Рабочая программа по русской литературе, 7 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx | 91.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Актюбинский»
Азнакаевского муниципального района РТ
.
Рабочая программа
По литературе
Нургалиевой Ирины Ильдусовны
по учебному курсу
«Литература»
7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«_22__»_____08______20_12_г.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Подводя итоги прошедшего учебного года, сделали вывод, что учебный материал выполнен. В течение года освоили и закрепили знания о лексике, фонетике, овладели умениями составлять несложные монологические высказывания. Качество знаний составило 61%, успеваемость – 100%.
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
- программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова– Казань: Магариф, 2009.
- Русская литература» Учебник-хрестоматия для 7 кл. татар. Сред. Общеобразоват. Шк.: в двух частях.\Авт-сост М.Г. Ахметзяов, Т.В. Воронцова, Г.А. Голикова и др.; по ред. М.Г. Ахметзянова. – Казань: Магариф, 2007
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных понятий;;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно- обусловленные различия.
- Развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.
В 7 классе в контексте «Диалога культур» изучаются русские народные исторические и лирические песни.
Произведения в 7 классе сгруппированы на основе их проблемно-тематической близости и расположены в хронологической последовательности.
Чтение произведений зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
Программа не предполагает глубокого изучения биографии писателя учащимися. Учитель использует только те биографические сведения, которые способствуют углублению восприятия учащимися идейно-художественного содержания произведения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Плановых контрольных уроков: 1ч
развития речи: 5ч
внеклассного чтения: 12ч
Раздел 2. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 3 |
Из древнерусской литературы. | 4 |
Из русской литературы XIX века. | 38 |
Из русской литературы XX века. | 18 |
Зарубежная литература. | 6 |
Рабочей программой предусмотрено изучение следующих разделов:
(распределение часов по темам)
№ | Содержание | Кол. час. по программе общ. школ. | Кол. часов по рабочей программе |
1 | Введение. | 1 ч. | 1 |
2 | Устное народное творчество. | 4 ч. | 3 |
4 | Из древнерусской литературы | 3 ч. | 4 |
Из русской литературы XIX века. | |||
5 | В.А. Жуковский | 3 ч. | 3 |
6 | Е.А. Баратынский | 1 ч. | 2 |
7 | А.В. Кольцов | 1 ч. | 1 |
8 | А.С. Пушкин | 6 ч. | 7 |
9 | М.Ю. Лермонтов | 4 ч. | 4 |
10 | Н.В. Гоголь | 4 ч. | 4 |
11 | Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой | 1 ч. | 1 |
12 | И.С. Тургенев | 2 ч. | 3 |
13 | Н.А. Некрасов | 3 ч. | 3 |
14 | Н.С. Лесков | 1 ч. | 2 |
15 | М.Е. Салтыков-Щедрин | 2 ч. | 2 |
16 | Л.Н. Толстой | 2 ч. | 3 |
17 | А.П. Чехов | 3 ч. | 3 |
Из русской литературы XX века. | |||
18 | А.А. Ахматова | 1 ч. | 1 |
19 | С.А. Есенин | 1 ч. | 1 |
20 | В.В. Маяковский | 1 ч. | 1 |
21 | А.П. Платонов | 2 ч. | 2 |
22 | К.Г. Паустовский | 2 ч. | 2 |
23 | А.С. Грин | 1 ч. | 1 |
24 | А.Т. Твардовский | 1 ч. | 1 |
25 | Н.А. Заболоцкий | 1 ч. | 1 |
26 | Ю.П. Казаков | 1 ч. | 1 |
27 | Ю.М. Нагибин | 1 ч. | 1 |
28 | Ф.А. Абрамов | 1 ч. | 1 |
29 | Е.И. Носов | 3 ч. | 2 |
30 | Н.М. Рубцов | 1 ч. | 1 |
31 | В.П. Астафьев | 1 ч. | 1 |
32 | В.И. Белов | 2 ч. | 1 |
Зарубежная литература. | |||
33 | Античная лирика | 1 ч. | 1 |
34 | Джек Лондон | 1 ч. | 1 |
35 | Джеймс Олдридж | 1 ч. | 1 |
36 | Гомер «Одиссея» | 3 ч. | 3 |
всего | 70ч. | 70ч. |
Раздел 3. Содержание тем учебного курса.
