Средства выразительности на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Лекция по теме:"Средства выразительности русской речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnye_sredstva.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы
Троп - (греч. «поворот») оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении.
Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.
Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении .
Это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Глаза громадные, как прожекторы.
(В. Маяковский)
В сто сорок солнц закат пылал…
(В.Маяковский)
Гротеск - Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Градоначальник с фаршированной головой
(у Салтыкова –Щедрина)
Ирония - троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.
- осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается.
- Признаком иронии является двойной смысл , где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый .
Отколе , умная , бредёшь ты, голова?
(И. Крылов.)
(в обращении к ослу)
Литота - средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в
- образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления.
Талии никак не толще бутылочной шейки.
(Н. Гоголь.)
Метафора (развёрнутая метафора) - греч.(перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
Метафора – скрытое сравнение.
Простая метафора:
Нос корабля ,ножка стола , заря жизни , говор волн,
град пуль, закат пылает, льётся речь
(метафора построена на сближении предметов ,явлений по одному признаку)
Метонимия - (греч. переименование). Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.
Не то на серебре – на золоте едал.
(Грибоедов)
Ну , скушай же ещё тарелочку ,мой милый!
(Крылов)
Олицетворение - троп, состоящий в приписывании неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ.
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?
(Ф.Тютчев.)
Перифраза - Выражение являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
- Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Царь зверей (вместо лев)
Туманный Альбион (вместо «Англия»)
Творец Макбета (Шекспир)
Синекдоха - Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.
- Часть вместо целого.
Все флаги в гости будут к нам.(в значении «корабли») ( А.Пушкин.);
Швед, русский колет, рубит, режет.
- Родовое название вместо видового.
Ну что ж, садись ,светило.(В.Маяковский) (вместо «солнце»)
- Видовое название вместо родового.
Пуще всего береги копейку.(Н.В.Гоголь) (в значении «деньги»)
- Единственное число вместо множественного
И слышно было до рассвета ,как ликовал француз.(М.Ю.Лермонтов)
Сравнение - троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.
Лёд неокрепший на речке студёной
словно как тающий сахар лежит.
(И. Некрасов)
Сравнение выражается:
- Творительным падежом
- Формой сравнительной степени прилагательного или наречия
- Оборотами со сравнительными союзами
- Лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. д.)
Эпитет – образное определение, слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.
При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное ,
определяющее существительное ,но и существительное – приложение, а также
наречие ,метафорически определяющее глагол.
Мороз – воевода ,бродяга – ветер, старик океан ;
Гордо реет Буревестник (М.Горький)
Петроград жил в эти январские ночи напряжённо,
взволнованно ,злобно, бешено. (А.Толстой)
Постоянный эпитет - Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое.
Море синее ,поле чистое ,солнце красное ,тучи чёрные;
добрый молодец ,красна девица, зелена трава…
Фигуры речи
Анафора - Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф, прозаического отрывка.
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища.
Антитеза - Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
А новое так отрицает старое!..
Оно стареет на глазах!
Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе.
Градация - (постепенность) - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей.
Градация восходящая - расположение слов в порядке усиливающегося значения.
Пришёл, увидел , победил.
Юлий Цезарь
Градация нисходящая - расположение слов в порядке уменьшающегося значения.
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разорённым очагам;
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
О.Берггольц.
Инверсия - ( перестановка ) стилистическая фигура, состоящая в нарушении обще грамматической последовательности речи.
В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место для него не является обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое.
Помогла им чистейшая случайность. (инверсировано подлежащее)
Лексический повтор – намеренно повторение одного и того же слова.
Повтор слов:
- для обозначения большого числа предметов, явлений.
За теми деревнями леса ,леса , леса.
- для усиления признака, степени качества или действия.
Вот тёмный, тёмный сад.
И ближе ,ближе всё звучал грузинки голос молодой.
- для указания на длительность действия.
Зимы ждала ,ждала природа.
А.С.Пушкин.
Оксюморон - Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу ,логически исключающих одно другое.
Звонкая тишина
Горькая радость.
Риторический вопрос, восклицание, обращение - Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа, а для эмоционального воздействия на читателя.
Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получения на него ответа, а для эмоционального воздействия на читателя.
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
(А. Пушкин.)
Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливая выразительность речи.
Синтаксический параллелизм - Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения ) соседних предложений или отрезков речи.
То не чудо сверкает над нами,
То не полюса блеск огневой,..
(Н.Тихонов)
Умолчание - оборот речи ,заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным, поразмышлять , о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.
Но слушай :если я должна тебе…
кинжалом я владею,
я близ Кавказа рождена.
(А.С.Пушкин.)
Эллипсис - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации по смыслу.
Во всех окнах – любопытные, на крышах – мальчишки.
(А.Толстой)
Используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности.
Вместо хлеба – камень, вместо поученья – колотушка.
(М.Е.Салтыков - Щедрин)
Эпифора - Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторенфие в конце стихотворных строк слова или словосочетания.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему именно титулярный советник ?
(Н.В.Гоголь)
Звукопись - приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...
(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание - подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.
Когда гремел мазурки гром...
(А. Пушкин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы
Подготовка молодёжи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже ...
Методический семинар "Формирование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и литературы в 5- 9 классах как средства развития творческого потенциала учащихся"
Конкурсное задание "Методический семинар" Конкурс "Учитель года Сочи-2015"...
Педагогический проект. Тема проекта: "Применение изобразительно - выразительных средств на уроках русского языка и литературы".
В этой работе я показала, как можно использовать с эффективностью изобразительно - выразительные средства на уроках русского языка и литературы....
Система работы по изучению средств выразительности на уроках русского языка
Данное пособие представляет собой методические рекомендации, помогающие учителю организовать работу по изучению изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка....
Средства выразительности на уроке русского языка в 10 классе
Предлагаю вашему вниманию урок, посвященный подготовке к ЕГЭ....