"Красота башкирской национальной одежды"
план-конспект урока

Башкирская Национальная одежда.

разработка открытого мероприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasota_bashkirsoy_natsionalnoy_odezhdy.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Белорецкая коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Открытое внеклассное мероприятие:

 «Красота башкирской национальной одежды»

                                                   Провела: Галиастанова З.З.,

 

Красота башкирской национальной одежды

Цель: познакомить детей с башкирской национальной одеждой.

Задачи:

- познакомить воспитанников с башкирской национальной одеждой;

- развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность;

-формировать уважительное отношение к культуре своего народа, воспитывать патриотические чувства, укреплять любовь к красоте родного края. 

- коррекция речи, памяти, внимания, мышления.

Оборудование:

компьютер, мультимедийная презентация, образцы национальной одежды, сундучок, куклы в национальной одежде.

Предварительная работа:

Беседа на тему: «Моя Республика Башкортостан», «Дружба народов Башкортостана»

 Рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы», «Красота родного края», «Природа родного края»

Дидактические игры  «Собери картинку», «Продолжи узор», «Раскрась одежду»

Экскурсия в краеведческий музей.

Ожидаемые результаты:  

- воспитанники узнают, что такое башкирская национальная одежда, какую одежду носили женщины, мужчины;

- познакомятся с основными понятиями занятия, начнут  использовать  их  в собственной устной и письменной речи;

- будут  учиться  понимать  необходимость  осознанного  отношения  к национальным ценностям;

- усовершенствуют  умения  в области коммуникации, ответов  на  учебные  вопросы  разных  типов, построения связного высказывания, работы в группе;

- дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.

Ход мероприятия.

Ребята поприветствуем друг друга:

- Здравствуйте!

Улыбнемся друг другу и настроимся на плодотворную работу.

Одна половина класса оформлена в виде башкирской юрты. Звучит фонограмма башкирской народной музыки.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня вас ждет много интересного и увлекательного, поэтому я попрошу вас быть особенно внимательными. А начнем мы вот с такого стихотворения:

        Ох, ты, Русь моя, Россия,

Хоть ее и обойдешь,

Но республики краше башкирской

Ты пожалуй, нигде не найдешь.

Горы, степи, озера, равнины,

Реки бурные, скважины, лес –

Все мне мило и сладостно здесь!

Но не только природой красивой,

Дружбой славится край мой родной,

Русский, татарин, башкир и удмурт

Вместе с другими бок о бок живут,

Делят радости, горести, труд.

А.В.Колбина

(Слайд 1-5)

О чем это стихотворение?

Ученики: О Башкирии. О нашем родном крае.

Учитель: Действительно, о Башкирии. Она очень красивая.

- Чем богата наша Республика?

Ученики: Наша республика богата горами, лесами, реками и озерами.

Учитель:  Какие народы живут в нашей республике?

Ученики: В нашей республике живут русские, башкиры, татары, чуваши и т.д.

Учитель: Правильно. И все эти люди живут очень дружно.

Люди в любое время стремились к красоте. Строя жилье человек старался сделать его красивым. Создавая одежду – заботился о том, чтобы она была не только удобной, но и красивой, нарядной. В течение многих лет одежда менялась, но во все времена у любого народа была своя национальная одежда. Сегодня мы будем говорить о национальной одежде башкир.

(слайд 6)

Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришла кукла Айгуль. Посмотрите на ее одежду. Она одета в башкирскую национальную одежду и очень хочет рассказать нам о своем костюме. Айгуль приглашает нас в гости к своей бабушке. Вы согласны совершить путешествие?

Ученики: Да, согласны.

Играет музыка дети, взявшись за руки, проходят во вторую половину класса. Их  встречает оло-эсэй.

Бабушка:  Хаумыхыз,  минем нэни дустарым. Здравствуйте, мои дорогие гости. И моя внученька Айгуль пришла. Проходите, проходите, устраивайтесь поудобнее.

        Я слышала, вы хотите узнать о башкирской национальной одежде.

Учитель: Да, расскажи нам, пожалуйста, оло-эсэй.

Бабушка: Есть у меня старинный сундучок. Много интересного он может нам рассказать и даже показать. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нем хранится. (Открывает сундук)

        Одежда башкирской девушки, женщины очень красива. Девушки носили длинное платье – КУЛЬДЭК. Кульдэк украшали лентами, монетами, кораллами.

Кто хочет примерить платье? (надевает платье на ребенка)

Посмотрите, какие рукава у платья?

Ученики: длинные, с воланами.

Бабушка: Чем украшен подол?

Ученики: Цветными нитками, лентами. Юбка  имеет несколько складок. (слайд7)

На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. (слайд8)

Поверх платья носили приталенную безрукавку - КАМЗУЛ.

