Авторский проект дополнительного образования для обучающихся 6-7 классов «Без булдырабыз», направленный на обучение и творческое развитие одаренности детей
проект (7 класс)

Набиуллина Резеда Хайдаровна

Проект  дополнительного образования для обучающихся 6-7 классов «Без булдырабыз», направленный на обучение и творческое развитие одаренности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta.docx621.96 КБ

Предварительный просмотр:

Описание проекта «Без булдырабыз»

направленного на обучение и развитие одаренных детей

Введение

В современных условиях одной из важнейших особенностей развития современного российского общества является инновационная направленность преобразований в различных сферах его жизнедеятельности, в том числе в образовании. Это подчеркивается на уровне обращений президента, различных документов федерального уровня (Проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г., Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).

Проекты перспективного развития для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан рекомендуется разрабатывать на основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая состоит из шести направлений. Одна из них: Развитие системы поддержки талантливых детей. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся.

На основании вышеизложенного, я разработала проект «Без булдырабыз». Срок реализации проекта 1 год (2015-2016 учебный год). Обучение и развитие одаренных детей - дело хлопотное и кропотливое. Только имея системный подход к данной проблеме можно добиваться хороших результатов.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

  Эта проблема заставила меня, учителя татарского языка, подойти к дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в целом. Если раньше я, как все, занималась знаниевым подходом и думала, что этого достаточно, то сегодня для меня приоритетом является деятельностный подход к преподаванию своего предмета. Именно этот подход стал индикатором выявления одаренности, как явления.

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным направлением российской педагогики. Данная проблема стала актуальной в связи с изменением приоритетов в системе образования. В XXI веке произошла модернизация российского образования, в основу которого положена концепция личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, предполагающая обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Тем не менее, задачей педагога и в современных условиях остается диагностика личных качеств ребенка, выявление его познавательных интересов и образовательных возможностей. Так, по последним данным социологических исследований, примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т. е. 20% может быть отнесена к способным (одаренным) детям. Но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их талантов. И поэтому всего лишь 2-5 % от общего числа школьников действительно проявляют себя самостоятельно как одаренные дети.

Определение одаренности - трудная задача, т. к. в настоящее время не существует четкого определения одаренности. В психолого-педагогической науке считается, что оценка конкретного ребенка как одаренного является в значительной степени условной. Поскольку носит временной субъективный характер.

В научных трудах В. Д. Шадрикова, А. М. Матюшкина, Н.И. Панютиной и других педагогов-исследователей разработана концепция детской одаренности, которая рассматривает одаренность как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, позволяющее достигать отдельному индивиду достаточно высоких жизненных результатов в разнообразных видах деятельности по сравнению с другими людьми. Концепция творческой одаренности позволяет раскрывать одаренность как результат комплексного взаимодействия наследственных и социальных факторов, реализуемых в процессе целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Соответственно, детский возраст является наиболее сензитивным периодом для выявления и развития одаренности. Следовательно, перед каждым педагогом в современных образовательных условиях поставлена задача по активизации познавательной мотивации в процессе индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Постановка цели деятельности и конкретных достижимых задач.

Я, как педагог, стремясь реализовать проект «Без булдырабыз», перед собой поставила следующую цель:

Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников родному (татарскому) языку и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.

Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:

- изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;

- разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;

- на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;

- разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом специфики преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;

- оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.

Содержание и механизм реализации, планируемые результаты

В целях реализации вышеизложенных задач, мною определены этапы деятельности:

1. Диагностика выявления одаренных детей;

2. Осуществление деятельности с конкретным учеником;

3. Отработка системы работы по развитию одаренности;

4. Выход на результат.

Выявление одаренных детей дело довольно сложное. Для этого нужно отработанная система совместной деятельности не только учителя-предметника, но и классного руководителя и школьного психолога. Иногда при работе с этими детьми возникают педагогические и психологические трудности, которые я преодолеваю благодаря взаимному доверию и взаимопониманию с учеником. Таким образом, работу я начинаю с диагностики для определения одаренности по методике Н.И. Панютиной "Характеристика ученика", где характеристика ученика рассматривается с 4-х позиций:

  • "Учебные характеристики"
  • "Мотивационные характеристики"
  • "Творческие характеристики"
  • "Лидерские характеристики"

Данная методика помогает реально систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.

Нужно охарактеризовать типичное поведение ученика, поставив на свободном месте каждой строчки "да" или "нет". Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что сделано, не нужно. Результаты налицо. С помощью этой методики я получаю дополнительную информацию об ученике. Параллельно диагностирую и родителей учащихся по методике Н.И.Панютиной "Родительские исследования".

Далее идет конкретная индивидуальная работа с каждым по различным направлениям развития личности ученика: по методике "Карта одаренности" (по Н.И.Панютиной). В последующем карта одаренности помогает выстроить содержание деятельности с каждым ребенком в отдельности. Для меня, как учителю гуманитарного цикла, важны интеллектуальная, творческая, академическая и литературные виды одаренности.

