Рабочая программа по родной литературе ФГОС ООО 8-9 классы
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по родной литературе ФГОС ООО 8-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnoy_literature_fgos_ooo_8-9_klassy.docx | 53.92 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат»
Рассмотрено на ШМО гуманитарно-эстетического цикла Руководитель _______Брусникина А.В. Протокол № 1 от «31» августа 2021 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» _________Насонова А.Ю. «31» августа 2021 г. | Утверждено Директор ОГКОУ «Санаторная школа-интернат _________ Сташевский В.А. Приказ № 62-О от «31» августа 2021г. |
Рабочая программа по учебному предмету
«Родная (русская) литература»
ФГОС ООО
в 8-9 классах
Срок реализации 2 года
Составители:
учитель русского языка и литературы Блинова А.А.,
учитель русского языка и литературы Кокарева С.Ю.,
учитель русского языка и литературы Лавринова Е.А.
г.о. Шуя, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе (далее – Программа) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учетом примерной образовательной программы основного общего образования и входит в образовательную область «Родной язык и родная литература». Учебный предмет «Родная литература» строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений русских авторов, решает задачи формирования читательских умений, развития устной и письменной речи.
Программа по родной (русской) литературе соотнесена с программой по учебному предмету «Литература». Практическая сторона Программы связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России.
Содержание Программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие обучающимся осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения следующие: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 8, 9 классов создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рабочей программы общеобразовательных учреждений по учебному предмету «Литература» В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по родной (русской) литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Родная литература» в учебном плане образовательной организации, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Содержание Программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует основной образовательной программе.
Изучение учебного предмета «Родная литература» направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувством патриотизма через приобщение к искусству слова, богатству русской родной (русской) литературы;
- создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического.
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи изучения учебного предмета «Родная литература, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 8-9 классов:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность родной литературы для обучающегося – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, традиции и культуру.
Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, последовательность их изучения.
Общая характеристика учебного предмета
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для обучающегося - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве учебного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает обучающемуся осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.
Как часть образовательной области «Филология», учебный предмет «Родная литература» тесно связан с предметами «Литература», «Русский язык», «Мировая художественная культура», «Музыка», «Изобразительное искусство», «История».
В Программе представлены следующие разделы:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII века.
- Русская литература XIX века.
- Русская литература XX века.
- Литература родного края.
Место предмета «Родная литература» в учебном плане
Обязательное изучение родной (русской) литературы осуществляется в объёме:
в 8 классе – 35 часов (1 час в неделю),
в 9 классе – 35 часов (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения родной (русской) литературы основного общего образования.
Родная литература как учебный предмет играет важную роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использовании информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении.
Содержание тем учебного предмета «Родная (русская) литература»
8 класс
Введение – 1 час
Родная литература как национально – культурная ценность народа. Понимание о литературе как одном из видов искусства. Значение родной литературы и искусства в жизни человека.
Устное народное творчество – 2 часа
Фольклор как коллективное УНТ. Фольклор как особый способ познания русской истории. Народная песня. Обрядовые и внеобрядовые песни.
Фольклор как особый способ познания русской истории. Народная песня. Обрядовые и внеобрядовые песни.
Древнерусская литература – 4 часа
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - гимн супружеской любви и преданности. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести. Житие как жанр древнерусской литературы.
«Поучение Владимира Мономаха». История создания, значение духовно-нравственных заповедей. Формирование традиции уважительного отношения к книге. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. Поучение как жанр древнерусской литературы.
Русская литература XVIII века – 3 часа
Формирование «новой» русской литературы. «Ведомости» – первая русская газета. Газета «Ведомости» - первая печатная российская газета. Темы и статьи газеты.
Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Жизнь и творчество Н.М. Карамзина. Вклад Н.М. Карамзина в историю и культуру России. Содержание повести, основная идея.
Русская литература XIX века – 10 часов
Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа. Человек и эпоха. Особенности русского литературного процесса XIX века. Литературно-критическая деятельность.
