Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику под ред. М.Г.Ахметзянова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_lit.docx | 89.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Исполнительного комитета
Тукаевского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурдинская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом
протокол от ____________2011 г. № ___
Введено приказом
от ____ ______________ 2011 г. №___
Директор школы:
_______________ / В.М.Утяшов/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ 11 КЛАССА
/ 1,2,3,4 четверти – 3 часа в неделю, всего 102 часа в год/
Составитель: Чернова Энзе Асгатовна,
учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора: _________________ /В. Н.Утяшова/
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО, протокол от ____ ____________ 2011 г. № ______
Руководитель ШМО: ______________ /Е.П.Левашова/от ___________2011 г.
с. Бурды
2011 г.
Календарно-тематическое планирование
Черновой Энзе Асгатовны
по предмету русская литература на 2011-2012 учебный год
План составлен на основании учебной программы
под редакцией М.Г.Ахметзянова,
«Русская литература. Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы».
Допущено МО и науки РТ, Казань, «Магариф», 2009 г.
Предмет | Класс | Всего кол- во часов | Кол-во часов в неделю | Количество | Автор учебника, год издания | ||
внеклассное чтение | сочинение | тестирование | |||||
Русская литература. | 11 | 102 | 3 | 8 | 3 | 9 | Под ред. М.Г.Ахметзянова «Русская литература. 11 класс». 1 и 2 часть Казань, издательство «Магариф», 2006 г. |
Методическая тема на 2011-2012 учебный год
Районная | Школьная | Учителя |
Формирование конкурентоспособной личности в условиях модернизации образовательного процесса | Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся через активные формы работы. | Развитие познавательных интересов и творческих возможностей учащихся на уроках русского языка. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля, измерители | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||||
Введение. (1 ч.) | ||||||||
1 | Введение. Писатель и эпоха, читатель и эпоха. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Писатель и эпоха, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе эстетических ценностей современного человека. | Знать: о взаимосвязи литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлиянии; об основных темах и проблемах; о традициях и новаторстве в литературе рубежа XIXХХ вв.; о реализме и модернизме; о трагических событиях 1 пол. XX в. и их отражении в русской литературе и литературах других народов России; о конфликте человека и эпохи; о развитии реалистической литературы, ее основных темах и героях; о советской литературе и литературе русской эмиграции; о “социалистическом реализме”; о художественной объективности и тенденциозности в освещении исторических событий. Уметь: конспектировать лекцию учителя. | Конспектирование. | I полугодие 03.09 | |
Проза начала 20 века. (16 ч). | ||||||||
2 | Проза начала 20 века. И.А.Бунин. Краткий очерк жизни и творчества. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Проза начала 20 века. Жизнь и творчество И.А.Бунина. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя. Проза. И.А.Бунина. | Знать: об основных темах и проблемах 20 века; об обращении к народному сознанию в поисках нравственного идеала; об отражении «вечных» проблем бытия; важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: работать над конспектом лекции. | Индивидуальный опрос. | 05.09 | |
3 | Урок-практикум. Власть и бессилие денег в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 | Комбинированный урок. | «Господин из Сан-Франциско». Предчувствие катастрофических потрясений в канун Первой мировой войны. | Знать: о философском содержании рассказа. Уметь: аналитически читать текст, разбираясь в авторской позиции. | Индивидуальный опрос. | 07.09 | |
4 | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе. | 1 | Комбинированный урок. | Социальные контрасты и бездуховность накопительства. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. | Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Подготовиться по дополнительным материалам. | 10.09 | |
5 | «Ворон». Бунин-мастер рассказа. | 1 | Комбинированный урок. | Тема первой любви. Изображение быта и нравов семьи губернского чиновника. Образ Елены Николаевны. Трагическая судьба двух влюбленных. | Знать: тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. | Пересказ близко к тексту, сочинение-миниатюра. | 12.09 | |
6 | Внеклассное чтение № 1. | 1 | Комбинированный урок. | «Митина любовь». История о возвышенной и глубоко трагической любви, мучительной любви. Особенности изображения героев. | Знать: о своеобразии рассказов, новизне в изображении психологического состояния человека. Уметь: обсуждать прочитанное, видеть неоднозначность трактовок рассказов. | Внеклассное чтение №1. | 14.09 | |
7 | А.И.Куприн. Краткий очерк жизни и творчества. «Олеся». | 1 | Комбинированный урок. | Очерк жизни и творчества А.И.Куприна. «Олеся» (в сокращении). Поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героини. Трагическая судьба Олеси. | Знать: о творческом пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; о мастерстве Куприна в изображении мира человеческих чувств; о роли детали в рассказе. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Конспектирование. | 17.09 | |
8 | Сила личности, близкой к природе по повести А.И.Куприна "Олеся". | 1 | Комбинированный урок. | Образы главных героев. Сюжет повести. О роли красного цвета в произведении. Тема недостижимости счастья. | Уметь: составлять план собственного высказывания; создавать сочинение-рассуждение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. | Сочинение-рассуждение проблемного характера. | 19.09 | |
9 | «Гранатовый браслет». «Настоящая любовь должна быть трагедией …» | 1 | Комбинированный урок. | Смысл споров о сильной и бескорыстной любви, трагическая история любви Желткова; тема социального неравенства в повести. | Знать: о спорах героев об истинной, бескорыстной любви; об утверждении любви как высшей ценности; о трагизме решения любовной темы в повести; о символическом смысле художественных деталей, о поэтическом изображении природы; о мастерстве психологического анализа; о рол эпиграфа в повести, смысле финала. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание. | Тестирование. | 21.09 | |
10 | Внеклассное чтение №2. | 1 | Урок применения знаний и умений. | «Поединок». Тема повести – кризис России. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение отсталой, небоеспособной армии. | Знать: содержание произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь самостоятельно анализировать текст. | Внеклассное чтение №2. | 24.09 | |
11 | Развитие речи. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Анализ текстов. Составление плана. Работа над сочинением. | Знать: содержание произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна; правила написания сочинения, Уметь использовать эти навыки в речи: создавать связный текст на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка. | Сочинение №1 | 26.09 | |
