Программа Родной (русский) язык для 7 класса. 17 часов.
рабочая программа (7 класс)
Программа Родной (русский) язык 7 класс создана с учетом имеющихся программ по русскому языку, учебных пособий по русскому языку для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnoy_russkiy_yazyk_7_klass.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
7 класс
Составитель: Зайцева Е.С.
учитель, первая квалификационная категория
Нормативную правовую основу рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Минимальный объем реализации данной рабочей программы (17 часов) на учебный год.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»:
Личностные результаты:
- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметные результаты:
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Предметные результаты:
- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.
- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;
- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;
- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;
- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
- использование различных словарей, в том числе мультимедийных;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
7 класс (17 ч)
Раздел 1. Язык и культура (7 час)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Лексические заимствования последних десятилетий.
Раздел 2. Культура речи (10 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
7 класс
17 часов
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
2 | Факторы, влияющие на развитие языка. Значение национально-бытовых реалий. | 1 |
3 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 |
4 | Историзмы. Архаизмы. | 1 |
5 | Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте. Лексические заимствования последних десятилетий. | 1 |
6 | Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. | 1 |
7 | Лексические заимствования последних десятилетий. Компьютерный сленг, названия денежных единиц в русском языке, Интернет-сленг. Подготовка тематического словарика. | 1 |
8 | Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 |
9 | Нормы ударения в деепричастиях и наречиях. | 1 |
10 | Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости паронимов. | 1 |
11 | Варианты грамматической нормы. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. | 1 |
12 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. | 1 |
13 | Русская этикетная речевая манера общения. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. | 1 |
14 | Этикетные формулы, бытующие среди детей и подростков на примере обучающихся МБОУ. Подготовка тематического словарика. | 1 |
15 | Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. | 1 |
16 | Итоговая контрольная работа (тест). | 1 |
17 | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа родной (русский) язык 6 класс
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса МБОУ школа-интернат основного общего образования г. Белебея РБ составлена на основе программно-методического материала по русско...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 6 класс на 17 часов
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения русского родного языка, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Русский родной язы...
Рабочая программа "Родной (русский) язык 11 класс.
Название курса «Родной (русский) язык » Класс 11 М Количество часов 34 Составитель Перепелова Л.А.. Реализуемый УМК Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобр...
Рабочая программа. "Родной русский язык". 9 класс
Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 9 класса на 70 часов, т.е. 2 часа в неделю. При составлении мною использовано методическое пособие "Родной русский язык. 9 ...
Рабочая программа. Родной русский язык 9 класс (70 ч)
Под редакцией О.М. Александровой...
Программа Родной (русский) язык для 5 класса. 17 часов.
Программа Родной (русский) язык для 5 класса подготовлена с учетом имеющихся программ русского языка и учебных пособий для учащихся....
Рабочая программа родной (русский) язык 3 класс
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы э...