Рабочая программа по русской литературе, 9 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Нургалиева Ирина Ильдусовна

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г.Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx108.24 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования;
  • программы общеобразовательных учреждений для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова– Казань: Магариф, 2009.
  • Русская литература: Учебник для 9 кл. татар. Сред. Общеобразоват. Шк.: В двух частях./Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов, Т.Д.Фролова, Г.А. Голикова и др.; Под ред. М.Г. Ахметзянова. – 3-е., изд. допол. – Казань: Магариф, 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

На изучение курса отводится 105 часов из расчета 3 часа в неделю.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных понятий;;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно- обусловленные различия.
  • Развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

       

Программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю).

  Плановых контрольных уроков: 2ч  

  развития речи: 15 ч

  внеклассного чтения: 16ч

 

Раздел 2. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Из древнерусской литературы.

3

Русская литература XVIII века

9

Русская литература первой половины  XIX века.

37

Русская литература второй половины XIX века.

5

Русская литература XX века.

35

Зарубежная литература.

15

Рабочей программой предусмотрено изучение следующих разделов:

(распределение часов по темам)

Содержание

Кол. час. по программе общ. школ.

Кол. часов

по рабочей программе

1

Введение.

1 ч.

1

2

Из древнерусской литературы

3 ч.

3

Русская литература XVIII века

4

М.В. Ломоносов (Классицизм)

2 ч.

2

5

Г. Р. Державин

1 ч.

1

6

Д.И. Фонвизин

2 ч.

3

7

Н.М. Карамзин (Сентиментализм)

2ч.

2

8

А. Н. Радищев

4 ч.

1

9

Русская литература первой половины  XIX века. (Романтизм)

1 ч.

1

10

В. А. Жуковский

4 ч.

1

11

А.С. Грибоедов (Реализам)

6 ч.

5

12

А.С. Пушкин

10 ч.

12

13

М.Ю. Лермонтов

8 ч.

10

14

Н.В. Гоголь

7 ч.

8

Русская литература второй половины XIX века.

15

Н.А. Некрасов

3 ч.

1

16

Н.С. Лесков

1 ч.

2

17

Л.Н. Толстой

4 ч.

2

Русская литература XX века.

18

И.А. Бунин

3 ч.

3

19

М. Горький

2 ч.

3

20

А.А. Блок

3 ч.

3

21

С.А. Есенин

2 ч.

4

22

М.А. Булгаков

4 ч.

4

23

А.П. Платонов

2 ч.

2

24

М.А. Шолохов

2 ч.

2

25

А.И. Солженицын

1 ч.

1

26

В.М. Шукшин

2 ч.

4

27

Н.М. Рубцов

3 ч.

2

28

Ф.А. Абрамов

2 ч.

3

Ч. Айтматов

4 ч.

4

Зарубежная литература.

29

Мифы Древней Греции

2 ч.

2

30

М. Сервантес

1ч.

1

31

Данте

1 ч.

1

32

В. Шекспир

2 ч.

2

33

Жан Батист Мольер

2 ч.

3

34

И.-В. Гете

1 ч.

1

35

Ф. Шиллер

3 ч.

5

105 ч.

105 ч.

Раздел 3. Содержание рабочей программы по литературе 9 класса

Древнерусская литература.

Общее понятие об истории русской литературы. Периодизация русской литературы. Краткая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Идейно-художественное своеобразие «Слова…»

Русская литература 18 века.

Классицизм в русском искусстве.  

М.В.Ломоносов. Прославление Родины, природы, науки, просвещения. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны», «Разговор с Анакреоном», «Случились два астронома в пиру». Тема поэта и поэзии. Ломоносов – реформатор литературного языка и стиха.

Г. Р. Державин. Лирика. Державин и Казань. Державин о роли поэта и назначении поэта. («Памятник»). Державин о роли власти. («Фелица», «Властителям и судиям»).

Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». «Недоросль» – произведение эпохи классицизма. Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков. Проблема воспитания истинного гражданина.

Сентиментализм в русской литературе.

Н. М. Карамзин – основоположник русского сентиментализма. Идейно-художественное своеобразие повести «Бедная Лиза». Социально- нравственный конфликт в произведении. Язык и стиль повести. Н.М.Карамзин – реформатор литературного языка.

Жизненный подвиг Н.А.Радищева. Изображение крестьянской Руси в книге А,Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».  «Путешествие…» – гневный протест против крепостного права. Особенности жанра повести «Путешествие…» (путевые очерки).

Русская литература  первой половины 19-го века.

Русский романтизм.

В.  А. Жуковский – поэт – романтик. Баллада «Лесной царь». Элегия «Вечер», «Море»

Стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»; «Море». «Изображаемая Жуковским природа  - романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца…» (В.Г.Белинский). Герои и сюжет баллады Жуковского «Светлана».

Становление русского реализма. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Идейно-художественное своеобразие комедии «Горе от ума». Композиция комедии.

Афористичность языка комедии. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусова и фамусовского общества. Идейно-художественная роль образа Молчалина. Чацкий – провозвестник новой жизни, защитник передовых идей, обличитель крепостнических нравов, косности, корыстолюбия, беспринципности, низкопоклонства, карьеризма.

Роль Софьи в комедии.  Общечеловеческий смысл комедии. Критический этюд Гончарова «Миллион терзаний»

А.С.Пушкин – гениальный русский национальный поэт. Реализм в русской литературе. Личность поэта, его судьба . Основные темы, мотивы лирики. Любовная лирика поэта («На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»).

В.Г. Белинский о поэзии А.С.Пушкина.

