Технологическая карта по литературе
учебно-методическое пособие (5 класс)

Писарева Елена Вячеславовна

Технологическая карта по литературе. 5 класс

Антоний Погорельский. Сказка "Черная курица или подземные жители". Нравственные уроки сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.

Тема

Антоний Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки.

Цель

Создать атмосферу и условия для восприятия учащимися сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся.

Задачи

Содействовать формированию начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в тексте сказки.

Создать проблемную ситуацию для эмоционального переживания художественного текста.

Создать условия для учебного взаимодействия учащихся.

Формировать умения и навыки ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, работать с художественным текстом, анализировать его.

Формировать читательские умения: уметь определять жанр художественного произведения, тему, идею, нравоучительный смысл, а также уметь давать характеристику героям произведения.

Развивать речь школьников.

Воспитывать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Знать содержание сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»;

уметь определять тему, идею произведения;

уметь анализировать текст художественного произведения;

уметь характеризовать героя произведения.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Иметь мотивацию к учебной деятельности;

использовать приобретённые знания учебного сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях;

понимать важность в учебной деятельности таких качеств как внимание, аккуратность, ответственность, любознательность;

сделать выводы о нравственных уроках жизни, преподнесенных в сказке А. Погорельского;

выявить злободневность произведения для современных школьников

 Уметь формулировать тему, цели урока;

Контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность группы на уроке;

уметь участвовать в диалоге, учиться слушать других;

учиться аргументировать свою точку зрения и уметь грамотно её отстаивать.

Уметь грамотно и чётко выражать свои мысли, слушать и слышать мнение других.

Умение работать в группах, распределять задачи между участниками группы.

        Формулировать познавательные цели;

устанавливать причинно-следственные связи;

уметь видеть проблемную ситуацию;

уметь находить ответы на вопросы, работая с текстом;

развивать образное и логическое обобщение;

использовать свой жизненный опыт при анализе поступков героя художественного произведения.

 

Основные понятия

  1. нравственность, добродетель, порок

Межпредметные связи

 литература, русский язык, культура речи, история

Ресурсы:

методическое пособие, наглядный материал, учебник, словари, презентация

Тип урока

урок открытия новых  знаний.

Форма организации работы учащихся

индивидуальная, групповая, фронтальная.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1

2

3

4

Орг.момент

Цель - включение в деятельность

- Ребята, давайте представим, что я всемогущая волшебница и могу исполнить любое ваше желание, но только ОДНО. Времени на раздумье у вас нет. Прямо сейчас запишите ваше желание на листочке.

- Кто-то хочет поделиться своим желанием, озвучить нам? (зачитывают несколько вариантов по желанию учеников, обсуждают)

- Какие интересные у вас желания! А вот 192 года назад была опубликована сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», которую вы должны были прочитать дома. Эту сказку автор написал специально для своего десятилетнего племянника Алёши. Кто скажет, какое желание загадал главный герой сказки?

- Верно, именно это желание загадал Алёша. Скажите, а для чего вообще нужны сказки?

Записали желание на листок, заранее приготовленный учителем.

Высказали своё мнение, свои мысли, замечания, дали оценку.

«Не учившись, всегда знать урок, какой бы ни задали…»

(передают опыт поколений, развлекают, учат, как хорошо, а как плохо, «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», нравоучают)

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация опорных знаний

Целеполагание

- Отлично, действительно, сказки преподносят нам уроки. Как поступать в той или иной ситуации, как вести себя, какой выбор сделать. И наша задача: выяснить, какие же уроки мы должны вынести из этой сказки, какие выводы сделать. Кто-нибудь сможет сформулировать тему нашего урока?

Учитель вместе с ребятами формулируют тему и записывают её на доске и в тетради: «Антоний Погорельский сказка «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки».

Прежде чем мы перейдём непосредственно к нашей теме, давайте проверим, насколько внимательно вы читали сказку. Учитель проводит блиц-опрос по тексту сказки.

Блиц-опрос.

1. В каком городе происходит действие сказки?

2. Сколько детей училось в пансионе?

3. Чем занимался Алёша в воскресные дни, праздники?

4. Как звали любимую курочку Алёши, с которой он подружился?

5. В какое время года Алёша узнаёт, что его Чернушка не простая курица, а министр?

6. Какой выкуп заплатил Алёша Трине за свою любимицу?

7. Какие подземные редкости показали Алёше жители?

8. Что попросил Алёша у короля?

9. Принесло ли это желание пользу Алёше?

10. Алёша хороший мальчик?

Из всего вышесказанного давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

 

Ребята высказывают свои варианты.

Записывают тему урока.

Отвечают на вопросы.

  1. Санкт-Петербург, Васильевский остров.
  2. 30 – 40 детей
  3. Читал книги, рыцарские романы.
  4. Чернушка
  5. Зимой, между Новым годом и Крещеньем.

