Разработка урока "Салават Юлаев-башкирский национальный герой"
план-конспект урока (10 класс)
Предлагаемая методическая разработка занятия разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родная литература», Формой занятия, жизни и поэзии С. Юлаева, избран урок - устный журнал с использованием интерактивной доски, поскольку он позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские, и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.
Цель данного занятия - показать связь времен, поколений и народов, роль поэта-сэсэна в жизни башкирского народа, создать условия для выявления и развития нравственного, интеллектуального, творческого потенциала студентов, укрепление и расширение диапазона знаний студентов, формирование положительного отношения к самостоятельному обретению ими знаний; развитие и саморазвитие творческих способностей студентов, их активности; создание предпосылок самовоспитания, самосовершенствование, самоопределение студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s.yulaev.docx | 174.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Нефтекамский машиностроительный колледж
Тема Салават Юлаев-башкирский национальный герой
Дисциплина: Родная литература
Автор: Азнабаева Альбина Бариевна,преподаватель башкрского языка
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
1 План проведения занятия | 4 |
1.1 Цели занятия | 4 |
1.2 Актуальность темы | 4 |
1.3 Проблемное поле | 5 |
1.4 Требования к результатам усвоения учебного материала | 5 |
1.5 Мотивация познавательной деятельности | 6 |
1.6 Междисциплинарные связи | 6 |
1.7 Обеспечение занятия | 6 |
1.8 Основные технологии обучения, элементы которых применяются на занятии | 6 |
1.9 План занятия | 6 |
1.10 Технологическая таблица занятия | 7 |
1.11 Организационные мероприятия по подготовке занятия | 7 |
2 Основное содержание занятия | 8 |
2.1 Мобилизующее начало | 8 |
2.2 Обобщение и систематизация знаний | 8 |
2.3 Содержание устного журнала «Салават Юлаев-башкирский национальный герой»: Страница №1. «Память народа. Имя на века…» Страница №2 «Поэтическая» Страница №3 «Музыкальная» Страница № 4 «Викторина» | 8 8 9 12 14 14 |
2.4 Обобщение итогов занятия | 15 |
Список использованных источников | 16 |
Пояснительная записка
Предлагаемая методическая разработка занятия разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родная литература», Формой занятия, жизни и поэзии С. Юлаева, избран урок - устный журнал с использованием интерактивной доски, поскольку он позволяет осуществить основные цели образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские, и реализовать весь комплекс педагогических целей современного занятия.
Цель данного занятия - показать связь времен, поколений и народов, роль поэта-сэсэна в жизни башкирского народа, создать условия для выявления и развития нравственного, интеллектуального, творческого потенциала студентов, укрепление и расширение диапазона знаний студентов, формирование положительного отношения к самостоятельному обретению ими знаний; развитие и саморазвитие творческих способностей студентов, их активности; создание предпосылок самовоспитания, самосовершенствование, самоопределение студентов.
Устный журнал - это важная форма обучения, которая оказывает содействие формированию знаний, умений и привычек студентов, их закреплению и усовершенствованию, углублению и систематизации; это комплексная форма обобщения результатов самостоятельной познавательной деятельности студентов под руководством преподавателя.
В данной методической разработке приводится план и содержание учебного проекта – устный журнал. В процессе занятия творчески используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая. Мероприятие ориентировано на новые результаты обучения, на формирование коммуникативных компетенций, общеучебных умений и навыков, общего кругозора и целостного представления регионального компонента, что является одним из главных задач развития образования.
Весь процесс обучения направлен на развитие аналитического мышления, усилению познавательного интереса к жизни и творчеству С.Юлаева, к вопросам патриотического воспитания человека, проблемам нравственности, стимулирование творческой активности в применении различных способов и приемов мышления для успешного закрепления знаний.
На занятии оптимально сочетаются традиционные и инновационные педагогические способы обучения: информационные технологии, познавательный диалог, выразительное чтение.
Методическая разработка может быть использована преподавателями истории, истории культуры Башкортостана, мировой художественной культуры учреждений среднего профессионального образования при изучении жизни и творчества национального героя, поэта и сэсэна.