Вн.чт. Пушкин о назначении поэта и  поэзии в стихотворениях «Пророк», «К морю», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Роман в стихах «Евгений Онегин». Творческая история произведения. Отражение в «Евгении Онегине» пушкинской эпохи. Быт и нравы русского дворянства в романе. Основные образы в романе «Евгений Онегин». Противоречивость характера Евгения Онегина, историческая и общественная ее обусловленность. Трагическая судьба Онегина. Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода  из 6 главы романа). Татьяна – любимая героиня Пушкина. Цельность и благородная простота характера Татьяны. Естественность и красота ее духовных устремлений, глубина и искренность чувств. Именины Татьяны (анализ эпизода из 5 главы романа). Идейно-художественное своеобразие романа «Евгений Онегин».  Образ автора, его композиционная и идейная роль в романе.

Композиция романа, лирические отступления. Роль пейзажа в романе. Богатство и своеобразие языка. Нравственные и социальные проблемы – цели смысла жизни, счастья, долга – в романе «Евгений Онегин». Близость к народу как основа нравственных идеалов. Губительность индивидуализма и эгоизма. Белинский о романе «Евгений Онегин».

Вн.чт. А.С. Пушкин «Цыганы», «Кавказский пленник».

М.Ю. Лермонтов. Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики поэта. Тема поэта и поэзии в лирике поэта. «Смерть поэта», «Поэт», «Дума», «Молитва», «И скучно и грустно..»,  «Нет, не тебя так пылко я люблю..», «Пророк».

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива..»

«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о незаурядной личности.

Смысл названия романа «Герой нашего времени». Композиция романа. Портретная характеристика Печорина. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий

Роль новеллы «Фаталист» в романе «Герой нашего времени». Печорин и женские образы в романе «Герой нашего времени».  Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени». Вопросы о смысле жизни, об ответственности человека за свою судьбу. Картины природы в романе. Роль композиции в раскрытии основной мысли. Психологизм романа. Белинский о романе.

Н.В.Гоголь. Очерк  жизни и творчества Н.В.Гоголя.  «Петербургские повести» Гоголя.  «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя . «Выбранные места из переписки с друзьями» (гл.2, 4, 8,9, 17, 19, 32) . «Мертвые души» Гоголя – удивительная книга,  горький упрек современной России. Замысел произведения. Особенности жанра. Смысл названия поэмы. Построение 1 тома. Путешествие героя как прием воссоздания панорамы России. Типы помещиков.

Коробочка . Манилов . Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 гл. 1 тома)

Собакевич.  Ноздрев. Встреча Чичикова  с Ноздревым в трактире (анализ эпизода 4 главы 1тома) Плюшкин. Чичиков у Плюшкина (анализ 6 главы 1 тома). Приемы сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалогов). Чичиков  - новый  «герой» эпохи.  Чичиковщина. Идейно-композиционное  значение образа Чичикова. Предыстория Чичикова (анализ эпизода из главы 11). Оформление купчей в гражданской палате (анализ эпизода из 7 главы ). Чичиков и губернские чиновники. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» Образ автора. Гоголевский смех сквозь слезы. Лирические отступления. Народ и родина в поэме. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Раздумья писателя о судьбе родины в период создания 2 тома «Мертвых душ».

Вн.чт. Н.В. Гоголь «Шинель».

Русская литература 2 половины 19 века.

И.С.Тургенев. Проблема взаимоотношений в рассказе И.С.Тургенева «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаятельность, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, его обреченность на одиночество. Психологическая характеристика героев. Поэтическая атмосфера повести.

Н.С.Лесков. «Старый гений» – сатирическое изображение чиновничества. Праведники русской земли в рассказе.

Вн.чт А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся».

Толстой Л.Н. Нравственное самосовершенствование в повести Л.Н.Толстого «Юность»

Автобиографическая основа повести. Стремление героя к нравственному самосовершенствованию. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками. Вера в победу счастья и добра. Особенности поэтики повести. Повесть «Казаки» Л.Н.Толстого. Идеал единения с природой, изображение простых форм казачьей жизни и быта, возвеличивающие людей. Образы Ерошки, Марьяны. Образ Оленина, его нравственные искания.

А.П.Чехов. Тема духовного перерождения в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Трагизм духовного оскудения личности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений.

Русская литература 20 века.

И,А.Бунин. Лирика . Стихотворения «Последний шмель», «Крещенская ночь» , « Одиночество», «Поэт печальный и суровый..», «Любовь и радость бытия..» в стихотворениях поэта.. Бунин – прозаик. История печальной любви в рассказе «Холодная осень» И.А.Бунина. Герои рассказа. Глубокий лиризм и поэтическая атмосфера рассказа.. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.  

Вн. Чт. И.А. Бунин «Чаша жизни».

М. Горький. Романтизм Горького. Идеализация гордых, сильных людей в рассказе «Макар Чудра». Герои рассказа Лойко, Зобар и Радда. Размышления старого цыгана о жизни и человеке. Художественное своеобразие рассказа, эмоциональность и красочность языка. Портрет и пейзаж в рассказе. Роль рассказчика.

А.Блок. Судьба поэта. Поэт и читатель («О, я хочу безумно жить») Лики «страшного мира» в поэзии Блока («Да, так диктует вдохновенье»). Поэзия любви («Ты – как отзвук забытого гимна). Образ Руси в поэзии Блока («Река раскинулась. Течет, грустит лениво…) Роль символов. Музыка стиха.  

Вн.чт. А.Блок.  «Лениво и тяжко плывут облака..», «Сны».                                                                                                  

С.А.Есенин. Судьба поэта. Лирика С.А.Есенина. Тема любви к родине, к родной природе. Предельная искренность и глубокий лиризм. Народная основа языка лирических стихотворений. «Не жалею», «Отговориал», «Тебе одной плету венок», «Собака Качалова».

