме
Рассматриваются понятия: интеграция, интегральные технологии. Рассказывается об организации интегрированных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_statya.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы
«Просто знать – ещё не всё,
Знания нужно уметь использовать»
Гёте
Приоритетным направлением СПО сегодня является организация такого процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательских компетенций студентов.
Функции среднего профессионального образования в современной социокультурной ситуации не могут ограничиваться подготовкой студентов к профессиональной деятельности, а становится формой трансляции и воспроизводства культурных норм, ценностей, идей, и дисциплинам гуманитарного цикла в этом процессе принадлежит первостепенная роль.
Необходимо заинтересовать студентов, поставить их в позицию исследователя, пробудить интерес к учебным дисциплинам и создать внутреннюю мотивацию учебной деятельности. Когда учащийся не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, эти знания более прочные.
Интеграция – путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, а ее основа – межпредметные связи. Использование интеграции как средства формирования исследовательских компетенций направлено на повышение мотивации обучения и стимулирование самостоятельности студентов при подготовке к учебным занятиям. Основными задачами являются:
- Воспитание познавательной активности;
- Выработка умения самостоятельно находить необходимую информацию, ее анализировать, систематизировать, структурировать и классифицировать, проводить исследование;
- Повышение эффективности учебных занятий, развивая мотивацию через использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов.
- Совершенствование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности, повышая культуру устной и письменной речи.
Интегральные технологии открывают огромные возможности перед преподавателями. Роль новых технологий, всех перспективных методов обучения направлена на процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития студентов.
На учебных занятиях используем активные формы, которые способствуют формированию исследовательских компетенций, развитию умения грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности:
- занятия-исследования;
- семинары;
- практикумы;
- деловые игры;
- дискуссии и т.д.
Организация и проведение интегрированных занятий состоят из следующих этапов:
1. Мотивация и целеполагание.
2. Планирование.
3. Исследование.
Использование данной технологии позволяет:
- значительно сэкономить время на учебном занятии;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;
- разнообразить формы работы;
- активизировать внимание;
- повысить творческий потенциал личности.
Интеграция между учебными дисциплинами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей этих дисциплин. Художественный текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих гуманитарных наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологи, философии, литературоведения, истории и других.
При подготовке и проведении интегрированного учебного занятия ставится общая цель – студенты должны осознать межпредметную сущность познавательных задач, осуществить отбор необходимой информации из различных областей знаний, аргументированно и лаконично отвечать на вопросы. Преподаватель направляет внимание, формирует исследовательские компетенции путем заданий и упражнений, выявляет способности и интересы студентов.
Применяем разнообразные методы, приемы, средства (проблемное и групповое обучение, репродуктивный, частично-поисковый, продуктивный, метод опорных сигналов, метод самостоятельной работы с художественным текстом и дидактическим материалом, метод проектов), которые основаны на аналитической работе с текстом и предполагают возможность выбора студентом самого текста, заданий, справочного материала, форм выполнения работы. Подобные учебные занятия создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих компетенций и реализуются через педагогику сотрудничества.
Хорошо прослеживается связь литературы и истории при знакомстве с биографией писателя, с определенной эпохой и при анализе стихотворений. Так, например, по теме «Лирические откровения Афанасия Афанасьевича Фета» студенты «познали истину», работая в творческих группах, что позволило им погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины ХIХ века.
- Группа текстологов прочитала и проанализировала несколько стихотворений А.А. Фета, познакомила с тематикой его творчества. Была отмечена музыкальность и лиричность стихов. Прозвучал романс П.И. Чайковского на стихи А.А. Фета «Я тебе ничего не скажу».
- Группа литературоведов познакомила с перепиской поэта, с воспоминаниями о нем современников, мемуарами.
- Группа архивариусов познакомила с библиографическими данными поэта. В завершающей части учебного занятия студенты дали письменные аргументированные ответы на вопросы.
Одним из источников эстетического воздействия на студентов являются также произведения живописи. Использование картин и иллюстраций дает возможность вырабатывать целенаправленное суждение, развивать ассоциативное мышление.
Совместно с преподавателем математики было подготовлено и проведено интегрированное занятие по теме «Имя числительное». В процессе работы студенты обобщили и закрепили знания, познакомились с историей числительного 40, с древнерусскими именами, со старинными русскими мерами длины, с историей марафонской дистанции, исследовали загадку Российского флага и ответить на вопрос: почему число «13» считается несчастливым.
Довольно эффективным средством развития исследовательских компетенций является ведение читательского дневника, в котором интегрируется связь литературы с другими предметами гуманитарного цикла. Теоретические сведения, включенные в читательский дневник студентов, излагаются в стройной логической системе, проиллюстрированы и подкреплены основательным практическим материалом, соответствующим общеобразовательной программе. Необходимо отметить, что работа студентов в читательских дневниках направлена и на развитие самостоятельной практической творческой деятельности.
Применяемые на занятиях русского языка и литературы технологии исследовательской деятельности, проблемного обучения, информационные технологии являются эффективным средством формирования исследовательских компетенций в интеграции с другими учебными дисциплинами и дают возможность рационально использовать полученные знания в условиях изменяющейся исторической ситуации.
1. Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru, 2008.
2. Горбатюк, С.Ю. Организация творческой деятельности учащихся на уроках русского языка как средство формирования ключевых компетенций /С.Ю. Горбатюк // «Физика и окружающий мир»: материалы респуб. научн.-практ. конференции. − Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. − С. 113.
3. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] /А.Н. Поддъяков. - М., 2000.
4. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/А. И. Савенков//Школьные технологии. 2008.- №1,.- с. 11-20.
5. Середенко, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам [Текст]/П. В. Середенко – М.: МПГУ, 2007. – 186 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций учителя
Статья раскрывает необходимость использования научно-исследовательской деятельности в работе учителя....
Задачи с параметрами как средство формирования исследовательской компетенции учащихся в классах физико-математического профиля
Разработка методики формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в курсе алгебры и начал анализа на примере кла...
Рецензия на статью Будаевой Татьяны Анатольевны "Читательский дневник студента как средство формирования исследовательских компетенций"
отзыв руководителя о статье...
Статья "Читательский дневник студента как средство формирования исследовательских компетенций"
В статье показана необходимость вовлечения студентов в исследовательскую деятельность, которая является частью образовательного процесса....
Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)
«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...
Педагогический проект: « Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка и литературы»(2017г)
ldquo;Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон,учиться облекать свои впечатленияв более совершенную, яркую, простую форму ”.М. Горький...
Статья использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории как средство формирования ключевых компетенций студентов
Тезисы на онлайн - выступления на межрегиональном научно – практическом симпозиуме«Современные тенденции исторического образования в школе: опыт сохранения исторической памяти и преемствен...