Рабочая программа по родной литературе 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Примерная программа учебного курса «Родная литература» для 6 класса разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Белгородской области;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobeva_m.o._rodnaya_literatura_6_klass_2021-2022.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МБОУ «СШ№25»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Родная литература 6 класс
на 2021 -2022 учебный год
Составитель: Воробьева Марина Отаровна, учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Нижневартовск, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа учебного курса «Родная литература» для 6 класса разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Белгородской области;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.
Задачи на 2021-2022 учебный год
- Сохранить 100% успеваемость.
- Сохранить качество обучения по русскому языку на уровне 45% через развитие коммуникативной компетенции обучающихся через работу по методической теме.
- Количество мероприятий, проводимых учителем для развития одаренных детей повысить на 2%.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие учащимся осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 6 классе и рассчитана на 17 часов.
В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.
Контрольные работы: 6 класс - 2 сочинения.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»
Личностные результаты должны отражать:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты должны отражать:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты должны отражать:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Содержание учебного предмета (18 ч.)
1. Россия – Родина моя (5 ч)
Преданья старины глубокой: славна богатырями земля Русская! (Былина «Илья Муромец и Святогор», И.А.Бунин «Святогор и Илья»).
Преданья старины глубокой: славна богатырями земля Русская! (М.М.Пришвин «Певец былин»);
Города земли Русской: Архангельск – столица Русского Севера (С.Г.Писахов «Ледяная колокольня», Б.В.Шергин «Поморские были и сказания»);
Родные просторы: волшебница – зима (И.С.Никитин «Встреча зимы», А.А.Блок «Снег да снег…», Н.М.Рубцов «Первый снег»);
Родные просторы: по мотивам «зимних» сказок (Е.Л.Шварц «Два брата»);
2. Русские традиции (4 ч)
Праздники Русского мира: Масленица (М.Ю.Лермонтов «Посреди небесных тел…», А.П.Чехов «Блины», Тэффи «Блины»);
Праздники Русского мира: Прощёное воскресенье (А.Д.Дементьев «Прощёное воскресение»);
Тепло родного дома: «Всюду родимую Русь узнаю…» (В.А.Рождественский «Русская природа»);
Тепло родного дома: «Всюду родимую Русь узнаю…» (К.Г.Паустовский «Заботливый цветок», Ю.В.Бондарев «Поздним вечером»);
3. Русский характер – русская душа (9 ч).
«Не до ордена. Была бы Родина»: оборона Севастополя (А.Н.Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А.А.Фет «Севастопольское братское кладбище»);
«Не до ордена. Была бы Родина»: оборона Севастополя (Р.Ивнев «Севастополь»);
Загадки Русской души: чудеса нужно делать своими руками (Ф.И.Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…», Н.С.Лесков «Неразменный рубль»);
Загадки Русской души: чудеса нужно делать своими руками (В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»);
О ваших ровесниках: реальность и мечты (Р.П.Погодин «Кирпичные острова…»);
О ваших ровесниках: реальность и мечты (Е.С.Велтистов «Миллион и один день каникул»);
«Лишь слову жизнь дана…»: «На русском дышим языке…» (К.Д.Бальмонт «Русский язык»);
«Лишь слову жизнь дана…»: «На русском дышим языке…» (Ю.П.Мориц «Язык обид – язык не русский»);
Тематическое планирование по предмету «Родная литература» 6 класс
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Россия – Родина моя | 5 |
2 | Русские традиции | 4 |
3 | Русский характер – русская душа | 9 |
Итого: | 18 часов. |
Календарно – тематическое планирование по родной литературе для 6 класса (0,5 часа в неделю) 18 часов.
