Родной (русский) язык. 3 класс. 16 часов
презентация к уроку
В материале представлены наработки для учителя начальных классов по родному (русскому) языку (3 класс, 0,5 ч/неделя, 16 ч/год): презентации, раздаточный материал (для групповых и индивидульных форм работы), примерная программа по РРЯ из открытых источников [О. М. Александрова и др.], КТП (с примечаниями по презентациям и раздаточному материалу). Материал будет полезен тем, у кого нет учебников по предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по родному языку (русскому) 3 класс – 16 ч
№ п/п | Тема урока | Основные понятия | Характеристика основных видов деятельности обучающихся направленная на формирование УУД | Дата | |
План | Факт | ||||
Раздел 1. «Русский язык: прошлое и настоящее» - 10 ч | |||||
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой. Презентация 1. | Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. | распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; распознают слова, называющие природные явления и растения; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; | ||
2 | Кто друг прямой, тот брат родной. Презентация 2. | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). | |||
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Презентация 3. Раздаточный материал 3.1 | Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя. | |||
4 | Сошлись два друга – мороз да вьюга. Презентация 4. Раздаточный материал 4.1 | Образные названия мороза, вьюги. | |||
5 | Ветер без крыльев летает. Презентация 5. Раздаточный материал 5.1, 5.2 | Образные названия ветра. | |||
6 | Какой лес без чудес. Презентация 6. Раздаточный материал 6.1 | Образные названия растений. | |||
7 | Дело мастера боится. Презентация 7. | Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). | |||
8 | Заиграйте мои гусли. Презентация 8. Раздаточный материал 8.1 | Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь). | Работа со словарем | ||
9 | Контрольный тест по теме «Русский язык: прошлое и настоящее» (Раздаточный материал 9.1) Что ни город, то норов (Раздаточный материал 9.2) | Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках | ||
10 | У земли ясно солнце, у человека – слово. Презентация 10. | Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием. | учатся подбирать и употреблять сравнения, эпитеты в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов | ||
Раздел 2 «Язык в действии» 5 ч | |||||
11 | Для чего нужны суффиксы. Презентация 11. | Многообразие суффиксов как специфика русского языка | учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов; | ||
12 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. Презентация 12. | Специфика грамматических категорий русского языка. | Работают со словарем ударений, учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа; учатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворения в устной и письменной речи, работают со словарем синонимов | ||
13 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам. Презентация 13. | Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных | учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; | ||
14 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? Презентация 14. | ||||
15 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? Презентация 15. | Нормы правильного и точного употребления предлогов | учатся владеть нормами правильного и точного употребления предлогов | ||
Раздел 3 «Секреты речи и текста» 1 ч | |||||
16 | Учимся редактировать тексты Раздаточный материал 16.1 или 16.2. | учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст; знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся составлять тексты рассуждения; учатся определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле; уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Где путь прямой, там не езди по кривой
Послушайте текст. Что общего в значении данных слов? Придумывать небылицы Сочинять Врать Обманывать Выдумывать Сказки рассказывать
Выпишите данные слова и словосочетания, рядом запишите однокоренные слова, которые называют человека. Придумывать небылицы сочинять врать обманывать выдумывать сказки рассказывать ― придумщик; ― сочинитель; ― врун; ― обманщик; ― выдумщик; ― сказочник.
Запишите еще одну пару слов. Однокоренные слова к слову « фантазия »: существительное, которое называет человека, и глагол. Фантазия ¬ фантазёр, фантазировать.
Ро « ссказни ¬ рассказы, не внушающие доверия; выдумки, небылицы.
Запишите пословицы, вставляя пропущенные слова. Сказка ― __________ , да в ней намёк, добрым молодцам урок. Большая __________ начинается с маленького __________ . Жить в _________ как в тумане. Кто не __________ , тот спокойно живет . Слова для справок: неправда, врать, обман, ложь. ложь неправда обмана обмане врёт
Подберите синонимы и антонимы к слову « правда ». истина справедливость ложь враньё кривда
Прослушайте текст. Запишите предложения, дополняя их пропущенными словами. Правда, как __________, светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, __________ боится. Правда __________ идёт, как __________, а Кривда __________ да __________. солнышко с вета, правды прямо стрела ковыляя пошатываясь
Прочитайте слова и рассмотрите иллюстрации. Что объединяет эти слова?
Что общего в значении всех выделенных слов и выражений? Когда человек скрывает правду, он изворачивается , юлит , кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.
Виктор Драгунский «Тайное становится явным»
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Дождевые слова ” : … , …
Послушайте текст. С чем в тексте сравниваются звуки дождя? Найдите в тексте слово, которое обозначает место для хранения сена (скошенной и высушенной травы ). Запишите его в тетрадь. Что необычного в этом слове? Придумайте похожие слова.
Вот начинают кра ́ пать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах. Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождём. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы. Характерно , что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, называют очень ласково —дождиком . «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает». ( К. Паустовский)
Групповая работа (по 4 человека) . Сделайте свои страницы о «дождевых» словах . Объясните название каждого дождя, подберите рисунки и примеры из художественной литературы. Порядок работы такой: Прочитайте название и описание дождя. Найдите рисунок, на котором изображён этот дождь. Выберите пример художественного текста, описывающий этот дождь. Подготовьтесь читать описание дождя и пример текста об этом дожде. Прочитайте другим ученикам из группы. Послушайте чтение всех учеников в группе. Оцените их работу: • Правильно ли подобран рисунок к «дождевому» слову? • Правильно ли выбран пример из текста для данного слова?
