"Красота башкирской национальной одежды"
план-конспект урока
Башкирская Национальная одежда.
разработка открытого мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_bashkirsoy_natsionalnoy_odezhdy.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белорецкая коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Открытое внеклассное мероприятие:
«Красота башкирской национальной одежды»
Провела: Галиастанова З.З.,
Красота башкирской национальной одежды
Цель: познакомить детей с башкирской национальной одеждой.
Задачи:
- познакомить воспитанников с башкирской национальной одеждой;
- развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность;
-формировать уважительное отношение к культуре своего народа, воспитывать патриотические чувства, укреплять любовь к красоте родного края.
- коррекция речи, памяти, внимания, мышления.
Оборудование:
компьютер, мультимедийная презентация, образцы национальной одежды, сундучок, куклы в национальной одежде.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Моя Республика Башкортостан», «Дружба народов Башкортостана»
Рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы», «Красота родного края», «Природа родного края»
Дидактические игры «Собери картинку», «Продолжи узор», «Раскрась одежду»
Экскурсия в краеведческий музей.
Ожидаемые результаты:
- воспитанники узнают, что такое башкирская национальная одежда, какую одежду носили женщины, мужчины;
- познакомятся с основными понятиями занятия, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
- будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к национальным ценностям;
- усовершенствуют умения в области коммуникации, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группе;
- дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.
Ход мероприятия.
Ребята поприветствуем друг друга:
- Здравствуйте!
Улыбнемся друг другу и настроимся на плодотворную работу.
Одна половина класса оформлена в виде башкирской юрты. Звучит фонограмма башкирской народной музыки.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет много интересного и увлекательного, поэтому я попрошу вас быть особенно внимательными. А начнем мы вот с такого стихотворения:
Ох, ты, Русь моя, Россия,
Хоть ее и обойдешь,
Но республики краше башкирской
Ты пожалуй, нигде не найдешь.
Горы, степи, озера, равнины,
Реки бурные, скважины, лес –
Все мне мило и сладостно здесь!
Но не только природой красивой,
Дружбой славится край мой родной,
Русский, татарин, башкир и удмурт
Вместе с другими бок о бок живут,
Делят радости, горести, труд.
А.В.Колбина
(Слайд 1-5)
О чем это стихотворение?
Ученики: О Башкирии. О нашем родном крае.
Учитель: Действительно, о Башкирии. Она очень красивая.
- Чем богата наша Республика?
Ученики: Наша республика богата горами, лесами, реками и озерами.
Учитель: Какие народы живут в нашей республике?
Ученики: В нашей республике живут русские, башкиры, татары, чуваши и т.д.
Учитель: Правильно. И все эти люди живут очень дружно.
Люди в любое время стремились к красоте. Строя жилье человек старался сделать его красивым. Создавая одежду – заботился о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. В течение многих лет одежда менялась, но во все времена у любого народа была своя национальная одежда. Сегодня мы будем говорить о национальной одежде башкир.
(слайд 6)
Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла кукла Айгуль. Посмотрите на ее одежду. Она одета в башкирскую национальную одежду и очень хочет рассказать нам о своем костюме. Айгуль приглашает нас в гости к своей бабушке. Вы согласны совершить путешествие?
Ученики: Да, согласны.
Играет музыка дети, взявшись за руки, проходят во вторую половину класса. Их встречает оло-эсэй.
Бабушка: Хаумыхыз, минем нэни дустарым. Здравствуйте, мои дорогие гости. И моя внученька Айгуль пришла. Проходите, проходите, устраивайтесь поудобнее.
Я слышала, вы хотите узнать о башкирской национальной одежде.
Учитель: Да, расскажи нам, пожалуйста, оло-эсэй.
Бабушка: Есть у меня старинный сундучок. Много интересного он может нам рассказать и даже показать. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нем хранится. (Открывает сундук)
Одежда башкирской девушки, женщины очень красива. Девушки носили длинное платье – КУЛЬДЭК. Кульдэк украшали лентами, монетами, кораллами.
Кто хочет примерить платье? (надевает платье на ребенка)
Посмотрите, какие рукава у платья?
Ученики: длинные, с воланами.
Бабушка: Чем украшен подол?