12 | Л.А.Андреев. Очерк жизни и творчества. « Предстояла кража», «Ангелочек». Изображение человеческих судеб. | 1 | Комбинированный урок. | Очерк жизни и творчества писателя. Рассказы «Предстояла кража», «Ангелочек». Максимальная обобщенность в изображении человеческих судеб. Экспрессивные средства выразительности. Гуманистический пафос произведений. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции, увидеть новизну в изображении психологического состояния человека. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Пересказ близко к тексту. | 28.09 | |
13 | Внеклассное чтение №3 Л.А.Андреев «Друг», «Большой шлем» | 1 | Урок применения знаний и умений | История создания произведения. Главные герои произведения. Система образов. Сюжет произведения. | Знать тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь определять тематику, проблематику произведений, сопоставлять с другими произведениями. | Внеклассное чтение №3 Ответы на вопросы | 01.10 | |
14 | Максим Горький. «Старуха Изергиль» - романтический рассказ. | 1 | Комбинированный урок. | Максим Горький. Краткий очерк жизни и творчества. Личность писателя. «Старуха Изергилъ» (в сокращении). Ранние романтические рассказы писателя. Композиция рассказа. Легенда о Ларре. Легенда о Данко. Воспевание подвига во имя счастья людей. Символико-аллегорическ-ий смысл образа. Образ старухи Изер гиль. Эмоциональность и красочность языка. | Знать: о биографии и творчестве Горького; о романтизме ранних рассказов Горького; о проблеме героя в прозе писателя, теме поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы; о соотношении романтического идеала и действительности в философской концепции Горького; о приеме контраста, особой роли пейзажа и портрета в рассказах писателя; о своеобразии композиции рассказа. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Реферат. | 03.10 | |
15 | «На дне». Спор о сущности милосердия. | 1 | Комбинированный урок. | «На дне» как социально-философская дра ма. Трагизм судеб людей «дна». Спор о назначении человека. | Знать: о новаторстве Горького; о составляющих жанра и конфликта в пьесе. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Индивидуальный опрос. | 0510 | |
16 | «На дне». Характеристика героев драмы. | 1 | Комбинированный урок. | Композиция пьесы. Авторская позиция в драме. Новаторство Горького -драматурга. Герои пьесы. | Знать: об образе Луки и его жизненной позиции; о позициях героев и авторской позиции по отношению к вопросу о правде. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Отзыв на произведение М. Горького «На дне». | 08.10 | |
17 | Внеклассное чтение №4 М.Горький. «Фома Гордеев» | 1 | Урок применения знаний и умений. | История создания произведения. Главные герои произведения. Система образов. Сюжет произведения. | Знать: содержание произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: определять проблематику, объяснить смысл произведения. | Внеклассное чтение №4 | 10.10 | |
«Серебряный век» русской поэзии 10 ч. | ||||||||
18 | «Серебряный век» русской поэзии. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | «Серебряный век» русской поэзии. Общая характеристика поэзии «серебряного века»; пробле ма традиций и новаторства в литературе разных направлений и формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. | Знать: понятия «символизм», «серебряный век», «акмеизм», «футуризм», о литературных течениях поэзии русского модернизма: символизме, акмеизме, футуризме; о судьбе поэтов серебряного века. Уметь: кратко охарактеризовать основные направления; конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтические тексты. | Индивидуальный опрос. | 12.10 | |
19 | В.Я.Брюсов – основоположник русского символизма. (Анализ стихов: «Грядущие гунны», «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик»
| 1 | Комбинированный урок. | Валерий Яковлевич Брюсов. Очерк жизни и творчества. «Грядущие гунны», «Творчество», «Юному поэту», «Камен щик», В. Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Историко-культурная и общественно-гражданская про блематика произведений. Рационализм, отточенность образов и стиля. | Знать: о значении творчества Брюсова для русской поэзии; об особенностях поэтики Брюсова; об основных темах и мотивах поэзии Брюсова, о своеобразии решения темы поэта и поэзии, о культе формы в лирике Брюсова. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Анализ одного стихотворения. | 15.10 | |
20 | Н.Гумилев Обзор жизни и творчества. Чтение и анализ стихов. («Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Старый Конквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Озеро чад»). | 1 | Комбинированный урок. | Николай Степанович Гумилев. Очерк жизни и творчества. Судьба поэта. «Жираф», «Заблудившийся трамвай» (отрывок) «СтарыйКонквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка» «Озеро Чад». Романтический герой лирики Гумилева, яркость, празднич ность восприятия мира. Активность, действенность позиция героя. | Знать: о жизни и творчестве Н.Гумилева; о героизации действительности в его поэзии, романтической традиции в его лирике; о своеобразии лирических сюжетов; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Индивидуальный опрос. | 17.10 | |
21 | К.Д.Бальмонт. Слово о поэте. Раннее творчество поэта. («Завет бытия», «Безглагольность», «Звездные знаки») | 1 | Комбинированный урок. | Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения «Завет бытия», «Безглагольность», «Звездные знаки». Шумный успех ранних книг поэта. Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. | Знать: о яркой индивидуальности поэта, о его «творческой лаборатории»; об основных темах и мотивах поэзии Бальмонта; о музыкальности стиха, изяществе образов, стремлении к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Уметь: анализировать поэтический текст со стороны содержания и средств художественной выразительности. | Значение слов. Ассонанс. Аллитерация. Доминанта. Эгоцентризм. | 19.10 | |
22 | А.А.Блок. Краткий очерк жизни и творчества. | 1 | Комбинированный урок. | Александр Александрович Блок. Очерк жизни и творчест ва. Судьба поэта. Лирика. | Знать: об атмосфере, в которой вырос Блок; о том, как факты личной биографии отражаются в его поэзии; об особенностях поэтики первой книги – «Стихов о Прекрасной Даме», о музыкальности его стихотворений. Уметь: конспектировать лекцию учителя. | Индивидуальный опрос. | 22.10 | |
23 | Трагическое восприятие «страшного мира». ( «Вхожу я в темные храмы», «Ночь, улица…», «Фабрика», «Россия») | 1 | Комбинированный урок. | Трагическое восприятие «страшного мира». Глубокое, про никновенное чувство Родины. Образ России в творчестве Блока. | Знать: о теме города в творчестве Блока, об образах “страшного мира”, о теме Родины и основном пафосе патриотических стихотворений, теме исторического пути России в цикле “На поле Куликовом”. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание. | Сочинение-миниатюра. | 24.10 | |
