Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей» (по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
методическая разработка (6 класс)
Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? Очевидно, писателю есть что сказать, добавить что-то очень важное, сокровенное.Что? Вот в этом мы и попробуем разобраться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dramy_vzroslyh_i_detey.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы в 6 класс «Драмы взрослых и драмы детей»
(по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
Цели урока:
- образовательный компонент:
формировать умение анализировать факты и давать им оценку;
формировать умение сравнивать и обобщать, а также активно и последовательно отстаивать свою точку зрения;
учить определять цель и формулировать проблему исследования;
- развивающий компонент:
развивать познавательный и читательский интерес;
развивать устную монологическую и диалогическую речь;
развивать интерес к исследовательской деятельности и творческому осмыслению прочитанного;
развивать умение работать с литературоведческими и толковыми словарями;
совершенствовать умение анализировать художественный текст
- воспитательный компонент:
воспитывать уважительное отношение к человеку;
воспитывать чуткое отношение к членам своей семьи.
Предварительная подготовка
Дети получили следующие задания:
-прочитать полный вариант повести «В дурном обществе»
-изобразить цветовую гамму повести
-написать отзыв о прочитанной книге в читательский дневник
-поработать с толковым словарем и найти толкование слова драма (индивидуально )
-подготовить пересказ фрагмента экспозиции
Как бы тяжело тебе ни было,
как бы ты низко ни пал,
верь в хорошее, доброе, светлое.
- Вступительное слово. Повторение изученного.
--Мы продолжаем работу с разделом, который называется «Невозвратимая пора». Что является темой этого раздела? (Тема детства)
-- С каким эпическими произведениями мы познакомились? (Л.Н.Толстой «Детство», А.Н.Толстой
«Детство Никиты», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова внука»)
--Определите их жанровую принадлежность. ( Повесть)
--Докажите.
--Каким самым главным, важным чувством наполнено детство и Николеньки, и Никиты, и Серёжи? (любовью родителей и окружающих)
-- Скажите, а можно ли в один ряд с этими мальчиками поставить Васю, главного героя повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»? Почему?
2.Выявление уровня осознанности прочитанного.
--Многие писатели обращались к теме детства и до Короленко. Зачем же опять поднимать эту тему? (Значит, писателю есть что сказать.)
-- Что же хотел сказать Владимир Галактионович? Вы прочитали повесть. Вашим домашним заданием было оформить читательский дневник. Каково Ваше впечатление от прочитанной повести? (Зачитать 2 – 3 ответа из читательского дневника)
--Слово – великое чудо. Это не просто сочетание звуков, букв. Слово обладает определенной цветовой символикой.
--Какой вы почувствовали цветовую гамму произведения? (Показать по колонкам цветовые гаммы, отметить, какие тона преобладают и почему)
-- Почему же и Короленко пишет о детстве? (Говорили, но не так страшно)
--Так в чем идея? (Детство бывает разным)
--Актуально ли в наше время говорить об этой повести?
3. Сообщение темы урока.
--Сегодняшний урок я назвала так: «Драмы взрослых и драмы детей». И уже на данный момент, не зная этой темы, вы продемонстрировали глубину понимания какого из слов темы? (Драмы)
--А теперь попробуйте объяснить, что такое драма?
-- А что говорит нам толковый словарь?
--Какие слова темы звучат особенно страшно и почему?
4. Постановка целей урока.
--Обратимся к теме урока. Как вы думаете, какую задачу мы поставим перед собой сегодня? (Обобщение учителя: продолжать учиться осмысленно читать; понять, в чем заключаются драмы взрослых и детей; почувствовать связи, которые образуются между взрослыми и маленькими людьми.)
--Конечно, эта тема раскрывается на протяжении всей повести, но мы будем подходить к ней постепенно, поэтапно. Сегодня мы возьмем для работы только экспозиционные главы.
--Что такое экспозиция и какие главы мы возьмем для работы? (1 – 3)
5. Анализ текста.
1) Роль пейзажной зарисовки
--Еще до знакомства с героями Короленко в 1 главе подробно рисует город. Зачем? (Настраивает, готовит к знакомству с героями и восприятию их образов…)
--Давайте увидим Княж-городок. ( чтение с карандашом) Выделите ключевые слова (вместе с эпитетами), которые «рисуют» город.