Вн. Чт.  С.А.Есенин «Звезды», «Лебедушка».                                                                                                                                 

М.А. Булгаков. Биография писателя. Шариковщина как социальное и моральное явление в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Нравственная проблематика повести «Собачье сердце». Смысл двух превращений Шарика. Поэтика Булгакова – сатирика. Прием гротеска. Герои и события в повести. Образ профессора Преображенского.

Вн.чт Рассказы Булгакова по выбору.

А.П. Платонов. Мечта о новой жизни в рассказе А.Платонова «На заре туманной юности». Сюжет рассказа. Любовь к людям, понимание их боли и гордость за них. Новизна раскрытия личности. Гуманизм рассказа.    Сила женского характера в рассказе А.Платонова «Сельская учительница».

Вн. Чт. А.П. Платонов. «Сокровенный человек».

М.А. Шолохов. Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Красота души  воина и труженика А.Соколова. Жизненный путь героя. Проблема нравственного выбора человека. Финал рассказа Шолохова. Особенности композиции рассказа (автор и рассказчик в повествовании). Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.

Вн.чт. А.И. Солженицын «Как жаль!»

В.М.Шукшин  Духовные ценности в рассказах В.Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик» Два типа человека – мастер и разрушитель. Авторское отношение к героям рассказов.

Вн. Чт В.М. Шукшин «Чудик».

Рубцов Н.М. Лирика Н.М. Рубцова Основные мотивы лирики .        

Вн.чт.  Рубцов Н.М «Памяти матери», «Первый снег», «Последняя ночь», «Сергей Есенин», « Приезд Тютчева».                              

Ф.Абрамов. Трагические страницы  в истории русской деревни в повести Ф.Абрамова «Поездка в прошлое». Автобиографическая основа повести. Коллективизация и отечественная война. Размышления автора о судьбе русского народа.    

Вн.чт.    Ф.Абрамов «Деревянные кони».

 Ч.Айтматов. Повесть «Белый пароход» Ч.Айтматова. Образы старика и  мальчика. Тема памяти в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» Образ Едигея как человека народной судьбы. Композиция романа, роль мифологических мотивов в нем.

Зарубежная литература.                                                                                                                                                          

Мифы Древней Греции. «Прометей», «Дедал и Икар», «Орфей и Эвридика»

Литература эпохи Средневековья. Испания.

М. Сервантес . Жизнь и творчество (обзор). Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Образ «глупого мудреца», его философский смысл. Рациональное и эмоциональное в человеке. Соотношение мечты и реальности в жизни. Дон Кихот как вечный

Вн.чт.Данте «Божественная комедия»

В. Шекспир очерк жизни и творчества.  «Ромео и Джульетта».

Вн.чт. В. Шекспир «Гамлет».

Литература эпохи Просвещения. Франция Ж.-Б. Мольер.  Жизнь и творчество (обзор). КОМЕДИЯ «Мещанин во дворянстве» (фрагменты). Проблема подлинной и мнимой культуры. Особенности сатиры и юмора у Мольера. Особенности классицистической драматургии.

Вн.чт. И-В Гете «Фауст». (Фрагменты).

Литература эпохи Просвещения. Германия Ф. Шиллер  Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Коварство и любовь». Идея чести и человеческого достоинства в балладе. Напряженностью сюжета и неожиданность развязки

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 9 класса.

                             Учащиеся должны знать:

1.        Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

2.        Тексты художественных произведений.

3.         Сюжет, особенности композиции.

4.        Типическое значение характеров главных героев произведений.

5.        Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

6.        Изобразительно-выразительные средства языка.

7.        Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

                               Учащиеся должны уметь:

1.        Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

2.        Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

3.        Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

4.        Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

5.        Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения.

6.         Выявлять авторскую позицию.

7.        Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

8.        Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

9.        Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

10.        Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

11.        Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

        Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

12.        Пользоваться словарями различных типов и справочниками.  

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

  • соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;
  • самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;
  • создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Раздел 5. НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Техника чтения

Класс

Вслух

Про себя

5

6

7

8

9

120

140

140 – 150

150

150

140 – 170

170 – 210

210 – 250

250 – 260

260 – 280

Раздел 5. Литература, средства обучения (в т.ч. электронные образовательные ресурсы)

  1. Русская литература: Учебник для 9 кл. татар. Сред. Общеобразоват. Шк.: В двух частях./Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов, Т.Д.Фролова, Г.А. Голикова и др.; Под ред. М.Г. Ахметзянова. – 3-е., изд допол. – Казань: Магариф, 2007.
  2. Школьный фразеологический словарь. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1999 В.П. Фелицина, В.М. Мокиенко
  3. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Москва, 1996
  4. Универсальные поурочные разработки 9 класс,  Золотарева И.В., Н.В. Егорова, М., «ВАКО», 2011
  5. Русская литература в 9 классе татарской школы: Методическое руководство к учебнику-христоматии/ М.Г. Ахметзянов, М.В. Ведишенкова, Д.И. Шакирова. – 2-е изд. – Казань: Магариф, 2009

1.        http://www.rvb.ru

2.        http://www.litera.ru

3.        http://ruslit.metodist.ru

4.        http://lit.1september.ru/index.htm

5.        http://www.klassika.ru/

6.          http://litera.edu.ru/

7.        http://school-collection.edu.ru/catalog/

Учебно-тематическое планирование 9 класс уровень. (105 часов)

   №

                       

            Тема урока                    

Кол-во часов

Типы урока

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Общее понятие об истории русской литературы

1

Лекция с элементами

беседа

Фронтальный опрос

Умение строить связный ответ, работа со статьёй учебника, совершенствование навыков тезисной записи.

Прочитать «Слово о полку Игореве»

1.09

2

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»- как величайший памятник древнерусской литературы.