Введение
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характера и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.
Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»
Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.
Лирические и исторические песни татарского народа.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (отрывок). Житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.
Теория литературы. Житие.
Для внеклассного чтения. «Поучение Владимира Мономаха».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник («Людмила», «Ленора»).
Для внеклассного чтения. Баллады «Рыбак», «Перчатка».
Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог, и голос мой не громок…», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист…». Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике.
Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука». Самобытность дарования поэта. Стихи поэта – рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.
Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта.
«Полтава» («Горит восток зарею новой...»). мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра I. Прославление отваги русских солдат. Карл XII. Авторское отношение к героям.
«Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Единство автобиографического и общечеловеческого в лирике Пушкина.
Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.
«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота и благородство отношений герое, их противостояние деспотизму. Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности построения романа.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. «Желанье»
(«Отворите мне темницу…»), «Парус».
Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда свободы и борьбы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка.
Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.
Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя.
«Тарас Бульба» (в сокращении). Изображение быта и характеров запорожских казаков. сопоставление Остапа и Андрия. Позиция автора в оценке героев.
Теория литературы. Повесть.
Для внеклассного чтения. Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Федор Иванович Тютчев. Биография поэта. «Весенние воды», «В небе тают облака…».
Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. «Боже мой! Вчера – ненастье…», «Поле зыблется цветами…».
Алексей Константинович Толстой. Биография поэта. «Pвонче жаворонка пенье…», «То было раннею весной…».
Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта. «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Вечер».
Человек и природа в творчестве русских поэтов XIX века. Красота родной природы. постижение прекрасного. Яркость и выразительность стиха.
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Композиция произведения.
Для внеклассного чтения. И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и другие рассказы.
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о писателе.
«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».
Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений.
Для внеклассного чтения. Н.А.Некрасов «Вчерашний день в часу шестом…», «В дороге» и другие.
Николай Семенович Лесков. Биография писателя.
Для обсуждения. «Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
Для внеклассного чтения. Н.С.Лесков «Левша».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Приемы сказочного повествования в произведении.
Для внеклассного чтения. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Карась –идеалист».
Лев Николаевич Толстой. Толстой на Кавказе..
«Детство». Главы из повести: «Занятия в кабинете и гостиной», «Наталья Савишна» и др. Поэзия детства. Образ Николеньки Иртеньева, его духовный мир. Психологическая глубина произведения.
Для внеклассного чтения. Л.Н.Толстой. «Отрочество» (главы)..
Антон Павлович Чехов. Из воспоминаний о писателе.
«Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью. Хамелеон – художественный образ обобщающей силы. Хрюкин и Очумелов. Смешное и грустное в рассказе. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей.
«Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона, его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа.
Для внеклассного чтения. А.П.Чехов. «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник», «Хирургия».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить….», «Хорошо здесь: и шелест, и хруст…», «Ива», «А вы, мои друзья последнего призыва!...», «Песенка».
Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта.
Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые…», «Мелколесье. Степь и дали….».
Тонкость восприятия поэтом красоты родной природы.
Владимир Владимирович Маяковский. Биография писателя.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
Андрей Платонович Платонов. Биография писателя.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.
Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе.
Для обсуждения. «Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека. Гуманистический пафос рассказа.
Для внеклассного чтения. К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Во глубине России», «Музыка Верди», «Сказочник».
Александр Степанович Грин. Биография писателя.
Для обсуждения. «Алые паруса» (в сокращении). Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.
Александр Трифонович Твардовский. Автобиография поэта. «Есть обрыв, где я, играя….», «Спасибо, моя родная…», «Памяти матери».
