Рабочая программа по родной литературе 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rodnaya_russkaya_literatura_7g_klass_ayanot_e.v.docx | 307.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной литературе соответствует Программе, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В. Я. Коровиной, М: Просвещение, 2010г.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:
-Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897";
- Уставом МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы в
5 классе 0,5 часа в неделю, что составляет 17 часов в год.
Цель изучения родной литературы в школе:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, воспитание интереса и любви к родной литературе;
- формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации.
Достижение поставленных целей изучения родной литературы обеспечивается решением следующих задач:
- приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- развитие способности воспринимать и оценивать явления литературы и явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, гражданскую идейно-нравственную позицию.
- Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»:
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- пониманию значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
- осознанию потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- навыкам культуры владения русским литературным языком;
Обучающийся получит возможность
- осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- понимания литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- умение удерживать внимание при восприятии литературных произведений;
- умение осуществлять поиск необходимой информации;
- умение задавать вопросы, формулировать задачи;
- умение планировать этапы работы, строить алгоритм деятельности, прогнозировать результаты;
- производить самокоррекцию, оценивать результаты индивидуальной и групповой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить рациональные способы выполнения заданий;
- критически оценивать свою деятельность, факторы, повлиявшие на ее результативность.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осмысленно читать;
- логически мыслить (производить анализ, синтез, сравнение, обобщение, делать выводы);
- применять различные приемы структурирования информации (таблицы, схемы, алгоритмы, графики, модели символы);
- находить необходимую информацию, используя разные источники.
Обучающийся получит возможность научиться:
- логически мыслить: выдвигать гипотезы, и их обосновывать;
- строить цепочку рассуждений, приводящих к логическому выводу;
- комбинировать, выбирать необходимое решение проблемных задач;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- различным видам устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма),;
- создавать устные монологические высказывания с соблюдением норм современного русского литературного языка;
- развивать монологическую, диалогическую речь, участвовать в диалоге;
- художественному пересказу эпизодов литературных текстов;
- создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, план (включая тезисный план) и др.);
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять информационною переработку текста, передачу его смысла в устной и письменной форме, а также приобретет умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
- оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
Предметные результаты изучения предметной области "Родная литература» 7 класс:
Обучающийся научится:
- передавать сюжет литературного произведения, понимать его идейный смысл;
- выделять существенное в эпизодах художественного текста;
- оперировать литературными понятиями;
- давать характеристику литературным героям (в том числе и сравнительную);
- видеть авторскую позицию, соотносить ее со своей нравственной позицией;
- критически оценивать художественные картины жизни, изображенные писателями;
- самостоятельно производить лингвистические разборы текста;
- распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.".
2. Содержание тем учебного курса «Родная литература» (17 часов)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного».
ЭПОС НАРОДОВ МИРА
Былины. «Вольга и Минули Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 2 часа)
«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 час)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (6 часов)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (5 часов)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
3.Тематическое планирование курса «Родная литература»
3. Тематическое планирование.
Сведения о контроле:
Виды работ | Темы | Количество часов |
Внеклассное чтение | 1 | |
Развитие речи | 1 | |
Контрольные работы | Контрольная работа №1 по разделам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 11 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...