24 | Изящество выражения любовных переживаний в стихах. («О, весна,..»,, «Незнакомка», «Когда вы стоите на моем пути…») | 1 | Комбинированный урок. | Изящество и тонкость выраже ния любовных переживаний. Лирический герой. «Незнакомка» - шедевр русской лирики. | Знать: о том, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; об особенностях стихотворения «Незнакомка», о соотношении идеала и действительности в лирике Блока. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Анализ одного стихотворения. | 26.10 | |
25 | «Двенадцать» -поэма о революции | 1 | Комбинированный урок. | «Двенадцать» — поэма о революции. Роль композиции, поэтической символики, лексики, ритмики, интонации в раскрытии идейного содержания поэмы. | Знать: о полемическом характере поэмы; об истории создания поэмы; авторском опыте осмысления событий революции, о соотношении конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме; о сюжете поэмы, ее героях; о своеобразии композиции, строфике, интонациях, ритмах поэмы, ее основных символах. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание. | Пересказ близко к тексту. | 29.10 | |
26 | Отношение А.А.Блока к своим героям. | 1 | Комбинированный урок. | Сатирическое изображение «старого мира».Смерть Кати и отношение к ней. Нравственный мир Петрухи. Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе: образ-символ. | Знать: об отражении в ней эпохи революции, отношении Блока к тому, что произошло; об образе Христа и многозначности финала поэмы; авторской позиции и способах ее выражения в поэме. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание. | Тестовый. | 09.11 | |
27 | Развитие речи. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Образцы работ, эпиграфы, цитаты. | Знать: о творчестве данного поэта, особенностях творчества. Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме. | Сочинение №2. | 12.11 | |
Русская литература 20-х годов 34 ч. | ||||||||
28 | Русская литература20-х годов. С.А.Есенин. Краткий очерк жизни и творчества. | 1 | Урок применения знаний и умений | Сергей Александрович Есенин. Очерк жизни и творчества. трагическая судьба поэта. Лирика. | Знать: обзорно о жизни и творчестве С.Есенина; об особенностях творческого метода поэта; о народности его творчества. Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Индивидуальный опрос. | 14.11 | |
29 | Тема прошлого и настоящего России в стихах Есенина. («Гой ты, Русь моя родная!...», «Выткался на озере алый свет зари…», «Я покинул родимый дом», «Заметался пожар голубой», «Спит ковыль…», «Клен ты мой опавший, …», «Русь советская».) | 1 | Комбинированный урок. | Тема России. Чувство любви к Родине и природе родного края. Ранняя лирика. | Знать: традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике; тема Родины в поэзии Есенина, тема быстротечности человеческого бытия в лирике поэта; отражение в лирике особой связи природы и человека; светлое и трагическое в поэзии Есенина. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание. | Выучить стихотворение. | 16.11 | |
30 | Тема любви к матери, к женщине в творчестве Есенина. («Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Видели ли вы», «Мы теперь уходим понемногу», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…») | 1 | Комбинированный урок. | Динамика развития любовной лирики Есенина. Лирический герой в стихотворениях. Мечта о чистой любви. Искренность, любовь и сострадание «ко всему живому». | Знать: особенности любовной лирики поэта, любовь к матери; цветопись, сквозные образы лирики Есенина, народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание. | Выучить стихотворение. | 19.11 | |
31 | Развитие речи. Урок-исследование на тему "Судьба человека и Родины в поэме "Анна Снегина." | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Беседа о жизни и творчестве. Составление плана. Работа над сочинением. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе и его произведения. Уметь: рассуждать, составлять письменные высказывания по заданной теме; писать сочинение на основе и по мотивам литературного произведения, в том числе в форме стилизации | Презентация. | 21.11 | |
32 | В.В.Маяковский. Краткий очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. | 1 | Комбинированный урок. | Владимир Владимирович Маяковский. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэта. Лирика. | Знать: жизнь и творчество поэта; раннее творчество Маяковского; его новаторский характер (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Реферат. | 23.11 | |
33 | Мотивы трагического одиночества в ранней лирике. («Нате», «Скрипка и немножко нервно») | 1 | Комбинированный урок. | Футуризм. Образ мещанской толпы в стихотворении «Нате». Лирический герой. Антиэстетизм. | Знать: о Маяковском и футуризме, о духе бунтарства в ранней лирике, особенностях любовной лирики, о поэте и революции, о пафосе революционного переустройства мира, о сатирических образах в его творчестве. Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Конспектирование. | 26.11 | |
34 | Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя народа. ( «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Юбилейное») | 1 | Комбинированный урок. | Тема поэта и поэзии. Художник и время. Сатирические образы в творчестве Маяковского. | Знать: о теме поэта и поэзии, об осмыслении проблемы художника и времени, о сатирических образах в творчестве Маяковского. Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Индивидуальный опрос. | 28.11 | |
35 | Красота и сила любовного чувства. («Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой») | 1 | Комбинированный урок. | Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. | Знать: важнейшие биографические сведения о поэте; тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание; выявлять характерные особенности, роль и место героя, авторскую позицию; решать тестовые задания. | Тестирование. | 30.11 | |
36 | Урок-семинар. Традиции и новаторство в поэзии Маяковского. «Облако в штанах». | 1 | Комбинированный урок. | Неоднозначность отношения к наследию поэта в современном мире. | Знать: тексты произведений; сюжет, особенности композиции. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Сочинение-миниатюра | 03.12 | |
37 | Контрольная работа по творчеству поэтов 20-х годов. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Творчество поэтов 20-х годов. | Знать основные этапы творчества поэтов, тематику их произведений. Уметь использовать эти навыки в речи. | Тестирование. | 05.12 | |
38 | А.А.Фадеев. История создания романа «Разгром». Нравственные проблемы в романе. | 1 | Комбинированный урок. | Александр Александрович Фадеев. Очерк жизни и творче ства. Трагическая судьба писателя.«Разгром» (главы). Общий обзор романа, чтение и обсуждение отдельных глав. | Знать биографию писателя, особенности композиции и систему образов романа «Разгром»;текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь раскрывать авторский замысел, рассмотреть проблему гуманизма в романе | Пересказ близко к тексту. | 07.12 | |