Любовь поэта к Родине. Поэтическая картина родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери. Своеобразие языка стихотворений.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок…», «Еще заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой…», «Журавли».
Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.
Юрий Павлович Казаков. Автобиография писателя..
Для обсуждения. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Взросление.
Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя.
Для обсуждения. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой Отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.
Федор Абрамович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.
Евгений Иванов Носов. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру. Психологическая глубина рассказа.
Для обсуждения. «Живое пламя».
Для внеклассного чтения. Е.И.Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы».
Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».
Выражение глубокой любви к Родине. Образность и выразительность языка стихотворения.
Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой» ( в сокращении). Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.
Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика.
Джек Лондон. Слово о писателе.
Для обсуждения. «Любовь к жизни». Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д.Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.
Джеймс Олдридж. Слово о писателе.
Для обсуждения. «Последний дюйм» ( в сокращении). Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять.
Для внеклассного чтения. Гомер «Одиссея».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Лирические песни. «Вдоль по улице метелица метет…».
А.С.Пушкин. «Полтава» (отрывок)., «И.И.Пущину»
М.Ю.Лермонтов. «Парус».
Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».
А.К.Толстой. «То было раннею весной…»
И.С.Тургенев «Русский язык».
Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»( отрывок),
С.А.Есенин. «Задремали звезды золотые».
А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью..», «Ива» (по выбору).
Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…».
А.Т.Твардовский. «Памяти матери».
Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина».
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
Раздел 5. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Техника чтения
Класс | Вслух | Про себя |
5 6 7 8 9 | 120 140 140 – 150 150 150 | 140 – 170 170 – 210 210 – 250 250 – 260 260 – 280 |
Раздел 6. Литература, средства обучения (в т.ч. электронные образовательные ресурсы)
1. Русская литература 5-11. Программа средней школы под ред. М.Г.Ахметзянова., 2009г.
2. Русская литература»Учебник-хрестоматия для 7 кл. татар. Сред. Общеобразоват. Шк.: в двух частях.\Авт-сост М.Г. Ахметзяов, Т.В. Воронцова, Г.А. Голикова и др.; по ред М.Г. Ахметзяова. – Казаань: Магариф, 2007.
3. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Москва, 1996
4. Уроки литературы. Знания. Умения навыки. Творческий поиск. И.А. Фогельсон. Материк – Альфа, 2006
5. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007.
6. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс, Золотарева И.В., Н.В. Егорова, М., «Вако», 2010
7. Игровые уроки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.
8. Школьный фразеологический словарь. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1999 В.П. Фелицина, В.М. Мокиенко
Учебно-тематическое планирование 7 класс уровень (70 часов)
№ | Тема урока | кол-во час. | Тип урока | Виды контроля измерители | Планируемые результаты освоения темы | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт. | |||||||
1. | Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе | ответы на вопросы кроссворда | кратко повторить изученное в 6 классе, проверить, что прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой учебника. | Составить конспект, ответы на вопросы. | 1.09 | |
2. | УНТ Народные песни. Исторические песни. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений. «Пугаче в темнице», «Пугачев казнен». | 1 | усвоение новых знаний | составление плана | Уметь определять лирическое и эпическое начало в песне. Раскрыть многозначность поэтического образа в народной песне. познакомить с историей жанра исторических песен | Прочитать статью учебника стр.5-12 Научиться выразительно читать песни | 3.09 | |