Выпишите в тетрадь только те прилагательные и глаголы , которые подходят для описания дождя . Прилагательные: редкий, короткий, холодный , длинный, мельчайший, живительный, узкий , тёплый, быстрый, долгий . Глаголы: идёт, льёт, воет, шуршит, барабанит , лежит, шумит, сверкает, моросит . • Придумайте и запишите предложение про дождь, используя выбранные прилагательные и глаголы.
Николай Иванович Сладков описывал дожди весенний , летний и осенний . В тексте пропущены эти слова. Прочитай внимательно текст. Вставь подходящие по смыслу слова. Объясни свой выбор. Дожди (...) дождь: обложной, затяжной, беспросветный . То льёт, то моросит, то спрыскивает. Земля под ногами ползёт, набухает, чавкает. Дождь (...): грозовой, обвальный, окатный . Окатит как из брандспойта, промочит до нитки, но тут же и высохнешь на солнце и ветерке. (...) солнечный дождь — всегда весёлый и долгожданный: первый после зимы!
Прочитайте загадку, перепишите её, запишите отгадки. Серые птицы летали, Серебряные нити на землю кидали . Дождь: птицы ― это тучи, серебряные нити ― капли.
Николай Иванович Сладков писал, что бывают ещё особенные дожди — ребячьи . Домашнее задание: Придумайте, какие дожди называются « ребячьими ». Напишите об этом небольшой текст .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте отрывок из книги Владимира Владимировича Личутина «Дивись-гора». Выпишите в тетрадь «снежные» слова, которые вам незнакомы. Как в ы думаете, что они могут означать?
Послушайте текст. Как вы думаете, почему автор выбрал такой заголовок для текста? Белый , белый день
Вкрадчиво начался на рассвете мелкий, но обильный снегопад. Непонятно откуда густо сеется белая муть, как бывает, когда вытряхивают мучной мешок. На лицо оседает холодная пыль. Тихо-тихо вокруг, белая дрёма приглушила звуки и очертания. Сонный день мягкой зимы. Из первого абзаца выпиши все слова, которые использует автор, чтобы показать зимний день «сонным».
Хорошо провести такой день на льду или в поле, тихий, мягкий день со снегопадом, который всё припорашивает, присыпает и усыпляет. Почему о снегопаде автор пишет: припорашивает, присыпает, а не запорашивает, засыпает?
К вечеру небо, кажется, вытряхнуло всю свою муку, и в мире стал возрождаться свет. Сперва матовый, потом появился соломенный оттенок, вот сквозь муть неба просветило размытое пятно розоватого солнца. Кончился белый снегопад, обещая звёздную ночь и ясное, резкое утро. Автор текста передаёт вечерний свет с помощью имён прилагательных матовый, соломенный, розоватый . Какой цвет обозначает каждое из них? Запиши. Что общего в значениях этих слов? • С чем сравнивается снегопад в тексте?
Прочитайте примеры описания снега. Выберите из списка слов название снега, соответствующее каждому описанию. Запишите слова в тетрадь, кратко объясните, что они означают. 1. Я открыл форточку — ворвался свежий, холодный воздух, и я услышал, как снежные крепкие шарики бьют по стеклу. (О. Куваев ) 2. Первый снег ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста. (С. Иванов) 3. Снег , только что выпавший ночью. Землю , как на праздник, накрыли чистейшей белоснежной скатертью. ( Ф. Абрамов) Список слов: снежок- нележок , перенова , крупа .
Выпишите в тетрадь только те прилагательные и глаголы, которые подходят для описания снега. Прилагательные : мелкий, обильный, густой, высокий, пушистый, колючий, белый, чистый, решительный. Глаголы : начался, пошёл, сыплет, думает, припорашивает, тает, поскрипывает, вздрагивает, падает, окутывает. • Придумайте и запишите одно-два предложения о снеге . Используйте выбранные тобой прилагательные и глаголы . • Какие глаголы и прилагательные можно употребить и со словом дождь, и со словом снег?
Групповая работа (по 3 человека) . Сделайте свои страницы о «снеговых » словах . Объясните название каждого снега, подберите рисунок и примеры из художественной литературы. Порядок работы такой: Прочитайте название и описание снега. Найдите рисунок, на котором изображён этот снег. Выберите пример художественного текста, описывающий этот снег. Подготовьтесь читать описание снега и пример текста о нём. Прочитайте другим ученикам из группы. Послушайте чтение всех учеников в группе. Оцените их работу: • Правильно ли подобран рисунок к «снеговому » слову? • Правильно ли выбран пример из текста для данного слова?
Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом — снеговорот . Над каждой елью — белые флаги. Завевает , кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит глаза, в спину толкает, дышать не даёт. Тучи- снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы- снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба! ( Н. Сладков)
Прослушайте текст. Как вы понимаете смысл последнего предложения? Какие слова автор называет морозными ? Почему? Морозные слова
В конце осени бывает: на рассвете вся трава белая, словно за ночь поседела. Значит, лёг на поля первый иней — застывшая роса. Он нежный и пушистый, в нем от настоящего мороза ничего нет. А изморозь сверкает и серебрится на ветвях звонким зимним утром после трескучей ночи. Мороз — сердитое, крутое слово, правда? Изморозь — пробуждение мороза, но она лёгкая и красивая. Прислушайтесь: из- мо - розь . Морозные звуки сохранились, но стали мягче и тоньше. Потому что одно дело — сам воевода Мороз, береги уши и нос, совсем другое — изморозь, тонкое искрящееся украшение на берёзовых ветвях. Выпиши из текста толкование значения слова « иней ».