39 | Путь интеллигенции в революцию. | 1 | Комбинированный урок. | Нравствен ные проблемы в романе. Тема интеллигенции и революции в романе, ее одностороннее освещение. Тема революции и граж данской войны в татарской литературе Характеристика образов (Левинсона, Мечика, Морозки) | Знать: авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция; знать проблему, поднятую автором. Уметь: выделить самое главное в произведении; показать авторское отношение. | Анализ прозаического произведения. | 10.12 | |
40 | И.Э.Бабель «Конармия». Гуманизм и право на революционное насилие. | 1 | Комбинированный урок. | Исаак Эммануилович Бабель. Трагическая судьба писателя. «Конармия». Чтение и разбор отдельных рассказов, включен ных в книгу: «Соль», «Письмо». Столкновение доброго и злого начала в душе человека в новеллах | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; решать тестовые задания; обосновывать свое высказывание. | Пересказ близко к тексту. | 12.12 | |
41 | Лиризм и авторская ирония. | 1 | Комбинированный урок. | Трагедия расколотого гражданской войной народа. Сочетание в героях жестокости и милосердия, бесчеловечности и гума низма. Сквозной сюжет книги. Лиризм и авторская ирония. | Знать: авторское отношение к народу; сюжет произведения.. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы. | Анализ прозаического произведения. | 14.12 | |
42 | А.П. Платонов. Очерк жизни и творчества. | 1 | Комбинированный урок. | Андрей Платонович Платонов-Климентов. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; актуальность и вневременную ценность произведений А.Платонова. Уметь: конспектировать лекцию, составлять план. | Конспектирование. | 17.12 | |
43 | «Усомнившийся Макар». Размышления героя о смысле жизни. | 1 | Комбинированный урок. | «Усомнившийся Ма кар». Размышления героя о смысле жизни. Поиск истины в столкновениях с другими героями рассказа. Макар о советской власти. «Любая прачка может управлять государством? Сарказм автора в изображении социалистических крайностей (по рассказу) | Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; обосновывать свое высказывание. | Индивидуальный опрос. | 19.12 | |
44 | Особенности языка рассказа. | 1 | Комбинированный урок. | Особенности повествовательной манеры. Язык рассказа. Ирония, сарказм, гротеск в рассказе. Жанр произведения: рассказ-сказка, рассказ-притча. | Знать: о значении метафоричности, образах-символах для понимания художественного замысла Платонова. Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Выполнить задания к тексту по учебнику. | 21.12 | |
45 | Внеклассное чтение №5 А.П.Платонов «Котло ван» | 1 | Урок применения знаний и умений | А. П.Платонов. «Котло ван». История создания произведения. Главные герои произведения. Система образов. Сюжет произведения. | Знать: об актуальности и вневременной ценности произведения, о традициях Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова, высоком пафосе и острой сатире в “Котловане”, об утопических идеях “общей жизни” как основе сюжета повести; о “непростых” простых героях Платонова; теме смерти в повести; о самобытности языка и стиля писателя. Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Внеклассное чтение №5 | 24.12 | |
46 | Е.И. Замятин. Краткий очерк жизни и творчества. | 1 | Комбинированный урок. | Евгений Иванович Замятин. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Роль в формировании жанра сатирического рассказа. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; основные темы творчества; тексты произведения автора. Уметь: кратко рассказывать о прочитанном. | Конспектирование. | 26.12 | |
47 | Каменный век «военного коммунизма». Рассказ «Пещера». | 1 | Комбинированный урок. | Рассказ «Пещера». Сати рически-гротескное изображение Петербурга в годы «военного коммунизма». Бедствия и страдания интеллигенции, «пещер ный» быт людей. Образы Мартина Мартиныча и Маши, «ма-монтоподобного» Селихова. Неповторимое своеобразие языка писателя. | Знать: содержание произведения, своеобразие стиля автора; основной конфликт. Уметь: анализировать прозаическое произведение, дать цитатную и психологическую характеристику героям. | Индивидуальный опрос. | 28.12 | |
48 | Внеклассное чтение №6. Е.И. Замятин. Роман «Мы» | 1 | Урок применения знаний и умений | Знакомство учащихся с романом Замятина «Мы». Идея романа; утверждение в романе мысли о том, что у человека всегда есть право выбора. | Знать: содержание произведения, своеобразие романа; увидеть новизну в изображении психологического состояния человека. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Внеклассное чтение №6 | II полугодие 14.01 | |
49 | М.А.Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества. «Белая гвардия». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Михаил Афанасьевич Булгаков. Очерк жизни и творчества. Судьба писателя и его произведений. Роман «Белая гвардия" (в сокращении). | Знать: основные факты жизни и творческого пути М.А. Булгакова; исторические источники. Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному отрывку. | Подготовиться по дополнительным материалам. | 16.01 | |
50 | История в романе Булгакова «Белая гвардия» | 1 | Кобинированый урок. | Эпиграф к произведению. События гражданской войны в романе. Петлюровцы. Главные герои романа. Изображение белогвар дейского движения. | Знать: исторические события тех времен (Киев); произведение. Уметь: определять авторскую позицию в раскрытии исторических событий, идею, тему произведения. | Индивидуальный опрос. | 18.01 | |
51 | «Белая гвардия». Судьбы людей в революции. | 1 | Комбинированный урок. | Автобиографические моменты в произведении. Авторское отношение к героям. Образ Тальберга. Человек и война. | Знать: сюжет произведения; отношение автора к каждому герою. Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию. | Индивидуальный опрос. | 21.01 | |
52 | Образ Дома в романе «Белая гвардия.» | 1 | Комбинированный урок. | Семья Турбиных: Алексей, Николка и Елена. «Дом – это рай». Библейские мотивы в романе. | Знать: как создаётся писателем образ Дома, роль этого образа в системе жизненных ценностей; содержание изучаемого произведения; этапы формирования характера героев. Уметь: выделить основные моменты; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; самостоятельно делать выводы, анализировать. | Конспектирование. | 23.01 | |
53 | Внеклассное чтение №7. М.А.Булгаков «Бег» | 1 | Урок применения знаний и умений | Сюжет и композиция произведения. Главные герои произведения. Пьеса – о первой в истории России массовой потере Родины вовлеченными в революционный водоворот людьми. | Знать: о нравственных уроках Булгакова, о главных ценностях, о которых говорит писатель. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Внеклассное чтение №7 | 25.01 | |
