Рабочая программа по русской литературе, 10 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским зыком обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_10_klass.docx | 97.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
- программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова– Казань: Магариф, 2009.
- Русская литература: Учебник-хрестоматия для 10 кл. татар. сред. общеобразоват. шк.: В двух частях. Ч1-2/Авт.-сост. М.Г.Ахметзянов, М.В. Ведишенкова, Т.В. Воронцова Т.А. Карпеева; Под ред. М.Г.Ахметзянова.-3-е изд., доп.- Казань:Магариф,2009.-455 с.:ил.
ПРОГРАММА РАССЧИТАНА НА 105 ЧАСОВ (3 часа в неделю), на изучение литературы в 10 классе дополнительно выделен 1 час в неделю из школьного компонента.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
• обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
• формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
• совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;
Основу курса 10 класса составляет чтение и изучение русской литературы XIX века.
В программу включены произведения классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К, Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.
Из зарубежной литературы в программу включены произведения В. Шекспира, Ф. Шиллера, Дж. Байрона, И.-В. Гете, О. де Бальзака. Завершается курс списком произведений, предлагаемых для бесед на уроках внеклассного чтения.
Такой объем произведений, включенных в программу, предполагает разные подходы к их изучению. Крупные эпические и драматические произведения рекомендуется изучать в сокращении или избранные главы.
Кроме того, учитель по своему усмотрению при планировании занятий может определять глубину и характер изучения произведений, включенных в программу.
Поскольку литература XIX века изучается в течение одного года, в историко-литературный курс не включены древнерусская литература и литература XVIII века, с которыми учащиеся знакомятся в 9 классе. Роман «Евгений Онегин» Пушкина, роман «Герой нашего времени» Лермонтова, комедия Грибоедова «Горе от ума», поэма Гоголя «Мертвые души» перенесены в соответствии со «Стандартом...» в программу 9 класса.
Программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю).
Плановых контрольных уроков: 5 ч
развития речи: 22 ч
внеклассного чтения: 9 ч
Раздел 2. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Русская литература первой половины XIX века | 17 |
Русская литература второй половины XIX века | 103 |
Литература народов России | 1 |
Зарубежная литература | 16 |
Зарубежная поэзия | 2 |
Рабочей программой предусмотрено изучение следующих разделов:
(распределение часов по темам)
№ | Содержание | Кол. час. по программе общ. школ. | Кол. часов по рабочей программе |
1 | Введение. | 1 ч. | 1 |
Русская литература первой половины XIX века | |||
2 | А.С. Пушкин | 8 ч. | 8 |
3 | М.Ю. Лермонтов | 6 ч. | 5 |
4 | Н.В. Гоголь | 6 ч. | 4 |
5 | Русская литература второй половины XIX века | 1 ч. | 1 |
6 | А.Н. Островский | 5 ч. | 7 |
7 | И.А. Гончаров | 5 ч. | 8 |
8 | И.С. Тургенев | 9 ч. | 11 |
9 | Н.Г. Чернышевский | 4 ч. | 6 |
10 | Н.А. Некрасов | 9 ч. | 8 |
11 | Ф.И. Тютчев | 2 ч. | 3 |
12 | А.А. Фет | 2 ч. | 2 |
13 | А.К. Толстой | 3 ч. | 4 |
14 | Н.С. Лесков | 5 ч. | 4 |
15 | М.Е. Салтыков-Щедрин | 4 ч. | 4 |
16 | Ф.М. Достоевский | 8 ч. | 15 |
17 | Л.Н. Толстой | 10 ч. | 19 |
18 | А.П. Чехов | 5 ч. | 11 |
19 | Литература народов России Коста Левановича Хетагуров | 1 ч. | 1 |
Зарубежная литература | |||
20 | Ги де Мопассан | 2 ч. | 2 |
21 | Г. Ибсен | 3 ч. | 3 |
22 | Джордж Гордон Байрон | 3 ч. | 3 |
23 | Зарубежная поэзия | 2 ч. | 2 |
24 | Джордж Гордон Байрон | 1 | |
25 | А. Рембо | 1 ч. | 1 |
26 | В.Гюго | 4 ч. | 4 |
27 | Оноре де Бальзак. | 1 ч. | 4 |
105ч. | 140ч. |
Раздел 3. Содержание программы.
Введение
Общая характеристика русской классической литературы XIX века.
Русская литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики Пушкина.
Вольнолюбивая лирика. «Деревня», «К морю». Слияние личной и гражданской тем.