3 | Лирические песни. Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия. | 1 | усвоение новых знаний | ответы на вопросы | дать определение жанра лирические песни; познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста | Завершить анализ песни. | 8.09 | |
4 | Лирические и исторические песни татарского народа. | 1 | практикум | рассказ учителя, работа с дидактическим материалом, словарная работа, творческие задания | Сопоставление песен, развитие навыков устной речи | Выучить по выбору любую песню Прочитать статью стр.9-11 ответить на вопросы учебника. | 10.09 | |
5 | Древнерусская литература. Житийный жанр в древнерусской литературе. Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». | 1 | усвоение новых знаний | ответы на вопросы: знакомы ли вам пр-ия русских писателей, в которых герой с таким же упорством принимал страдания за правду и справедливость. | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности | Ответы на вопросы стр.16 | 15.09 | |
6 | Сила и красочность языка сочинений Аввакума. Житие. | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | дать определение жанра житие | прочитать балладу Жуковского «Светлана» | 17.09 | |
7 | Вн.чт. «Поучение Владимира Мономаха» | 1 | Урок внеклассного чтения | развернутый ответ на вопрос | совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа произведения | Прочитать баллады В.А. Жуковского «Рыбак», «Перчатка» | 22.09 | |
8 | Р.Р. Подготовка к письменной работе «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси» | 1 | Урок развития речи | развернутый ответ на вопрос | совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение | Написать сочинение | 24.09 | |
9 | Русская литература 19 века. В.А.Жуковский. Биография. Личность поэта. | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности ,углубить представление о балладе как литературном жанре. | Прочитать балладу Жуковского «Светлана» | 29.09 | |
10 | Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | Понять настроения, чувства поэта и выразить их в чтении | Зад 6-8, стр.29 | 1.10 | ||
11 | Вн.чт. В.А. Жуковский Баллады «Рыбак», «Перчатка» | Урок внеклассного чтения. | ответы на вопросы | Прочитать «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя | 6.10 | |||
12 | Е.А.Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности , | Прочитать статью стр.30-32 | 8.10 | ||
13 | Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская лирика Е.А. Баратынского. »Мой дар убог, и голос мой не громок..», «Муза», «Весна, Весна! Как воздух чист» | 1 | усвоение новых знаний | анализ одного стихотворения | уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения | Подготовиться к выразит. чтению Подготовить сообщение о Кольцове (индив) | 13.10 | |
14 | А.В. Кольцов. Биография поэта. Лирика. Тема жизни русского крестьянина в стихотворениях поэта. « Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука». | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности | Выразительное чтение одного стихотворения Кольцова по выбору | 15.10 | |
15 | А.С.Пушкин. Лицейские годы поэта. « Полтава» («Горит восток зарею новой…»). Тема патриотизма в поэме. Образы Петра I и Карла XII. | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | углубить знания учеников о жизни и творчестве Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста | Выучить наизусть отрывок из поэмы. | 20.10 | |
16 | «И.И. Пущину», «Бесы», «19 октября». Тема дружбы в творчестве Пушкина. Стихотворная речь. Двухсложные размеры стиха | 1 | усвоение новых знаний | анализ одного стихотворения | показать богатство жанров лирики Пушкина совершенствовать навыки анализа поэтического текста Знать определение понятия «Двухсложные размеры стиха»
| Письменный анализ одного стихотворения. | 22.10 | |
17 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина. | 1 | Урок развития речи | развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение | Перечитать отдельные главы из романа Пушкина «Дубровский» | 27.10 | ||
18 | История создания романа А.С. Пушкина «Дубровский». Гуманизм автора. | 1 | усвоение новых знаний | письменная работа по плану характеристики героя | познакомить учеников с историей создания романа, показать особенности сюжета, дать характеристику некоторых героев | подготовить характеристику Владимира Дубровского | 29.10 | |
19 | Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму. | 1 1 | усвоение новых знаний | анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» | углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста, помочь ученикам сделать вывод об авторском отношении к героям, об идее романа | ответить на вопросы -1гр. пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица Дефоржа, Маши, Троекурова | 3.11 | |
