Рабочая программа по "Родной (русской) литературе 5 -9 класс
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
рабочая программа по "Родной (русской ) литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnoy_russkoy_literature_5_-_9_klass_aleksandrova.docx | 99.59 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Родная (русская) литература» обязательной предметной области «Родной язык и родная литература» для основного общего образования разработана на основе
- нормативных документов:
- Закона об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями;
- Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897, зарегистрированного Минюстом России 01 февраля 2011 г., рег. №19664 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577.
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
- Приказа Минобрнауки России от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"
- Приказа Минобрнауки России от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»
- информационно-методических материалов:
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (www.fgosreestr.ru)
2. Программа предмета «Родная (русская) литература» 5-9 классы. Авторы: Н. В. Беляева, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; М. А. Аристова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; Ж.Н. Критарова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Москва 2020 г.
- учебных материалов:
1. Родная русская литература: 5 – й класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова, М.А. Аристова, Н. В. Беляева и др. – Москва: Просвещение, 2021 г.
2. Родная русская литература: 6 – й класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова, М.А. Аристова, Н. В. Беляева и др. – Москва: Просвещение, 2021 г.
3. Родная русская литература: 7 – й класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова, М.А. Аристова, Н. В. Беляева и др. – Москва: Просвещение, 2021 г.
4. Родная русская литература: 8 – й класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова, М.А. Аристова, Н. В. Беляева и др. – Москва: Просвещение, 2021 г.
5. Родная русская литература: 9 – й класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ О.М.Александрова, М.А. Аристова, Н. В. Беляева и др. – Москва: Просвещение, 2021 г.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
- приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
- получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
- формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
- формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
Описание места предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
1/5 класс | 0,5 | 18 | 18 |
2/6 класс | 0,5 | 18 | 18 |
3/7класс | 0,5 | 18 | 18 |
4/8 класс | 0,5 | 18 | 18 |
5/9 класс | 0,5 | 17 | 17 |
Итого: 89 ч. |
Формы проведения промежуточной аттестации определяются учебным планом.
Система оценивания – в виде отметок по 5-балльной шкале
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2.1. Личностные результаты освоения учебного предмета
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
2.2. Метапредметные результаты освоения ООП
2.2.1. Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
- идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
- выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
- ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
- обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- различать результаты и способы действий при достижении результатов;
- определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
- соотносить свои действия с целью обучения.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
- принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
- определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
2.2.2. Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
- выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
- распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
- формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
2.2.3. Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
- критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
- использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
- оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
- оперировать данными при решении задачи;
- выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Обучающийся научится: | Обучающийся научится: | Обучающийся научится: | Обучающийся научится: | Выпускник научится: |
Раздел «Россия- Родина моя» | ||||
| развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;
| развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
| развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
| развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
|
Содержание предмета Родная (русская) литература
Первый год обучения 5 КЛАСС (18 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6ч)
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей. А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…
Л. Н. Мартынов. «Красные ворота». А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза». В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5ч)
Праздники русского мира
Рождество. Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). В. Д. Берестов. «Перед Рождеством». А. И. Куприн. «Бедный принц». И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома
Семейные ценности. И. А. Крылов. «Дерево». И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7ч)
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года. Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера. К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные. К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Второй год обучения 6 КЛАСС (18 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6ч.)
Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе. С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме. И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…». Н. М. Рубцов. «Первый снег». По мотивам русских сказок о зиме. Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5ч.)
Праздники русского мира
Масленица. М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…». А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю. В. А. Рождественский. «Русская природа». К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7ч.)
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя. А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…». Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке К. Д. Бальмонт. «Русский язык». Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский
Третий год обучения 7 КЛАСС (18 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6ч)
Преданья старины глубокой
Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…». Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…» А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской
Сибирский край. В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»). А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле. И. С. Никитин. «Поле». И. А. Гофф. «Русское поле». Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5ч)
Праздники русского мира
Пасха. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху». А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера. С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент). В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7ч)
Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне. С. М. Городецкий. «Воздушный витязь». Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец». Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская. Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…». Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». Ф. А. Абрамов. «Золотые руки». В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Четвёртый год обучения 8 КЛАСС (18 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6ч.)
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин С. Н. Марков. «Сусанин».О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня). Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»). В. С. Высоцкий. «Песня о Волге». В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4ч.)
Праздники русского мира
Троица. И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…». Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…». И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки». Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести). А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (8ч.)
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс». Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы). Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии. Дон Аминадо «Наука стихосложения». И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Пятый год обучения 9 КЛАСС (17 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (6ч)
Преданья старины глубокой
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе. Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня). В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении). А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент). М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года». И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской
Петербург в русской литературе. А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…». О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы». А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»). Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»). Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики- сударики»).