1

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Фронтальный, групповой, тезисные записи по теме.

Знать историч. основу  «Слова», особенности жанра

Выучить наизусть «Плач Ярославны».

3.09

3

Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»

1

Беседа, работа с книгой

Коллективный

Уметь давать характеристику героям и их поступкам, формулировать проблематику произведения

Анализ текста: «Монолог Игоря в плену».

5.09

4

Р.Р. Сочинение.

«Монолог князя Игоря в плену»

1

Письменная работа

Редактирование текста.

Отобрать тестовый материал, самостоятельно редактировать сочинение. Формирование  умения составлять план сочинения. Развитие внимания, мышления, речи.

Написать сочинение.

8.09

5

Русская литература 18 века. Классицизм.

1

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрации

Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях

Познакомить учащихся с классицизмом. Формирование представления о классицизме как литературном направлении

Читать «Ода на день восшествия», «Разговор с Анакреоном».

10.09

6

М.В. Ломоносов Биография поэта. «Ода на день восшествия», «Разговор с Анакреоном», «Случились вместе два астронома в пиру» Прославление Родины, природы, науки и просвещения.

1

Беседа, работа с книгой, демонстрации

Чтение и анализ стихов

Знать биографию Ломоносова, особенности жанра оды.  Уметь анализировать стихотворения.

Читать «Властителям и судиям»,«Фелица», «Памятник». Наизусть «О вы, которых ожидает»

12.09

7

Г.Р.Державин «Властителям и судиям»,«Фелица», «Памятник». Взгляды Державина на назначение поэта и поэзии.

1

Лекция с элементами беседы

Чтение и анализ стихов

Знать новаторство Державина, особенности жанра оды, анализировать

стихотворении

Наизусть  «Памятник».

15.09

8

Д.И. Фонвизин Биография писателя «Недоросль». Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков.

1

Лекция, беседа, работа с книгой, комментированное чтение.

Индивидуальный, групповой. Тезисные записи.

Уметь давать характеристику героям и их поступкам, формулировать проблематику произведения

Прочитать комедию до конца.

17.09

9

«Недоросль» - произведение эпохи классицизма.

1

Урок чтения и обсуждения

Работа по тексту с комментированным чтением

Фронтальный,

Усвоение основной темы, умение передать характер героя через инсценированное чтение, анализировать , обобщать текст

Подготовить материалы к сочинению.

19.09

10

РР Сочинение по комедии  Д.И. Фонвизин «Недоросль». « Проблема воспитания в комедии», «Так ли смешон Митрофанушка».

1

Написание сочинения

Письменная работа, составление плана.

Формирование умения рассуждать и анализировать. Развитие внимания, мышления и речи.

Описать сочинение. Читать «Бедная Лиза»

22.09

11

Сентиментализм в русской литературе.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».  Изображение в повести жизни простых людей.

1

Практическая работа с текстом, комментированное чтение

Задание по группам – анализировать эпизоды. Навыки работы в группах, ответы на вопросы.

Умение анализировать эпизоды прозаического текста, обобщать, делать выводы.

Прочитать повесть  до конца

24.09

12

Идейно-художественное своеобразие повести «Бедная Лиза»

1

Ответы на вопросы

Работа по тексту.

Формирование представления о стиле и языке произведений сентиментализма.

Ответить на вопросы. Прочитать главы из «Путешествие из Петербурга в Москву»

26.09

13

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»(гл.«Пешки», «Любани»). Гневный протест против крепостного права.

1

Урок – лекция с элементами аналитической беседы

Пересказ и анализ отдельных глав из текста. Беседа с классом по проблемным вопросам

Умение анализировать эпизоды прозаического текста, обобщать, делать выводы.

С.89-93

29.09

14

Русская литература первой половины 19 в. Романтизм.

1

Урок – лекция

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Дать представление об особенностях русского романтизма

Сообщение о Жуковском.

1.10

15

В.Г.Жуковский – поэт - романтик, переводчик. «Лесной царь».    Жанр баллады. Элегия. «Вечер», «Море».

1

Изучение нов. материала  Лекция, беседа, работа с книгой,  Урок – беседа с анализом поэт-кого текста

Словарная работа с понятиями: баллада, элегия, песня, дружеское послание Анализ произведений  В.Г.Жуковского

Выразительное чтение, анализ произведений В.Г.Жуковского.  Показать воплощение черт эстетики романтизма в творчестве  В.Г.Жуковского

Рефераты по темам: 1.Стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стране русских воинов», 2.Стихотворение В.А. Жуковского «Море». 3.«Изображаемая Жуковским  природа – романтическая природа, дашащая таинственною жизнию души и сердца…» (В.Г.Белинский) (на примере 2-3 стихотворений), 4.Каковы основные мотивы романтических  стих-й Ж. «Море» и «Вечер»?

3.10

16

Реализм в русской литературе.

А.С.Грибоедов. Биография драматурга.

1

Изучение нов. материала  Лекция, беседа, работа с книгой

Составление хронологической таблицы, устное изложение прочитанного

Развитие монологической речи. Знание текста.

Читать «Горе от ума»

6.10

17

«Горе от ума» (в сокр.) – картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.

1

Практическая работа с текстом ,комментированное чтение

Инсценированное чтение по ролям

Словарная работа, тезисные записи.

Заинтересовать учащихся историей создания комедии

«Горе от ума»

Выписать афоризмы, выучить наизусть отрывки.

8.10

18

Чацкий – выразитель                                          мировоззрения  

передовых  людей своего времени, благородство главного   героя.

1

Беседа. Анализ драматического произведения.