54 | М.М. Зощенко «Аристократка». Жанр юмористической новеллы. | 1 | Комбинированный урок. | Михаил Михайлович Зощенко. Трагическая судьба писа теля. «Аристократка». Жанр юмористической новеллы. Ис пользование приема комического сказа. Обличение пошлости, бескультурья, грубости, хамства. | Знать: биографические сведения о писателе; о развитии жанра сатиры в литературе 20- х годов; роль писателя в развитии жанра сатиры. Уметь: анализировать эпизоды и детали; показать воспитательную роль смеха; анализировать язык произведения. | Выполнить задание №4 по учебнику, стр.434. | 28.01 | |
55 | М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. | 1 | Комбинированный урок. | Михаил Александрович Шолохов. Биография писателя. Роман-эпопея «Тихий Дон» (в сокращении). | Знать: о личности Шолохова и значении его произведений, о полемике вокруг авторства. Уметь: конспектировать лекцию учителя. | Конспектирование. | 30.01 | |
56 | «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. | 1 | Комбинированный урок. | «Тихий Дон» — ро-ман-эпопея о всенародной трагедии. Революция и гражданская война в изображении писателя. | Знать: о том, что закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, на примере изображения Шолоховым казачьих семей. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Сочинение-миниатюра. | 01.02 | |
57 | «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. | 1 | Комбинированный урок. | Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека; гражданское и писательское мужество Шолохова. | Знать: о гражданском и писательском мужестве Шолохова, одним из первых сказавшем правду о гражданской войне как о трагедии народа. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Пересказ близко к тексту. | 04.02 | |
58 | Судьба Григория Мелехова. | 1 | Комбинированный урок. | Семья Мелеховых. Трагедия Мелехова. Метании Мелехова от одного лагеря к другому. Трагический конец его исканий. | Знать: о неизбежности трагичности судьбы Григория Мелехова, о связи этой трагедии с судьбой общества. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Пересказ близко к тексту. | 06.02 | |
59 | Женские образы в романе. | 1 | Комбинированный урок. | Женские образы. Любовь Мелехова к Аксинье. Образ матери. Проблема гуманизма. М. Шолохов и татарская литература. | Знать: о том, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь; о развитии гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и о влиянии ее на человека. Уметь: проводить обобщающе-сопоставительный анализ произведений. | Анализ прозаического произведения. | 08.02 | |
60 | Внеклассное чтение №8 М.Шолохов. «Донские рассказы» | 1 | Урок применения знаний и умений | История создания «Донских рассказов». Изображение гражданской войны. | Знать: историю создания «Донских рассказов»; рисование Шолоховым гражданской войны без прикрас, как классовую схватку. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения. | Внеклассное чтение №8 | 11.02 | |
61 | Развитие речи. №3 Сочинение по роману Шолохова «Тихий Дон» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Свободная работа с текстами, с дополнительной литературой, самостоятельный поиск необходимой информации на заданную тему. | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Сочинение № 3 | 13.02 | |
Русская литература 30-х годов. (10 ч.) | ||||||||
62 | Русская литература 30-х годов. А.А. Ахматова. Краткий очерк жизни и творчества. Лирика. («Песня последней встречи», «Смятение», «Небывалая осень построила купол высокий») | 1 | Урок применения знаний и умений. | Русская литература 30-х годов Анна Андреевна Ахматова. Очерк жизни и творчества, поэта. Лирика. | Знать: о личности поэтессы, о мотивах и настроениях ее ранней лирики; об отражении в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, о теме любви и искусства, о разговорности интонации и музыкальности ахматовского стиха. Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст. | Реферат. | 15.02 | |
63 | Тема родины и гражданского мужества. («Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля», «Вечером») | 1 | Комбинированный урок. | Тема поэта и поэзии. Тема родины и гражданского мужества. | Знать: о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой, о патриотизме и гражданственности поэзии Ахматовой. Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст. | Выразительное чтение стихотворений. | 18.02 | |
64 65 | Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме «Реквием». | 2 | Комбинированный урок. | Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме. Традиции народной поэзии и русской классики в творчестве Ахматовой. Смысл названия произведения. | Знать: о том, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой; как история страны преломляется и отражается в ее творчестве; об истории создания и публикации поэмы; о смысле названия поэмы; отражении в ней личной трагедии и народного горя. О библейских мотивах и образах в поэме; о победе исторической памяти над забвением как основном пафосе “Реквиема”; об особенностях жанра и композиции поэмы, роли эпиграфа, посвящения и эпилога. Уметь: выразительно читать стихотворение, видеть роль ИВС в раскрытии идеи произведения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. | Сочинение-миниатюра | 20.02 22.02 | |
66 | О.Э. Мандельштам – поэт, испытавший трагизм своей эпохи. (Анализ стихов «Notre Dame», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый….» | 1 | Комбинированный урок. | Осип Эмильевич Мандельштам. Очерк жизни и творчества Судьба поэта. Точность деталей и глубокий психологический подтекст. | Знать: обзорно о жизни и творчестве поэта; об историзме поэтического мышления Мандельштама, ассоциативной манера его письма; о его представлении поэта как хранителя культуры, о мифологических и литературных образах в поэзии Мандельштама. Уметь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения; владеть различными видами пересказа. | Выполнить задания к тексту по учебнику. | 25.02 | |
67 | Урок-практикум. Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Своеобразие лирики писателя. Противопоставление трагическому образу «века-волкодава» мотива человеческого достоинства. | Знать: об историзме поэтического мышления Мандельштама, ассоциативной манера его письма; о мифологических и литературных образах в поэзии Мандельштама. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Анализ лирического произведения. | 27.02 | |
68 | М.И.Цветаева. Краткий очерк жизни и творчества. Поэтический мир Марины Цветаевой. | 1 | Комбинированный урок. | «Марина Ивановна Цветаева. Очерк жизни и творчества. Трагическая судьба поэтессы. Лирика. | Знать: важнейшие биографические сведения о поэте; о фольклорных и литературных образах и мотивах в лирике Цветаевой, о своеобразии поэтического стиля. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности | Выполнить задания к тексту по учебнику. | 29.02 | |
69 | Основные мотивы лирики М.И.Цветаевой.«Молитва». «В светлом платьице, давно знакомом». «Быть в аду нам, сестры пылкие». Стихи о Москве («Москва! Какой огромный…»). Стихи к Блоку («Имя твоё- птица в руке..», «У меня в Москве- купола горят»). «В черном небе – слова начертаны», «Любовь! Любовь!...» | 1 | Комбинированный урок. | Основные мотивы лирики: сила и нежность любви, достоинство и честь, преданность друзьям, любовь к Родине. своеобразие поэтического стиля: «высокая простата», лиризм. | Знать: об основных темах и мотивах цветаевской лирики, об особенностях лирической героини стихотворений; о конфликте быта и бытия, времени и вечности, о поэзии как напряженном монологе-исповеди. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Выполнить задания к тексту по учебнику. | 03.03 | |