Родные просторы
Степь раздольная. «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня). П. А. Вяземский. «Степь». И. З. Суриков. «В степи». А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4ч)
Праздники русского мира
Августовские Спасы. К. Д. Бальмонт. «Первый спас». Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок». Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…». Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом. А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы). В. П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести). «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (7ч)
Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война. Н. П. Майоров. «Мы». М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов. Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством. Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…». И. А. Бродский. «Мой народ». С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»
4. Тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ ( 6ч) | ||
Преданья старины глубокой | ||
1. | Легендарный герой земли русской Иван Сусанин. П. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа) | 1 |
2. | Образ героя земли русской. С. Н. Марков. «Сусанин». О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…» | 1 |
Города земли русской | ||
3. | По Золотому кольцу. Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…» М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…» | 1 |
4. | И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль». В. А. Степанов. «Золотое кольцо» | 1 |
Родные просторы | ||
5. | Волга – русская река. «Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..». Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…». В. С. Высоцкий. «Песня о Волге» | 1 |
6. | В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент) | 1 |
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч) | ||
Праздники русского мира | ||
7. | Трои Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки»ца. И. А. Бунин. «Троица». С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…» | 1 |
8. | И. А. Новиков. «Троицкая кукушка» | 1 |
Тепло родного дома | ||
9. | Родство душ. Ф. А. Абрамов. «Валенки» | 1 |
10. | Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести) | 1 |
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (8ч) | ||
Не до ордена – была бы Родина | ||
11. | Дети на войне. Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы) | 1 |
Загадки русской души | ||
12. | Сеятель твой и хранитель. И. С. Тургенев. «Сфинкс» | 1 |
13. | Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей» | 1 |
О ваших ровесниках | ||
14. | Пора взросления. Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы) | 1 |
15. | Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы) | 1 |
Лишь слову жизнь дана | ||
16. | Язык поэзии. Дон Аминадо. «Наука стихосложения». | 1 |
17. | И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет» | |
18. | Контрольное тестирование за курс 8 класса | 1 |
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6ч.) | ||
Преданья старины глубокой | ||
1. | Русские былины - богатыри и богатырство: Былина «Илья Муромец и Святогор» | 1 |
2. | Былинные сюжеты и герои в русской литературе: И. А. Бунин. «Святогор и Илья» М. М. Пришвин. «Певец былин» | 1 |
Города земли русской | ||
3. | Русский Север - Архангельск в русской литературе: С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня) | 1 |
4. | Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания») | 1 |
Родные просторы | ||
5. | Стихи русских поэтов о зиме: И. С. Никитин. «Встреча Зимы» А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…». Н. М. Рубцов. «Первый снег» | 1 |
6. | По мотивам русских сказок о зиме: Е. Л. Шварц. «Два брата» | 1 |
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч) | ||
Праздники русского мира | ||
7. | Масленица: М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…» | 1 |
8. | А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье» А. П. Чехов. «Блины» Тэффи. «Блины» | 1 |
Тепло родного дома | ||
9. | Всюду родимую Русь узнаю: В. А. Рождественский. «Русская природа» | 1 |
10. | К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок» | 1 |
11. | Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером» | |
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 7 ч) | ||
Не до ордена – была бы Родина | ||
12. | Оборона Севастополя: А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев. «Севастополь» | 1 |
Загадки русской души | ||
13. | Чудеса нужно делать своими руками: Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…». Н. С. Лесков. «Неразменный рубль» | 1 |
14. | В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной» | 1 |
О ваших ровесниках | ||
15. | Реальность и мечты: Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,«Кирпичные острова») | 1 |
16. | Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент) | 1 |
Лишь слову жизнь дана | ||
17. | На русском дышим языке: К. Д. Бальмонт. «Русский язык». Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…» | 1 |
18. | Контрольное тестирование за курс 6 класса | 1 |
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6ч.) | ||
Преданья старины глубокой | ||
1. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе. | 1 |
2. | Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка). К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь». | 1 |
Города земли русской | ||
3. | Москва в произведениях русских писателей. А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…» М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын… | 1 |
4. | Л. Н. Мартынов. «Красные ворота». А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади». | 1 |
Родные просторы | ||
5. | Русский лес. И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес». А. В. Кольцов. «Лес». | 1 |
6. | В. А. Рождественский. «Берёза». В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…» | 1 |
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч) | ||
Праздники русского мира | ||
7. | Рождество. Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент). В. Д. Берестов. «Перед Рождеством». | 1 |
8. | А. И. Куприн. «Бедный принц». И. А. Ильин. «Рождественское письмо». | 1 |
Тепло родного дома | ||
9. | Семейные ценности. И. А. Крылов. «Дерево».. | 1 |
10. | И. А. Бунин. «Снежный бык». | 1 |
11. | В. И. Белов. «Скворцы». | |
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 7 ч) | ||
Не до ордена – была бы Родина | ||
12. | Отечественная война 1812 года. Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь». Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок). | 1 |
