Статья "Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ), структурное подразделение МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие" г.Калуги как социокультурная среда развития одаренности подростков и молодежи"
статья
Статья посвящена основным направлениям работы с одаренными детьми в муниципальной экспериментальной школе дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_od.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная экспериментальная школа дополнительного образования молодежи (МЭШДОМ), структурное подразделение МБОУДО ЦРТДиЮ "Созвездие" г.Калуги как социокультурная среда развития одаренности подростков и молодежи
Современное Российское общество развивается в условиях мирового экономического кризиса, обострения международной обстановки и социального реформирования. Это существенно отражается на процессе формирования социокультурной среды подрастающего поколения и, соответственно, личности будущего гражданина страны. Основные проблемы, связанные с воспитанием детей и подростков, - это, с одной стороны, глубокое социальное расслоение, снижение жизненного уровня значительной части населения и принципиально изменившаяся социальная ситуация развития подростков, с другой, - значительный демографический рост. Не смотря на имеющие место позитивные тенденции в социально-экономическом развитии страны, население в целом, и молодежь в частности, переживает духовный кризис, грозящий нравственной и физической деградацией российского общества. Об этом заставляют задуматься показатели распространения наркомании, суицида, алкоголизма, табакокурения, количества абортов среди несовершеннолетних, уровень насилия в обществе, кибератаки на детей и молодежь, интернет-зависимость в целом и другие.
Вместе с тем растет количество детей стремящихся, к позитивной и созидательной самореализации, с высоким уровнем развития способностей, обладающих творческим и интеллектуальным потенциалом, нуждающимся в развитии, а порой и его раскрытии. Такие дети не всегда могут полностью реализовать себя в общеобразовательной школе, зачастую не находят понимания и поддержки у сверстников и у взрослых, а самостоятельные поиски своей среды социокультурного взаимодействия не так часто увенчиваются успехом. Эти обстоятельства значительно усложняют процесс адаптации подростков в современном обществе, требуют поиска оптимальных форм и условий самореализации личности. Именно в такой ситуации современные технологии педагогического социокультурного проектирования в работе по развитию и воспитанию одаренных детей приобретают особое значение.
В соответствии с рабочей концепцией одаренности, разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б.Богоявленской в 1998 г., одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми[1]. Одаренной ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности[2].
В этих определениях существенными для нас являются следующие аспекты: продуктивность одаренности, т. е. необходимость предъявления учащимся определенных результатов собственной деятельности; деятельностный характер – проявление признаков одаренности в деятельности и через деятельность; динамичность – возможность развития признаков одаренности при создании соответствующих условий для деятельности и развития ребенка. Именно учет этих трех аспектов в разработке программ по обучению, воспитанию и социализации одаренных детей позволяет выстроить максимально полную совокупность форм развития этой категории подростков средствами дополнительного образования.
Поэтому администрация и педагоги МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги ставят перед собой следующую задачу – создание особой социокультурной воспитательной и образовательной среды, способствующей развитию признаков одаренности и развитию уже имеющихся способностей подростков и молодежи.
В МЭШДОМ сформированы следующие направления работы с одаренными детьми:
1.Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости. Взаимодействие МЭШДОМ в вопросах работы с одаренными детьми происходит в различных формах: олимпиадах, конкурсах, семинарах, фестивалях, соревнованиях, выставках, круглых столах, конференциях и др. Много лет наши учащиеся принимают участие в научно-исследовательских конференциях разного уровня - от городского до международного, где они становятся призерами и победителями. В 2016 году МЭШДОМ впервые в Калужской области провел региональный этап Турнира им.М.В.Ломоносова, в котором учащиеся общеобразовательных школ могли проверить свои знания по девяти предметам. Внешние интегрированные проекты, программы, процессы в системе образования детей – это также одно из условий развития одаренных детей. При этом интеграцию необходимо рассматривать по горизонтали, как обеспечение взаимодействия образовательных учреждений, так и по вертикали, как обеспечение преемственности образования на разных этапах взросления ребенка (дошкольном, школьном, профессиональном). Важное значение имеет интеграция общего, дополнительного и высшего академического образования. Педагоги МЭШДОМ – преподаватели калужских ссузов и вузов: Калужский областной колледж культуры и искусств, КФ РАНХиГС при Президенте РФ, КГУ им.К.Э.Циолковского, КФ МГЭИ. Кроме того, педагоги МЭШДОМ – практики: музыканты, актеры, режиссеры, телеоператоры, фотографы.
2. Создание методической копилки по работе с одаренными детьми.
- комплектование научно - методического кабинета соответствующей учебной и научно-методической литературой;
- создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, задания повышенной трудности, разработки интеллектуальных марафонов, игр и др.)
3. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми. Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.
Подготовка педагогических кадров к выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в работе учреждения дополнительного образования и является необходимым условием реализации программы «Одаренные дети». Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:
- психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
- профессионально значимые личностные качества педагогов (высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личностному и профессиональному росту).
Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной квалификации, что предполагает:
- создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;
- формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию и повышению квалификации педагогических кадров;
- определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одарёнными детьми.
4. Работа с родителями одарённых детей включает в себя четыре направления:
1) психологическое сопровождение семьи способного ребенка. Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа направлена на:
-расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
-улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
-выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
В целом работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
2) информационная среда для родителей
3) совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей - дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, Школы творчества и досуга, выпуск газет. Родители помогают в организации учебной практики и организации экскурсий, оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, проводимых на базе МЭШДОМ. Яркими примерами взаимодействия учреждения с семьей являются «Родительский лекторий», диспуты родителей с психологами, педагогами, другими специалистами и представителями общественности.
4) поддержка и поощрение родителей на уровне ОУ.
5. Помощь одарённым обучающимся в самореализации их творческой направленности:
- включение в учебный план центра индивидуальных занятий с одаренными детьми. На занятиях в МЭШДОМ применяются различные формы и методы, стимулирующие познавательную и творческую деятельность: интеллектуальные игры и марафоны, конкурсы, научно-практическая конференция «Путь к познанию» и т.д.
- организация проектно-исследовательской деятельности. Для педагогов МЭШДОМ проектная деятельность, то есть совместная деятельность ребенка и педагога по созданию научно-исследовательских и творческих работ обучающихся, – глубочайший воспитательный процесс, основанный на погружении в реалии жизни, их исследовании, обосновании актуальности выявленных проблем и выработке их решений. В процессе этой индивидуальной работы педагог, с одной стороны, имеет возможность влиять на формирование нравственно-этических идеалов ребенка, его гражданскую позицию и созидательную мотивацию, на формирование его мировоззрения в целом. Другой аспект этой деятельности – выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков.
- комплекс внеурочных мероприятий, куда входит клубная деятельность, организация и проведение профильных смен, которые способствуют формированию неформальной творческой обстановке и более свободному творческому самовыражению личности ребенка.
6. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно-коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей одаренных детей с учетом их склонностей, интересов, учебно-познавательных возможностей;
- информационная и научно-методическая помощь педагогам дополнительного образования и родителям одаренных детей;
- создание условия для отработки и применения новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;
- осуществление апробации научных, психолого-педагогических разработок в образовательном процессе учреждения дополнительного образования;
- внедрение образовательных и развивающих программ в работу с одаренными детьми;
- разработка и внедрение методических материалов для работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми.
Каждый год в связи с быстроменяющимися условиями и требованиями учебно-воспитательный процесс МЭШДОМ корректируется, редактируются образовательные программы педагогов и воспитательная, проектно-исследовательская деятельность, а также проводится обучение и повышение уровня квалификации педагогов, занимающихся проблематикой одаренности. Работа продолжится по следующим направлениям:
- формирование механизма выявления, развития и адресной поддержки одаренных подростков и молодежи.
- достижение качественных изменений в системе управления развитием личности ребенка (мотивационно-ценностный рост сознания и т.д.).
- повышение эффективности работы учреждения путем внедрения инновационных образовательных программ обучения, повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
- обеспечение ежегодной поддержки участия одаренных детей в региональных, всероссийских, международных конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
- достижение позитивной динамики во взаимодействии с родителями одаренных детей.
- создание банка данных одаренных детей школы.
- создание сетевой системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации.
Сформированная таким образом социокультурная среда МЭШДОМ создает условия и позволяет существенно влиять на выявление и развитие одаренностей детей, подростков и молодежи.
Список литературы
1. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.
[1] Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с. 7
[2] Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеобразовательная программа дополнительного образования детей хореографической студии "Антураж" «Обучение основам хореографии детей с особенностями развития здоровья».
Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и осн...
Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....
Из опыта работы в общеобразовательной школе, дополнительное образование: клубная школа «По следам прошлого…»
Клубная школа "По следам прошлого..." как дополнительное образование по предмету "История". Направлена на занятия со средним звеном обучающихся в общеобразовательной школе. (из опыта работы в МБ...
Статья. Интеграция основного и дополнительного образования как условие построения социально-активной образовательной среды (выдержки из программы развития ОДОД)
Статья рассматривает возможности интеграции основного и дополнительного образования. Дополнительное образование детей, являясь своеобразным продолжением и дополнением из основного образования, способс...
Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования(на примере работы педагогов МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова)
В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ (одобрена Приказом Минобрнауки России от 03.07.2006 года № 201) ставятся задачи по выявлению целей и приоритетных направлений...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по применению современных техник в декоративно - прикладном творчестве, как средства развития познавательной активности учащихся
Актуальность методических рекомендаций заключается в том, чтобы помочь педагогам дополнительного образования освоить новую доступную технику в декоративно-прикладного творчестве (работа с ...
Методическая разработка. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ структурного подразделения
Настоящее положение регулирует организацию и проведение контроля за освоением дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Отделения дополнительного образования детей (далее по тексту -...