1 План проведения занятия
Дисциплина: Родная литература
Тема занятия: Салават Юлаев-башкирский национальный герой
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
Форма организации занятия: урок – устный журнал с применением информационных технологий
1.1 Цели занятия
Дидактические:
- изучение духовного наследия башкирского героя и поэта С.Юлаева;
- изучение жанрового разнообразия поэзии С.Юлаева;
- обобщение материала, как системы знаний, проверка способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности;
Развивающие:
- развитие образно-мыслительной деятельности студентов;
- развитие логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу;
- формирование навыков самоконтроля, индивидуальной работы;
- развитие умений применять на уроках знаний, полученных при изучении других дисциплин;
Воспитательные:
- воспитание толерантности и уважения при общении;
- воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
- воспитание всесторонне развитую личность;
- привитие любви к родной литературе, культуре Башкортостана;
- воспитание чувства патриотизма и гордости за историко-литературное наследие народа;
- развитие интереса студентов к творчеству и личности поэта и сэсэна.
Содержание дисциплины ориентировано на формирование общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.2 Актуальность темы:
Тема данного мероприятия является актуальной, требующей обществоведческих, исторических знании. За последнее время в обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым жестокость в крайних проявлениях. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитанной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестоких условиях. За последнее десятилетие потеряно целое поколение, где представители, которого могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодёжи. Быть истинным патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждение гуманистического образа жизни, осознание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине, сохранение экологической среды обитания.
1.3 Проблемное поле занятия
Содержательная проблема занятия заключается в доказательстве важности и единства нравственных ценностей в межнациональной культуре.
Понимание патриотизма имеет глубокое теоретическое значение, традицию уходящую корнями в глубину веков. Уже Платон рассуждал о том, что Родина дороже отца и матери. Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, её прошлому и настоящему и будущему развить патриотические качества и национальное самосознание, развить и углубить их знания об истории и культуре, о героях своего народа, необходимо больше проводить открытых уроков по данной проблеме.
Память - это связующее звено между прошлым и будущим, которая переходит от поколения к поколению.
1.4 Требования к результатам усвоения учебного материала
- понимать общий смысл четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные темы (профессиональные и бытовые);
- участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;
1.5 Мотивация познавательной деятельности
- стимулирование познавательной деятельности в вопросах изучения жизни и творчества С.Юлаева;
- побуждение интереса к изучаемой теме;
- развитие творческой активности студентов, стремление к саморазвитию.
1.6 Междисциплинарные связи
История и культура Башкортостана, эстетика, философия, психология.
1.7 Обеспечение занятия
Наглядные пособия: слайды, видеоролики.
Технические средства обучения: интерактивная доска.
1.8 Основные технологии обучения, элементы которых применяются на занятие.
1. Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий открывает доступ к справочным системам и электронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебными и учебно-методическими ресурсами, развивает творческие способности студентов.
3. Диалоговая технология развития мыслительной деятельности студентов, инструментом которой выступает познавательный диалог. Весь процесс обучения на уроке направлен на развитие разговорной речи, усиление познавательного интереса к данной теме, стимулирование творческой активности в применении различных способов и приемов мышления для успешного закрепления знаниями.
4. Общение по скайпу, со студентами другого колледжа, дает новые возможности общения, и изучения языка.
1.9 План занятия:
1. Вступительное слово преподавателя
2. Основная часть
Содержание устного журнала «Салават Юлаев-башкирский национальный герой»
3. Подведение итогов мероприятия.
4. Обобщение и систематизация знаний
5. Подведение итогов урока, заключительное слово преподавателя
1.10 Технологическая таблица занятия
Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Достижение целей | Время |
1.Организационный момент | приветствие | взаимное приветствие | -воспитание организованности; -психологическая подготовка к занятию | 5 мин |
2.Мотивация учебной деятельности | -объявление темы; -постановка целей занятия; -обоснование актуальности темы; | -просмотр слайдов; -просмотр видеоролика | -формирование интереса к изучаемой теме; -воспитание толерантности и уважения; -воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний; | 10 мин. |
4.Устный журнал | - прослушивание раннее подготовленных работ; - обсуждение темы со студентами - прослушивание стихотворении Салавата Юлаева; - просмотр видеоролика с песней “Салават батыр” в исполнении группы Караван сарай; - обсуждение по теме «Память народа. Имя на века…» | - формирование навыков самоконтроля, навыков работы в группе (при использовании коллективной работы); | - обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности; -воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний; | 50 мин. |
5.Обобщение и систематизация материала | - проведение викторины -подведение итога выполненной работы; -обобщение материала; | - формулирование ответа на поставленный вопрос по теме; | - проверка знаний и умений; | 15 мин. |
6.Итоги занятия | -подведение итога работы урока -выдача домашнего задания | - обобщение материала; - запись домашнего задания | - выставление оценок | 10 мин. |
90 мин. |
1.11 Организационные мероприятия по подготовке занятия
Преподаватель заранее готовит проекционное оборудование и обеспечение: слайды, иллюстрирующие ключевые понятия, видеоролики.
