Внеурочная деятельность
элективный курс (5, 6, 7, 8 класс)
Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краеведческий кружок 5-6 класс Тоонто нютагаа түүрээе | 32.4 КБ |
спецкурс 8 класс Исследовательская деятельность | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности “Юный краевед”
“Тоонто нютагаа түүрээе”
5-6 класс (34+34=68 часов)
Пояснительная записка
Программа реализует духовно-нравственное развитие учащихся и разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции сформулирована высшая цель образования - воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений.
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева» и предназначен для учащихся 5-6 классов и рассчитан на 2 года, 68 учебных часа.
Цель курса: создание условий, способствующих выявлению творческих, исследовательских способностей и воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край, его традиции, памятники природы, истории и культуры.
Основные задачи курса:
Задачи курса:
1) расширять и углублять знания детей о своей малой Родине. Изучать историю, культуру, природу, географические особенности родного края.
2) формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;
3) способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
4) формировать уважительное бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования
Основные принципы, положенные в основу программы:
- Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- Научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- Систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Обучение проводится в двух направлениях:
1) усвоение теоретических знаний;
2) формирование практических навыков.
Теоретическая часть - раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций.
Практическая часть включает исследовательские работы, написание рецензии, выпуск буклетов, брошюр и т.д. Реализация целей и задач курса осуществляется в исследовательской деятельности учащихся. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся и интегрировать знания, умения и навыки, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словарир, интернет - ресурсы и другие базы данных.
Ожидаемые результаты :
- учащиеся приобретут знания по родному краю;
- повысится интерес к изучению истории, прикладному творчеству, фольклору как на уроках, так и вне их, активизируется познавательная деятельность;
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать:
-историю и традиции своей семьи;
- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
-историю образования своего села, района;
- символику района;
- выдающихся людей – уроженцев села, района;
- историко-культурные достопримечательности села, района;
- историю и традиции родной школы;
Уметь:
- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;
- делиться собранной информацией с друзьями;
- обобщать собранный материал;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
Итоги реализации программы могут быть представлены через исследовательские работы, презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции.
Содержание программы
5 класс
1. Введение - 2 ч.
Знакомство с целями и задачами занятий внеурочной деятельности «Юный краевед».
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.
Экскурсия в природу. Сбор листьев осенних растений, формирование букетов.
2. «Наша школа»- 10 часов
Моя школа, мой класс. Экскурсия в музей школы. История школы. Какой была школа много лет назад. Фотографии многое расскажут. Традиции школы. Мои родители учились в этой школе…. Почему мои родители гордятся школой.
3. «Моя малая родина» - 18 ч.
Моё любимое село. Географическое положение. Природа родного края. Знакомство с символами родного края. Предприятия села. О чем шепчут названия улиц родного села.
4. «Мой край на карте Родины» – 4 ч.
Республика Бурятия – частица России.
Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. г.Улан- Удэ – столица республики.
6 класс
5. «Я и моя семья» - 8 ч.
Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти.
Семейный альбом. Семейные реликвии. Традиции семьи. Составление генеалогического древа.
6. «История села» - 7 ч.
Легенды и предания. Юбилей нашего района.
Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села.
7. «Культура и быт родного края» - 4 ч.
Население района, села. Изучение народных традиций и обычаев. Национальный костюм.
Народные праздники.
8.«Достопримечательности моего села» - 7 ч.
Священные места села. «Ступа Джарун Хашор», Кижингинский дацан. Памятники.
9.«Деятели культуры моего края» – 6 часа.
Писатели, поэты, музыканты, художники Кижингинского района.
10. обобщение – 3 ч.