Иней — как бы тонкий пуховый платок-паутинка, изморозь — серебряное кружево, куржак — мохнатая морозная шаль. Куржак — тоже слово крепкое, морозное, даже, кажется, щёки пощипывает. В Толковом словаре В. И. Даля есть слово « кухта » со значением «косматый иней на деревьях». Каким словом назван такой иней в тексте?
Домашнее задание: Найдите и запишите по одной поговорке, пословице и загадке к слову « снег » или « мороз ».
Предварительный просмотр:
🕮 Сугроб — наметённая ветром куча снега.
🕮 Снег хлопьями (пушной, кидь, падь) — самый крупный снег.
🕮 Снежные хлопья — пушистые маленькие комочки снега.
🕮 За́струги или застру́ги (заду́лины, суво́и) — снежные волны.
🖎 Пробив наконец облака, самолёт мчится над поверхностью озера. Близко видны острия снежных наносов, похожих на волны.
(И. Соколов-Микитов. «Голубые дни»)
🖎 Самые сложные настроения вызывает в нас летящий снег. Если он хлопьистый, густой, когда каждая пуховинка вроде бы сама по себе, то возникает чувство покоя, тихой грусти....
(В. Личутин. «Дивись-гора»)
🖎 Белыми шапками торчали из снегов пни. По снегу при месяце бегали, грызли осиновые побеги беляки-зайцы. Сугробами до самых крыш заносило деревни.
(И. Соколов-Микитов. «Бурый»)
🕮 Сугроб — наметённая ветром куча снега.
🕮 Снег хлопьями (пушной, кидь, падь) — самый крупный снег.
🕮 Снежные хлопья — пушистые маленькие комочки снега.
🕮 За́струги или застру́ги (заду́лины, суво́и) — снежные волны.
🖎 Пробив наконец облака, самолёт мчится над поверхностью озера. Близко видны острия снежных наносов, похожих на волны.
(И. Соколов-Микитов. «Голубые дни»)
🖎 Самые сложные настроения вызывает в нас летящий снег. Если он хлопьистый, густой, когда каждая пуховинка вроде бы сама по себе, то возникает чувство покоя, тихой грусти....
(В. Личутин. «Дивись-гора»)
🖎 Белыми шапками торчали из снегов пни. По снегу при месяце бегали, грызли осиновые побеги беляки-зайцы. Сугробами до самых крыш заносило деревни.
(И. Соколов-Микитов. «Бурый»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Послушай текст. Как ты думаешь, почему у текста такой заголовок? Ветер , ветер — на всём белом свете!
Выпишите в тетрадь только те имена прилагательные и глаголы, которые подходят для описания ветра. Прилагательные: сильный, грозный, лёгкий, тёплый, мелкий, сердитый, свирепый, пушистый, холодный. Глаголы: поднялся, налетел, закачал, спутал, пробежал, свистит, сыплет, поскрипывает, шумит, падает, задувает. • Придумайте и запишите два предложения о ветре. Используйте выписанные прилагательные и глаголы. • Какие прилагательные можно употребить и со словом снег, и со словом ветер?
Групповая работа (по 4 человека) . Каждый участник группы выбирает одно слово и будет работать с отрывками из текстов и фотографиями . Порядок работы такой: Прочитайте название и описание ветера . Найдите рисунок, на котором изображён этот ветер. Выберите пример художественного текста, описывающий этот ветер. Подготовьтесь читать описание ветра и пример текста о нём. Прочитайте другим ученикам из группы. Послушайте чтение всех учеников в группе. Оцените их работу: • Правильно ли подобран рисунок к «ветреному» слову? • Правильно ли выбран пример из текста для данного слова?
Парная работа. Объединитесь в пары. Работайте так. Прочитайте каждый свой текст, выполните задания к нему. Выпишите в тетрадь глаголы и прилагательные, с помощью которых автор описывает листобой . Кратко объясните, что такое листобой . Своё объяснение запишите в тетрадь. У листобоя есть другое название — листодёр . Почему его так называют? Прочитайте друг другу тексты, расскажите, как выполнили задания. Если есть вопросы, обсудите их. Оцените работу друг друга: • Удалось ли прочитать так, чтобы было понятно, о чём идёт речь в тексте? • Все ли слова, описывающие листобой , выписаны? • Правильно ли объяснено значение выражений? 7) Если необходимо, внесите изменения в свои работы (исправьте ошибки, допишите слова).
Домашнее задание: Придумай загадки, используя подсказки. 1. (...), а не птица, (...), а не зверь. 2. Ломает — срывает.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Текст 1
Поднялся ветер. Он порывами ударял в оранжевую стену леса и торопился дальше — у него было много работы. А листва срывалась цветным облачком и, кружась в воздухе колесом, устремлялась за ветром вдогонку. Со второй половины дня ветер вовсе разошёлся. Он гнул и крени́л берёзы, как парусники в море, полоскал и трепал их длинные космы. В старом осиннике он так громко гудел в голых ветвях, что мне показалось, будто где-то неподалёку идёт на посадку реактивный самолёт. В сосновых лапах тускло и надсадно сипел. Но хвоя плохо ему поддавалась, поэтому листобо́й ещё яростнее набрасывался на берёзы и осины.
Ветер бушевал всю ночь. Наутро в золотой стене леса обнаружились серые прорехи, словно пятна лишайников. Это первыми не выдержали и оголились осинники.
И ещё день гнул и свистел листобой.
