Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").
методическая разработка по литературе (5 класс)

Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (словарная работа, проблемные вопросы, ассоциативное рисование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_v_povesti_v_durnom_obshchestve.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 5 класс

Тема: «Дружба Васи, Валека и Маруси»  

                                                                                                                          Эпиграф к уроку

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света»

                                                                                            Цицерон.

- Согласны ли вы с высказыванием философа? Сможет ли человек прожить без дружбы? 

Дружба … А как вы понимаете значение этого слова? Какие ассоциации оно у вас вызывает ? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд. Напишите, пожалуйста, слова-ассоциации  к слову дружба.  Затем эти лучики прикрепим к солнышку и посмотрим, какой кластер у нас получится.             В центре слово дружба, от него несколько лучей - ассоциаций ребят.  

доброта,  отзывчивость,  долг,  сочувствие, милосердие, человечность,  забота,  чуткость,  внимание,  ласка,  сострадание, человеколюбие,  жалость,  любовь, взаимопонимание, поддержка, помощь, доверие, радость, счастье, преданность

-А теперь назовите антонимы к слову дружба.

 равнодушие,  эгоизм, черствость, бездушие,  злость,  зависть,  высокомерие,  жадность,  жестокость, безжалостность

Из всего вышесказанного можем обобщить, что дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов.

Определение темы и целей урока

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить ?

А какова будет цель нашего урока?

Учитель:

Встреча ребят оказалась судьбоносной и изменила Васю. Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи, благодаря дружбе с Марусей и Валеком

Счастлив тот, кто имеет друзей. Не зря говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Какие вы знаете пословицы о дружбе? (Верный друг лучше сотни слуг.Друзья прямые - что братья родные.Не мил и свет, когда друга нет.Для друга семь верст не околица.)

Работа по тексту произведения.

Дружба всегда обогащает людей. Казалось бы, у Васи есть все, чего нет у Валека и Маруси. Давайте более детально поговорим о различиях между Васей и Валеком с Марусей. Скажите, ребята относились к одним общественным кругам или к разным? Объясните, опираясь на текст, свою точку зрения

(К разным. Вася родился и вырос в обеспеченной, культурной семье судьи. Валек и Маруся были очень бедными. Они жили вместе с господином Тыбурцием – нищим человеком. Их жилье находилось в подземелье старой часовни. )

Давайте вспомним, как это произошло. Обратимся к тексту.

Как происходит встреча Васи с Марусей и Валеком? Где?

Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Каким увидел Вася Валека в первый раз?

Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?

Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

(Они были одного возраста.)

В какой строчке говорится об отношении Васи к Марусе как к сестре?

 «Грустная улыбка Маруси стала мне почти также дорога, как улыбка сестры)

Обратите внимание на сравнение Маруси и Сони. Что интересного вы заметили?

Такое противопоставление в литературном тексте называется антитезой.

Антитеза –сопоставление или противопоставление контрастных образов и понятий в художественной речи

А как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу?» (слайд 7).

(Встреча с Тыбурцием, Валеком и Марусей помогла Васе из «негодного мальчишки» - бродяжки превратиться в доброго верного товарища)

Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?”

Как вы понимаете слова о “серых камнях”, которые “высосали жизнь” из Маруси? Что “неумолимое, твердое и жестокое, как камень”, “высасывало” румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

(«Серый камень высосал из нее жизнь», - говорит Короленко, употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.)

Давайте нарисуем в тетради серый камень.

Какие ассоциативные слова мы поместим на нём? ( Голод, холод, нищета, страх, болезнь, ужас, безжалостность, чёрствость, несправедливость,

(Вывод. Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.)

Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.

Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли»

Вася узнал, что на свете есть несправедливость, что его новые знакомые нищие и часто испытывают голод – чувство, доселе неведомое сыну судьи. Мальчик долго не мог осознать это «новое болезненное чувство, переполнявшее душу», потому что впервые по-настоящему задумался о том, что в этом мире хорошо, а что плохо. Как сын судьи, он прекрасно осознавал, что воровать нельзя, что это противозаконно, но, увидев голодных детей, впервые засомневался в правильности этих законов

Как решил для себя эти проблемы Вася?

(Вася решил, что будет стараться привносить в жизнь своих новых друзей хоть немного радости.

«Сонные, заплесневелые пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - с первых страниц повести серый цвет создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий. 

Как еще Вася помогал своим друзьям?

(Он носил яблоки из сада своего отца, бублики)

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Давайте изобразим его в тетради и тоже напишем ассоциативные слова на нём. Какие слова мы впишем в наше сердце?

Милосердие, доброта, душевное тепло, ласка, великодушие, сострадание, надежда, сострадание .

В.Г.Короленко справедливо заметил: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”.

Если бы все люди поступали бы так, как велит им их сердце и совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, выброшенных в трущобы.

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей.

Почему Валека и Марусю нельзя назвать “дурным обществом” для Васи?

Вывод. Познакомившись и подружившись с представителями «дурного общества», Вася стал смотреть на мир совсем другими глазами.

Чему, по-вашему, научило Васю общение с Валеком и Марусей?

( Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей.

- Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Жизнь Васи стала теперь более весомой, целенаправленной: он знал, что ему надо помочь своим друзьям, которые находятся в очень сложном положении – голодные и обехдоленные.

Вася не только постоянно дарит им лакомства, но он вносит оживление в их скучную, безрадостную жизнь. Он затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

- Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни.

Вася был единственным другом, с которым можно было поговорить. Валек дорожил его дружбой, не побоялся Тыбурцыя, запретившего посвящать кого — либо в тайну подземелья).

Вывод: Вася ценил возникшую дружбу и дорожил ею.  

А сейчас я предлагаю вам викторину « Угадай моего героя». Посмотрите на экран 

(слайд ). Здесь даны реплики или характеристики героя. Скажите, кому принадлежат эти реплики и чьи характеристики указаны.

1. А меня отец не любит.Он никогда не целовал меня. Он нехороший. (Вася)

2.Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась… (Соня)

3.Зачем ты влез сюда? Разве я когда-нибудь лазал в ваш сад? (Валек)

4.Это было бледное, крошечное создание.. (Маруся)

5. Ты помнишь матушку? (папа Васи)

6. Высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела. (Валек)

7.Наружность его не имела в себе ничего аристократического. Роста он был невысокого, крупные черты лица были грубовыразительны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести)

Методическая разработка урока литературы по теме: Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент из повести) с презентацией.Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого чит...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Урок литературы в 8 классе.«Путь к прозрению» (по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)

Цель урока: показать духовное прозрение обиженного судьбой человека, его сложный путь к осознанию своего предназначения;  учиться характеристики героев; развивать навыки анализа художественного т...

«Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе») с использованием технологии развития критического мышления чер...