20 | Роман Пушкина «Дубровский» в иллюстрациях художников. Кинофильм «Дубровский». | 1 | Урок-практикум | развернутый ответ на вопрос | помочь понять авторское отношение к героям | Прочитать стихотворения М.Ю. Лермонтова. | 12.11 | |
21 | РР Написать сочинение на тему «»Дубровский и крестьяне» | 1 | Урок развития речи | сочинение | Проверить творческие способности учащихся | Написать сочинение. | 17.11 | |
22 | М.Ю.Лермонтов. Московский университетский благородный пансион. Стихотворения «Парус», «Желание» | 1 | усвоение новых знаний | анализ одного стихотворения | показать богатство жанров лирики Лермонтова, роль стихотворения «Парус» в судьбе автора, совершенствовать навыки анализа поэтического текста | Выучить наизусть Стихотворение «Парус», | 19.11 | |
23 | Мятежный характер лирики Лермонтова., чувство одиночества, поэтические средства языка. Трехсложные размеры стиха | 1 | усвоение новых знаний | письменная работа | совершенствовать навыки анализа текста, знать определение понятия «трехсложные размеры стиха, совершенствовать навыки определения размеров стихов | ответить на вопросы и выполнить задания учебника (стр.133) | 24.11 | |
24 | «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника удалого купца Калашникова». Историческое прошлое поэмы. | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение по ролям | Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Подготовить выразительное чтение одной из глав поэмы | 26.11 | |
25 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем.и Иваном Грозным. | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | Уметь: анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством | Ответы на вопросы, стр.150 | 1.12 | |
26 | Н.В.Гоголь. Биография писателя. «Тарас Бульба». Изображение быта и характеров запорожских казаков | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | стр.170,181. (ответы на вопросы и выполнение заданий) | 3.12 | |
27 | Сопоставление Остапа и Андрея. Повесть «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников. | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | Знать: содержание понятия «повесть». Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев | Подготовить устный рассказ о Тарасе, Остапе, Андрии | 8.12 | |
28 | Вн.чт. Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | 1 | Урок внеклассного чтения. | развернутый ответ на вопрос | Уметь: анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством. | Прочитать рассказы И.С. Тургенева «Свидание», «Лес и степь» | 10.12 | |
29 | Р.Р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя « Подвиг Тараса Бульбы» | 1 | Урок развития речи | Развернутые ответы по темам сочинения | Уметь раскрывать тему сочинения, подтверждая свои мысли аргументами | Дописать сочинение | 15.12 | |
30 | Человек и природа в творчестве поэтов. Красота родной природы. Ф.И.Тютчев.»Весенние воды», «В небе тают облака..» А.Н.Майков «Боже мой!..», «Поле зыблется цветами..» А.К.Толстой. «То было раннею весною». «Звонче жаворонка пенье…» А.А.Фет. «Вечер». «Учись у них – у дуба, у березы», Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта…», «Ель рукавом мне тропинку завесила». | 1 | Урок-концерт. | развернутый ответ на вопрос | знакомство с биографией и творчеством писателей. Дать учащимся возможность представить наиболее полюбившиеся им стихи. | Выучить наизусть стихотворения, выразительно читать. Биография И.С. Тургенева (индив) | 17.12 | |
31 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк». Мастерство писателя в изображении жизни крепостных крестьян. | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Ответы на вопросы стр.243 | 22.12 | |
32 | Стихотворения в прозе. « Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Воробей». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Композиция произведения. | 1 | усвоение новых знаний | анализ одного стихотворения | показать особенности жанра стихотворений в прозе; помочь понять философский смысл стихотворений; развивать навыки выразительного чтения | Выучить наизусть стихотворение «Русский язык» | 24.12 | |
33 | Вн.чт. И.С. Тургенев «Свидание», «Лес и степь» | 1 | Урок развития речи | Эвристическая беседа, подбор цитат для характеристики персонажа. | Вызвать интерес к творчеству писателя. Рассмотреть особенности композиции и сюжета. | Н.А. Некрасов Стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом…», «В дороге», | 29.12 | |