Басни И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года. Образ М.И. Кутузова в баснях. Краткий рассказ о писателе. Мораль басен «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот».
Поэты пушкинского круга: К.Н. Батюшков Е. Н. Баратынский, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Д. В. Давыдов, П. А. Вяземский. Чтение и обсуждение стихотворений поэтов по выбору.
А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.
А.К. Толстой. Слово о поэте. Историческая баллада «Князь Михайло Репнин». Слово о поэте. Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы» (избранные главы). Жизнь и творчество автора. Главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены». Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
В. М. Гаршин. Героизм и готовность к подвигу в рассказе «Сигнал». Жизнь и творчество автора. Психологизм произведения.
Русская литература XX века – 10 часов
Творчество С.А. Есенина. Тема любви к Родине - центральная в творчестве С.А. Есенина. Творчество С.А. Есенина. Особенности лирики С.А. Есенина. Образ лирического героя. Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях.
И.А. Бунин. Художественные образы родной природы в произведениях Бунина. Художественные образы родной природы в произведениях Бунина «И цветы, и шмели, и трава», «Гаснет вечер, даль синеет», «Октябрьский рассвет».
Н.А. Рубцов. Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта. Стихотворения о родной природе: «В старом парке», «Купавы», «Подорожники» и другие.
А.П. Гайдар. Бескорыстное и доброе отношение друг к другу - центральная идея повести «Тимур и его команда». Жизненный и творческий путь писателя. История создания произведения. Название произведения и его смысл. Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.
К.Д. Воробьев. Красота человеческих взаимоотношений в рассказе «Настя». Краткий рассказ о писателе. Образы главных героев, их взаимоотношения. Сюжет и фабула.
Е.И. Носов. «Покормите птиц» - призыв писателя к милосердию и состраданию ко всему живому. Жизненный и творческий путь автора. Особенности писательского мастерства. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим. Рассказ «Тридцать зерен» - размышления автора о человечности, о природе творчества.
Ю.Я. Яковлев. «Рыцарь Вася». Благородство как следствие внутренним нравственным идеалам. Краткий рассказ о писателе. Дружба, одиночество, подвиг, благородств в произведении.
Л. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки» (главы). Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны. Жизненный и творческий путь автора. Проблема формирования личности в художественном произведении.
Литература родного края – 1 час
Творчество ивановских поэтов – фронтовиков. Жизнь и творчество Н.П. Майорова, А.А. Дудина, И.В. Мартьянова, И.И. Петрухина.
Повторение. Обобщение – 4 часа
Средства художественной изобразительности в родной литературе. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении.
Проект «Образ Родины в произведениях русской литературы». Исследование, иллюстративный текст или электронная презентация на данную тему.
Итоговая контрольная работа. Обобщение и систематизация пройденного за год.
Обобщение изученного за курс 8 класса. Основные сведения об авторах родной литературы за 8 класс.
9 класс
Введение – 1 час
Значение художественного произведения в культурном наследии России. Понимание о литературе как одном из видов искусства. Значение родной литературы и искусства в жизни человека. Роль родного слова в формировании личности человека.
Устное народное творчество – 1 час
Предания. Поэтическая автобиография народа. Предания как коллективное УНТ.
Фольклор как особый способ познания русской истории.
Древнерусская литература – 1 час
Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.
Русская литература XIX века – 15 часов
И. И. Дмитриев. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
А.С. Пушкин. «Повести Белкина» (обзор). «Метель». Роль случайности и предопределённости в жизни человека. Жизненный и творческий путь автора. Обзор глав. Роль случайности и предопределённости в жизни человека.
М.Ю. Лермонтов. Мотивы вольной кавказской природы, символические образы тюрьмы и узничества в лирике. Жизненный и творческий путь автора. Анализ стихотворений.
А.К. Толстой. Слово о поэте. Историческая баллада «Князь Михайло Репнин». Слово о поэте. Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
А. П. Чехов. Юмористические рассказы. Сатира и юмор. Жизненный и творческий путь автора. Анализ рассказов (по выбору).