Выразительное чтение монологов.  Индивидуальный, групповой

Составить характеристику фамусовского общества

Конспект статьи И.А. Гончарова «Миллион терзаний»

10.10

19

Поражение и победа героя в борьбе с миром Фамусовых

1

Беседа. Комментированное чтение

Конспект. Работа с текстом

Уметь вычленять главное, осмысление образов комедии, их взаимоотношений.

Подготовиться к сочинению.

13.10

20

РР Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

Урок развития речи

Письменная работа, составление плана.

Формирование умения аргументированно излагать свою мысль, развитие речи.

Дописать сочинение. По темам: 1.на всех мостовых есть особый отпечаток 2.Чацкого роль – страдательная … Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А.Гончаров)3.Поколение отцов А.С.Грибоедова «Горе от ума».4.Роль внесценических персонажей в комедии…5.Фамусов и Молчалин в комедии…6.В чем смысл «открытого» финала комедии…7. Жанровое своеобразие пьесы А.С.  Грибоедова «Горе от ума».

15.10

21

А.С.Пушкин. Личность поэта, его судьба. Лирика. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье» «Модонна». Любовь как высокая очищающая сила.

1

Рассказ учителя с элементами беседы

Выразительное чтение стихов и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся

Формировать умение анализировать поэтическое произведение

Подготовить материал к сочинению.

17.10

22

Вн чт.Пушкин о назначении поэта и поэзии в стихотворениях «Пророк», «К морю», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

1

Урок-беседа с анализом стихотворений

Выразительное чтение стихов и комментарии

Анализ поэтических произведений

Вн.чт.А.С.Пушкин «Цыганы»,«Кавказский пленник»

20.10

23-24

РР Сочинение по лирике А.С. Пушкина

2

Урок эссе

Письменная работа

Формирование умения последовательно и аргументированно  излагать свою мысль. Развитие внимания, мышления, речи.

Читать «Евгений Онегин».

22.10-24.10

25

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в стихах в рус. литературе. Особенности композиции романа. Пейзаж.

1

Урок-лекция

Работа со статьей учебника, поиск ключевых слов., составление плана рассказа учителя

Формировать умение анализировать поэтическое произведение.

Сравнительная характеристика героев.

27.10

26

Основные образы в романе «Евгений Онегин»  

1

Урок – беседа с анализом поэтического текста

Составления плана «Характеристика Онегина и Ленского» Составление сравнительной  характеристики Татьяны и Ольги

Оценка художественного чтения, помочь уч-ся понять внутренние переживания героев, передать их мысли , объяснить поступки Умение цитировать текст, анализ отдельных глав, ответы на вопросы

Наизусть «письмо Татьяны»

29.10

27

Особенности композиции романа, лирические отступления. Пейзаж романа. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа».

1

Урок-беседа с анализом поэтического произведения

Анализ поэтического языка произведения

Формирование давать комплексный анализ художественного произведения.

С.231-237

31.10

28

Критика. В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина» (ст. 8 и 9 в сокр.)

1

Комментированное чтение

Работа с материалом учебника. Знакомство со взглядами Белинского и Писарева

Умение работать с критической статьёй, цитировать, составлять тезисы

Подготовить материал к сочинению.

3.11

29-30

Р.Р. Сочинение  по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»  

2

Урок развития речи. Творческая самостоятельная работа

Письменная работа

Анализ худ. Произведения, коммуникативная грамотность, правописная грамотность

Подготовится к зачету по творчеству А.С. Пушкина.

12.11-14.11

31

Вн.чт.А.С.Пушкин «Цыганы», «Кавказский пленник»

1

Урок – беседа с анализом текста

Комментированное чтение

Анализ худ. Произведения, коммуникативная грамотность

Н.В.Гоголь «Шенель»

17.11

32

Зачет по творчеству А.С. Пушкина.

1

Самостоятельная работа

Письменная работа

Контроль знаний, умений. Развитие внимания, мышления, речи.

Доклад по биографии писателя (индив) Сборник стихотворений М.Ю. Лермонтова.

19.11

33

М.Ю.Лермонтов. Трагичность судьбы поэта. Художественный мир в стих-ях. «Смерть

поэта», «Поэт», «Молитва», «Пророк», «Дума»,  Трагический и мятежный характер лирики поэта. Мотивы одиночества, тоски о свободе.

1

Урок – лекция с элементами аналитической

беседы

Выразительное чтение стихов и комментарии

биографического характера, оценка выступлений уч-ся

Формировать умение анализировать поэтическое произведение

Наизусть стихотворение «Пророк», устный анализ стихотворений.

21.11

34

Философская лирика. «И скучно и грустно..», «Как часто пестрою толпою окружен..», Любовная лирика. «Нет, не тебя…» Любовь к Родине, раздумья о судьбе поколения и личности в стих-ях «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Когда волнуется желтеющая нива..»

1

Урок-беседа с анализом стихотворений

Выразительное чтение стихов.  Анализ.,

Формирование производить анализ лирического произведения. Воспитание эмпатии. Развитие внимания, мышления, речи, выразительного чтения.

Выучить стихотворение «Родина».  Подготовить материал к сочинению.

24.11

35

РР Сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова

1

Урок развития речи. Творческая самостоятельная работа

Письменная работа, анализ стихотворений

Формирование умения логически правильно излагать мысль. Развитие  внимания, мышления,  речи. Восприятие чувства сопричастности к лирике М.Ю. Лермонтова.

Читать «Герой нашего времени»

26.11

36

«Герой нашего времени» (гл. «Тамань», «Бэ-ла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери».) Первый психологический роман в русской литературе о трагедии незаурядной личности в условиях 30-х годов 19 в. Смысл названия романа. Особенности его композиции.

1

Изучение нов. Материала  Лекция, беседа, работа с книгой

Цитирование, работа с текстом, особенности композиции. Художественный пересказ.