(Б. Петров)
• Как ты понимаешь значение выражений «оранжевая стена леса», «цветным облачком», «у него было много работы»?
Текст 2
Ночью задул листобо́й — холодный октябрьский ветер. Он пришёл с севера, из тундры, уже прихваченной льдом, с берегов Печоры.
Листобо́й завывал в печной трубе, шевелил на крыше осиновую щепу, бил, трепал деревья, и слышно было, как покорно шелестели они, сбрасывая листья.
Раскрытая форточка билась о раму, скрипела ржавыми петлями. С порывами ветра в комнату летели листья берёзы, растущей под окном.
К утру берёза эта была уже раскрыта настежь. Сквозь ветки её текли и текли холодные струи листобо́я, чётко обозначенные в сером небе быстрым порхающим листом.
(Ю. Коваль)
- Бросать слова на ветер — говорить впустую, необдуманно или безответственно. Раньше считалось, что ветер может бесследно уносить пустые слова.
• Как ты понимаешь значение выражений «он пришёл с севера», «текли струи листобоя»?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
🕮 Чаща (чащоба) — густой частый лес; заросль.
🕮 Роща — небольшой, обычно близкий к жилью лиственный лес.
🕮 Тайга — дикий и малопроходимый, преимущественно хвойный, лес, тянущийся широкой полосой на севере Европы и Азии до Охотского моря.
🕮 Бор — сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.
🖎 (...) начинался прямо, без подлеска. Неохватные, стрела к стреле, сосны возвышались там, как подпорки неба.
(Л. Леонов)
🖎 Под крылом самолёта опять проплывала бескрайняя и безлюдная (...).
(А. Сахаров)
🖎 Вот небольшая (...) из старых больших берёз с грачиными гнёздами в зелёных верхушках.
(Л. Андреев)
🖎 Через лес нашли тропу, вне которой (...) была так густа, что без топора нельзя было подвинуться ни на шаг, — разнообразные кусты и вьющиеся растения сплетались в сплошную зелёную массу.
(В. Обручев)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Заиграйте, мои гусли...
Выпишите из названий русских народных музыкальных инструментов такие, которые говорят о звуках, издаваемых этими инструментами. Рядом напишите глаголы, от которых они образованы. Образец: скрипица — скрипеть. Гудок, гусли, балалайка, скри ́ пица , домра, рожок, сопе ́ ль , пи ́ щик , трещотка.
Прочитайте толкование значений слов и объясните, почему так названы музыкальные инструменты. На скрипке, виолончели, контрабасе играют, используя смычок. Сможете ли вы объяснить происхождение этого слова?
Определите, на каких инструментах играют эти музыканты . Запишите слова парами. В словах, называющих музыкантов, выделите суффикс. Образец : гудочник — гудок. Дударь , рожечник, жалейщик , гусляр, балалаечник , баянист, гармонист, скрипач, ложкарь.
Прочитайте слова. Что общего в их значении? О чём можно сказать такими словами? Добавьте к ним существительные и запишите словосочетания. Волшебный , чарующий, завораживающий, чудесный, дивный.
Парная работа. Объединитесь в пары. Работайте так: Прочитайте каждый свой текст. Расскажите друг другу о дудочках, описанных в текстах. Если нужно, используйте слова из предыдущего упражнения. Подумайте вместе , в каком тексте говорится о волшебной дудочке . Выпишите слова, предложения, которые подтверждают эту мысль. Найдите в текстах синонимы к словам « танцевальный », « печалиться ». Вспомните, в каких сказках есть волшебные музыкальные инструменты? Запишите 2-3 названия.
Парная работа. Музыку передать словами очень трудно, почти невозможно. И всё же бывает так, что читаешь — и кажется, что слышишь звуки музыки . Прочитайте строфы из стихотворения Алексея Константиновича Толстого «Алёша Попович». Какие звуки названы в стихотворении ? (Отметьте синим цветом.) Какие звуки не названы , но мы представляем их, читая стихотворение ?(Отметьте красным цветом.)
Расположите абзацы в таком порядке, чтобы получился текст. Отразите правильную последовательность, используя значки, стоящие рядом с каждым абзацем. Сравните свой текст с текстами одноклассников . Спишите абзац, обозначенный значком ♦. Подчеркните слова, называющие людей. Какие из них можно назвать синонимами?
Выполните одно из заданий дома : Выбери одно из названий гармошки ( Гармоники: Саратовская , Вятская, Ливенская , Елецкая, Касимовская , однорядка , двухрядка, трёхрядка, тальянка , хромка, черепашка ... ) и узнай, как и почему оно появилось. Напиши об этом. Узнай , какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра народных инструментов. Напиши об этом.
Предварительный просмотр:
Текст 1
В сказке Самуила Яковлевича Маршака «Умные вещи» среди волшебных предметов есть дудка-самогудка, которая играет «чище и звонче всех дудок на свете». «Сама играет?» — спрашивает музыкант. А старик, хозяин волшебных вещей, отвечает: «На то она и самогудка. А всё же музыкант ей нужен. Без него в её песне души не будет». Так часто бывает в сказках — волшебные вещи слушаются не всех.
Музыкант пробует сыграть. И что же? Люди на ярмарке начинают притопывать, приплясывать, а потом пускаются в пляс.
В самогудку станешь дуть —
Ноги сами в пляс идут!
Музыкант играет грустный мотив — люди перестают плясать, пригорюниваются, плачут.
В самогудку станешь дуть —
Слёзы горькие идут...
Текст 2
Парень подумал что-то над своей дудочкой, тряхнул головой — и начал...