Урок как основная форма работы с учениками является для меня самым важным элементом в моей деятельности. А начинаю работу с самих же учащихся, исходя из возможностей и способностей. Учитывая желания учащихся, я разделяю их на 3 условные группы: сильные, средние и слабые. Перемещение из одной группы на другую возможно в любое учебное время.

Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками из базовой группы. Построение уроков на основе внутриклассной дифференциации позволяют решать следующие задачи:

  • максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых;
  • путем углубления и путем опережения развивать умственные способности и потребности самостоятельного добывания знаний.

Расширение содержания учебного предмета происходит в следующих направлениях:

  • более полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
  • выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений (сравнение, классификация, определение закономерностей и т. д.), формирование надпредметных умений и навыков (умение планировать свою деятельность, соотнести результат с целью и т. д.);
  • включение в процесс обучения творческих заданий;
  • расширение кругозора учеников в процессе работы с дополнительной литературой.

На разном этапе урока я стараюсь использовать потенциальные возможности ученика.

Ниже привожу некоторые виды работ, в которых участвуют способные учащиеся.

Тип урока

Работа с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы

1. Урок изучения нового материала.

 

 

 

2. Урок формирования умений и навыков.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

4. Урок контроля.

- более полное всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;

- подготовка информации о писателе и т. д.

- упражнения трудные, большие по объему;

- разноуровневые задания и т.д.

- система проблемных вопросов и вопросов исследовательского характера и т.д.

- задания сложные, требующие творчества;

- разные темы сочинений;

- разные тесты и т.д.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетаю с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаю определенным своеобразием.

Одаренных учащихся обучаю в классах вместе с другими тоже хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся. Такая систематическая работа дает свои результаты: за последние 3 года качественная успеваемость по татарскому языку возросла с 76,2% до 79%, а по татарской литературе - с 78,3% до 84%.

Подготовка учащихся к олимпиаде по татарскому языку и литературе как одна из форм проявления одаренности. Подготовка к олимпиаде требует от учителя татарского языка и литературы большой отдачи, длительной подготовки, поиска нового, современного.

При подготовке к предметной олимпиаде я выделяю следующее:

  • Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.
  • Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.
  • Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой.

Ниже приведу разработанный мною пакет тренировочных заданий, которые использую при подготовке к олимпиаде по татарскому языку и литературе.

Татарский язык.

1. Грамматический анализ (фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и т. д.)

2. Лексикология.

3. Вопросы языкознания.

4. Прямая и косвенная речь.

5. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

6. Сложные конструкции.

7. Виды деловых бумаг.

8. Стили речи.

9. Ученые - языковеды.

10. Практическая работа со справочной и научной литературой.

11. Различные тестовые задания и т. д.

Задания по родной литературе я группирую по следующим направлениям:

Задания информационного характера. Знакомство с творчеством татарских писателей, творчество которых не входит в учебную программу. (Репрессированные писатели, писатели-корчагинцы Г. Сагиров, Ф. Яруллин и др., женщины-писатели, писатели-просветители, различные премии, присуждаемые татарским писателям и т. д.).

Творческие работы (анализ художественных произведений, практическая работа по стихосложению, работа по определению в контексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка, различные жанры сочинений и т. д.).

Литературное краеведение (знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края, о творчестве писателей, жизнь которых связана с нашим городом).

Новинки литературы (писатели-юбиляры, возвращенные имена, например, творчество Г. Исхаки, И. Салахова и т. д.).

Работа с научной и справочной литературой (теория литературы).

Взаимосвязь татарской и русской литератур (сравнительный анализ творчества Г. Камала и М. Горького, Х. Такташа и В. Маяковского, Г. Тукая и А. Пушкина и т. д.).

Для того, чтобы ученик мог чувствовать себя на олимпиаде целеустремленным, собранным, раскрепощенным, мог конкурировать с другими, он должен быть тщательно подготовленным. Подготовка к олимпиаде требует ежедневной систематической работы, иногда не 1 год. Я стараюсь готовить учащихся именно так. Поэтому мои учащиеся всегда подтверждают свои знания, полученные на уроках татарского языка и литературы, творческие способности на олимпиадах разного уровней.

Результаты моих учащихся на олимпиадах: Айдуллина Ксения, 5 кл. – победитель муниципального этапа республиканской олимпиады по татарскому языку, 2015 г.; Айдуллина Ксения, 6 кл. – призер муниципального этапа республиканской олимпиады по татарскому языку, 2016 г.; 

Дополнительное образование учащихся является эффективной формой работы с одаренными детьми. Начиная с 90-х годов, в школе под моим руководством ведется кружок "Каурый калэм" ("Золотое перо"), целью которого является приобщение учащихся к азам журналистской и писательской деятельности.

За это время на страницах районной газеты "Туган як" вышли статьи, стихотворения и другие виды работ.