Развивать умение выделять существенное в материале, сравнивать, обобщать. Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма

Образ Печорина, характеристика.

28.11

37

Сила и одаренность на-туры Печорина, его ум, воля, ясное представление об окружающих, противоречивость характера. Трагедия Печорина.

1

Практикум. Слово учителя. Беседа

Устная и  письменная формы  индивидуальной групповой работы .

Комментированное чтение

Умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и делать выводы на основе анализа эпизода, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Составить характеристику женских образов.

1.12-3.12

38

Печорин и женские образы: Бэлы, Веры, княжны Мэри..

1

Беседа, ответы на вопросы.

Вопросы на восприятие.

Формирование представления о демоническом образе Печорина. . Развитие  внимания, мышления,  речи.

Ответить на вопросы.

5.12

39

Нравственные проблемы в произведении. Картины природы.

1

Практикум.

Сравнительная характеристика.  Фронтальный

Умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и делать выводы на основе анализа эпизода, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Белинский о романе с.306-308

8.12

40

Критика. В.Г.Белинский «Герой нашего времени».

1

Комментированное чтение

Работа с материалом учебника. Знакомство со взглядами Белинского и Писарева

Умение работать с критической статьёй, цитировать, составлять тезисы

Подготовить материал к сочинению.

10.12

41-42

Р.Р. Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

2

Урок развития речи. Творческая самостоятельная работа

Письменный контроль

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность, правописная грамотность

Биография писателя (индив). «Мертвые души»(т.1 гл.1,11,26).

12.12-15.12

43

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. «Мёртвые души»»(т.1 гл.1,2,6,11). Замысел произведения. Смысл названия поэмы.

1

Лекция. Беседа.

Изучение нового материала

Комментированное чтение

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма

Образ Чичикова, характеристика.

17.12

44

«Мёртвые души». Ком-позиция 1тома. Чичиков – новый «герой» эпохи. Идейно –композиционное значение образа Чичикова. Народ и Родина в поэме.

1

Комбинированный . Объяснительно-иллюстративный.

Комментированное чтение. Составление опорной схемы по образам помещиков.

Формировать умение анализировать прозаическое произведение

Характеристика помещиков

19.12

45

«Мёртвые души». Особая роль образов Плюшкина и Чичикова.

1

Урок обобщения и систематизации зун

Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения

Ответить на вопросы.

22.12

46

«Мёртвые души». Гоголевский «смех сквозь слезы».  Лирические отступления. Гуманизм поэмы. «Мёртвые души». Раздумья писателя о судьбе Родины в период создания 2 тома.

1

Изучение нового материала.

Беседа и анализ эпизодов.

Комментированное чтение Групповое задание:

  1. Образ Родины в поэме.
  2. Характеристика крестьян

Попытаться определить по гербу приоритеты помещиков, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения. Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения

С.357-362.

24.12

47

«Выбранные места из переписки с друзьями» (гл. 1,4,8,9,17,19,32 – в сокр.) Нравственное начало произведения.

1

Лекция. Беседа.

Комментированное чтение

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения

Подготовить материал к сочинению.

26.12

48-49

Р.Р.Сочинение по поэме  Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

2

Урок развития речи. Творческая самостоятельная работа

Письменный контроль

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность, правописная грамотность

Н.А.Некрасов доклад (индив)

29.12- 14.01

50

Вн.чт. Н.В.Гоголь «Шенель»

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность

А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся».

16.01

51

Русская литература второй половины 19 века. Н.А.Некрасов. Биография поэта. Лирика. «Перед дождем», «Тройка», «Давно – отвергнутый тобою..», «Я сегодня так грустно настроен..». Мотивы тоски и неудовлетворенности собой.

1

Лекция с элементами  беседы. Изучение нового материала

Рассказ учителя, выступление уч-ся. Выразительное чтение стихов и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся

Дать отражение в литературе исторической эпохи.  Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения

Наизусть «Тройка» 1-4 строфы.  Читать «Старый гений».

19.01

52

Н.С.Лесков. Биография писателя. «Старый гений». Сатирическое изображение чиновничества.  Нравственные проблемы рассказа.

1

Лекция. Беседа. Работа с текстом, анализ эпизодов

Рассказ учителя, выступление уч-ся. Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения. Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность, правописная грамотность

Ответить на вопросы. Читать «Юность».

21.01

53

Вн.чт.А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся»

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ художественного произведения.

Читать  И.А.Бунин «Чаша жизни».  

54

Л.Н.Толстой. Биография писателя. Повесть «Юность». Автобиографическая основа повести. Стремление героя к нравственному самосовершенствованию. Духовный конфликт героя с окружающей средой. Вера в победу счастья и добра.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся. Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения. Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Прочитать повесть «Казаки».

23.01

55

«Казаки». Идея единения с природой, изображение казачьей жизни и быта, возвеличивание людей труда. Образы Ерошки, Марьяны, Оленина, их нравственные искания

1

Комбинированный . Объяснительно-иллюстративный.

Сравнительная характеристика.  Фронтальный Комментированное чтение

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма

Сообщение о Бунине. Выразительное чтение стихотворений.

26.01

56

Русская литература 20 века.

И.А.Бунин. Судьба писателя.  Лирика. «Поэт печальный и суровый…» «Любовь и радость бытия» в стихах Бунина, чувств природы, яркость красок. Скорбные мотивы последних стихов.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Дать отражение в литературе исторической эпохи,  представление об особенностях русской литературы

Наизусть «Слово». Прочитать

28.01

57

«Холодная осень». Писатель о сложности человеческих судеб. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Комбинированный .

Комментированное чтение, работа с текстом, особенности композиции.

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения

М.Горький «Макар Чудра» прочитать.