34 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда». Сатирическое изображение представителей господствующего класса | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний | выразительное чтение стихотворения. | углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Н.А.Некрасова | Выучить наизусть отрывок из стихотворения. | 14.01 | |
35 | «Железная дорога». Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание произведения. | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение стихотворения. | познакомить с реальной основой стихотворения выявить идею, определить пафос стихотворения, особенности лирического героя | Ответы на вопросы стр.259 | 19.01 | |
36 | Вн.чт. Н.А. Некрасов Стихотворения «Вчерашний день, в часу шестом…», «В дороге», и др. | 1 | Урок внеклассного чтения. | Выразительное чтение стихотворений, их анализ | Выявить идею стихотворений, отношений автора к своим героям | Прочитать повести М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Премудрый пескарь», «Карась идеалист | 21.01 | |
37 | Н С. Лесков Биография писателя. «Человек на часах». Тема моральной ответственности человек за все происходящее вокруг. | 1 | усвоение новых знаний | беседа по теме и идее произведения | кратко познакомить с биографией Лескова, совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев произведения | Составить устное сочинение на тему «Смиренная душа Постникова» | 26.01 | |
38 | Вн.чт. Н.А. Лесков «Левша» | 1 | Урок развития речи | Пересказ произведения | Выявить черты характера главного героя. Проникнуть в образный мир героя. | Л.Н. Толстой. «Отрочество» «(главы) | 28.01 | |
39 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на паразитизм. Осуждение рабской покорности мужика. Приемы сказочного повествования в произведении. | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос, выразительное чтение | кратко познакомить с биографией Салтыкова-Щедрина, показать особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок;. | Ответы на вопросы стр.259 Пересказать содержание сказки близко к тексту. «Детство» Л.Н. Толстой. | 2.02 | |
40 | Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь», «Карась идеалист» | 1 | Урок развития речи. | Беседа., ответы на проблемные вопросы | Помочь понять иносказательный смысл произведения, его идею, показать значение и роль художественных приемов | Ответы на вопросы, стр.284 Читать Л.Н. Толстой. «Отрочество» «(главы) | 4.02 | |
41 | Л.Н.Толстой. Л.Н.Толстой на Кавказе. «Детство». Психологизм произведения. | 1 | усвоение новых знаний | Ответы на вопросы. | углубить знания учеников о жизни и творчестве Толстого, совершенствовать навыки монологической речи. | Пересказ глав. | 9.02 | |
42 | Вн.чт. Л.Н. Толстой. «Отрочество» «(главы) | Урок внеклассного чтения. | Беседа по прочитанным главам | углубить знания учеников о жизни и творчестве Толстого, совершенствовать навыки монологической речи. | Прочитать рассказы К.Г. Паустовского «Сказочник и др.) | 11.02 | ||
43 | РР Составить рассказ о своем детстве. | 1 | Урок развития речи. | Развернутые ответы по темам сочинения | Уметь раскрывать тему сочинения, подтверждая свои мысли аргументами | Составить рассказ. | 16.02 | |
44 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Тема высмеивания пороков общества. Смешное и грустное в рассказе. | 1 | повторение и обобщение изученного в 6 классе усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос анализ эпизодов | углубление знаний учеников о личной и творческой биографии Чехова, дать представление о комическом в литературе, проанализировать сюжетно-композиционные особенности рассказа Уметь: давать оценку действиям героев | Написать сочинение-миниатюру «Мое отношение к Чехову». Прочитать «Тоска». | 18.02 | |
45 | «Тоска». Сюжет рассказа. Гуманистический пафос рассказа. Юмор, сатира | 1 | усвоение новых знаний | Написать рецензию на рассказ | Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев | Повторить творчество Тургенева, С.-Щедрина, Толстого, Чехова | 23.02 | |
46 | Вн.чт. А.П. Чехов «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник», «Хирургия». | 1 | Чтение по ролям, пересказ юмористических произведений | Ответы на вопросы | Познакомить с его рассказами и выявить их художественные особенности. | К.Г. Паустовский. «Сказочник», «Корзина с еловыми шишками», Во глубине России», «музыка Верди». | 25.02 | |
