Рабочая программа по родному языку (7 класс).
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по родному языку (7 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnomu_yazyku_7klass.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»
Согласовано на методическом объединении. Протокол №1 от 29 августа 2019г. Рук.ШМО_________ | «Утверждаю» директор школы _______ Салакаева Н.З. Приказ № 27 от «26» августа 2019г. Протокол №1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочую программу разработала: Деревянко Светлана Сергеевна должность: учитель русского языка и литературы Подпись разработчика: ______ |
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Родной русский язык и родная русская литература» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает 35 часов, т. е. 1 час в неделю (0,5ч. – родной русский язык, 0,5ч. – родная русская литература)
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.
Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 7 классе изучают разновидности употребления языка, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.
В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык и родная русская литература» ученик должен:
знать/понимать
· богатство лексики русского языка;
· особенности употребления лексики русского языка;
· эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
· особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
· определять лексическое значение слова;
· определять виды лексических единиц;
· различать жанры народной словесности;
· различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
· выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
· пересказывать прозу;
· работать со словарями;
· находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
· строить диалог;
· создание собственных текстов различных типов речи;
· создание собственных текстов различных жанров;
· употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
· творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родной русский язык)
1. Введение – 2ч.
Значение языка в жизни человека и общества. Слово и словесность.
2. Разновидности употребления языка – 3ч.
Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. Язык художественной литературы.
3. Формы словесного выражения – 2ч.
Формы словесного выражения в нехудожественной словесности. Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог.
4. Стилистическая окраска слова – 9ч.
Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ | Темы уроков | Дата | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Введение | |||||
1. | Значение языка в жизни человека и общества. | Научиться составлять рассуждение на лингвистическую тему. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять нужную информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова. | Формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека. | |
2. | Слово и словесность. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности. | |||
Разновидности употребления языка | |||||
3. | Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. | Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык. | Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. | Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности. | |
4. | Язык художественной литературы. | Знать богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилис-тические возможности изученных языковых единиц. | Коммуникативные: восприятие на слух литературных произве-дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отно-шения, выявляемые в ходе исследования. | Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров. | |
5 | Развитие речи. Сочинение «Вот и лето прошло». | Уметь создавать текст на заданную тему, составлять план, определять основную мысль, отбирать содержание, выстраивать его в определенной последовательности. | Коммуникативные:формулировать собственное мнение и пози цию, аргументировать ее Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста. | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию | |
Формы словесного выражения | |||||
6 | Диалог и монолог в нехудожественной словесности. | Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог. | Коммуникативные: строить монологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Осознавать роль слова в выражении мысли. | |
7 | Диалог и монолог в художественной словесности. | Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог. | Коммуникативные: строить монологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня. | |
Стилистическая окраска слова | |||||
8 | Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов. | Употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской. | Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Интерес к изучению языка. | |
9 | Стилистические возможности синонимов. | Знать стилистические возможности синонимов, уметь находить в тексте близкие по значению слова. | Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для орга низации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Осознание лексического богат ства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию | |
10 | Стилистические возможности антонимов. | Знать стилистические возможности антонимов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова. | Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтакси-ческими нормами родного языка. Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач Познавательные: осуществлять поиск информации с исполь-зованием ресурсов библиотек и Интернета. | Усвоение лексического много образия русского языка. Умение адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества. | |
11 | Стилистические возможности фразеологизмов. | Знать стилистические возможности фразеологизмов, уметь находить в тексте. | Коммуникативные: уважительно относиться к партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую инфор-мацию. Познавательные отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа. | |
12 | Развитие речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. | Знать определение текста, его признаки, умеют доказывать принадлеж-ность к тексту, употреблять смысловую и грамматическую связь пред ложений в тексте, подбирать заглавие, отражающее тему. | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста. | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к самосовершенствованию | |
13 | Развитие речи. Сжатое изложение. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста. | Осознание ответственности за написанное; интерес к созда-нию сжатой формы исходного текста. | ||
14 | Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. | Знать стилистические возможности сущ., прилаг., глаголов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе работы. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Вормирование общей культуры и мировоззрения. | |
15 | Контрольный диктант. | Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пункту ационные навыки; выявить наиболее часто встречаю-щиеся ошибки и отработать их. | Коммуникативные: формировать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: явления, процессы, связи и отношения, выяв ляемые в ходе выполнения контрольной работы. | Способность к самооценке. | |
16-17 | Стиль в художественной словесности. | Уметь различать слова по их стилистической окраске. | Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать. Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | Интерес к изучению языка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама....
Рабочая программа по родному языку 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родному языку 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родному языку 6 класс 2017-2018уч.год
Тонафнемань предметть основной целенза: Максомс содамошит морфологияста; ладямс системас и крхкалгофтомс иттнень содамошиснон теоретическяй материалть коряс и касфтомс синь практическяй навыкснон фоне...
Рабочая программа по родному языку 7 класс 2017-2018уч.год.
Тонафнемань курсть характеристикац: Рабочай программась тиф Мордовия Респубикань Образованиянь Министерствать программанц коряс М.А.Келин, Т.И.Ломакина "Мокшень кялень программат 5-11 классненди...
Рабочая программа по родному языку 8 класс 2017 2018 уч.год.
Тонафнемань курсть основной целенза:Максомс содамошит валзюлмоть и простой валрисьмоть тонафнемста; шачема кяльть лезксонц вельде, сонь лангозонза нежедезь, касфтомс иттнень логическяй мяльснон -...
Рабочая программа по родному языку 5 класс
Тыва дыл 5 класс...