30.01

58

Вн.чт. И.А.Бунин «Чаша жизни».

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность

А.А.Блок « «Лениво и тяжко плывут облака..», «Сны», и др.

2.02

59

М.Горький. Биография писателя. «Макар Чудра». Ранние романтические рассказы писателя. Идеализация гордых и сильных людей.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения

Ответить на вопросы

4.02

60

«Макар Чудра». Герои рассказа Лойко Забар и Радда. Размышления старого цыгана о жизни и человеке. Пейзаж и  портрет.

1

Комбинированный . Объяснительно-иллюстративный.

Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Подготовить материал к сочинению.

6.02

61

РР Сочинение по рассказам М.Горького

1

Урок развития речи

Письменный контроль

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность, правописная грамотность

Сообщение о Блоке.

9.02

62

А.А.Блок. Судьба поэта. Лирика. «О, хочу безумно жить», «Да. Так диктует вдохновенье..», «Ты – как отзвук забытого гимна..», «Река раскинулась..», .Тема загадочной и бесконечно любимой родины.

1

Лекция. Беседа.

Выразительное чтение стихов и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся

Сделать сравнительный анализ поэтических произведений

Наизусть «О, хочу безумно жить»

11.02

63

Вн.чт.  А.А.Блок « «Лениво и тяжко плывут облака..», «Сны», и др.

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ поэтических произведений, коммуникативная грамотность

С.А. Есенин «Звезды», «Лебедушка» и др.

13.02

64

«Река раскинулась»… Глубокое чувство долга по отношению к народу. Тончайшая поэзия любви.

1

Лекция с элементами  беседы.

Выразительное чтение стихов и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения

Сообщение о Есенине.

16.02

65

С.А.Есенин. Судьба поэта. Лирика. «Не жалею,», «Отговорила», «Низкий дом..», «Собаке Качалова», «Тебе одной плету венок». Сыновнее чувство любви к родине, к род. природе.

1

Лекция. Беседа.

Выразительное чтение стихов и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся

Развивать умения и навыки анализа лирического произведения.

Выучить «Отговорила роща золотая»

18.02

66

Предельная искренность и глубокий лиризм. Народ основа языка лирического стиха.

1

Комбинированный. Объяснительно-иллюстративный.

Выразительное чтение стихов и комментарии биографичес. характера, оценка выступл. уч-ся

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения

Подготовить материал к сочинению.

20.02

67

Вн.чт. С.А. Есенин «Звезды», «Лебедушка» и др.

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ поэтических произведений, коммуникативная грамотность

Рассказы  М.А.Булгакова (по выбору)

23.02

68

РР Сочинение по лирике Блока и Есенина

1

Урок развития речи

Письменная работа

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность, правописная грамотность

М.А.Булгаков сообщение. Читать «Собачье сердце»

25.02

69

М.А.Булгаков. Биография писателя. «Собачье сердце». История создания повести. Смысл назв-я.

1

Лекция. Беседа.

        

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, помогающие понять проблематику произведения

Ответить на вопросы.

27.02

70

«Собачье сердце». Поэтика Булгакова – сатирика.

1

Работа с текстом, анализ эпизодов

Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Схема «Эволюция Шарика». Тест.

2.03

71

«Собачье сердце». Герои и события в повести.

1

Работа с текстом, анализ эпизодов

Работа с текстом, особенности композиции.

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма

А.П.Платонов сообщение. Читать  «Песчаная учительница».

4.03

72

Вн.чт. Рассказы  М.А.Булгакова (по выбору)

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность

А.П.Платонов «Сокровенный человек

6.03

73

Биография писателя. А.П.Платонов. «Песчаная учительница». Сюжет рассказа. Учительница Мария Нарышкина. Меч-та о создании нов. жизни. Любовь к людям, понимание их боли и радость за них.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся Комментированное чтение

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма

Шолохов сообщение, читать  «Судьба человека».

9.03

74

Вн.чт А.П.Платонов «Сокровенный человек»

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность

А.И. Солженицын «Как жаль!»

11.03

75

М.А.Шолохов. Биография писателя. «Судьба человека». Судьба человека в ВОв

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся. Комментированное чтение

Дать отражение в литературе исторической эпохи. Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Ответить на вопросы. Анализ эпизодов.

13.03

76

«Судьба человека». Война и судьба детей. Андрей Соколов и Ванюшка. Доброжелательная интонация повествования. Забота о судьбе детей.

1

Комбинированный. Объяснительно-иллюстративный.

Комментированное чтение Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма. Умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и делать выводы на основе анализа эпизода, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

В.М.Шукшин. Биография «Мастер»,

16.03

77

Вн.чт  А.И. Солженицын «Как жаль!»

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ произведения, коммуникативная грамотность.

В.М.Шукшин «Чудик»

18.03

78

В.М.Шукшин. Биография писателя.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Умение пересказывать эпизоды с опорой на худ. деталь

«Мастер», ответить на вопросы.

20.03

79

 «Мастер». Писатель о бережном отношении к духовным ценностям.

1

Работа с текстом, анализ эпизодов

Комментированное чтение

Умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и делать выводы на основе анализа эпизода, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Читать «Крепкий мужик»

23.03

80

«Крепкий мужик». Два типа человека – мастер, созидатель и разрушитель

1

Изучение ново-го материала

Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма.

Н.М.Рубцов сообщение. Лирика

1.04

81

Вн.чт В.М.Шукшин «Чудик»

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность

Н.М.Рубцов  «Памяти матери», «Первый снег»

3.04

82

Н.М.Рубцов. Судьба поэта. Лирика.  «Я буду искать по холмам..», «Песня», «Березы», «Видения на холме». Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Музыкальность стиха.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся Выразительное чтение стихов и комментарии биографического характера, оценка выступлений уч-ся

Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Наизусть «Песня». Ф.А.Абрамов «Поездка в прошлое».