Рожок его был негромкий, мягкий. Играл он песню такую жалостную, что щемило сердце. Приятно, сладостно было слушать — так бы вот и слушал. А когда доиграл рожок, доплакался до того, что дальше плакаться сил не стало, — вдруг перешёл на такую лихую плясовую, пошёл так дробить и перебирать, ёрзать и перехватывать, что и сам певун в лапотках заплясал, и старик заиграл плечами, и пошла плясать улица и ухать, пошло такое... — этого и сказать нельзя.
...Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет —
Выговаривает:
Выгоняйте вы скотинку
На зелёну луговинку!
(По И. Шмелёву)
■ В русских былинах и сказках гусли обладают волшебной силой. В былине о Садко морской царь под звуки гуслей настолько разошёлся, что на море поднялась сильная буря, утопившая многие корабли. Остановить царя Садко смог, лишь сломав свои гусли.
▲ Гусли — очень древний музыкальный инструмент. Похожие инструменты есть у многих народов: у греков, финнов, японцев, китайцев, татар, армян, хакасов... Конечно, в разных странах этот инструмент называется по-разному, но везде он один из самых любимых.
⬤А в одной из сказок с помощью гуслей, наоборот, море и корабли на нём можно сотворить: «Иван открыл гусли, дёрнул за одну струну — сине море стало, дёрнул за другую — корабли под стольный город подступили, дёрнул за третью — со всех кораблей из пушек пальба началась».
⧫ Гусли могли выразить многое. Гусли были у Бонна, легендарного русского сказителя, песнопевца. Гусли звучали на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле сражения. На гуслях играли и воины-богатыри, и скоморохи. Под гусли пели колыбельные, плясали.
1 | 2 | 3 | 4 |
А.К. Толстой «Алёша Попович»
Он весло своё бросает,
Гусли звонкие берёт...
Звуки льются, звуки тают...
То не ветер ли во ржи?
Не крылами ль задевают
Медный колокол стрижи?
Иль в тени журчат дубравной
Однозвучные ключи?
Иль ковшей то звон заздравный?
Иль мечи бьют о мечи?
Пламя ль блещет? Дождь ли льётся?
Буря ль встала, пыль крутя?
Конь ли по полю несётся?
Мать ли пестует дитя?
Песню кто уразумеет?
Кто поймёт её слова?
Но от звуков сердце млеет
И кружится голова.
Предварительный просмотр:
ФИ _________________________________________________________
Тест «Русский язык: прошлое и настоящее»
1 вариант
1. Продолжи список видов малых жанров устного народного творчества (запиши ещё 3 слова)
Загадки, __________________________________________________________________________________________________________________
2. Объясни смысл фразеологизма
работать спустя рукава — работать (как?)_________________________
кот наплакал —_______________________________________________
3. «Собери пословицу», соедини линией начало и конец мысли.
Родина мать, | люби и саночки возить. | |
Делу время — | умей за неё постоять. | |
Любишь кататься, | потехе час. |
4. Что означает?
Грибной дождь — это _________________________________________
_____________________________________________________________
5. Запиши родственные слова к словам:
Ветер — ___________________________________________________
Варенье — _________________________________________________
6. Прочитай словосочетания. Вставь нужный антоним (используй слова для справок).
тихий голос — _______________________________голос
тихий шаг — ________________________________шаг
тихий ветер — _______________________________ветер
Слова для справок: быстрый, громкий, слабый, сильный.
ФИ _________________________________________________________
Тест «Русский язык: прошлое и настоящее»
2 вариант
1. Продолжи список видов малых жанров устного народного творчества (запиши ещё 3 слова)
Потешки, _________________________________________________________________________________________________________________
2. Объясни смысл фразеологизма
работать засучив рукава — работать (как?)________________________
капля в море — _______________________________________________
3. «Собери пословицу», соедини линией начало и конец мысли.
Хлеб ржаной — | Родины нашей. | |
Учиться — | отец родной. | |
Нет в мире краше | всегда пригодиться. |
4. Что означает?
Березняк — это _______________________________________________
_____________________________________________________________
5. Запиши родственные слова к словам:
Друг — ______________________________________________________
Лес — _______________________________________________________
6. Прочитай словосочетания. Вставь нужный антоним (используй слова для справок).
свежая газета — ___________________________________газета
свежая выпечка — ________________________________выпечка
свежая рубашка — _______________________________рубашка
Слова для справок: грязная, вчерашняя, чёрствая, старая, чистая.
7. Прочитай, в выделенных словах поставь ударение.
Стрелки часов показывали полночь.
Чёрный ворон кружил над лесом.
Коля на уроке считал ворон.
В вазе стояли белые гвоздики.
Добрый молодец увидел Бабу-ягу.
Учитель сказал Васе, что он молодец.
Вот пришёл честной купец в замок.
8. Объясни значения слов разными способами.
С помощью толкового словаря (тетради):
Фантазёр — _________________________________________________
_____________________________________________________________
С помощью перечисления:
Рыбы — это _________________________________________________
_____________________________________________________________
С помощью синонима:
Прозвище — ________________________________________________
Плакса — __________________________________________________
Описательным способом:
Фонарщик — это тот, кто _____________________________________
_____________________________________________________________
2 вариант
7. Прочитай, в выделенных словах поставь ударение.
Мастер заколачивал гвоздики.
Стрелки часов показывали полночь.
Коля на уроке считал ворон.
Чёрный ворон кружил над лесом.
Вот пришёл честной купец в замок.
Добрый молодец увидел избушку.
Папа сказал сыну, что он молодец.
