Рабочая программа по родной литературе 8 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
рабочая программа (8 класс)
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl._rodnaya_litra_na_2020-2021_-_kopiya.docx | 51.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические материалы
Рабочая программа по родной литературе для 8 класса создана с учётом:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577);
- примерной основной образовательной программой основного общего образования,
-«Концепцией преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637,
-«Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ № 15»;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «ООШ № 15»;
- Учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» на 2020/2021 учебный год;
-календарного учебного графика на 2020/2021 учебный год.
Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю.
Тематическое планирование по родной литературе в авторской программе и учебному плану школы составляет 34 часа, 1 час в неделю. По рабочей программе учителя – 34 часа.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:
• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
• формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;
• обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
• развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
• формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; развитие коммуникативно-эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают процессуальность).
Планирование учебного материала
Содержание | Количество часов |
Из мифологии и устного народного творчества. | 8 |
Из древнерусской литературы | 1 |
Из литературы 19 века. | 5 |
Из литературы 20 века. | 18 |
Развитие речи | 2 |
Резерв | 1 |
ИТОГО: | 35 |
Содержание тем учебного предмета
Разделы | АВ | С | Интеграция | Региональный компонент |
Из мифологии. Из устного народного творчества | Русский фольклор: сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров) | Жанровая, хронологическая | Алтайские народные сказки в обработке Устное народное творчество алтайцев. Загадки. Плач-сыгыт (горловое пение). Легенды об Алтае, Бии и Катуни и др. Песенные традиции Алтая Алтайский народный героический эпос. | |
Из древнерусской литературы | Древнерусская литература (1-2 произведения на выбор) | Тематическая | Произведения о покорении и заселении Сибири А.Иванов «Тобол. Много званых», В Шишков «Угрюм-река», А.Черкасов «Хмель» и др. | |
Из литературы 19 века | Поэты пушкинской поры Поэты 2-й половины XIXв | Тематическая | История Сибири. В.Шишков «Чуйские были» Н.Наумов «Рассказы о старой Сибири» Поэтический образ Родины. Творчество Р.Рождественского М.Юдалевич «Голубая Дама» | |
Из литературы 20 века | Литературные сказки XIX-ХХ века (1 сказка на выбор) Проза конца XIX – начала XX вв(2-3 рассказа или повести по выбору) Поэзия конца XIX – начала XX вв (2-3 стихотворения по выбору) Поэзия 20-50-х годов ХХ в (3-4 стихотворения по выбору) Поэзия 2-й половины ХХ в (3-4 стихотворения по выбору) Проза русской эмиграции (1 произведение – по выбору) | Жанровая | Литературная сказка В.Шишков «Кедр» Рассказы алтайских писателей о животных: М.Д.Зверев «Таинственные перья» Тема несбывшейся мечты в рассказах В.М.Шукшина К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное. Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк» | |
Проза о Великой Отечественной войне (1-2 повести или рассказа – по выбору) | Тематическая | Г.Егоров «Повесть о разведчиках» В.М.Шукшин «Далекие зимние вечера», «Гоголь и Райка» | ||
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях (1-2 произведения – по выбору) | Тематическая | О родной природе. Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края | ||
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др. (1-2 произведения по выбору) | Тематическая | В.М.Шукшин «Из детских лет Ивана Попова», В.Сидоров «Тайна белого камня» А.Никольская «Кадын – Владычица гор» |
Планируемые результаты образовательного процесса
Личностными результатами освоения программы по родной литературе являются:
-Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
-Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
-Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
-Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
-Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
-Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
-Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «Я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты
-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
-Навыки смыслового чтения;
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной речью;
-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий
Предметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
-Воспитание творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова;
-Совершенствование умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
-Совершенствование читательского опыта;
-Совершенствование мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
-Совершенствование умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
-Развитие интереса к творчеству;
-Развитие умения характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
-Развитие навыка характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
-Развитие умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
-Формирование умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
-Формирование умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений
Важнейшими умениями являются следующие:
-Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
-Выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
-Осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
-Умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); — умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
-Умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
-Умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
-Умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
-Умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
-Умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
-Умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения.
