Рабочая программа по родной литературе 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Воробьева Марина Отаровна

Примерная программа учебного курса «Родная литература» для 6 класса разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Белгородской области;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorobeva_m.o._rodnaya_literatura_6_klass_2021-2022.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МБОУ «СШ№25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Родная литература 6 класс

на 2021 -2022 учебный год

Составитель: Воробьева Марина Отаровна, учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

г. Нижневартовск, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа учебного курса «Родная литература» для 6 класса разработана в соответствии требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Белгородской области;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.

Задачи на 2021-2022 учебный год

  1. Сохранить 100% успеваемость.
  2.         Сохранить качество обучения по русскому языку на уровне 45%        через развитие коммуникативной компетенции обучающихся через работу по методической теме.
  3.         Количество мероприятий, проводимых учителем для развития одаренных детей повысить на 2%.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие учащимся осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 6 классе и рассчитана на 17 часов.

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: 6 класс - 2 сочинения.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»

Личностные результаты должны отражать:

  • формирование        общей        культуры        и        мировоззрения,        соответствующего        практике сегодняшнего дня;
  • осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
  • формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
  • формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты должны отражать:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты должны отражать:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Содержание учебного предмета (18 ч.)

1. Россия – Родина моя (5 ч)

        Преданья старины глубокой: славна богатырями земля Русская! (Былина «Илья Муромец и Святогор», И.А.Бунин «Святогор и Илья»).

        Преданья старины глубокой: славна богатырями земля Русская! (М.М.Пришвин «Певец былин»);

        Города земли Русской: Архангельск – столица Русского Севера (С.Г.Писахов «Ледяная колокольня», Б.В.Шергин «Поморские были и сказания»);

        Родные просторы: волшебница – зима (И.С.Никитин «Встреча зимы», А.А.Блок «Снег да снег…», Н.М.Рубцов «Первый снег»);

        Родные просторы: по мотивам «зимних» сказок (Е.Л.Шварц «Два брата»);

2. Русские традиции (4 ч)

         Праздники Русского мира: Масленица (М.Ю.Лермонтов «Посреди небесных тел…», А.П.Чехов «Блины», Тэффи «Блины»);

        Праздники Русского мира: Прощёное воскресенье (А.Д.Дементьев «Прощёное воскресение»);

        Тепло родного дома: «Всюду родимую Русь узнаю…» (В.А.Рождественский «Русская природа»);

        Тепло родного дома: «Всюду родимую Русь узнаю…» (К.Г.Паустовский «Заботливый цветок», Ю.В.Бондарев «Поздним вечером»);

3. Русский характер – русская душа (9 ч).

        «Не до ордена. Была бы Родина»: оборона Севастополя (А.Н.Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А.А.Фет «Севастопольское братское кладбище»);

        «Не до ордена. Была бы Родина»: оборона Севастополя (Р.Ивнев «Севастополь»);

        Загадки Русской души: чудеса нужно делать своими руками (Ф.И.Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…», Н.С.Лесков «Неразменный рубль»);

        Загадки Русской души: чудеса нужно делать своими руками (В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»);

        О ваших ровесниках: реальность и  мечты (Р.П.Погодин «Кирпичные острова…»);

        О ваших ровесниках: реальность и  мечты (Е.С.Велтистов «Миллион и один день каникул»);

        «Лишь слову жизнь дана…»: «На русском дышим языке…» (К.Д.Бальмонт «Русский язык»);

        «Лишь слову жизнь дана…»: «На русском дышим языке…» (Ю.П.Мориц «Язык обид – язык не русский»);

Тематическое планирование по предмету «Родная литература» 6 класс

Название раздела

Количество часов

1

Россия – Родина моя

5

2

Русские традиции

4

3

Русский характер – русская душа

9

            Итого:

18 часов.

Календарно – тематическое планирование по родной литературе для 6 класса (0,5 часа в неделю) 18 часов.

№ п/п

Номер раздел а и

темы урока

Тема урока

Кол- во часов

Форма текущего контроля

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание Причина корректиров ки

1. Россия – Родина моя (5 часов)

1

1.1

Преданья старины глубокой: славна богатырями земля Русская! (Былина «Илья Муромец и Святогор», И.А.Бунин «Святогор и Илья»).