8. Объясни значения слов разными способами.
С помощью толкового словаря (тетради):
Сказочник — ________________________________________________
______________________________________________________________
С помощью перечисления:
Птицы — это ________________________________________________
_____________________________________________________________
С помощью синонима:
Холод — ____________________________________________________
Уста — _____________________________________________________
Описательным способом:
Ямщик — это тот, кто _________________________________________
_____________________________________________________________
1 вариант
Предварительный просмотр:
Что ни город, то норов
Прочитайте текст.
В старину были такие мастера — горододе́льцы. Как следует из названия, они «делали город». А что это значит? Они строили стены, укрепления. Один из самых известных горододельцев — Фёдор Конь. Он построил Белый город в Москве и крепостные стены Смоленска.
Белый город в Москве — это оборонительное сооружение вокруг Кремля: стены и 27 башен из белого камня. Он был разобран в 18 веке по приказу Екатерины Второй, и о его существовании напоминают только сохранившиеся названия площадей: площадь Покровские Ворота, площадь Никитские Ворота, площадь Сретенские Ворота... Многие, наверное, удивлялись: почему площадь называется воротами? А вот почему: площадь-то образовалась на месте «проездной» башни, то есть башни, через ворота которой можно было попасть внутрь Белого города.
Смоленская крепость — самая большая крепость своего времени — сохранилась, но не вся: часть её была разрушена в 1812 году от ступающей армией Наполеона, часть — во время Великой Отечественной войны. Из 38 башен сохранилось только 17.
Выполните задания.
1. Объясните, почему башня Белого города, изображённая на рисунке Аполлинария Михайловича Васнецова, называлась Семиверхой.
2. Прочитайте значение слова градостроитель. Чем различаются значения слов градостроитель и горододелец?
3. Объясните, почему некоторые слова в тексте написаны с прописной (большой) буквы.
4. Спишите. Заполните пропуски в предложениях.
а) Фёдор (...) был (...). Самые известные его постройки — (...) в Москве и (...) в Смоленске. (...) был разобран по приказу Екатерины Второй.
б) (...) крепость разрушена во время войн, но часть стены и (...) можно увидеть и сейчас.
в) Площадь (...) в Москве находится на месте проездной башни Покровских ворот, а площадь (...) — на месте проездной башни Никитских ворот.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из слов левого и правого столбиков составьте словосочетания, которые встречались вам в русских народных сказках и песнях. Запишите эти словосочетания. красна трава красно лебёдушка буйны девица ясный сокол белая яблочко сине молодец шелковая солнышко добрый море наливное ветры
Дополните предложения, используя составленные словосочетания из первого упражнения. Налетел богатырь на вражеское полчище, как (...) из поднебесья, во все стороны врагов раскидал , себе путь-дорогу расчистил. Ты прости, прости, моя любушка, моя (...). Вихри сильны вдруг взвилися , (...) тут завыли. Ты гори, гори, (...), не скоро закатывайся ! Вот и (...), широкое и раздольное, разлилось перед нею, а там вдали как жар горят золотые маковки на высоких теремах белокаменных. Спишите 2, 3, 4 предложения.
Прочитайте фрагмент народной свадебной песни. Найди в песне слова, которые называют невесту . Отставала лебёдушка, Да отставала лебедь белая Прочь от стада лебединого, Приставала лебёдушка, Да приставала лебедь белая Ко стаду ко серым гусям . • Определите, какого рода слово лебедь в этом тексте .
Прочитайте фрагменты из «Сказки о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А.С . Пушкин написал её в 1831 году. Найдите доказательства того, что в сказке слово лебедь женского рода. • Бьётся лебедь средь зыбей, Коршун носится над ней; Та бедняжка так и плещет, Воду вкруг мутит и хлещет... • Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывёт.
• Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами Из истории языка и культуры И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.
Прочитайте текст и выпишите все значения, в которых употребляется слово сокол. Сокол — хищная птица, отличающаяся быстрым паря ́ щим полётом. Эта сильная птица летает высоко в небе. У многих народов сокол — это символ смелости , отваги, гордости и благородства. Сначала с соколами сравнивали только князей и воинов , постепенно в народной традиции соколом стали называть мужчину или юношу, отличающегося удалью, отвагой, красотой. В русских сказках встречается обращение к герою — сокол ясный или ласковое — соколик . В двадцатом веке слово сокол получило ещё одно переносное значение: с появлением авиации русские люди стали называть соколами лётчиков. В русском языке есть устойчивые выражения : очи соколиные , то есть зоркие; смотреть соколом , то есть гордо, смело. хищная птица символ смелости, отваги, гордости и благородства сравнивали князей и воинов мужчину или юношу, отличающегося удалью , отвагой , красотой лётчиков
Спишите, вставляя подходящие сочетания слов. Используйте слова для справок. Приезжай ты к нам, (...). Старенькая нянька тихо плакала, называла мальчика (...) и сироткой. Ты взлетишь за ней (...), в облака взлетишь , в небо чистое. Слова для справок: соколик мой ясный; ясным соколом; соколиком.