Направления деятельности кружка следующие:

  1. Знакомство с татарской периодической печатью и рубриками в них.
  2. Терминология в периодической печати (статья, рубрика, фельетон, шарж, заметка, репортаж, интервью и т. д.). Работа со справочной литературой.
  3. Сходство и различие заметки и статьи. (Виды статей: статья - информация, статья - благодарность, статья - вопрос, статья - рецензия, статья - просьба).
  4. Подготовка заметки в районную газету "Туган як"
  5. Письмо и отредактирование разных жанров сочинений учащихся (репортаж, интервью, заметки и т.д.).
  6. Экскурсия в редакцию районной газеты "Туган як" с целью знакомства с деятельностью журналистов.
  7. Издание школьной газеты "Көзге" ("Зеркало") и т.д.

Обучающиеся Набиуллина Айзина, 5 кл., и Бареев Фанзиль, 10кл., ежегодно участвуют в городском конкурсе творческих работ на премию Р. Валиева. В 2012 году Бареев Фанзиль стал лауреатом; Иванова Аделина, 5 кл., I муниципальный конкурс творческих работ «Милая моя, нежная моя, мама» - «Сиңа иң назлы сүзем, әнкәем-алтыным», посвященный всероссийскому дню матери и международному женскому дню, диплом III степени в номинации «хикәятләр».

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.

Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. Этим видом деятельности я начала заниматься в последние 3 года. В организации исследовательской деятельности школьников я вижу следующий системный подход:

Ученик

Учитель

1

Индивидуально выбирает тему

Мотивирую запрос

2

Выполняет исследования

Обучаю способам исследовательской деятельности, консультирую

3

Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу

Анализирую проект, даю рекомендации

Результаты обучающихся за последние 3 года

Название конкурсного мероприятия

Год

Уровень

Место

Фамилия, имя

Республиканская научно-исследовательская конференция “Без тарихта эзлебез”

2013

Республиканский

Призер

Хазипова Алсу Раушановна

Научно-исследовательская конференция "Я-исследователь"

2013

Поволжский

Лауреат

Хазипова Алсу Раушановна

II Республиканская конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Жить, помня о корнях своих»

2013

Республиканский

Участник

Хазипова Алсу Раушановна

ХI открытая юношеская научно-исследовательская конференция имени С. С. Молодцова

2013

Районный

Призер

Хазипова Алсу Раушановна

Открытый конкурс чтецов, посвященный Году историко-культурного наследия Республики Татарстан

2013

Республиканский

Участник

Загидуллин Инсаф Аглямович

Республиканская конференция» «Малые Давыдовские чтения»

2013

республиканский

Участник

Хазипова Алсу Раушановна

XIV Республиканский фестиваль исследовательских работ учащихся 9-11 классов «Паруса науки»

2013

Республиканский

Участник

Хазипова Алсу Раушановна

Научно-исследовательская конференция "Я-исследователь"

2013

Поволжский

Победитель (Грамота за победу в номинации «Переспектива»)

Хазипова Алсу Раушановна

III Республиканская конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Жить, помня о корнях своих»

2014

Республиканский

Участник

Кудряшова Карина

IV Республиканская конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Жить, помня о корнях своих»

2016

Республиканский

Лауреат

Муксинова Гелюса

XIV открытой юношеской научно-исследовательской конференции имени С.С. Молодцова

2016

Районный

Лауреат

Василова Алсу

XIV открытой юношеской научно-исследовательской конференции имени С.С. Молодцова

2016

Районный

Призер

Муксинова Гелюса

Процесс развития и обучения детей "с признаками одаренности"  - это целостная система в моей педагогической деятельности. Выявление, обучение и развитие одаренных детей - дело хлопотное и кропотливое. Только имея системный подход к данной проблеме можно добиваться хороших результатов.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 272 с                        .

2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - М.: Мысль, 2009. - 318 с.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007. - 231 с.

Интернет источники:

• http://mimc.org.ru/2011-02-10-05-56-03 - ФГОС в основной школе.

• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/518- Башева Е.И. «Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними». 

• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/521- Сергеенкова Г.П. «Комплексный системный проект «Одарённые дети».

• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/525- Гришина М.В. «Диагностические аспекты предметной одарённости».

• http://mimc.org.ru/docs/doc_download/528- Пичугина В.А «Научно - исследовательская деятельность как способ развития одарённости в условиях внеурочного образования».

 • http://mimc.org.ru/docs/doc_download/531 - Тотмина Н.В. «Подготовка к олимпиадам как условие развития одаренности».  

•http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,48076/Itemid,118/ -     Осипова Л. В., « Работа со способными и одаренными детьми по новому ФГОС».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и  деятельностный подходы в обучении.  Основные принципы реализации программы ...

«Метод проектов как один из принципов развития одаренности детей на уроках физической культуры в условиях модернизации системы образования»

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Перед школой стоят очень важные задачи максимального раскрыт...

Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей

Современному обществу необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увиде...

Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования

Развитие одаренности детей в системе дополнительного образования....

Статья "Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ), структурное подразделение МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие" г.Калуги как социокультурная среда развития одаренности подростков и молодежи"

Статья посвящена основным направлениям работы с одаренными детьми в муниципальной экспериментальной школе дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ)...