Тематический план
Тема занятия | Содержание занятий | Дата | ||
теория | практика | |||
5 класс (34 ч) | ||||
Введение – 2 ч. | ||||
1 | Краеведение – наука о родном крае | 1 | ||
2 | Экскурсия «Природа - наш общий дом» | 1 | ||
«Наша школа»- 10 часов | ||||
3 | Я - ученик. Права и обязанности ученика | 1 | ||
4 | Экскурсия по школе | 1 | ||
5 | Знакомство с историей школы. Экскурсия в музей школы | 1 | ||
6 | Моя любимая школа. П/р Сочинение: «Школа моей мечты» - “Ерээдүй минии һургуули” | 1 | ||
7 | Конкурс сочинений | 1 | ||
8 | Школьный архив. Судьбы выпускников | 1 | ||
9 | Традиции моей школы | 1 | ||
10 | Мои родители – выпускники школы? (исследование) | 1 | ||
11 | Обработка и оформление результатов исследования | 1 | ||
12 | Защита проекта | 1 | ||
«Моя малая родина» - 18 ч. | ||||
13 | Моя малая родина | 1 | ||
14 | Кижингинский район. | 1 | ||
15 | Географическое положение района. Встреча с автором книги «География Кижинги» Дампиловым Е.-Ж.З. | 1 | ||
16 | Природа родного края. Особенности зимы в нашем крае. Наблюдение за погодой | 0,5 | 0,5 | |
17 | Конкурс рисунков: « Зимушка-зима» - Шэнэ жэлэй зурагууд | 1 | ||
18 | Знакомство с символами родного края. | 1 | ||
19 | Встреча с интересными людьми: автор герба Кижинги – Гомбоев Г.Г. | 1 | ||
20 21 | О чем шепчут названия улиц родного села. Проектная работа: «Моя улица» | 1 | 1 | |
22 | Защита проекта «Моя улица» | 1 | ||
23 | Промышленность и сельское хозяйство района | 1 | ||
24-29 | Экскурсии в учреждения села: -почта -библиотека - больница, торговые центры -центр детского творчества, музыкальная школа | 5 | ||
30 | Обобщающее занятие | 1 | ||
«Мой край на карте Родины» – 4 ч. | ||||
31 | Республика Бурятия – частица России. | 1 | ||
32 | Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. | 1 | ||
33 | г.Улан- Удэ – столица республики. Виртуальная экскурсия | 1 | ||
34 | Обобщающее занятие. Викторина | 1 | ||
6 класс (34 ч) | ||||
«Я и моя семья» - 8 ч. | ||||
35 | Я и мое имя | 1 | ||
36 | Мои родители | 1 | ||
37 | Семейный архив | 1 | ||
38 | Традиции моей семьи | 1 | ||
39 40 | Моя родословная. П/р. Составление генеалогического древа “Угаа уһанда хаяхагүй...” | 1 | 1 | |
41 42 | Зашита проекта | 2 | ||
«История села» - 7 ч. | ||||
43 | Исторические корни нашего села | 1 | ||
44 | Легенды и предания | 1 | ||
45 | История района. | 1 | ||
46-47 | Исследование: Связь моей семьи с этапами развития села, района. Моя семья в истории села. | 1 | 1 | |
48 49 | Защита проекта | 2 | ||
4«Культура и быт родного края» - 4 ч. | ||||
50 | Изучение народных традиций и обычаев | 1 | ||
51 | Национальный костюм | 1 | ||
52 | П/р. Бурятские узоры | 1 | ||
53 | Национальный праздник «Сагаалган». Просмотр презентации | 1 | ||
«Достопримечательности моего села» - 7 ч. | ||||
54 | Священные места села | 1 | ||
55 | Наши земляки в ВОВ | 1 | ||
56 | Экскурсия на Аллею Памяти | 1 | ||
57 | Экскурсия: «Ступа Джарун Хашор» | 1 | ||
58 59 | Экскурсия в Кижингинский дацан | 1 | ||
59 | Проектная работа: выпуск буклета | 1 | 1 | |
«Деятели культуры моего края» – 6 часа. | ||||
60 | Писатели, поэты моего села | 1 | ||
61 | Музыканты моего края | 1 | ||
62 | Кижингинский народный театр. Посещение РДК | 1 | ||
64 | Школьный образцовый ансамбль песни и танца «Наран залаа» | 1 | ||
65 | Литературная студия “Зүрхэнэй дуунууд” Посещение занятия кружка | 1 | 1 | |
Обобщение – 3 ч. | ||||
66-67 | Творческий проект: «Мое село в будущем» - “Тоонто нютаг” | 2 | ||
68 | Праздник «Мой край – мой дом родной» | 1 | ||
Список литературы.
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования/ сост. Данилюк А.Я.Логинова А.А- М.: Просвещение, 2012. 32 с.
3.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/М.: Просвещение, 2011.142 с.
5. Кижинга - «Времен связующая нить», посвящается 70-летию образования Кижингинского аймака, г. Улан-Удэ, 2011 г.
5. География Кижинги/Дампилов Е.-Ж.З., с.Кижинга, 2007
6. Учебное пособие «Моя малая Родина Кижинга», с.Кижинга, 2013 г.
Предварительный просмотр:
Программа спецкурса
по организации исследовательской деятельности
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений обучения и воспитания в нашей школе является организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческих возможностей предоставляет учащимся школы возможность самореализоваться в различных областях, в том числе в научно- исследовательской деятельности. Поэтому была разработана программа спецкурса, направленная на развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов и способствует отработке элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением.
Цель программы: создать условия для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации и самоопределения; воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию.