70 | Развитие речи Анализ лирического стихотворения Цветаевой или Ахматовой (по выбору учащихся). | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Помочь учащимся выразить своё отношение к проблемам, поднятым в произведениях Цветаевой. Развить навыки по составлению плана, накоплению материала. Развитие творческих способностей учащихся. | Знать: об особенностях поэтического текста Цветаевой. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Анализ лирического стихотворения. | 05.03 | |
71 | Контрольная работа по творчеству поэтов 30-х годов. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений. | Жизнь и творчество писателей. | Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах 30-х годов. Уметь: использовать эти навыки в речи; обосновывать свое высказывание. | Тестирование. | 07.03 | |
Литература периода Великой Отечественной войны. (2 ч.) | ||||||||
72 | Литература периода Великой Отечественной войны. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Литература периода Великой Отечественной войны. Героико- трагедийные мотивы в литературе военных лет. | Знать: характерные особенности эпохи, отраженной в произведениях; тексты произведений; типическое значение характеров главных героев произведений. Уметь: определять принадлежность одному из литературных родов. | Конспектирование. | 10.03 | |
73 | Человек на войне. (К.М. Симонов «Родина», М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату», А.А.Прокофьев «Яблоня на минном поле», А.И Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане», М.Джалиль «Мои песни») | 1 | Комбинированный урок. | Художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литера туры, поиск подлинных нравственных ценностей. | Знать: поэтов военного времени и их творчество; знать стихи наизусть. Уметь: выразительно читать произведения, в том числе наизусть; соблюдать нормы литературного произношения; самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию. | Чтение с комментированием. | 12.03 | |
Русская литература второй половины XX века. (25 ч.) | ||||||||
74 | Великая Отечественная война в прозе 50-80 г. (7 ч.) К.Д.Воробьёв. «Убиты под Москвой. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Великая Отечественная война в прозе 50—80-х годов Константин Дмитриевич Воробьев. Слово о писателе. «Уби ты под Москвой» (отрывок). Автобиографическая основа повес ти. Жизненная достоверность в изображении военных событий. Герои повести Алексей Ястребов и капитан Рюмин. | Знать: об истоках изображения войны в литературе военных лет; о произведениях разных жанров по данной теме; о постановке острых нравственных и социальных проблем (проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне); общую характеристику литературного процесса конца 50-80 - х годов; о влиянии «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы; о литературно-художественных журналах, их месте в общественном сознании; о «лагерной» теме; «деревенской» прозе; об обращении к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Уметь: конспектировать лекцию учителя. | Конспектирование. | 14.03 | |
75 | В.Л.Кондратьев «Сашка». Гуманизм русского воина | 1 | Комбинированный урок. | Вячеслав Леонидович Кондратьев. Слово о писателе. «Саш ка» (в сокращении). «Сашка» — повесть о войне рядового пе хотинца. Жизненная основа повести. Герои повести Сашка и немецкий солдат; комбат. Авторская позиция в повести. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; основные темы, поднятые в произведении. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания. | Чтение с комментированием. | 17.03 | |
76 | А.Т.Твардовский. Очерк жизни и творчества. Лирика. «Я убит подо Ржевым», «Я знаю никакой моей вины…», «Слово о словах» | 1 | Комбинированный урок. | Александр Трифонович Твардовский. Очерк жизни и твор чества поэта. Судьба поэта. Лирика. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. | Знать: о жизненном и творческом пути поэта; о значении его творчества и общественной деятельности; об исповедальном характере лирики Твардовского; о служении народу как ведущем мотиве творчества поэта; о теме памяти; роли некрасовской традиции в творчестве поэта. Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Выразительное чтение отрывков. | 19.03 | |
77 | Трагические факты истории нашей страны в поэме «За далью даль» | 1 | Комбинированный урок. | Поэмы. «За далью — даль» (главы), (в сокращении). Философское и трагическое осмысление событий прошлого. | Знать: размышления автора о настоящем и будущем России; чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах. | Подготовиться по дополнительным материалам. | 21.03 | |
78 | «По праву памяти». Поэма-исповедь, поэма-завещание. | 1 | Комбинированный урок. | Поэма «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэ ма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти. | Знать: тем раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия, «сыновней ответственности»; волнение автора за судьбы конкретных людей. Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию и художественную концепцию произведения. | Сочинение-миниатюра. | 24.03 | |
79 | Б.Л.Пастернак. Судьба поэта. Лирика. («Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Метель», «Баллада», «Годами когда-нибудь в зале концертной…», «Во всем мне хочется дойти». Стихотворения Юрия Живаго («Гамлет», «Зимняя ночь») | 1 | Комбинированный урок. | Борис Леонидович Пастернак. Судьба поэта. Лирика. Тема назначения поэта и поэзии в лирике Пастернака. Фи лософская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Произведение «Доктор Живаго». | Знать: о биографии поэта, о разнообразии его дарований; о его раннем творчестве, о поэтической эволюции Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова, о философской глубине лирики Пастернака, теме человека и природы, сложности настроения лирического героя, о соединении патетической интонации и разговорного язык; о теме поэта и поэзии (искусстве и ответственности, поэзии и действительности, судьбе художника и его роковой обреченности на страдания). Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Анализ одного стихотворения. | 02.04 | |
80 | Н.А.Заболоцкий. Тема искусства, красоты в лирике Заболоцкого. («Ночной сад», «Портрет», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Гроза идет», «Ласточка») | 1 | Комбинированный урок. | Николай Алексеевич Заболоцкий. Художественное своеобразие лирики Н. А. Заболоцкого. Мотивы натурфилософской поэзии в лирике поэта. Тема искус ства, красоты в лирике Н. А. Заболоцкого. | Знать: биографические сведения о писателе; значение его произведений. Уметь: выступать перед аудиторией, вызывать интерес слушателей; выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести.