Загадки русской души | ||
13. | Парадоксы русского характера. К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка). | 1 |
14. | Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова». | 1 |
О ваших ровесниках | ||
15. | Школьные контрольные. К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент). | 1 |
16. | А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант». | 1 |
Лишь слову жизнь дана | ||
17. | Родной язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово». В. Г. Гордейчев. «Родная речь». | 1 |
18. | Контрольное тестирование за курс 5 класса | 1 |
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6ч.) | ||
Преданья старины глубокой | ||
1. | Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…». | 1 |
2. | Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1). И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…» А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…» | 1 |
Города земли русской | ||
3. | Сибирский край. В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»). | 1 |
4. | А. И. Солженицын. «Колокол Углича». | 1 |
Родные просторы | ||
5. | Русское поле. И. С. Никитин. «Поле». И. А. Гофф. «Русское поле». | 1 |
6. | Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести). | 1 |
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (5 ч) | ||
Праздники русского мира | ||
7. | Пасха. К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве». А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху». А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). | 1 |
8. | А. П. Чехов. «Казак». | 1 |
Тепло родного дома | ||
9. | Русские мастера. С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент). | 1 |
10. | Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент). | 1 |
11. | В. А. Солоухин. «Камешки на ладони». | |
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 7 ч) | ||
Не до ордена – была бы Родина | ||
12. | На Первой мировой войне. С. М. Городецкий. «Воздушный витязь». Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец». Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза». | 1 |
Загадки русской души | ||
13. | Долюшка женская. Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…». Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…». | 1 |
14. | Ф. А. Абрамов. «Золотые руки». В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…» | 1 |
О ваших ровесниках | ||
15. | Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева». | 1 |
16. | Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). | 1 |
Лишь слову жизнь дана | ||
17. | Такого языка на свете не бывало. Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…» | 1 |
18. | Контрольное тестирование за курс 7 класса | 1 |
Тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов |
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6ч.) | ||
Преданья старины глубокой | ||
1. | Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе: Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня) В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении) А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент) | 1 |
2. | Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе: М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года», И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент) | 1 |
Города земли русской | ||
3. | Петербург в русской литературе: А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»,О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы», А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…») | 1 |
4. | Петербург в русской литературе: Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарики-сударики») | 1 |
Родные просторы | ||
5. | Степь раздольная: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня) П. А. Вяземский. «Степь», И. З. Суриков. «В степи», А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент) | 1 |
6. | КР по итогам изучения Раздела 1 | 1 |
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (4 ч) | ||
Праздники русского мира | ||
7. | Августовские Спасы: К. Д. Бальмонт. «Первый спас», Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок», Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…», Е. И. Носов. «Яблочный спас» | 1 |
Тепло родного дома | ||
8. | Родительский дом: А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы) | 1 |
9. | Родительский дом: В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон») | 1 |
10. | КР по итогам изучения Раздела 2 | |
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 7 ч) | ||
Не до ордена – была бы Родина | ||
11. | Великая Отечественная война: Н. П. Майоров. «Мы», М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» | |
12. | Великая Отечественная война: Ю. М. Нагибин. «Ваганов» | 1 |
13. | Великая Отечественная война: Е. И. Носов. «Переправа» | |
Загадки русской души | ||
14. | Судьбы русских эмигрантов: Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя», А. Т. Аверченко. «Русское искусство» | 1 |
О ваших ровесниках | ||
15. | Прощание с детством: Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент) | 1 |
Лишь слову жизнь дана | ||
16. | «Припадаю к великой реке…»: И. А. Бродский. «Мой народ» С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..» | 1 |
17. | КР по итогам изучения Раздела 3 | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Модуль: технические средства обучения | |
1. Персональный компьютер с предустановленным программным обеспечением 2. Интерактивное оборудование - Мультимедийный проектор - Колонки -Экранно-звуковые пособия -Презентации к занятиям | 1 ед.
1 ед. 2 ед. 2 ед. | |
2. | Модуль: наглядные пособия по курсу | |
2.1 | Сайт «Изучаем родной язык и литературу» | |
3. | Модуль: информационно-методической поддержки | |
3.1. | Методические пособия | |
1.Хрестоматия по родной русской литературе 5-9 классы, автор: Т.В.Беспалова, Москва. Просвещение, 2021 | 5 ед | |
3.2. | Дидактический материал | |
1. Дидактические карточки дифференцированного характера для промежуточного и итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
Рабочая программа по русской литературе, 7 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 9 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г.Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 10 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским зыком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 11 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе 7 класс, 68 часов
Пояснительная записка...
Рабочая программа по русской литературе, 5 класс (ФГОС)
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М.: Просвещение, 2012год. Программа де...