А.И. Куприн. «Изумруд». Сострадание к братьям нашим меньшим. Жизненный и творческий путь автора. «Изумруд». Сострадание к братьям нашим меньшим. Стиль повествования. Своеобразие произведения.
Ф.Н. Глинка. Основные темы, мотивы. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С. Пушкиным. Основные темы, мотивы. Анализ стихотворений.
К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. Слово о писателе. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
И.С. Тургенев. Повесть «Вешние воды». История любви. Слово о писателе. Повесть «Вешние воды». История любви. Светлые воспоминания на склоне жизни. Характеры героев повести.
А.А. Фет. Рассказ «Кактус». Жизнь и творчество автора. Художественное своеобразие произведения. Жанр и художественные особенности произведения.
Русская литература XX века – 14 часов
Творчество С.А. Есенина. Тема любви к Родине - центральная в творчестве С.А. Есенина. Особенности лирики С.А. Есенина. Образ лирического героя. Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях.
И.А. Бунин. Художественные образы родной природы в произведениях Бунина. Художественные образы родной природы в произведениях Бунина «И цветы, и шмели, и трава», «Гаснет вечер, даль синеет», «Октябрьский рассвет».
Н.А. Рубцов. Неразрывная связь природы и человека в творчестве поэта. Стихотворения о родной природе: «В старом парке», «Купавы», «Подорожники» и другие.
В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Жизненный и творческий путь писателя. Лирическая миниатюра. Нравственный выбор. Человек на войне. Личные переживания героя-рассказчика.
Ю.П. Казаков. «Запах хлеба». Память о близких людях. Жизненный и творческий путь писателя. Память о близких людях. Проблема утраты связи с отчим домом.
В.А. Каверин. «Два капитана». Приключенческий роман. Жизненный и творческий путь автора. «Два капитана». Приключенческий роман. Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты. Нравственные проблемы в романе.
Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха». Проблема ответственности. Жизненный и творческий путь автора. «Старая черепаха». Сюжет рассказа, герои. Проблема ответственности.
Г.Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви. Жизненный и творческий путь автора. «Вам и не снилось». История о первой любви. Проблема взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми. Смысл названия повести.
А.Г. Алексин. «А тем временем где-то». Проблема выбора. Жизненный и творческий путь автора. «А тем временем где-то». Сюжет повести, главные герои. Желание юного героя понять себя и окружающих. Проблема выбора.
И. С. Шмелёв. Рассказ «Русская песня». Проблематика и художественная идея. Жизненный и творческий путь автора. Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Жизненный и творческий путь автора. «Повесть о настоящем человеке».
Литература родного края – 1 час
Современная проза родного края. Обзор творчества ивановских писателей.
Повторение. Обобщение – 2 часа
Итоговая контрольная работа. Обобщение и систематизация пройденного за год.
Обобщение изученного за курс 9 класса. Основные сведения об авторах родной литературы за 9 класс.
Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
8 класс (35 часов) | ||
Раздел | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение | 1 | Воспринимают художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. |
Устное народное творчество | 2 | Знают, отличают друг от друга и дают определение жанрам фольклора; понимают язык произведений устного народного творчества. Знают, отличают друг от друга и дают |
Древнерусская литература | 4 | Понимают и воспроизводят предоставленную информацию. Понимают и воспроизводят информацию, предоставленную в древнерусском тексте. Владеют знаниями о жанрах древнерусской литературы, умеют охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы. Владеют знаниями об особенностях связи в летописном произведении отдельных предложений. Умеют работать с художественным текстом, Интернет-ресурсами, дополнительным материалом, высказывать собственное мнение, суждения. |
Русская литература XVIII века | 3 | Владеют изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Знают и умеют определять роды и жанры произведений; владеют теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; умеют объяснять свою точку зрения. |
Русская литература XIX века | 10 | Обобщают и систематизируют полученные знания. Используют литературоведческие термины, характерные для басни. Развивают навык выразительного чтения и анализа басни. Устное рецензирование басни. Знают основные понятия и термины, умеют анализировать стихотворный текст. Владеют знаниями о приемах анализа литературного произведения. Анализируют различные формы авторской позиции. Уметь связно рас-сказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя. |
Русская литература XX века | 10 | Умеют выделять ключевые слова, находить средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читают стихотворения, интонационно передавая мотив грусти. Выразительно читают стихотворения наизусть, владеют элементами анализа поэтического текста, сопоставляют поэтические тексты. Выразительно читают стихотворения наизусть, владеют элементами анализа поэтического текста, сопоставляют поэтические тексты. Знают содержание произведения; понимают авторское отношение к героям; умеют в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулируют собственное отношение к персонажам. |
Литература родного края | 1 | Объясняют своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям; грамотно высказывают и обосновывают в устной и письменной форме своё от-ношение к изученному; выразительно читают изученные произведения в соответствии с авторским замыслом. |
Повторение. Обобщение | 4 | Знают содержание и героев прочитанных произведений; пересказывают прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; характеризуют героев; аргументируют свою точку зрения. Знают и умеют определять роды и жанры произведений; владеют теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; умеют объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. |
9 класс (35 часов) | ||
Введение | 1 | Понимают значение родной литературы и искусства в жизни человека и роль родного слова в формировании личности. |
Устное народное творчество | 1 | Владеют навыками пересказа, различают произведения жанров фольклора, используют их в устных и письменных высказываниях. |
Древнерусская литература | 1 | Понимают и воспроизводят предоставленную информацию. Понимают и воспроизводят информацию, предоставленную в древнерусском тексте. |
Русская литература XIX века | 15 | Владеют основными сведениями о жизни и творчестве авторов, историю создания произведений, содержание и героев. Прослеживают изменения в характерах героев; выясняют значение незнакомых слов. Знают и умеют определять роды и жанры произведений; владеют теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; умеют объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. Знают, умеют охарактеризовать героев, дают оценку их поступкам; определяют и формулируют роль пейзажа. Читают осмысленно и выразительно, предавая нужную интонацию. Обобщают и систематизируют полученные знания. Правильно и чётко дают ответы на поставленные вопросы. Знают, умеют охарактеризовать героев, дают оценку их поступкам; определяют и формулируют роль пейзажа, сравнений; знают композицию произведений. |
Русская литература XX века | 14 | Знают факты жизни писателей, сюжеты произведений, основных героев в их взаимосвязи; понимают, в какое время происходят события, умеют объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании героев. Знают определение понятия «композиция»; объясняют роль противопоставления образов в произведениях, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризуют литературного героя на основании его поступков, определяют роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям. Узнают содержание прочитанного произведения. Воспринимают и анализируют текст, формулируют идею, дают характеристику героям. Понимают, каким настроением окрашены стихотворения, умеют передавать это настроение в процессе анализа и выразительного чтения. |
Литература родного края | 1 | Объясняют своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям; грамотно высказывают и обосновывают в устной и письменной форме своё от-ношение к изученному; выразительно читают изученные произведения в соответствии с авторским замыслом. Обзор творчества ивановских писателей. |
Повторение. Обобщение | 2 | Знают содержание и героев прочитанных произведений; пересказывают прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализируют поэтические и прозаические тексты; характеризуют героев; аргументируют свою точку зрения. Обобщают изученный материал. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Изучение родной литературы в современной образовательной организации предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету.
Помещение кабинета литературы должно быть оснащено не только книгопечатной продукцией, но и демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки обучающихся.
В процессе изучения родной литературы необходимо использовать фотографии и портреты писателей, альбомы демонстрационного материала. Иллюстрации могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. Альбомы раздаточного изобразительного материала могут использоваться при построении межпредметных связей (соотнесение литературных произведений с произведениями живописи, скульптуры, графики, архитектуры, музыки).