| Реферат. | 04.04 | |
81 | Тема деревни в русской литературе 50-80-х годов. (5 ч.) Ф.А.Абрамов. Жизнь тыла в годы войны по роману «Две зимы и три лета». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Федор Александрович Абрамов. Биография писателя. Ро ман «Две зимы и три лета» (главы). Судьба северной русской деревни в годы войны и послевоенные годы. Семья Пряслиных. Михаил и Лиза как представители молодого поколения, возму жавшего в годы войны. | Знать: обзорно о жизни и творчестве писателя; о жанровых особенностях и идейном содержании повести; об истории создания повести; о биографических моментах в сюжете произведения. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности | Конспектирование. | 07.04 | |
82 | В.П.Астафьева. Философский смысл изображения природы в повести «Царь –рыба» | 1 | Комбинированный урок. | Виктор Петрович Астафьев. Биография писателя. Повесть «Царь-рыба» (фрагмент). Философский смысл изображения природы. Нравственный облик людей, связанных с ней. Разоблачение браконьеров. Психологизм в обрисовке персонажей. Жанровое своеобразие повести. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; нравственные идеалы писателя; философский смысл цикла «Царь - рыба»; взаимоотношение человека и природы по повести. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; найти ответа к главному вопросу: «Так что же я ищу, отчего мучаюсь, почему, зачем?». | Индивидуальный опрос. | 09.04 | |
83 | Урок – исследование. В.Г. Распутина. «Прощание с Матерой». Проблема гражданской ответственности. | 1 | Комбинированный урок. | Валентин Григорьевич Распутин. Биография писателя, Повесть «Прощание с Матерой» (в сокращении). Проблема гражданской ответственности. Изображение расчеловечивания человека, преступившего законы народной нравственности. Особая роль женского образа как хранительницы народного морально-этического начала. Приемы внутреннего монолога и авторского повествования о внутреннем состоянии героя. | Знать: о проблематике повести и ее связи с традицией классической русской прозы; о теме памяти и преемственности поколений; об образах стариков в повести; о проблеме утраты душевной связи человека со своими корнями; о символических образах в повести. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | Тестирование. | 11.04 | |
84 | В.М.Шукшин. «Ванька Тепляшин». Главные герои произведения. | 1 | Комбинированный урок. | Василий Макарович Шукшин. Биография писателя. Своеобразие прозы Шукшина. Жизненная достоверность персонажей. Ванька Тепляшин, основной принцип его жизни. Образ матери. Конфликт героя с бездушным вахтером. Авторская позиция в оценке героев. | Знать: о «деревенской прозе»; о творчестве В.М.Шукшина; об изображении народного характера и картин народной жизни в рассказах; о диалогах в шукшинской прозе; об особенностях повествовательной манеры Шукшина. Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; сопоставлять художественные тексты. | Сочинение-миниатюра | 14.04 | |
85 | Развитие речи. Реферат о творчестве писателей 50-80 г. | 1 | Комбинированный урок. |
| Поиск нужной информации в источниках различного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации. | Реферат. | 16.04 | |
86 | Лирика 60-80-годов. (4 ч.) Н. М.Рубцов. Биография поэта. («Журавли», «Душа хранит», «Посвящение другу», «Во время грозы») | 1 | Комбинированный урок. | Николай Михайлович Рубцов. Биография поэта. Лирика. Состояние души лирического героя. Тема любви, молодости. Связь «тихой лирики» с литературной традицией. | Знать: о своеобразии художественного мира Рубцова; о мире русской деревни и картинах родной природы в изображении поэта; о переживании утраты старинной жизни, тревоге за настоящее и будущее России; о есенинских традициях в лирике Рубцова. Уметь: осветить роль его лирики в истории русской поэзии 20 века определить проблематику; анализировать поэтический текст. | Пересказ близко к тексту. | 18.04 | |
87 | Е. А. Евтушенко. («Свадьбы», «Со мною вот что происходит», «Идут белые снеги…») | 1 | Комбинированный урок. | Евгений Александрович Евтушенко. Биография поэта. Об особенностях поэтического мастерства Е.Евтушенко. | Знать: обзорно о жизни и творчестве Е. А. Евтушенко; об особенностях творческого метода поэта; о народности его творчества. Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Выполнить задания к тексту. | 21.04 | |
88 | А. А. Вознесенский о нравственном здоровье человека. (Чтение и анализ стихов «Гойя», «Тишины», «Сага») | 1 | Комбинированный урок. | Андрей Андреевич Вознесенский. Биография поэта. Лирика. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; выразительно читать стихотворения. | Выполнить задания к тексту. | 23.04 | |
89 | Б.А. Ахмадуллина. Художественное мастерство поэтессы. («Влечёт меня старинный слог…», «По улице моей который год…», «Свеча», «Четверть века, Марина, тому …», «Мы начали вместе: рабочие, я и зима…», «Это я», «Я думаю, как я была глупа…») | 1 | Комбинированный урок. | Белла Ахатовна Ахмадулина. Биография поэта. Лирика. Продолжение тем «женской поэзии» серебряного века. Подготовке материала по биографии и творчеству Б.А. Ахмадуллиной. Продолжение тем «женской поэзии» серебряного века. | Знать: содержание поэзии Б.А. Ахмадуллиной; о своеобразии художественного мира Б.А.Ахмадуллиной. Рубцова Уметь: анализировать поэтические тексты; сравнивать поэтические тексты разных авторов. | Выразительное чтение стихотворений. | 25.04 | |
90 | Семинар. Авторская песня. (2 ч.) Развитие речи. Рефераты по творчеству поэтов «авторской песни». Булат Шалвович Окуджава. ( «Полночный троллейбус», «Тьмою всё здесь занавешено», «Дорожная песня») | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Булат Шалвович Окуджава. Биография поэта. Песни поэтов. Помочь учащимся сформулировать свои мысли при выступлении по творчеству авторов – бардов. Дать понятие о жанре «авторской пес ни». Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. | Знать: об особенностях «бардовской» поэзии 60-х годов; об Арбате как художественной Вселенной, о воплощении жизни обычных людей в поэзии Окуджавы; об обращении к романтической традиции; о жанровом своеобразии песен Окуджавы.Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Реферат на тему «Бардовская» поэзия 60-х годов» | 28.04 | |
91 | Урок –кино. Владимир Семёнович Высоцкий. Жизнь и творчество поэта. («Песня о звёздах», «Здесь лапы у елей дрожат на ветру…», «Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолётов») | 1 | Комбинированный урок. | Владимир Семенович Высоцкий. Биография поэта. Лирический герой поэзии В. Высоцкого. Исповедальный пафос лирики В. Высоцкого | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; о содержание поэзии В. Высоцкого; о его «бунтарном» творчестве. Уметь: выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными стихотворениями; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. | Тестирование. | 30.04 | |