Пушкин о назначении поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Свободы сеятель пустынный...». Философская лирика. «Осень», «Вновь я посетил...», «Погасло дневное светило».», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вольность», «Демон», «Из Пиндемонти», «Сожженное письмо»
Раздумья поэта о смысле жизни. Утверждение высокого предназначения поэта.
Трагедия «Борис Годунов». Проблема народа и власти в трагедии. Царь Борис, его приспешники и противники. Композиция и язык трагедии.
Поэма «Медный всадник»
Михаил Юрьевич Лермонтов. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы поэзии Лермонтова.
Философская лирика. «Дума», «Выхожу один я на дорогу...», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Гляжу на будущность с боязнью...», «Пророк», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Кинжал», «Молитва» («Я, Матерь Бо-жия, ныне с молитвою»), «Валерик», «Сон», «Нет, я не Байрон», «Завещание», «Как часто, пестрою толпою окружен..».
Любовь к Родине, народу и природе, раздумья о судьбе поколения и личности. Мотивы тоски, одиночества, мятежной души.
Лермонтов и Байрон.
Любовная лирика. «Нет, не тебя так пылко я люблю...»,
«Расстались мы: но твой портрет...», «Как небеса, твой взор блистает...», «Они любили друг друга так долго и нежно...».
М. Ю. Лермонтов и татарская литература.
Николай Васильевич Гоголь. Очерк жизни и творчества.
«Петербургские повести». «Невский проспект». Трагическое и комическое в повестях, реальность и фантастика. Образ Петербурга как бездушного города. Образ художника Пискарева.
Для самостоятельного чтения: Н. В. Гоголь. «Нос», «Коляска».
Русская литература второй половины XIX века
Введение. Особенности развития русской литературы второй половины XIX века, ее идейно-художественное своеобразие, усиление критической направленности. Демократизация литературы. Проблема положительного героя в художественной литературе и критике.
Разновидности реализма, течения и «школы», жанровое своеобразие литературы. Литературная критика. Принципы «реальной критики». Теория «искусства для искусства». Роль журналов в литературной полемике.
Александр Николаевич Островский. Очерк жизни и творчества. «Гроза» (в сокращении). Причины конфликта Катерины с «темным царством». Обличение невежества, самодурства купцов. Речевая характеристика героев.
Критика: Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве» (в сокращении); Д. И. Писарев. «Мотивы русской драмы» (в сокращении).
А. Н. Островский и татарская литература.
Теория литературы. Понятие о драме (драматургический конфликт). Речевая характеристика героев.
Для самостоятельного чтения: А. Н. Островский. «Бесприданница», «Лес» (по выбору).
Иван Александрович Гончаров. Очерк жизни и творчества. Роман «Обломов» (главы). Обломов как «тип русской жизни». ». Общественно-бытовая среда, окружающая Обломова в Петербурге (1 часть). Противоречия в характере героя. Роль других персонажей (Штольц, Ольга, Агафья Матвеевна) в раскрытии характера Обломова. Вытопись И. А. Гончарова-реалиста.
К р и т и к а: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; Д. И. Писарев. «Обломов». Роман И. А. Гончарова»; А. В. Дружинин. «Обломов». Роман И. А. Гончарова».
Теория литературы. Понятие о романе как жанре эпического рода литературы. Приемы раскрытия характера (быт, монолог и другие).
Для самостоятельного чтения: И. А. Гончаров. Очерки «Фрегат Паллада».
Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети» (в сокращении). Характер конфликта между «отцами» и «детьми». Базаров: его взгляды и духовный облик. Базаров и «базаровщина». «Нигилизм» Базарова. Лагерь «отцов» в изображении Тургенева. «Тайный психологизм» как один из приемов раскрытия характера героев.
Критика: Д. И. Писарев. «Базаров»; М. А. Антонович. «Асмодей нашего времени»; Н. Н. Страхов. «Отцы и дети» Тургенева.
«Первая любовь» - любимая повесть писателя. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика. И. С. Тургенев и татарская литература.
Для самостоятельного чтения: И. С. Тургенев. «Дворянское гнездо», «Накануне», «Рудин».
Николай Гаврилович Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Что делать?» (Главы). Общий обзор романа с чтением отдельных глав. «Новые люди» в романе. Особенный человек как воплощение идеала автора.
Критика: Д. И. Писарев. «Мыслящий пролетариат».
Теория литературы. Углубление понятия о разных типах романа: нравственно-психологическом и общественно-психологическом.