47 | Русская литература 20 века. А.А.Ахматова. Биография поэта. Стихотворения. Тема душевных переживаний героя. «Сероглазый король», «Сжала руки под темною вуалью», «Хорош здесь: и шелест и хруст», «Ива», «А вы друзья мои последнего призыва», «Песенка». | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | начать знакомство учеников с личностью Ахматовой | Выучить наизусть стихотворение «Ива», «Сжала руки...» (по выбору) | 2.03 | |
48 | С.А. Есенин. На родине поэта. Стихотворения. Тема родной природы в стихотворениях Есенина. «Задремали звезды золотые», «Мелколесье. Степь и дали» | 1 | усвоение новых знаний | выразительное чтение | Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта»,понимать чувства и переживания лирического героя | Выучить наизусть стихотворение «Задремали звезды золотые» | 4.03 | |
49 | В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче». Тема назначении поэта. | 1 | усвоение новых знаний | Ответы на вопросы | начать знакомство учеников с личностью Маяковского, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности поэта | Подготовит со-общение о Пла –тонове (индив.) Прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире» | 9.03 | |
50 | А.П Платонов. Биография писателя. «В прекрасном и яростном мире». Идеи доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе. | 1 | усвоение новых знаний | Художественный пересказ фрагмента | показать, как и почему описание процесса творчества воплощено Паустовским в жанре рассказа; помочь выявить главную мысль – длительность и непредсказуемость пути к творчеству | прочитать, ответить на вопросы учебника. | 11.03 | |
51 | Сказка «Неизвестный цветок». Тема восхищения силой жизни. | 1 | Практикум | Выступления учащихся | закрепить понятие о жанрах, развивать творческие способности, углубить представление о жанре рецензии | Написать краткий отзыв о рассказе | 16.03 | |
52 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. «Стекольный мастер». Тема таланта русского человека. | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ на вопрос | Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта. | Подготовить пересказ близко к тексту | 18.03 | |
53 | Вн.чт. К.Г. Паустовский. «Сказочник», «Корзина с еловыми шишками» «Во глубине России», «музыка Верди». | 1 | Урок внеклассного чтения | Творческая защита прочитанной книги | Показать любовь писателя к родному краю. Донести до детей его призыв о бережном отношении к природе. | Прочитать рассказы Е.И.Носова. | 23.03 | |
54 | А.С.Грин. Биография писателя. «Алые паруса» - повесть о счастье. Тема душевной чистоты человека. | 1 | усвоение новых знаний, практикум. | Развернутые ответы на вопросы | Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений | Инд. задание: подготовить сообщение о писателе, используя статью учебника. Прочитать стихотворения Твардовского. | 1.04 | |
55 | А.Т.Твардовский. Автобиография поэта. Стихотворения. Тема любви к Родине. «Есть обрыв где я играя..», «Спасибо, моя содина…», «Памяти матери». | 1 | усвоение новых знаний | ответы на вопросы учителя | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством А.Т.Твардовского развивать навыки анализа текста | Выучить наизусть стихотворение «Памяти матери» | 6.04 | |
56 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения. Образ родной природы в стихотворениях Твардовского. «Уступи мне, скворец, уголок», «Еще заря не встала над селом», «Я воспитан природой суровой», «Журавли». | 1 | усвоение новых знаний | анализ одного стихотворения Твардовского | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, развивать навыки анализа. | Выучить наизусть стихотворение «Уступи мне место, скворец, уголок » | 8.04 | |
57 | Ю.П.Казаков. Автобиография писателя. «Тихое утро». Тема взаимоотношения детей. Тема взросления. | 1 | усвоение новых знаний | ответы на вопросы учителя | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, развивать навыки анализа | стр., ответить на вопросы. «Мой первый друг, мой друг бесценный» читать. | 13.04 | |
58 | Ю. М.Нагибин. Биография поэта. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Значение Вов в становлении характера молодого человека. | 1 | усвоение новых знаний | развернутый ответ: Ответить на вопросы: как характеризует героев рассказа возникший между ними конфликт? Почему через год их дружба возобновилась | познакомить со страницами жизни и творчества, понимать, что истинная дружба - одно из самых ценных явлений жизни человека; уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей | Написать подробную характеристику Павлика | 15.04 | |