Задачи курса:
- Познакомить с методами научного исследования, работы с источниками информации, отбора материала, оформления работы.
- Развивать устные коммуникативные компетенции учащихся:
а) умения вести устный диалог на заданную тему в жанре интервью;
б) умения составлять самостоятельно вопросник на тему, которая может стать впоследствии темой доклада, статьи;
в) умения участвовать в обсуждении материала и доложить о результатах интервью;
г) умения участвовать в работе семинара;
д) умения участвовать в работе конференции, чтений.
- Формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности:
а) умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
б) умения сбора и оформления полевого материала;
в) умения работать в каталоге библиотеки над литературным обзором;
г) овладения терминами в научной области знания, в которой проводится исследование;
д) овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
е) умения оформлять статью, доклад.
Механизм реализации программы:
- Сбор и обработка краеведческого материала.
- Оформление сборников, этнографических очерков, брошюр
- Оформление и защита мультимедиа презентаций.
- Участие в научно-практических конференциях.
Ожидаемые результаты:
- развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;
- формирование нравственной личности гражданина и патриота через изучение истории и культуры родного края;
- развитие творческих способностей детей;
- развитие коммуникативных умений и навыков
Содержание программы предусматривает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть составляет 5 часов, практическая – 12 часов. Всего часов по программе – 17.
Деятельность школьников определяется тематическими блоками: «Летопись родных мест», «Родословие», «Военные события», «Природное и культурное наследие», «Этнография и фольклор», «Ономастика». Основные направления исследовательской работы – сбор материалов и фактов о жизни и обычаях бурят, ведение поисковой и исследовательской работы по историческому, литературному, лингвистическому краеведению.
Формы проведения занятий: лекционно-семинарские, практикум, экскурсия, творческий отчет.
Исследовательская работа проводится как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований зависит от желания и заинтересованности учащихся.
Программа спецкурса обеспечена учебным пособием, разработанным автором программы (рабочая тетрадь «Я учусь исследовать»).
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Данная программа составлена для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
Содержание программы
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные понятия | Вопросы для рассмотрения |
1 | Вводное занятие «Я – исследователь». Что такое исследование. Выбор тематического блока. | 1 | Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема) | Знакомство с понятиями. Корректировка представлений о том, что понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. Что такое научное исследование? Где и как используют люди результаты научных исследований? Что такое научное открытие? |
2 | Обзор исследовательских работ предыдущего года. Как выбрать тему исследования. Определение и формулирование темы исследовательской работы. | 1 | Тема исследования. | Что такое тема исследования. Группы тем исследования (фантастические, экспериментальные, теоретические). Правила выбора темы исследования. |
3 | Определение актуальности исследуемого вопроса, новизна, постановка проблемы, целей и задач исследования | 2 | Актуальность, новизна, проблема, цель, задача | Уточнение представлений о понятиях: актуальность, новизна, проблема. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Зачем нужны цель и задачи исследования? Слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить и др.). Практические задания: формулирование актуальности, новизны и постановка проблемы. Составление модели (цель зачем?), тренировка в определении целей и задач исследований. |
4 | Определение методов исследования | 1 | Метод исследования | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Самостоятельное составление вопросника на тему исследовательской работы. |
5 | План исследования. Структура доклада | 1 | План, введение, основная часть, заключение | Что такое план работы. Какова структура доклада. Практические задания: планируем собственное исследование. |
6 | Работа с библиотечным каталогом. Подбор теоретического материала | 1 | Каталог | Как работать с библиотечным каталогом. Оформление листа запроса. |
7 | Анализ собранной информации, выявление нового. Организация интервью | 3 | Интервью | Как организовать интервью. Правила беседы с интервьюируемым. Составление вопросов для проведения интервью. |
8 | Обработка результатов теоретического исследования, полевых материалов. Оформление доклада | 5 | Введение, оглавление, основная часть, заключение | Требования к оформлению доклада, презентации или стендовой защиты. |
9 | Оформление библиографического списка согласно требованиям ГОСТ | 1 | Библиография | Знакомство с требованиями ГОСТ. Практическая работа. |
10 | Защита доклада. Подведение итогов работы | 1 | Публичная защита. Рефлексия. |
Контроль и фиксация результата
Форма предъявления результата | Форма контроля | Критерии оценивания |
Папка исследователя | Наличие материала по исследованию |
|
Сообщение-доклад | Проведенное исследование |
|
Публичное выступление | Конференция |
|
Список использованной литературы
- Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. - М., 2001.
- Ивочкина Т.И., Ливерц И.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. // Народное образование //.- 2000.- №3. - С.137.
- Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003.
- Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.
- Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...