Какие деревья растут там, где вы живёте? Добавьте названия деревьев . Берёза, сосна, …
Как вы думаете, почему у лукоморья стоит именно дуб , а не другое дерево? У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том... И.И. Шишкин «Среди долины ровныя »
Сделайте в тетради такую же таблицу. Распределите имена прилагательные по группам. Какие слова не вошли ни в одну из групп ? Слова, которыми можно описать силу дуба размер дуба возраст дуба зелёный, могучий, одинокий, сказочный, высокий, старый, крепкий, раскидистый, развесистый, дуплистый, величественный, вековой, тёмный, огромный, грозный, тысячелетний, столетний, знаменитый, древний, богатырский, ветвистый, густолиственный, подоблачный, тенистый, безмолвный, величавый, гордый, заветный, молчаливый, мрачный, спокойный, суровый
И.И. Шишкин «Среди долины ровныя »
Гуляют по парку взрослые и дети, любуются вековыми деревьями, восхищаются их силой. Стоят дубы как добрые великаны. И каждый человек, который на них смотрит, невольно задумывается о вечности, о величии и красоте жизни.
Спишите загадки. Запишите отгадку. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек. Стоит Алёна — платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан.
Домашнее задание: В России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена? Подготовь небольшое сообщение об этом.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Посмотрите, как выглядят статьи в английском и татарском словарях. Попробуйте определить, какой информации нет в этих статьях.
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?
Перепишите. Определите род выделенных имён существительных, не заглядывая в словарь. Подчеркните слова, которые помогли это сделать? Лунь летел над головой, а потом сел на землю в трёх-четырёх шагах от меня. Это оказался громадный ленивый линь со смуглой золотой чешуёй и чёрными плавниками. Среди деревьев щиплет траву ручная лань .
Определите по описанию, какие животные изображены. Лунь – это … Линь – это … Лань – это …
Кто мом, резинкой, любою безделицей В классе ни с кем ни за что не поделится – Имя тому подходящее дадено, Даже не имя, а прозвище: … . жадина
Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. Маленькая знайка по дорожке бежит, а большой незнайка на печи лежит.
Определите род у выделенных имён существительных. Ваня сегодня такой умница ! Выскочка Елена мешала нам на уроке работать! Грязнуля Серёжа не моет утром лицо и руки. А чистюля Марина всегда опрятно одета.
Домашнее задание: Придумайте о каждом члене своей семьи предложение, в каждом из них используй имя существительное общего рода. Над всеми именами существительными надпиши род.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Запишите имена существительные в форме множественного числа. Выделите окончания. Пейзаж, плечо, лебедь, облако, гора, город, платье, жизнь, соловей, семья, ладонь, крыло.
Запишите в тетрадь две группы имён существительных в указанной форме. Обратите внимание на окончания слов. С окончанием -а в форме (слов, которые отвечают на вопросы кто?, что?) множественного числа: директор, доктор, профессор, мастер, шёлк. С окончанием -ы в форме (слов, которые отвечают на вопросы кто?, что?) множественного числа: шофёр, инженер, автор, торт, шарф, порт, тренер.
Директора, доктора, профессора, мастера, шелка. 2. Шофёры, инженеры, авторы, торты, шарфы, порты, тренеры.
Спишите предложения. Слова в скобках поставьте в форму множественного числа. Новороссийск, Архангельск, Мурманск — крупнейшие (порт) нашей страны. На выставке лучшие (мастер) демонстрировали своё искусство. В кондитерской пекут вкусные пироги, пирожные, (торт). Наутро выпал долгожданный снег. Все надели тёплые куртки, шапки, (шарф) и побежали на горку кататься.
Новороссийск, Архангельск, Мурманск – крупнейшие по ́ рты нашей страны. На выставке лучшие мастера ́ демонстрировали своё искусство. В кондитерской пекут вкусные пироги, пирожные, то ́ рты . Наутро выпал долгожданный снег. Все надели тёплые куртки, шапки, ша ́ рфы и побежали на горку кататься.
мандарин ( м. р.) — много мандаринов помидор ( м. р.) — много помидоров баклажан ( м. р.) — много баклажанов яблоко (ср. р.) — много яблок слива (ж. р.) — много слив
Запишите существительные в форме множественного числа, которые отвечают на вопрос чего?, используя таблицу.
Обоев, очков, джинсов, чипсов. Дров, перил, макарон, сливок, ножниц. Яслей, саней, щей, качелей.
Составьте и запишите словосочетания с несклоняемыми именами существительными. Подойти к клетке с (...), сшить платье в (...), выйти на улицу без (...), приготовить ягодное (...), быстро ехать по (...), выбрать десерт из (...), хорошо играть на (...). Слова для справок : ателье, шоссе, шимпанзе , желе, меню, пианино, пальто.
Подойти к клетке с кенгуру , сшить платье в ателье , выйти на улицу без пальто , приготовить ягодное желе , быстро ехать по шоссе , выбрать десерт из эскимо , хорошо играть на пианино .
Рассмотрите иллюстрацию. Продолжите фразу: «На иллюстрации много...». Послушайте ответы друг друга, проследите, чтобы не было ошибок в образовании формы множественного числа существительных. Обратите внимание, что название обуви в этой форме обычно имеет нулевое окончание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зачем в русском языке такие разные предлоги?
Замените в каждом предложении выделенный предлог. Что ещё изменится? Запишите получившиеся предложения. к → от → между Кошка бежит по дорожке к дому. перед → у → за → в Дедушка установил перед домом прекрасные качели.
Кошка бежит по дорожке от дома. Кошка бежит по дорожке между домами. Дедушка установил у дома прекрасные качели. Дедушка установил за домом прекрасные качели. Дедушка установил в доме прекрасные качели.
Спишите. Обозначьте приставки и подчеркни предлоги . К каждому словосочетанию подберите свой пример, заменив существительное. Образец: наступить на ногу — наступить на упавшую ветку. Наступить на ногу, влететь в окно, спрыгнуть с бревна, поднырнуть под корягу, извлечь из шкатулки, побежать по дороге, опереться о стол, надстроить над домом, отломить от дерева , заглянуть за кулисы.
