Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Развитие речи" рассчитана на 34 часа и используется в общеобразовательных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie_rechi_chikina_v.v.docx | 35.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Развитие речи» предназначена для проведения занятий в6 классе. В основу программы положены нормативные требования. Программа имеет познавательную и развивающую направленность.Специфика изучения курса «Развитие речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
- проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
- задания, направленные на активизацию словарного запаса школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
- упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
- вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
- развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
- совершенствование навыков выразительного чтения.
Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, викторины, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.
Актуальность
Уровень развития речи значительного числа учащихся 6 классов явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи учащихся является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения школьников.
Цели программы:
- создание условий для формирования языковой компетенции учащихся;
- совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: произношения, письма и чтения;
- формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи программы:
- Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
- Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
- Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
- Обогащать словарный запас учащихся коррекционного класса.
- Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи.
В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Организация деятельности школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- учитываются индивидуальные особенности развития каждого обучающегося;
- принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
- принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
- взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
- коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
- системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
- этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
- концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Срок реализации программы.Данная программа рассчитана на 1 учебный год – 34 учебных часа.
Формы и режим организации занятий:
- Групповая
- Индивидуально-групповая
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты
Обучающиеся будут знать:
- Для чего нужна речь.
- Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
- Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
- Какие бывают тексты.
- Как строится текст.
- Что такое план.
Обучающиеся будут уметь:
- Различать устную и письменную речь.
- Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них.
- Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами.
- Произносить звуки и слова с максимальной реализацией индивидуальных возможностей.
- Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре.
- Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя.
- Составлять рассказы по серии картинок.
- Отгадывать загадки.
Способы определения результативности
Подведение итогов работы является необходимым методом в работе коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является итоговая проверка техники чтения по окончанию учебного года и написание сочинения на заданную тему. Такая форма работы позволяет сделать выводы об эффективности обучения за период учебного года, а также улучшился ли уровень развития устной и письменной речи учащихся.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
Речь. | ||||
Особенности монологической и диалогической речи? | 1 | 1 | ||
Устная речь как основное средство коммуникации. | 1 | 1 | ||
Письменная речь и ее специфика | 1 | 1 | ||
Красноречие. Говорим правильно. | 1 | 1 | 2 | |
Речевые коммуникации. | ||||
Правила этикетного общения. | 1 | 1 | ||
Правила общения в социальных сетях. | 2 | 2 | ||
Язык публичных выступлений | 1 | 2 | 3 | |
Слова. Словосочетания. Предложения. | ||||
9. | Как пополняется словарный запас языка. | 1 | 1 | 2 |
10. | Пополняем словарный запас. | 1 | 1 | |
11. | Правильность построения словосочетаний. | 1 | 1 | 2 |
12. | Предложения. Какие они бывают. | 1 | 1 | 2 |
Текст. | ||||
13. | О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова. | 1 | 2 | 3 |
14. | Типы текстов. | 1 | 1 | 2 |
15. | Составление плана текста. | 1 | 1 | 2 |
16. | Составление рассказа. | 1 | 2 | 3 |
17. | Подготовка к написанию сочинения. | 1 | 1 | 2 |
18. | Написание сочинения. | 1 | 1 | |
19. | Итоговая проверка выразительного пересказа составленного текста. | 1 | 1 | |
20. | Подведение результатов. | 1 | 1 | |
Итого | 15 | 19 | 34 |
Методическое обеспечение программы
Для организации образовательного процесса по программе «Развитие речи» необходимо следующее методическое обеспечение:
- Компьютер
- Проектор
- Тематические презентации
- Орфографический, толковый и фразеологические словари
Литературные источники
- Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. – М.: «Просвещение», 1978.
- Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО Столетие, 1994.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
- Сахарова С.Р. О культуре речи и общения. Методические рекомендации к урокам культуры речи и общения в начальных классах. Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара. – Арзамас, 1995.
- Фольклор и родное слово: Учебное пособие. / Авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. – 2-е изд., с измен. и допол. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению по ФГОС НОО. Развитие речи (Английский язык) «Полиглотик»
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС «Культура речи»
Рабочая программавнеурочной деятельности по ФГОС«Культура речи»...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО "Риторика. Культура речи"
Курс «Риторика. Культура речи» даёт возможность учащимся 10-11 классов овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли об избранном предмете. Кроме того, ри­...
Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи»
Программа по курсу внеурочной деятельности «К тайнам слова: культура речи» рассчитана в 10 классе на 34 ч. в год (1 час в неделю). Рабочая программа имеет следующие цели: обобщи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...