Николай Алексеевич Некрасов. Очерк жизни и творчества. Лирика. «Я не люблю иронии твоей...», «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Элегия» (1874), «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право...»), «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Блажен незлобивый поэт...», «Иду ли ночью по улице темной...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди»...», «Музе», «Вчерашний день, часу в шестом..»
Проповедь, исповедь, покаяние в лирике Некрасова. Традиции русской поэзии и новаторство.
«Кому на Руси жить хорошо» (главы). Часть первая: «Пролог», гл. II —«Сельская ярмонка», гл. IV— «Счастливые»; часть третья: «Пролог», гл. 1 — «До замужества», гл. III — «Савелий, богатырь святорусский», гл. VIII — «Бабья притча», «Последыш»; часть вторая: «Пир — на весь мир» («Вступление»), гл. I — «Горькое время —горькие песни», гл. 4 — «Доброе время — добрые песни». Замысел поэмы. Народно-поэтическая основа, широта изображения народной жизни, многоголосие, элементы патетики и юмора, приемы сатирического изображения. Народный характер поэмы. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.
Н. А. Некрасов и татарская литература.
Теория литературы. Развитие понятия о поэме как жанре эпического рода.
Федор Иванович Тютчев. Слово о поэте. Лирика. «Умом Россию не понять», «День и ночь», «О, вещая душа моя!», «Осенний вечер», «О, как убийственно мы любим...», «Я очи знал,— о, эти очи!», «Предопределение», «Silentium», «Не то, что мните вы, природа..», «Нам не дано предугадать..», «К.Б.» .
Своеобразие пейзажа. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Драма любви.
Афанасий Афанасьевич Фет. Слово о поэте. Лирика. «Шепот, робкое дыхание...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Какое счастье: и ночь, и мы одни!», «Что за ночь! Прозрачный воздух скован...», «Как беден наш язык...», «Певице» («Уноси мое сердце в звенящую даль...»), «Это утро, радость эта..», «Сияла ночь..», «Еще майская ночь».
Единство внутреннего и внешнего мира в поэзии Фета. Метафоричность, музыкальность его лирики.
Теория литературы. Понятие о лирике как роде литературы, ее жанры, специфика. Метафоричность поэзии. Связь поэзии и музыки.
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Лирика. «Коль любить, так без рассудку...», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя...», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Дождя отшумевшего капли...», «Острою секирою ранена береза...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...».
Стихи о любви и природе. Воспевание чистоты нравственного чувства, облагораживающего действия любви, красоты родной природы.
Николай Семенович Лесков. Очерк жизни и творчества. «Однодум». Сказание о правдоискателях, народных праведниках. Автор о ежедневном будничном подвиге праведников. Праведник Рыжов — главный герой рассказа.
«Кадетский монастырь»
Для самостоятельного чтения: Н. С. Лесков. «Пигмей», «Несмертельный Голован» (по выбору).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества. «История одного города» (обзор с чтением и разбором отдельных глав). Своеобразие жанра произведения. Сатирическое обличение деспотизма, приемы фантазии, гротеска, иносказания. Проблема народа и власти.
Для самостоятельного чтения: М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (главы).
Федор Михайлович Достоевский. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. «Преступление и наказание» (в сокращении). Тема «бедных людей» в романе. Сложность социально-психологического конфликта. Поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Изображение «маленького человека».
Социальные и философские корни бунта Раскольникова. Смысл его теории. Проблема вины, наказания, воскресения героев. Соня Мармеладова. Художественное своеобразие романа.
Для самостоятельного чтения: Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи».
Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности; начало творческой деятельности; участие в обороне Севастополя; 60-е годы. «Война и мир» (в сокращении). Своеобразие жанра романа-эпопеи. Народ и личность — одна из основных проблем романа. Элементы семейно-бытовой хроники, социально-психологического и исторического романа. Духовные искания главных героев романа — Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи Болконской. Поиски смысла жизни. Обличение бездуховности, лжепатриотизма бюрократической верхушки и светского общества.
«Мысль народная» и способы ее раскрытия. Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат как художественное открытие писателя. Мастерство изображения батальных сцен. Психологизм романа. Роль портретных деталей и внутренних монологов.
Мировое значение Л. Толстого.
Для самостоятельного чтения: Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат», «Анна Каренина» (по выбору).
Антон Павлович Чехов. Очерк жизни и творчества писателя. «Студент». Предельная лаконичность, сюжетная простота рассказа, широта обобщения в рассказе. Евангельская легенда о Христе и ее нравственный смысл. Правда и красота как сила, «направляющая жизнь на Земле».
«Ионыч». Трагизм духовного оскудения личности.