  1. Империал (золотая монета)

  1. Сад, зверинец, охоту

  1. «Не учившись, всегда знать урок…»

  1. Нет. (стал лениться, возгордился, потерял друзей, стал шалить)

  1. Однозначно ответить нельзя, есть и хорошие черты в характере Алёши, а есть и плохие.

Ставят цели.

- Охарактеризовать главного героя, понять положительный или отрицательный герой Алёша.

- Понять, чему учит и какие нравственные уроки преподносит сказка «Чёрная курица…»

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Мотивация к учебной деятельности

Говоря о личности Алёши нельзя сказать, что он абсолютно положительный герой, но и нельзя сказать, что он злодей, верно?

(Учитель заранее готовит лепестки цветка, где середина белого цвета и написано «Алёша», лепестки серого цвета – отрицательные черты характера, поступки, лепестки голубого цвета – положительные).

Я предлагаю разделиться на две группы. Одна группа будет искать в тексте подтверждение того, что Алёша хороший и добрый мальчик и записывать ключевые фразы на лепестки зелёного цвета, а вторая группа будет искать в тексте негативные черты личности Алёши и записывать их на лепестки серого цвета. (5 – 7 минут)

Зеленый цвет

Серый цвет

Добро

скромность

послушание

сострадание

раскаяние

стыд

совесть

доброта

прилежание

учтивость

Зло

непослушание

нескромность

гордость

самолюбие

самонадеянность

праздность

самопревозношение

неблагодарность

предательство

   Да, в каждом человеке есть как хорошее, так и плохое. И Алёша не исключение.

Работа в группах. Работа с текстом.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Актуализация и углубление изученного.

Аналитическая работа с текстом.

Физкультминутка

Учитель на доске закрепляет «сердцевинку» цветка с надписью: «Алёша».

Ребята, посмотрите, у Алёши есть как хорошие задатки, так и плохие, как и в каждом их нас, в каждом человеке. Выбор только за нами, какими мы будем, какое начало тёмное или светлое победит в нас.

А как же называются положительные качества?

А отрицательные черты нашего характера и плохие поступки?

Одному ученику было дано индивидуальное задание: поработать с толковым словарём и найти определение этим понятиям.

Давайте немного разомнемся и продолжим нашу работу. Повторяйте за мной.

Мы пороки отгоняем,

Их в себе мы не желаем,

Дерзость, слабость, лень, проказы –

Уходите все и сразу.

Добродетели мы рады

Нет достойнее награды.

Хорошую установку мы сделали, размялись, теперь продолжим. Мне очень нравится фраза, сказанная Чернушкой: Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

Давайте подумаем над этой фразой.

Проверка работы в группах.

Ребята по очереди крепят лепестки на доску. Переносят схему в тетради. Получается цветок с равным количеством серых и зеленых лепестков.

Добродетель.

Пороки.

Индивидуальная работа. Выступление ученика. Зачитывает определения. Остальные кратко фиксируют в тетради.

Добродетель – положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Ожегов)

Порок – тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство. (Ожегов)

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Ожегов)

Встают. Повторяют за учителем слова и движения.

Обсуждают. Приходят к выводу, что только постоянная работа над собой поможет добиться успехов в жизни и стать хорошим человеком.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

 Закрепление

Цель – зафиксировать новые знания.

         

Я уже упоминала, что сказка была написана почти 200 лет назад, но до сих пор не утратила своей актуальности. Как вы думаете почему?

Мальчик Алёша оказывается в ситуации нравственного выбора и извлекает для себя важные жизненные уроки. Как вы думаете, чему в итоге научился Алёша?

                 

Сегодня, как и 200 лет назад, человек часто оказывается перед нравственным выбором, только от человека зависит, какой путь он выберет. (Можно привести примеры из личного опыта учащихся).

Отвечают. (Нельзя обманывать, нельзя нарушать слово, которое дал, нельзя предавать, только трудом и усердием можно добиться цели).

«Алёша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили, и он сделался примером для своих товарищей».

Личностные результаты:

1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к труду, искусству;

Коммуникативные УУД:        

1.Формирование навыков речевой деятельности

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы;

Итог урока. Рефлексия

Цель – зафиксировать новое содержание

-Какой же нравственный урок вы получили?

Давайте вернёмся к нашим желаниям, написанным в начале урока. Может быть у кого-то изменилось желание?

Выставление оценок.

Обсуждение. Высказывание своего мнения. Аргументация.

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

 Домашнее задание.

Я уже говорила, что сказка Антония Погорельского актуальна по сей день, вы со мной согласились в этом. Я хочу предложить вам написать современную интерпретацию сказки, пофантазировать, что история эта случилась в наше время.  Это может быть сказка, эссе, история, притча. Главное, чтобы в вашем произведении отразились современные реалии, а современный Алёша оказался в ситуации нравственного выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...