Следует также использовать настенные таблицы, представляющие в структурированном виде термины и понятия, на которые опирается курс родной литературы. Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.
Современный урок по родной литературе должен быть оснащен компьютерными и информационно-коммуникационными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения. Они ориентированы на организацию деятельностного подхода к процессу обучения, формирование у обучающихся потребности в чтении родной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.
Слайды (диапозитивы) по литературе, видеофильмы, рассказывающие о жизни и творчестве писателей, представляющие литературные экскурсии, передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у обучающегося представление об историческом контексте творчества писателя.
Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающихся.
Список технических средств, необходимых в кабинете литературы:
- Компьютер
- Мультимедиапроектор.
- Принтер
Информационные ресурсы в интернете
Энциклопедии, словари:
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.mbricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
www.myfliology.ru Мифологическая энциклопедия.
Библиотеки:
http://www.bibliotekar.ru Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
http://www.drevne.ru Образовательный портал «Древнерусская литература».
http://www.gumer.info Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
http://www.encyclopedia.ru Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
http://www.Lib.ru Библиотека Максима Мошкова.
http://www.litera.ru Сервер «Литература» объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".
http://litera.edu.ru Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
http://www.litwomen.ru Сайт мировых новостей о литературе.
http://magazines.russ.ru Электронная библиотека современных литературных журналов России.
http://www.russianplanet.ru Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости.
http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm
Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.
http://www.pushkinskijdom.ru Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).
http://www.vavilon.ru Сайт посвящен современной русской литературе.
Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Русская литература 18-20 вв. http://www.a4format.ru/
Большая художественная галерея http://gallerix.ru/
Экранно-звуковые пособия:
Золотой стихофон http://gold.stihophone.ru/
Русская классическая литература http://ayguo.com/
Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены. http://аудиохрестоматия. Рф
Театр:
http://www.theatre.ru Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.
Музеи:
http://www.borodino.ru Государственный Бородинский военно-исторический музей.
http://www.kreml.ru Музей-заповедник «Московский Кремль».
http://www.hermitage.ru Государственный Эрмитаж.
http://www.museum.ru Портал «Музеи России».
http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
http://www.museum.ru/M654 Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
http://www.museumpushkin.ru Всероссийский музей А.С.Пушкина.
http://www.peterhof.ru Музей-заповедник «Петергоф»
http://www.rusmuseum.ru Государственный Русский музей.
http://www.shm.ru Государственный исторический музей.
http://www.tretyakovgallery.ru Государственная Третьяковская галерея.
Планируемые результаты изучения предмета «Родная (русская) литература»
Личностные универсальные учебные действия
8 класс
Обучающийся научится:
- осознавать эстетическую ценность родной литературы;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
9 класс
Обучающийся научится:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- проявлять готовность к самообразованию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества;
- определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
- понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
- развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия России.
Регулятивные универсальные учебные действия
8 класс
Обучающийся научится:
- осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции;
- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- адекватной оценке трудностей;
- адекватной оценке своих возможностей.
9 класс
Обучающийся научится:
- основам прогнозирования.
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
8 класс
Обучающийся научится:
- работать в группе;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию.
9 класс
Обучающийся научится:
- отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
8 класс
Обучающийся научится:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
9 класс
Обучающийся научится:
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Критерии оценки знаний обучающихся
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %
«4» - 78 – 89 %
«3» - 60 – 77 %
«2» - менее 59 %
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности обучающегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку обучающегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
- правильное оформление сносок;
- соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
- реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
- широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
- целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка «5» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка «2» ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибок.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
«5» – все задания выполнены;
«4» – выполнено верно не менее ¾ заданий;
«3» – верно выполнено не менее половины работы;
«2» – не выполнено более половины заданий.
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по родной литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку обучающегося по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Приложение № 1 - календарно-тематическое планирование
Приложение № 2 – контрольно-измерительные материалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по родной литературе 8 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 10-11 классов
Данная программа будет востребована для проведения уроков родной литературы (русской) в 10-11 профильных классах....