6.04

83

Вн.чт Н.М.Рубцов  «Памяти матери», «Первый снег», «Последняя ночь», «Сергей Есенин», «Приезд Тютчева» и др.

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность

Ф.А.Абрамов «Деревянные кони»

8.04

84

Ф.А.Абрамов. Биография писателя. «Поездка в прошлое». Автобиографическая основа повести.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся Комментированное чтение

Умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и делать выводы на основе анализа эпизода, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Анализ произведения.

10.04

85

«Поездка в прошлое». Трагические страницы в истории русской деревни: коллективизация и Отечественная война 1941-45 гг. Размышления автора о судьбе русского народа, его страданиях.

1

Комбинированный . Объяснительно-иллюстративный. Работа с текстом, анализ эпизодов

Комментированное чтение Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма.

Умение выделять главную мысль, делать выводы.

Прочитать «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»).

13.04

86

Вн.чт Ф.А.Абрамов «Деревянные кони»

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность

Данте «Божественная комедия»

15.04

87

Ч.Айтматов. Биография писателя.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Познакомить уч-ся с творческой судьбой Ч.Айтматова

«И дольше века длится день» («Буранный полустанок»).анализ произведения,

17.04

88

«И дольше века длится день» («Буранный полустанок»). Обзор с чтением отдельных глав.

1

Лекция с элементами  беседы.

Комментированное чтение

Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Ответить на вопросы.

20.04

89

«И дольше века длится день». Масштабность образа Едыгея как человека народной судьбы.

Изучение нового материала Работа с текстом, анализ эпизодов

Комментированное чтение. Характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма. Умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и делать выводы на основе анализа эпизода, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Подготовить черновые варианты сочинений.

22.04

90

РР Сочинение по современной прозе.

1

Урок развития речи

Письменный контроль

Коммуникативная грамотность, правописная грамотность

Мифы древней Греции. «Прометей», «Дедал и Икар», «Орфей и Эвридика».

24.04

Зарубежная литература.

91

Мифы древней Греции. «Прометей», «Дедал и Икар», «Орфей и Эвридика». (в переложении Куна).

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Дать отражение в литературе исторической эпохи Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Ответить на вопросы.

27.04

92

 Использование сюжетов и образов древне-греческой мифологии в европейской литературе.

1

Комбинированный . Объяснительно-иллюстративный.

Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма

Данте «Божественная комедия»

29.04

93

М. Сервантес . Жизнь и творчество (обзор). Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Образ «глупого мудреца»,

1

Лекция. Беседа.

Комментированное чтение

Анализ худ. произведения, коммуникативная грамотность

Прочитать «Ромео и Джульетта».

1.05

94

Вн.Чт. Данте «Божественная комедия»

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ художественного произведения.

Вильям Шекспир «Гамлет»

4.05

95

Вильям Шекспир. Очерк жизни и творчества. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся. Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма.  Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Прочитать «Мещанин во дворянстве».

6.05

96

Вн.чт.  Вильям Шекспир «Гамлет»

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ художественного произведения.

И.-В. Гете «Фауст» (Фрагменты)

8.05

97

Жан Батист Мольер. Слово о драматурге.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Познакомить уч-ся с творческой судьбой  Жана Батиста Мольера

Анализ произведения.

11.05

98

«Мещанин во дворянстве». Сочетание в главном герое здравого смысла с легковерием и ограниченностью. Образы дворян.

1

Изучение ново-го материала

 Характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения. Самостоятельный анализ  отдельных глав, вопросно-ответная форма

Ответить на вопросы.

13.05

99

«Мещанин во дворянстве». Осмеяние претензий на образованность и культуру.

1

Работа с текстом, анализ эпизодов

Работа с материалом учебника

Умение самостоятельно сравнивать, сопоставлять и делать выводы на основе анализа эпизода, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Ф.Шиллер. сообщение.          

15.05

100

Вн.чт. И.-В. Гете «Фауст» (Фрагменты)

1

Урок внеклассного чтения

Комментированное чтение

Анализ художественного произведения.

Прочитать «Коварство и любовь».

18.05

101

Ф.Шиллер.             Слово о драматурге. Свободолюбивый, тираноборческий характер его творчества.

1

Лекция. Беседа.

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Познакомить уч-ся с творческой судьбой  Ф.Шиллера            

Ответить на вопросы.

20.05

102

«Коварство и любовь». Изображение преступного феодального мира в трагедии.  Фердинанд как борец за справедливость.

1

Изучение ново-го материала

Сравнительная характеристика,  чтение фрагментов текста   Фронтальный

Анализ худ. произведения, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Подготовится к зачету.

22.05

103

Зачет по зарубежной литературе в формате ГИА

1

зачет

Индивидуальная письменная работа

Проверка ЗУН

РНО

25.05

104

Обобщающий урок.

1

Лекция с эле-ментами  беседы. Урок обобщения и систематизации зун

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Закрепить материал, изученный в 9 классе

индивидуальная работа, задания по карт. Ответить на вопросы.

27.05

105

Итоговый урок

1

Подведения итога курса 9 класса

Рассказ учителя, выступление уч-ся

Литература на лето

29.05

Resource id #4312

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....

Рабочая программа по русской литературе для 5 по учебнику М.Г.Ахметзянова

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения. ...

Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.

Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику  под ред. М.Г.Ахметзянова....

рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 7 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 10 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским зыком обучения....

Рабочая программа по русской литературе, 11 класс, по учебнику М.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику М.Г. Ахметзянова для школ с нерусским языком обучения....