Статья "Зачем изучать литературу?"
статья
Я – учитель русского языка и литературы. Я несу ребятам Слово. Важно, как я скажу это Слово, каким смыслом наполню, какую энергетику передам через него. Именно на уроках словесности учитель имеет возможность затронуть в ребятах самые тонкие струнки души. Недаром М. Горький называл литературу – человековедением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zachem_izuchat_literaturu.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Зачем изучать литературу?»
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести!
Словом можно продать, и предать, и купить.
Словом можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер
Верю в конечный смысл нашего
существования на земле, в то
что жизнью своей мы удобрим
великие цели.
Верю в добро, побеждающее зло;
в накопление и объединение
добра, в то, что оно свободно
будет избрано всеми.
В. Распутин
Верю… А может быть, если честнее, хочу верить, стараюсь верить и стремлюсь сделать так, чтобы осознали и поверили в это мои ученики. Человек без веры в добро, без умения творить добро и дарить его – человек без души. А что такое тело без души? Труп!
Сначала было Слово…
Я – учитель русского языка и литературы. Я несу ребятам Слово. Важно, как я скажу это Слово, каким смыслом наполню, какую энергетику передам через него. Именно на уроках словесности учитель имеет возможность затронуть в ребятах самые тонкие струнки души. Недаром М. Горький называл литературу – человековедением.
Моя конечная цель – учить познавать себя и окружающих людей. Познавая же себя, Любой человек хочет совершать позитивные открытия, однако представления о позитиве бывают разными. Иногда то, что дети считают достоинством, таковым не является. Значит, надо продолжать учить и тому, «что такое хорошо и что такое плохо», показывать грани добра и зла, созидания и разрушения. Именно учить, а не научить, ибо этот процесс, как мне кажется, длиною в жизнь, а не в школьные годы. Если, обучаясь в школе, ученик примет многовековой нравственный, литературный и исторический опыт, разделит мнение философа: «Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только для себя, то зачем я?» - то половина дела будет уже сделана.
Но вот возникает проблема: как увлечь литературой? Как показать, что литература очень схожа с нашей действительностью? Как убедить, что стоит лишь присмотреться, и ты спасешь себя от самой, может быть, главной ошибки в жизни?
Я долго размышляла, почему происходит так: на уроке у ребенка глаза горят, эмоции переполняют, он произносит «правильные» слова, а прозвенит звонок – и благородство заканчивается. Получается, что урок – это разыгранный спектакль? Но ведь искры – то были, душа горела! Значит, можно преодолеть этот барьер.
С чего же начинать? Может, с той литературы, которая известна каждому моему ученику столько же времени, сколько ему самому лет? Что ж, попробовала, обратясь к народной мудрости, то есть к народным сказкам. Мой выбор легко объясним: сказка – это единственный жанр, где торжествует добро.
На первом уроке литературы в пятом классе я обращаюсь к сказкам… «Курочка Ряба» и «Репка». Сначала дети пребывают в полном недоумении, а потом понимают, что уже давно живут по законам, прописанным в этих сказках: без малости не обойтись, всё в определенный момент понадобится; самое главное, что есть на свете, - это жизнь, её ни за какое золото не купишь.
Получается, что уже столько лет подсказывают детям, как разобраться в превратностях жизни! В этих сказках едва ли насчитываешь по сотне слов. Но каждое слово получает сакральное, священное понимание. Разве это не достойный повод для уважения литературы? По-моему, достойный.
Итак, зернышко брошено, но ему для прорастания необходима хорошая, плодоносная почва.
А почвой и будет то литературное наследие, с которым ученику предстоит знакомство. Только знакомство и останется знакомством, если не научить школьников вести с автором диалог. Для этого же нужно войти в читательскую элиту. А это очень трудный и длительный процесс. Но ведь рядом есть учитель, который поможет.
В разные исторические периоды у людей были разные представления о нравственных ценностях. Но все же, так мне кажется, одним из наиболее значительных был период, отраженный в древнерусской литературе.
Я попробовала не жалеть времени на изучение именно этого периода литературы, ведь в ней истоки формирования христианской личности. Когда я начинала заниматься этой проблемой, то даже и представить не могла, что ученики проявят такое внимание и понимание. Идея сохранения своей души, домашнего благочестия, любви к ближнему своему, наверное, сначала на генетическом уровне, а потом на уровне самосознания оказалась интересной и близкой. Когда мы говорили об этом на уроках, почти все ребята стремились, как мне показалось, искренне выступить. Я же стремилась сократить дистанция между сказанным на уроке и имеющем место быть после него. Мне хотелось дополнить знания, которые ученики получили на уроках, и мы стали посещать экскурсии и выставки в Государственном Русском музее. Каждое посещение имело определенную цель и было связано с тем или иным уроком. В свое время В.А.Сухомлинский утверждал: « Произведения изобразительного искусства – еще одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое благородное видение мира».
Третий год мы посещаем Русский музей. Сначала я боялась, что быстро «остынут», но вот за два с половиной года мы никого «не потеряли». Интерес ребят не ослабевает. Очевидно, что-то принято, что-то они впитали, что-то стало их собственной позицией. И позднее, изучая литературу 18,19 и 20 веков, мы нет-нет, да и возвратимся обратно к богатейшему нравственному опыту, накопленному нашими предками. Может быть, этим детям будет понятнее напутствие А.П. Гринева «Береги честь смолоду», может быть, они не будут недоумевать, почему Маша Троекурова, обвенчавшись в церкви с князем Верейским, не смогла принять помощь Владимира Дубровского, может быть, именно теперь они научатся ценить силу человеческого слова, которую воспел Бестужев- Марлинский. Если это произойдет, то можно думать, что они поверили в добро и свободно его выбрали.
Выполнять поставленную перед собой задачу мне нелегко. Но я хочу верить, что у моих детей появляется желание жить по нравственным законам и что благодарны они будут литературе, которая показала им силу нравственности и ущербность безнравственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Что изучает история"
ВВедение в историю 5 класс...
Изучаем по индивидуальному образовательному маршруту
Индивидуальный образовательный маршрут это временная последовательность реализации образовательной деятельности старшего школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и завис...
Интернет-урок "Изучаем геометрию вместе с зарубежными сверстниками"
Урок проводился с учащимися 8 классов России и Болгарии (язык общения-русский. Урок способствовал формированию исследовательского стиля мышления посредством использования информационных и коммуникацио...
Нужно ли изучать творчество Иосифа Бродского в школе?
Мои рассуждения, разумеется, не о гимназических классах, где растят высоколобых интеллектуалов, литературных и математических "ботаников" и снобов. Речь идет о самой обычной школе, где читающих - шест...
Что мы знаем о теории ценностей? Изучаем аксиологию
Теоретический материал к семинару "Что мы знаем о теории ценностей? Изучаем аксиологию"...
"Хочешь познать мир - изучай географию"
Внеклассное мероприятие для учащихся седьмого класса...
Методическая разработка по Географии "Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю".
География материков и океанов....