(слайд9)

На ноги в любое время года надевали одну и ту же обувь - кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами, которые называются САРЫК. Посмотрите, как они украшены. Вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.

 (слайд10)

Наряд дополнял головной убор. Башкирские женщины носили платок - светлый, красный или в мелкий цветочек. Очень красиво выглядела облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке. Она называется КАШМАУ.

(слайд11)

По украшению головного убора можно было узнать о семейном положении человека и его возрасте.

Позаботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.

Бабушка:  Красивый национальный костюм, не правда ли? Одевшись в такие красивые наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Платочек - Яулык»

Дети встают в круг, ведущий за кругом.

        Йэшерэм яулык,

Йэшерэм яулык,

Йэшел кайын артына

Хиззермэй генэ hалып киттем

Бер иптэшем артына.

Бабушка: Молодцы, ребята, славно поиграли. А теперь рассмотрим одежду мальчиков – джигитов. Посмотрите, это – рубаха. Какая она?

Ученики: Просторная, длинная, с широким отложным воротником, длинными рукавами.

(слайд12)

Бабушка:  Дети, посмотрите, поверх рубахи и штанов надевали КАМЗУЛ с поясом. Камзул украшали монетами, бисером, вышивкой. (слайд13)

На голове носили тюбетейки и круглые меховые шапки - БУРЕК. Их шили на бараньем меху и обшивали мехом бобра или лисицы. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду. 

(слайд14)

На ноги, как и женщины, надевали кожаные башмаки или сапоги. Высокие сапоги называют ИЧИГИ. А сапоги САРЫК вам уже знакомы. (слайд15) Верхней одеждой служил ЧЕКМЕНЬ. Он обязательно подпоясывался. (слайд16)

Бабушка: Вот такую национальную одежду носили башкиры. Мальчики и девочки башкиры очень любили играть и, собравшись вместе, придумывали веселые игры с танцами. Давайте и мы с вами поиграем в игру. Она называется «Тюбетейка».

Дети встают в круг и по кругу под музыку  передают тюбетейку. Музыка останавливается, у кого остается тюбетейка, тот исполняет фант.

Бабушка: Славно мы поиграли.  Много узнали, а теперь я вас проверю, внимательно ли вы рассмотрели башкирский женский и мужской костюм. Теперь посмотрите на слайд, все ли правильно нарисовал художник? (слайд17)

Ученики: - Платок завязывался не так, и он был больше; вместо бус нужно нарисовать нагрудную повязку. Кафтан или елян к низу был шире; волосы должны быть заплетены в косу с длинным шнуром, на конце которого монетки. И вместо туфель кожаные башмаки или сапожки (сарык).

Бабушка: Молодцы. Отгадайте-ка вы, ребятки, вот такие загадки

Два конца по плече полощутся,
два других по земле волочатся.

Ученики: - Это платок.

 (слайд18)

Бабушка: На спине узор, на ноги скор.

Ученки: - Сарык.

 (слайд19)

Бабушка: Похож на змею, обнимает талию твою.

Ученики: - Пояс, ремень.

 (слайд20)

Бабушка: У меня для вас есть подарок-задание это «Памятка помощник». Здесь изображены основные башкирские узоры. А задание такое: раскрасить костюмы танцоров. Пришла пора нам попрощаться, спасибо, что пришли в гости. До свидания!

Играет музыка дети, взявшись за руки, возвращаются в класс.

- О чем мы говорили на занятии?

- Что узнали о национальной одежде башкир?

- Что понравилось вам сегодня на занятии?

- Что было самым интересным?

- Какие были трудности?

- Где сегодня можно увидеть национальную одежду башкир?

- Одели бы вы такую одежду?

Спасибо, ребята, за вашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальная одежда Японии

Презентация и конспект  к уроку в 11 классе Культура Японии...

Урок "Башкирский национальный костюм"

Урок на тему "Башкирский национальный костюм"...

Авторская программа по татаро-башкирской национальной спортивной борьбе для группы СФП-1

Авторская программа  по татаро-башкирской национальной спортивной борьбе  для группы  СФП-1...

Кластан тыш сара. "Башҡорт милли аштары" Внеклассное мероприятие «Башкирская национальная кухня»

Внеклассное мероприятие  «Башкирская национальная кухня» «Башҡорт милли аштары»Цель: Приобщение учащихся к традициям и обычаям наших предков, воспитание толерантного...

Разработка урока "Салават Юлаев-башкирский национальный герой"

Предлагаемая методическая разработка занятия разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Р...

Презентация на тему "Башкирский национальный костюм"

В презентации дается наглядная информация о башкирском национальном костюме...