Определите, от каких имён существительных образовались данные имена прилагательные. Запишите по образцу парами имя прилагательное и форму имени существительного с предлогом. Обратите внимание: предлог всегда пишется с буквой з. Образец: бездонный ← без дна. Безбрежный, безветренный, бесстрашный, бескорыстный, бездушный, бессердечный, беспомощный.
Подберите к существительным глаголы. Запишите словосочетания. 1 вар. В автобус, из автобуса, на автобус, с автобуса. 2 вар. В книжку, из книжки, на книжку, с книжки.
Замените выделенные предлоги на синонимичные (близкие по смыслу). Что ещё нужно будет изменить?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Учимся редактировать тексты
Фамилия, имя ____________________________________________
1 вариант
🖎 Определите, в каком порядке должны стоять предложения. Для этого внимательно прочитайте каждое, обратите внимание на способы связи двух соседних предложений.
Другую тучу ветер догнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи. Полюбовавшись чудесной картиной, я принялся собирать грибы. Ветер подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём. От этих лучей мокрые леса и поля засверкали.4
(По М. Пришвину)
• Запишите получившийся текст.
4 Подчеркните грамматическую основу предложения.
Учимся редактировать тексты
Фамилия, имя ____________________________________________
2 вариант
🖎 Определите, в каком порядке должны стоять предложения, чтобы получился текст.
И с ним исчеза́ла его весёлая тень. Время от времени какой-нибудь осиновый листик отрывался и улетал.4 Утренний лёгкий ветер-забавник и солнечный лучик стали играть осиновыми листиками. Из-за этой игры от листиков на сером стволе осины прыгали и скакали их тени.
(По М. Пришвину)
• Запишите получившийся текст.
4 Подчеркните грамматическую основу предложения.
🕮 Прочитайте и определите, нет ли в тексте лишних предложений.
Лесная колокольня
Ночной снег отяжелил ветви деревьев, а теперь снег медленно расходился по веткам каплями, и ветки понемногу поднимались. Когда к вечеру стало холодать, то мороз прежде, конечно, заморозил все капли, а из-под снега на ветках они всё ещё выбегали, живая капля на замёрзшую, и тут же сами замерзали, удлиняя сосульки. Мороз1 не велик, да стоять1 не велит. Мороз остановил тающий снег, когда всё дерево успело покрыться маленькими звонкими сосульками. Утром лесная поляна стала наполняться светом. В лучах солнца чудесными подарками засверкали ёлочки, и ветер-звонарь заиграл на своей лесной колокольне. Когда слышишь колокольный звон с церковной колокольни, сердце1 наполняется радостью.
(По М. Пришвину)
• Выпишите лишние предложения.
1 Напишите транскрипции слов.
🕮 Прочитайте и определите, нет ли в тексте лишних предложений.
Лесная колокольня
Ночной снег1 отяжелил ветви деревьев, а теперь снег медленно расходился по веткам каплями, и ветки понемногу поднимались. Когда к вечеру стало холодать, то мороз прежде, конечно, заморозил все капли, а из-под снега на ветках они всё ещё выбегали, живая капля на замёрзшую, и тут же сами замерзали, удлиняя сосульки. Мороз не велик, да стоять не велит. Мороз остановил тающий1 снег, когда всё дерево успело покрыться маленькими звонкими сосульками. Утром лесная поляна стала наполняться светом. В лучах солнца1 чудесными подарками засверкали ёлочки, и ветер-звонарь заиграл на своей лесной колокольне. Когда слышишь колокольный звон с церковной колокольни, сердце наполняется радостью.
(По М. Пришвину)
• Выпишите лишние предложения.
1 Напишите транскрипции слов.
1 вариант
1.
4 Леса и поля засверкали
2.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Когда слышишь колокольный звон с церковной колокольни, сердце наполняется радостью.
Снег [сн’эк]
Тающий [та́й’ущ’ий]
Солнца [сонца]
2 вариант
1.
Утренний лёгкий ветер-забавник и солнечный лучик стали играть осиновыми листиками. Из-за этой игры от листиков на сером стволе осины прыгали и скакали их тени. Время от времени какой-нибудь осиновый листик отрывался и улетал. И с ним исчезала его весёлая тень.
4 листик отрывался и улетал
2.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Когда слышишь колокольный звон с церковной колокольни, сердце наполняется радостью.
Мороз [маро́с]
Стоять [стай’ат’]
Сердце [c’эрцэ]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....
КТП Родной (русский) язык 7 класс 34 часа
Календарно-тематическое планирование по предмету "Родной (русский) язык" 7 класс, автор - Альбеткова. 34 часа...
Программа Родной (русский) язык для 5 класса. 17 часов.
Программа Родной (русский) язык для 5 класса подготовлена с учетом имеющихся программ русского языка и учебных пособий для учащихся....
Программа Родной (русский) язык для 6 класса. 17 часов.
Программа Родной (русский) язык для 6 класса подготовлена с учетом программы преподавания русского языка и имеющихся учебных пособий по русскому языку....
Программа Родной (русский) язык для 7 класса. 17 часов.
Программа Родной (русский) язык 7 класс создана с учетом имеющихся программ по русскому языку, учебных пособий по русскому языку для 7 класса....
Программа Родной (русский) язык для 8 класса. 17 часов.
Программа Родной (русский) язык для 8 класса подготовлена с учетом имеющихся программ по русскому языку, уычебных пособий по русскому языку....