Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Цель урока | Дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”. | ||
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
учить работе с древнерусскими текстами. | развивать критическое мышление и коммуникативные навыки учащихся посредством чтения и анализа древнерусских произведений; развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
| воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurevleva_i.n._literatura.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Литература, 6 класс | |||||
УМК, автор программы | УМК под ред. Г. С. Меркина | |||||
Учитель | Куревлева И.Н. | |||||
Тема урока, № урока в рабочей программе | Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах». | |||||
Цель урока | Дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”. | |||||
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные | |||
учить работе с древнерусскими текстами. | развивать критическое мышление и коммуникативные навыки учащихся посредством чтения и анализа древнерусских произведений; развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное. | воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе. | ||||
Планируемые результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |||
понимание ключевых проблем произведений древнерусской литературы; понимание связи литературного произведения с эпохой написания, выявление в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев; воспринимать на слух литературное произведение. | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных ответах, формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать её; умение работать с разными источниками информации, находить её и использовать в самостоятельной деятельности; | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству; | ||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Летопись, летописание, летописец, сказание, предание. Сюжет, композиция. | |||||
Оборудование урока: | презентация | |||||
ИОС урока | Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ | Необходимое аппаратное и программное обеспечение | |||
Организационная структура урока
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Оргмомент | Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку | Приветствие учителя. Подготовка к уроку |
Мотивация к учебной деятельности | - Прочитайте ключевые слова. Что их объединяет? ЛЕТОПИСЬ МОНАХИ ПОВЕСТЬ НЕСТОР Х ВЕК - Определите тему урока. Составьте 3 – 4 предложения по теме урока, используя ключевые слова. (Древнерусская литература возникла в X веке. Первыми произведениями были летописи – повествования об исторических событиях по годам. Они писались монахами в монастырях. Самое известное произведение – «Повесть временных лет». Её создатель – монах Нестор.) | Включение в учебную деятельность |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Комментированное чтение начала «Повести временных лет». -Как называется азбука, на которой создавалась летопись? -О чём повествуется в этом произведении? - Какой исторический период, по-вашему, охватывает «Повесть временных лет»? (С библейских времён до начала XII века.) - Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. В «Повести временных лет» отражено и то, как и когда появилась письменности на Руси, а значит, и литература. - Итак, летопись – один из жанров древнерусской литературы. Но летописи могли включать в свой состав и произведениях других жанров, прежде всего легенды, предания и сказания. - Вспомните определения легенды и предания. - А как вы объясните, что такое сказание? Сверьте свои варианты с определением в учебнике – с. 62. Какие слова являются ключевыми? Составьте кластер по этому определению. | Ответы на вопросы по изученному ранее материалу Выполнение освоенных ранее учебных действий. Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие). |
Постановка учебной задачи | - Одним из таких сказаний, включённых Нестором в «Повесть временных лет», является «Сказание о белгородских колодцах». В названии есть указание на город Белгород. Ныне это село Белгородка под Киевом. | Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия Формулирование цели и (или уточнение) темы урока |
Освоение нового учебного материала Первичное закрепление | Выразительное чтение учителем начала «Сказания» на древнерусском языке:
- Какова интонация отрывка? (Интонация отрывка величаво-спокойна, торжественна. Особый характер ударений в словах, паузы, короткие отчётливые фразы создают особый ритм, свойственный музыкальному произведению.) - Насколько поняли вы содержание этого фрагмента? --- Попробуйте перевести этот текст на современный русский язык. А теперь прочитаем всё сказание в учебнике – с. 65 – 67. - Насколько близки вы были в переводе текста с древнерусского языка на русский? Словарная работа. -Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.) -Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси. Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым. Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху. Восвояси – к себе домой. | Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу |
Закрепление учебного материала | Беседа по тексту сказания. -Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.) -Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.) -Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.) -Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.) -В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.) -Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.) -Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.) - Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду? (Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.) - Как можно оценить поступок белгородцев? (Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.) -Какой алгоритм решения проблемы можно составить по этому сказанию? -Какие ещё выходы из ситуации вы можете предложить? -Какими словами завершается сказание? -Есть ли в концовке сходство с народными сказками? -Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте своё предложение с этим выражением. (Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому». Его писали в три слова: «въ своя си». Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».) - Прочитайте пословицы, выберите и запишите в тетради ту из них, которая, по-вашему, наиболее точно отражает основную мысль «Сказания о белгородских колодцах».
| Выполнение типовых заданий с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе). Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом). Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений
|
Рефлексия учебной деятельности | 1. Итоги урока - Интересны ли летописные сказания современному читателю? -И если интересны, то чем? -Что даёт людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времён? - Прежде чем поставить оценки за урок, я хочу, чтобы вы прочитали моё мнение о вашей работе сегодня, записанное на древнерусском языке. " Вельми радовали днесь мя, отроки, понеже зело ведаю и зрю усердие ваше. Благодарствуйте". - Кто сможет перевести это высказывание на современный русский язык? | Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия. Осуществление самооценки |
Информация о домашнем задании | 1.Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем». 2. Индивидуальное задание: - подготовить сообщения о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые. | Осуществление выбора задания для самоподготовки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя.
Урок проводится в разделе «Древнерусская литература»...
Разработка урока литературы в 6 классе по произведению «Сказание о белгородском киселе»
Цели урокаОбразовательные: дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о бел...
Презентация интегрированного урока литературы и истории в 6 кл на тему: "Русские летописи."Повесть временных лет". "Сказание о белгородском киселе". Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях".
Представленный материал позволяет осуществить знакомство учащихся с древнерусской литературой, её самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе"....
Сказание о белгородских колодцах
Кнспект урока литературы в 6-м классе...
Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в "Повести временных лет". "Сказание о белгородском киселе".
Рабочие материалы по теме урока: презентация, тест и карточки для самостоятельной работы....
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...
Использование интерактивных обучающих платформ на уроке литературы в 6 классе "Сказание о белгородском киселе" (отрывок из «Повести временных лет»)
Применение цифровых платформ на уроке литературы в 6 классе...