Пьеса «Вишневый сад» (в сокращении). Своеобразие конфликта пьесы. Судьба поместного дворянства. Сложность и многозначность отношений между героями пьесы. Тема современных хозяев жизни. Мотивы будущего в пьесе. Лиризм и мягкий юмор Чехова». Смысл названия пьесы.
Для самостоятельного чтения: А. П. Чехов. «Скучная история», «В овраге», «Дядя Ваня», «Три сестры» (по выбору).
Для самостоятельного чтения: Литература народав России. Г. Тукай. Сатирические произведения.
Литература народов России
Габдулла Тукай. Сатирические произведения
Из зарубежной литературы
Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»
Вильям Шекспир. Очерк жизни и творчества.
Для обсуждения: «Гамлет» (в сокращении). Изображение феодального мира в трагедии. Образ гуманиста Гамлета, размышления героя о добре и зле, о смысле жизни человека. Реализм шекспировской трагедии. Гамлет как «вечный образ». И. С. Тургенев и В. Г. Белинский о Гамлете.
Для самостоятельного чтения: В. Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Для самостоятельного чтения:: Г. Гейне. Любовь – первооснова жизни. Выражение в поэзиях Гейне личной судьбы поэта-изгнанника, его неразделенной любви.
Джордж Гордон Байрон. Очерк жизни и творчества поэта.
Для обсуждения: «Корсар» (в сокращении). Байронический герой. Противоречивость характера Конрада; индивидуализм, порывы могучего духа. Особенности стиля поэта (портрет, жест, местный колорит).
Для самостоятельного чтения: Джордж Гордон Байрон. Поэзия надорванного сердца.
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве поэта.
Для обсуждения: «Фауст» («Пролог на небесах», сцены из 1 части по выбору). Смысл жизни, назначение человека — центральная проблема трагедии, ее связь с композицией произведения. Композиционная роль «Пролога на небесах». Основные этапы искания Фауста. Образы Мефистофеля, Маргариты.
Оноре де Бальзак. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Творчество Бальзака — вершина французского критического реализма.
Для обсуждения: «Евгения Гранде». Проблема губительного влияния власти денег на человеческую личность, на семью в произведениях писателя.
Для самостоятельного чтения: О.де Бальзак. « Гобсек»,
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик должен знать:
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) язы-ком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
- соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
- самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
- создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений
- логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XIX веков.
- основные литературные направления русской литературы XVIII-XIX веков.
- краткие биографические сведения об изученных писателях.
- содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.
Раздел 6. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетическоо содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой ; свободное владение монологической речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются одна-две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Оценка за сочинение.
оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующие об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная , или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочета. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | Ставится за сочинение: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материла; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные), а также 4 грамматических ошибки. |
«2» | Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, не опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями, отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
«1» | Ставится за сочинение: совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержащее большое число ошибок, чем это установлено для отметки «2». | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Раздел 5. Литература, средства обучения (в т.ч. электронные образовательные ресурсы)
Литература для учителя:
- Русская литература: Программа для 5-11 классов сред. Общеобразоват. Шк.:Базовый уровень/Под ред.М.Г.Ахметзянова.-3-е изд., перераб. и доп.-Казань: Магариф, 2009.-142 с.
- Русская литература: Учебник-хрестоматия для 10 кл. татар. сред. общеобразоват. шк.: В двух частях. Ч1-2/Авт.-сост. М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова Т.А.Карпеева; Под ред. М.Г.Ахметзянова.-3-е изд., доп.- Казань:Магариф,2009.-455 с.:ил.
- Русская литертаура в 10 классе татарской школы: Методическое руководство к учебнику-хрестовматии/ М.Г. Ахметзянов, М.В. Ведишенкова, Т.А. Карпеева. – Казань: Магариф, 2010.
- ЕГЭ 2012. Литература. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. / ФИПИ.-М.: Интеллект-Центр, 2012.-144 с.
- Золотарева И.В., Михайлова Т.И.. Универсальные поурочные разработки по литературе: 10кл.-3-е изд., -М.: ВАКО, 2007.- 416 с.
- http://www.rvb.ru
- http://www.litera.ru
- http://ruslit.metodist.ru
- http://lit.1september.ru/index.htm
- http://www.klassika.ru/
- http://litera.edu.ru/
- http://school-collection.edu.ru/catalog/
Учебно-тематическое планирование в 10 класс уровень. (140 часов)
Resource id #4306
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов
Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....
Рабочая программа по русской литературе для 5 по учебнику М.Г.Ахметзянова
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. ...
Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова....
рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 7 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 9 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г.Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе, 11 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....