--А вы бы хотели жить в таком городе? Почему?
--Как автор сумел подчеркнуть мрачность, трагичность повести? (Через пейзажную зарисовку.)
--Значит, когда, ребята, бывает печален пейзаж? ( Когда печален человек.) А человек печален, ибо его судьба драматична.
2) Драма пана Тыбурция и его детей.
--Что означала в этом городе фраза «живет в замке»? Кто сделал жизнь этих людей еще невыносимее? (Старый Януш, он сортировал население развалин.)
-А что можно сортировать? (Картофель, морковь, конфеты… но не людей!)
--Какова была участь неугодных? Зачитайте.
--Обратимся к иллюстрации. Как художнику удалось передать внутреннее состояние этих персонажей? Почему иллюстрация выполнена в черно-белых тонах? --Люди отвергнуты себе подобными… Город их не принял… А вот что автор думает об этих людях? Попробуем понять. (Несчастливцы – люди без счастья. Они вызывают авторское сочувствие.)
--Кого из проблематических натур автор считает замечательной личностью? (Тыбурция.)
--Драматична ли судьба Тыбурция?
--О пане Тыбурции Короленко рассказывает много и подробно. Постараемся понять, в чем его драма. (Звучит подробный пересказ о Тыбурции.)
-- Оцените пересказ.
--На что прежде всего автор обратил наше внимание. (Это умный, образованный человек: он цитирует Ксенофонта, Цицерона, употребляет латинские выражения…)
--Какой вопрос возникает у думающего читателя? (Откуда он все это знает?)
--Кто является смыслом жизни Тыбурция Драба? (Дети.)
--Чем они в основном занимались? (Валек – ворует, а Маруся чахнет в подземелье.)
--Так в чем состоит драма Тыбурция и его детей? (Жизнь заставила Тыбурция, умного, образованного человека, демонстрировать свои знания в кабаке перед пьяными посетителями; сын вынужден воровать; дочь чахнет в сыром подземелье.)
3) Драма Васи и его отца.
--Рассказ о Тыбурции сопровождался портретом этого персонажа. Говоря о выражении глаз, автор подчеркнул, что в них чувствовалась «глубокая неустанная печаль». С кем из взрослых персонажей повести роднит Тыбурция эта деталь? (С Васиным отцом, судьей.)
--Откуда у человека, занимающего солидное положение в обществе, человека состоятельного, в глазах «глубокая неустанная печаль»?
--Васин отец – судья. Какова роль судьи в обществе? (Он судит людей, переступивших грань дозволенного, т.е. преступников.)
--Каково мнение о нем в городе?
--А что с этим судьей происходит дома? (Он сам нарушает законы, значит, становится преступником.)
--Какие законы он нарушает? (Нравственные.)
--Обратимся к тексту. Покажите, как судья становится преступником.
--На что обрек отец своего сына? (На одиночество.)
--Что мешало Васе и отцу обрести друг друга и сломать стену, выросшую между ними. (Отсутствие тепла, любви и отцовской мудрости.)
--В чем заключается драма Васи и его отца? (В ощущении абсолютного одиночества, вызванного смертью матери, Вася хочет обрести отца, но отец постоянно отталкивает своего сына.)
6. Подведение итогов урока.
--Подведем итог. Где же берет начало драма в жизни взрослых и жизни детей в повести Короленко? В чем счастливее дети Тыбурция?
--Какое отношение к нашему наблюдению имеет эпиграф?
7. Домашнее задание.
( одно на выбор ученика )
Пронаблюдайте в 4 – 5 гл. и запишите, какие открытия сделал Вася, подружившись с Валеком и Марусей. Какие уроки получил?
Напишите письмо Васиному отцу или семье, в которой взрослые и дети перестали понимать друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"
Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...
урок развития речи в 6 классе. Выборочное изложение "Среди серых камней." (По повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Целью данного урока является повторение сведений о структуре и языковых особенностях описания помещения, так как одна из задач уроков развития речи в 6 классе – научиться описывать помещен...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Романтические тенденции в повести А. И. Куприна “Олеся”
Очень важно научить учащихся не просто «грамотно» прочитывать произведение, но и проводить самостоятельное его исследование, обращаясь к проблемным вопросам, которые автор поднимает в своё...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").
Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...
Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам еще не под силу понять...