92 93 | Драматургия 70-80-х годов. (2 ч.) А.В.Вампилов. Композиция пьесы. «Утиная охота». Традиции чеховского театра в творчестве Вампилова. | 1 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Драматургия 70—80-х годов. Александр Валентинович Вампилов. Биография драматурга. Драма «Утиная охота» ( в сокращении). Общий обзор с чтением и разбором отдельных сцен. Тема провинциального быта в драме, осуждения пошлости, обывательского сознания. Противоречивость характера Зилова. Контраст как основной прием построения характера героя. Споры вокруг драмы образа Зилова. Авторская позиция в оценке героя драмы. | Знать: о проблематике, основном конфликте и системе образов в пьесе; о своеобразии ее композиции; об образе Зилова как художественном открытии драматурга; о психологической раздвоенности характера героя, смысле финала пьесы. Уметь: анализировать драматургический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Конспектирование. | 02.05 05.05 | |
94 | Лагерная тема в русской литературе 60-80–х годов. (3 ч. ) А.И.Солженицын. Краткий очерк жизни и творчества. «Один день Ивана Денисовича». Отражение лагерной жизни и системы в рассказе. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Лагерная тема в русской литературе 60—80-х годов Александр Исаевич Солженицын. Краткий очерк и творчества. Судьба писателя и его произведений. История создания рассказа. Биографические мотивы в рассказе. Жизненная достоверность в изображении лагеря и персонажей рассказа. Образы Ивана Денисовича и других героев рассказа. Стиль и язык произведения. Авторская позиция в рассказе. | Знать: о значении фигуры Солженицына в литературе и развитии общественной мысли страны; о его произведениях; о публицистичности, обращенности рассказа к читателю; о своеобразии раскрытия “лагерной” темы в повести, проблеме русского национального характера в контексте трагической эпохи. Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Анализ прозаического произведения. | 07.05 | |
95 | Урок-кино. А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ». | 1 | Комбинированный урок. | Продолжение лагерной темы в творчестве Солженицына. Использование писем бывших лагерников. «Архипелаг ГУЛАГ» - «окаменелая наша слеза», реквием русской Голгофе. | Знать: о роли творчества Солженицына; об истории создания произведения; о его месте в литературе того времени и сегодня. Уметь: анализировать художественный текст; сформулировать тему, идею, проблематику; давать характеристику героям; выявлять авторскую позицию. | Индивидуальный опрос. | 12.05 | |
96 | В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество Шаламова. («Колымские рассказы», «Ожерелье княгини Гагариной, «Сентенция».) | 1 | Комбинированный урок. | Варлам Тихонович Шаламов. Краткий очерк жизни и творчества. Судьба писателя. Автобиографическая основа рассказов. Жизненная досто верность в изображении сталинских лагерей и мучеников, «не ставших героями». | Знать: обзорно о жизни и творчестве писателя; о жанровых особенностях и идейном содержании рассказов; об истории создания книги “Колымских рассказов”; о своеобразии раскрытия “лагерной” темы; о характере повествования. Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. | Выполнить задания по учебнику. | 14.05 | |
97 | «Городская» проза в русской литературе 70-80-х годов. (1 ч.) Ю.В. Трифонов. «Обмен» | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | «Городская» проза в русской литературе 70—80-х годов. Юрий Валентинович Трифонов. Биография писателя. По весть «Обмен» (отрывок). Ситуация обмена и ее бытовое и соци ально-психологическое значение в повести. Семья Дмитриевых. Столкновение духовных и материальных ценностей. | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; сведения о городской прозе в русской литературе; показать ситуацию обмена и её бытовое и социально – психологическое значение в повести; актуальность проблем, поднятых в произведении. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы; раскрывать проблематику «Обмена». | Сочинение-миниатюра. | 16.05 | |
98 | Русская литература 90-х годов. (1 ч.) И.А.Бродский. Биография поэта. Лирика. («Пророчество», «И при слове «грядущее» из русского языка….», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».) | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Иосиф Александрович Бродский. Биография поэта. Ли рика. Судьба поэта-лауреата нобелевской премии. | Знать: о своеобразии поэтического мышления и языка Бродского; о необычной трактовке традиционных тем русской и мировой поэзии; о неприятии абсурдного мира и теме одиночества человека в “заселенном пространстве”. | Тестирование. | 19.05 | |
Зарубежной литературы. (3 ч.) + обобщающее повторение. (1ч.) | ||||||||
99 | Эрих Мария Ремарк. Биография писателя. «На Западном фронте без перемен». Судьба героя. | 1 | Комбинированный урок. | Эрих Мария Ремарк. Биография писателя. Роль двух ми ровых войн в судьбе Ремарка; фашизм, творчество в условиях эмиграции. «На Западном фронте без перемен» (общий обзор с чтением и разбором отдельных глав). Тема «потерянного по коления». Растерянность героя перед лицом жестокой судьбы. Формирование «ремарковского героя». | Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно- выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизоды. | Индивидуальный опрос. | 21.05 | |
100 | Антуан де Сент – Экзюпери. «Маленький принц». Образы и символы в сказке. | 1 | Комбинированный урок. | Антуан де Сент-Экзюпери. Биография писателя. «Маленький принц». Общий обзор с чтением и разбором отдельных глав. Профессия летчика и профессия писателя. Время создания. Жанр философской сказки. Смысл путешествия Маленького принца по планете. Роль аллегории в сказке. Трактовка образа Маленького принца. | Знать: сведения о жизни писателя, его произведения, значение творчества писателя в литературе и развитии общественной мысли страны. Уметь: определять традицион ные сказочные элементы; философскую проблематику сказки (любовь, добро, зло, оди ночество, смысл земного существования, душа и др.); анализировать прозаические произведения. | Пересказ близко к тексту. | 23.05 | |
101 | Эрнест Хемингуэй. «Старик и море». Обобщение пройденного курса. | 1 | Комбинированный урок. | 'Эрнест Миллер Хемингуэй. Биография писателя. Роль пи сателя в литературе XX века. Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ Сантьяго. Единение человека и при роды. Сила духа героя повести. | Знать: обзорно о жизни и творчестве писателя; о проблематике повести, раздумьях писателя о человеке, его жизненном пути; об образе рыбака Сантьяго; о роли художественной детали и реалистической символики в повести; о своеобразии стиля Хемингуэя. Уметь: конспектировать лекцию учителя; составлять монологическое высказывание по определенной теме; аналитически читать текст. | Выполнить задания по учебнику. | 24.05 | |
102 | Обобщающий урок. | 1 | Урок закрепления изученного. | Обобщающее повторение. | Знать: о творчестве русских поэтов и писателей ХХ века. Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме. | Тест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов
Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....
рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой
Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....
Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...
Рабочая программа по русской литературе для 8 класса
Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....
Рабочая программа по русской литературе для 7 класса
Рабочая программа по русской литературе для 7 класса разработана на основе программ Ахметзянова М.Г., она также включает календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русской литературе для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006...
Рабочая программа по русской литературе для 9 класса
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. ...