59 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе. | 1 | Усвоение новых знаний | размышление «Зачем нам нужны животные?» | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Ф.Абрамова, развивать навыки анализа текста; показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем | написать сочинение-размышление «Зачем нам нужны животные?» Прочитать рассказы «Кукла», «Живое пламя». Подготовить пересказ. | 20.04 | |
60 | Е.И. Носов. Биография писателя. «Кукла». Тема осуждения равнодушия. «Живое пламя». Идея рассказа. Смысл названия. | 1 | усвоение новых знаний | ответы на вопросы учителя | кратко познакомить учеников с биографией и творчеством поэта, развивать навыки анализа | Прочитать стихотворения Рубцова. Подготовить сообщение (инд.) | 22.04 | |
61 | Вн.чт. Е.И. Носов. «Шопен, Соната номер два», «Красное вино победы». | 1 | Урок внеклассного чтения | Творческая защита прочитанной книги. | Развивать навыки выступления | прочитать «Одиссея» Гомер | 27.04 | |
62 | Н.М. Рубцов. Автобиография поэта. Тема любви в лирике поэта.» В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина». | 1 | усвоение новых знаний | анализ одного стихотворения Ответить на вопросы: как говорит о своих мыслях и чувствах поэт? | Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять, художественные приемы. | Выучить наизусть стихотворение «Тихая моя родина» | 29.04 | |
63 | В.П.Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | усвоение новых знаний | Ответить на вопросы: почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «братья», «орда», «народ»? Что можно сказать об авторском отношении к ним? | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение понятий «эпизод», понимать, каково авторское отношение к героям рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды | Написать сочинение на тему Мой любимый герой» | 4.05 | |
64 | В.И.Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети в рассказе. | 1 | усвоение новых знаний | Развернутые ответы на вопросы. | Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа | Прочитать стихотворения, С.А.Есенина, Н.А.Заболоцкого, Б.Ш.Окуджава. | 6.05 | |
Зарубежная литература | ||||||||
65 | Античная лирика. Катулл Слово о поэте. Стих-я: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» | 1 | Урок развития речи. | Развернутые ответы на вопросы. | Познакомить с особенностями античной лирики. | Прочитать рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона. | 11.05 | |
66 | Зарубежная литература. Джек Лондон. « Любовь к жизни». Тема товарищества, силы духа, любви к жизни. | 1 | усвоение новых знаний | Развернутые ответы на вопросы. | познакомить со страницами жизни и творчества писателя; рассмотреть основную проблему | Прочитать рассказ «Последний дюйм» Джеймса Олдриджа. | 13.05 | |
67 | Джеймс Олдридж. «Последний дюйм». Тема любви к жизни, проблема отцов и детей. | 1 | усвоение новых знаний | Развернутые ответы на вопросы. | познакомить со страницами жизни и творчества писателя; | Подготовиться к контрольной работе, повторить изученную программу | 18.05 | |
68 | Вн.чт. Гомер «Одиссея» (фрагменты) | 1 | Урок внеклассного чтения. | Развернутые ответы на вопросы. | углубить характеристики героев, совершенствовать навыки анализа текста | Список литературы для внеклассного чтения | 20.05 | |
69 | Контрольная итоговая работа. | 1 | Урок контроля | Индивидуальная работа, тест | систематизировать знания, полученные в течение года , выявление уровня литературного развития учащихся. | Подготовить рефераты. | 25.05 | |
70 | Подведение итогов. Литература на лето. | 1 | Урок закрепления материала | Лекция учителя, выступления учащихся. | Задание на лето. | 27.05 |
Resource id #4310
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов
Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....
Рабочая программа по русской литературе для 5 по учебнику М.Г.Ахметзянова
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. ...
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 9 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г.Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 10 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским зыком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 11 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....