№ п/п | Номер раздел а и темы урока | Тема урока | Кол- во часов | Форма текущего контроля | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание Причина корректиров ки |
1. Россия – Родина моя (5 часов) | |||||||
1 | 1.1 | Преданья старины глубокой: славна богатырями земля Русская! (Былина «Илья Муромец и Святогор», И.А.Бунин «Святогор и Илья»). | 1 |
изученные теоретико-литературные понятия;
изображаемому в произведении;
тематике и проблематике произведения | |||
2 | 1.2 | Преданья старины глубокой: славна богатырями земля Русская! (М.М.Пришвин «Певец былин»); | 1 | ||||
3 | 1.3 | Города земли Русской: Архангельск – столица Русского Севера (С.Г.Писахов «Ледяная колокольня», Б.В.Шергин «Поморские были и сказания»); | 1 |
отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;
с использованием образных средств русского языка;
экскурсии | |||
4 | 1.4 | Родные просторы: волшебница – зима (И.С.Никитин «Встреча зимы», А.А.Блок «Снег да снег…», Н.М.Рубцов «Первый снег»); | 1 | ||||
5 | 1.5 | Родные просторы: по мотивам «зимних» сказок (Е.Л.Шварц «Два брата»); | 1 | ||||
2. Русские традиции (4 часа) | |||||||
6 | 2.1 | Праздники Русского мира: Масленица (М.Ю.Лермонтов «Посреди небесных тел…», А.П.Чехов «Блины», Тэффи «Блины»); | 1 | – выполняют творческие задания на станциях (на основе прочитанных дома произведений о Масленице) | |||
7 | 2.2 | Праздники Русского мира: Прощёное воскресенье (А.Д.Дементьев «Прощёное воскресение»); | 1 | – выполняют творческие задания на станциях (на основе прочитанных дома произведений о Масленице) | |||
8 | 2.3 | Тепло родного дома: «Всюду родимую Русь узнаю…» (В.А.Рождественский «Русская природа»); | 1 |
подбирая к ним цитаты из текстов | |||
9 | 2.4 | Тепло родного дома: «Всюду родимую Русь узнаю…» (К.Г.Паустовский «Заботливый цветок», Ю.В.Бондарев «Поздним вечером»); | 1 |
подбирая к ним цитаты из текстов | |||
3. Русский характер – русская душа (8 часов) | |||||||
10 | 3.1 | «Не до ордена. Была бы Родина»: оборона Севастополя (А.Н.Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А.А.Фет «Севастопольское братское кладбище»); | 1 |
отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;
с использованием образных средств русского языка;
из текста к объектам экскурсии | |||
11 | 3.2 | «Не до ордена. Была бы Родина»: оборона Севастополя (Р.Ивнев «Севастополь»); | 1 |
отвечают на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту;
с использованием образных средств русского языка;
из текста к объектам экскурсии | |||
12 | 3.3 | Загадки Русской души: чудеса нужно делать своими руками (Ф.И.Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…», Н.С.Лесков «Неразменный рубль»); | 1 | - анализируют литературноепроизведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев; – создают собственный художественный текст на морально-этические темы (дневник, письмо герою, письмо автору) | |||
13 | 3.4 | Загадки Русской души: чудеса нужно делать своими руками (В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»); | 1 | - анализируют литературноепроизведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев; – создают собственный художественный текст на морально-этические темы (дневник, письмо герою, письмо автору) | |||
14 | 3.5 | О ваших ровесниках: реальность и мечты (Р.П.Погодин «Кирпичные острова…»); | 1 | анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев; – создают творческие пересказы | |||
15 | 3.6 | О ваших ровесниках: реальность и мечты (Е.С.Велтистов «Миллион и один день каникул»); | 1 | анализируют литературное произведение: определяют его принадлежность к одному из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев; – создают творческие пересказы | |||
16 | 3.7 | «Лишь слову жизнь дана…»: «На русском дышим языке…» (К.Д.Бальмонт «Русский язык»); | 1 |
тексте и выявляют их художественную роль; – составляют ассоциативные ряды | |||
17 | 3.8 | «Лишь слову жизнь дана…»: «На русском дышим языке…» (Ю.П.Мориц «Язык обид – язык не русский»); | 1 |
тексте и выявляют их художественную роль; – составляют ассоциативные ряды | |||
18 | 3.9 | Итоговая проверочная работа по разделам. | 1 | Тестовая работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 11 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...