Ученики: Цветными нитками, лентами. Юбка имеет несколько складок. (слайд7)
На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. (слайд8)
Поверх платья носили приталенную безрукавку - КАМЗУЛ.
(слайд9)
На ноги в любое время года надевали одну и ту же обувь - кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Посмотрите, как они украшены. Вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.
(слайд10)
Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок - светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ.
(слайд11)
По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.
Позаботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.
Бабушка: Красивый национальный костюм, не правда ли? Одевшись в такие красивые наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Платочек - Яулык»
Дети встают в круг, ведущий за кругом.
Йэшерэм яулык,
Йэшерэм яулык,
Йэшел кайын артына
Хиззермэй генэ hалып киттем
Бер иптэшем артына.
Бабушка: Молодцы, ребята, славно поиграли. А теперь рассмотрим одежду мальчиков – джигитов. Посмотрите, это – рубаха. Какая она?
Ученики: Просторная, длинная, с широким отложным воротником, длинными рукавами.
(слайд12)
Бабушка: Дети, посмотрите, поверх рубахи и штанов надевали КАМЗУЛ с поясом. Камзул украшали монетами, бисером, вышивкой. (слайд13)
На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки - БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду.
(слайд14)
На ноги, как и женщины, надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. А сапоги САРЫК вам уже знакомы. (слайд15) Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался. (слайд16)
Бабушка: Вот такую национальную одежду носили башкиры. Мальчики и девочки башкиры очень любили играть и, собравшись вместе, придумывали веселые игры с танцами. Давайте и мы с вами поиграем в игру. Она называется «Тюбетейка».
Дети встают в круг и по кругу под музыку передают тюбетейку. Музыка останавливается, у кого остается тюбетейка, тот исполняет фант.
Бабушка: Славно мы поиграли. Много узнали, а теперь я вас проверю, внимательно ли вы рассмотрели башкирский женский и мужской костюм. Теперь посмотрите на слайд, все ли правильно нарисовал художник? (слайд17)
Ученики: - Платок завязывался не так, и он был больше; вместо бус нужно нарисовать нагрудную повязку. Кафтан или елян к низу был шире; волосы должны быть заплетены в косу с длинным шнуром, на конце которого монетки. И вместо туфель кожаные башмаки или сапожки (сарык).
Бабушка: Молодцы. Отгадайте-ка вы, ребятки, вот такие загадки
Два конца по плече полощутся,
два других по земле волочатся.
Ученики: - Это платок.
(слайд18)
Бабушка: На спине узор, на ноги скор.
Ученки: - Сарык.
(слайд19)
Бабушка: Похож на змею, обнимает талию твою.
Ученики: - Пояс, ремень.
(слайд20)
Бабушка: У меня для вас есть подарок-задание это «Памятка помощник». Здесь изображены основные башкирские узоры. А задание такое: раскрасить костюмы танцоров. Пришла пора нам попрощаться, спасибо, что пришли в гости. До свидания!
Играет музыка дети, взявшись за руки, возвращаются в класс.
- О чем мы говорили на занятии?
- Что узнали о национальной одежде башкир?
- Что понравилось вам сегодня на занятии?
- Что было самым интересным?
- Какие были трудности?
- Где сегодня можно увидеть национальную одежду башкир?
- Одели бы вы такую одежду?
Спасибо, ребята, за вашу работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национальная одежда Японии
Презентация и конспект к уроку в 11 классе Культура Японии...
Урок "Башкирский национальный костюм"
Урок на тему "Башкирский национальный костюм"...
Авторская программа по татаро-башкирской национальной спортивной борьбе для группы СФП-1
Авторская программа по татаро-башкирской национальной спортивной борьбе для группы СФП-1...
Кластан тыш сара. "Башҡорт милли аштары" Внеклассное мероприятие «Башкирская национальная кухня»
Внеклассное мероприятие «Башкирская национальная кухня» «Башҡорт милли аштары»Цель: Приобщение учащихся к традициям и обычаям наших предков, воспитание толерантного...
Разработка урока "Салават Юлаев-башкирский национальный герой"
Предлагаемая методическая разработка занятия разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Р...
Презентация на тему "Башкирский национальный костюм"
В презентации дается наглядная информация о башкирском национальном костюме...