1

  • выразительно читают, в т.ч. по ролям;
  • формулируют вопросы к прочитанным произведениям/эпизодам произведений;
  • совершенствуют умения исследовательской работы с текстом;
  • рассуждают о произведениях, используя

изученные теоретико-литературные понятия;

  • характеризуют авторское отношение к

изображаемому в произведении;

  • сравнивают близкие по

тематике и проблематике произведения

2

1.2

Преданья старины глубокой: славна богатырями земля Русская! (М.М.Пришвин «Певец былин»);

1

3

1.3

Города земли Русской: Архангельск – столица Русского Севера (С.Г.Писахов «Ледяная колокольня», Б.В.Шергин «Поморские были и сказания»);

1

  • выразительно читают текст / фрагменты,

отвечают на вопросы по прочитанному или

прослушанному тексту;

  • пересказывают произведения или их отрывки

с использованием

образных средств русского языка;

  • подбирают иллюстрации из        текста        к        объектам

экскурсии

4

1.4

Родные просторы: волшебница – зима (И.С.Никитин «Встреча зимы», А.А.Блок «Снег да снег…», Н.М.Рубцов «Первый снег»);

1

5

1.5

Родные просторы: по мотивам «зимних» сказок (Е.Л.Шварц «Два брата»);

1

2. Русские традиции (4 часа)

6

2.1

Праздники Русского мира: Масленица (М.Ю.Лермонтов «Посреди небесных тел…», А.П.Чехов «Блины», Тэффи «Блины»);

1

– выполняют творческие задания на станциях (на основе прочитанных дома произведений о Масленице)

7

2.2

Праздники Русского мира: Прощёное воскресенье (А.Д.Дементьев «Прощёное воскресение»);

1

– выполняют творческие задания на станциях (на основе прочитанных дома произведений о Масленице)

8

2.3

Тепло родного дома: «Всюду родимую Русь узнаю…» (В.А.Рождественский «Русская природа»);

1

  • выразительно читают произведения;
  • отвечают на вопросы;
  • иллюстрируют и представляют работы,

подбирая к ним цитаты из

текстов

9

2.4

Тепло родного дома: «Всюду родимую Русь узнаю…» (К.Г.Паустовский «Заботливый цветок», Ю.В.Бондарев «Поздним вечером»);

1

  • выразительно читают произведения;
  • отвечают на вопросы;
  • иллюстрируют и представляют работы,

подбирая к ним цитаты из

текстов

3. Русский характер – русская душа (8 часов)

10

3.1

«Не до ордена. Была бы Родина»: оборона Севастополя (А.Н.Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А.А.Фет «Севастопольское братское кладбище»);                                       

1

  • выразительно читают текст / фрагменты,

отвечают на вопросы по прочитанному или

прослушанному тексту;

  • пересказывают произведения или их отрывки

с использованием

образных средств русского языка;

  • подбирают иллюстрации

из текста к объектам экскурсии

11

3.2

 «Не до ордена. Была бы Родина»: оборона Севастополя (Р.Ивнев «Севастополь»);

1

  • выразительно читают текст / фрагменты,

отвечают на вопросы по прочитанному или

прослушанному тексту;

  • пересказывают произведения или их отрывки

с использованием

образных средств русского языка;

  • подбирают иллюстрации

из текста к объектам экскурсии

12

3.3

Загадки Русской души: чудеса нужно делать своими руками (Ф.И.Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…», Н.С.Лесков «Неразменный рубль»);

1

- анализируют

литературноепроизведение: определяют его принадлежность

к одному

из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев;

– создают собственный художественный текст на морально-этические темы (дневник, письмо герою,

письмо автору)

13

3.4

 Загадки Русской души: чудеса нужно делать своими руками (В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»);

1

- анализируют

литературноепроизведение: определяют его принадлежность

к одному

из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев;

– создают собственный художественный текст на морально-этические темы (дневник, письмо герою,

письмо автору)

14

3.5

О ваших ровесниках: реальность и  мечты (Р.П.Погодин «Кирпичные острова…»);

1

анализируют литературное

произведение: определяют его принадлежность

к одному

из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев;

– создают творческие пересказы

15

3.6

О ваших ровесниках: реальность и  мечты (Е.С.Велтистов «Миллион и один день каникул»);

1

анализируют литературное

произведение: определяют его принадлежность

к одному

из литературных родов; понимают и формулируют тему, идею, характеризуют его героев;

– создают творческие пересказы

16

3.7

«Лишь слову жизнь дана…»: «На русском дышим языке…» (К.Д.Бальмонт «Русский язык»);

1

  • выразительно читают,
  • устно рецензируют выразительное чтение одноклассников;
  • характеризуют тропы в

тексте и выявляют их художественную роль;

– составляют

ассоциативные ряды

17

3.8

«Лишь слову жизнь дана…»: «На русском дышим языке…» (Ю.П.Мориц «Язык обид – язык не русский»);

1

  • выразительно читают,
  • устно рецензируют выразительное чтение одноклассников;
  • характеризуют тропы в

тексте и выявляют их художественную роль;

– составляют

ассоциативные ряды

18

3.9

Итоговая проверочная работа по разделам.

1

 Тестовая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...