Календарно-тематическое планирование 8 А
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема |
Из мифологии и устного народного творчества (8 ч.) | |||
1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа | ||
2 | Значимость чтения и изучения родной литературы | ||
3 | Устное народное творчество алтайцев. Плач-сыгыт (горловое пение). | ||
4 | Календарная обрядовая поэзия Алтая | ||
5 | Легенды о Телецком озере, озере Ая | ||
6 | Легенда о святом источнике Аржан-суу | ||
7 | Легенда о Беловодье | ||
8 | Песенные традиции Алтая (В.М.Щуров) | ||
Из древерусской литературы (1 ч) | |||
9 | Алтайский народный героический эпос: «Когутэй» | ||
Из литературы 19 века (5 ч.) | |||
10 | К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное. Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк» | ||
11 | Произведения о покорении и заселении Сибири А.Иванов «Тобол. Много званых» | ||
12 | Произведения о покорении и заселении Сибири А.Иванов «Тобол. Много званых» | ||
13 | Н.К.Рерих «Беловодье» | ||
14 | А.Черкасов «Хмель» | ||
Из литературы 20 века (18 ч.) | |||
15 | Творчество Р.Рождественского | ||
16 | Творчество Р.Рождественского | ||
17 | Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края | ||
18 | М.Юдалевич «Голубая Дама» | ||
19 | Рассказы алтайских писателей о животных. В.Свинцов «Мои звери» | ||
20 | Великая отечественная война в творчестве алтайских поэтов и писателей. | ||
21 | Г.Егоров «Повесть о разведчиках» | ||
22 | В. Шишков «Угрюм-река» | ||
23 | В. Шишков «Угрюм-река» | ||
24 | А.Никольская «Кадын – Владычица гор» | ||
25 | Защита проектов | ||
26 | Сочинение «Алтай-сказка наяву» | ||
27 | В. Шукшин «Гоголь и Райка» | ||
28 | В. Шукшин «Любавины» | ||
29 | В. Шукшин «Миль пардон, мадам» | ||
30 | Тема несбывшейся мечты. В.М.Шукшин «Микроскоп» | ||
31 | Г.Яхина «Зулейха открывает глаза» | ||
32 | Р.Сенчин «Минус» | ||
33 | Защита проектов | ||
34 | Сочинение «Мечты об Алтае» | ||
35 | Резерв | ||
Итого: 35 часов |
Календарно-тематическое планирование 8 Б
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема |
Из мифологии и устного народного творчества (8 ч.) | |||
1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа | ||
2 | Значимость чтения и изучения родной литературы | ||
3 | Устное народное творчество алтайцев. Плач-сыгыт (горловое пение). | ||
4 | Календарная обрядовая поэзия Алтая | ||
5 | Легенды о Телецком озере, озере Ая | ||
6 | Легенда о святом источнике Аржан-суу | ||
7 | Легенда о Беловодье | ||
8 | Песенные традиции Алтая (В.М.Щуров) | ||
Из древерусской литературы (1 ч) | |||
9 | Алтайский народный героический эпос: «Когутэй» | ||
Из литературы 19 века (5 ч.) | |||
10 | К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное. Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк» | ||
11 | Произведения о покорении и заселении Сибири А.Иванов «Тобол. Много званых» | ||
12 | Произведения о покорении и заселении Сибири А.Иванов «Тобол. Много званых» | ||
13 | Н.К.Рерих «Беловодье» | ||
14 | А.Черкасов «Хмель» | ||
Из литературы 20 века (18 ч.) | |||
15 | Творчество Р.Рождественского | ||
16 | Творчество Р.Рождественского | ||
17 | Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края | ||
18 | М.Юдалевич «Голубая Дама» | ||
19 | Рассказы алтайских писателей о животных. В.Свинцов «Мои звери» | ||
20 | Великая отечественная война в творчестве алтайских поэтов и писателей. | ||
21 | Г.Егоров «Повесть о разведчиках» | ||
22 | В. Шишков «Угрюм-река» | ||
23 | В. Шишков «Угрюм-река» | ||
24 | А.Никольская «Кадын – Владычица гор» | ||
25 | Защита проектов | ||
26 | Сочинение «Алтай-сказка наяву» | ||
27 | В. Шукшин «Гоголь и Райка» | ||
28 | В. Шукшин «Любавины» | ||
29 | В. Шукшин «Миль пардон, мадам» | ||
30 | Тема несбывшейся мечты. В.М.Шукшин «Микроскоп» | ||
31 | Г.Яхина «Зулейха открывает глаза» | ||
32 | Р.Сенчин «Минус» | ||
33 | Защита проектов | ||
34 | Сочинение «Мечты об Алтае» | ||
35 | Резерв | ||
Итого: 35 часов |
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Учебные пособия:
Учебник «Литература Алтая» (готовится к изданию в новом учебном году- обзорно-аналитическое пособие для учителей по творчеству писателей и поэтов Алтайского края)
Дополнительная литература для учителя:
- Алтай – Беловодье. Сказы, легенды,сказки, былины, календарная обрядовая поэзия. – Барнаул :Алт. Дом печати, 2007. – 324 с.
- Алтайские писатели – детям : антология в 2 т.– Кемерово : Технопринт, 2017. – 527 с.
- Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна Падерина.— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с.
- Испытание временем : альманах о жизни и творчестве писателей-фронтовиков Алтайского края. - Барнаул: Алтай, 2015. - 219 с.
- Образ Алтая в русской литературе XIX-XX вв. Антология: в 5 т. / Под общ. ред. А.И. Куляпина. – Барнаул: ООО «Издательский дом «Барнаул», 2012.
- Писарев, С. Кошка Муська и ее друзья: правдивые истории из жизни животных Барнаульского зоопарка / С. В. Писарев.– Барнаул : ИД «Барнаул», 2011. – 15 с.
- Региональная литература: Сибирь, Алтай, Барнаул: учебное пособие / Т. А. Богумил ; Алтайский государственный педагогический университет. — Барнаул : АлтГПУ, 2017. — 26 с.
- Цхай И. Поющая Радуга: сказки/ И. Цхай.– Барнаул : ИД «Алтапресс»,2011. – 64 с.
Лист корректировки рабочей программы
№ п\п | № урока /тема согласно рабочей учебной программе | Тема с учетом корректировки | Сроки корректировки | Примечание |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по родному языку 5 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....
Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс
Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...
Рабочая программа по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс
Рабочая программа по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год...
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год
МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год...