2 Основное содержание занятия
Ход занятия
2.1 Организационный момент.
Есть в истории Башкортостана человек, имя которого знает и стар и млад: Салават Юлаев. В одном из последних стихов Салават воскликнул: "Нет, не умер я, башкиры!". Слова эти оказались пророческими. Слайд 2
Урок пройдет в виде устного журнала “Салават Юлаев-башкирский национальный герой”.
Видеоклип “Салават Юлаев”
(Клип буйынса әңгәмә үткәреү.)
2.2 Обобщение и систематизация знаний
1-страница – “Музыкальная”
Личность Салавата Юлаева очень легендарная. Первые письменные источники о С. Юлаеве - это протоколы допроса в царской канцелярии. При жизни не было ни одного художественного изображения Салавата , их делали уже через много лет после высылки его на каторгу по тем же протоколам.
Башкирский народ сложил много песен о Салавате. Образ Салавата Юлаева воплощен композиторами в музыкальных произведениях, также наш герой занимает достойное место и на полотнах художников. Одним только художником из г.Салавата М.Т.Карташевым написано более 100 картин о Салавате.
- Сейчас мы посмотрим видеоролик под песню Караван-Сарай о Салавате и вы увидете картины картины.
2-се бит «Память народа. Имя на века…»
У башкирского народа большим почетом всегда пользовались аксакалы – старейшины. Они больше всех знали и помнили, долгими зимними вечерами они рассказывали молодым о борцах, богатырях. Сегодня вместо старейшин выступят наши студенты, расскажут о жизни и подвигах Салавата.
Выступление студентов с сообщениями
ДЕТСТВО
Точная дата рождения Салавата Юлаева отсутствует. Историки и биографы национального героя предположили, что это может быть 1754 год, потому что во время допроса в 1775 году он сам сказал, что ему исполнился 21 год. 16 июня тоже было выбрано случайно, просто это середина года. Родина Салавата – деревня Текеево под Оренбургом. До настоящего времени этот населенный пункт не сохранился, был полностью уничтожен государственными войсками, которые подавили пугачевское восстание.
Мальчик родился в уважаемой семье. Его отца звали Юлай Азналин, он дослужился до сотника Российской императорской армии, позже занимал должность волостного старшины. Во время службы Юлай проявил смелость и отвагу. В 1772 году участвовал в борьбе с польскими конфедератами. Тогда три тысячи башкирских конников направились в Польшу в помощь русской армии, которой командовал Александр Суворов. В боях с Барской конфедерацией Юлай Азналин проявил себя как храбрый воин, за что получил многочисленные награды, земли и несколько деревень Оренбургской губернии. Также удостоился малого воинского знамени, которое в 1773-м передал своему сыну Салавату. Несмотря на молодость, юноша подменял отца на посту старшины, когда тот отсутствовал.
Поэт Салават Юлаев
Отец мальчика не знал грамоту, зато сын получил приличное образование. Данные о том, где учился Салават, не сохранились, возможно, это была какая-то религиозная школа или с ним занимались частные учителя. Известно, что молодой человек умел читать и писать, свободно владел русским языком. Стремление к справедливости и чувство любви к родной земле и народу мальчик перенял у своего отца. Это и оказало решающее влияние на его биографию, привело его к повстанцам и кардинальным образом отразилось на его судьбе.
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Когда в России началось восстание Пугачева, впоследствии переросшее в Крестьянскую войну, его сподвижники отправились в башкирские войска и начали агитировать воинов перейти на сторону повстанцев. Отряд Салавата Юлаева в количестве 1200 человек был послан в помощь правительственным войскам, и должен был участвовать в разгроме повстанцев, но 10 ноября 1773 года в полном составе перешел на сторону бунтовщиков. Такое же решение принял и Юлай Азналин.
Салават Юлаев в Крестьянской войне
В то время Пугачев выдавал себя за Петра III, Салават нисколько не усомнился в царском происхождении предводителя повстанцев, он верил в законность всех его действий и «указов». Согласно распоряжениям Пугачева башкиры получали земли и разрешение придерживаться исламского вероисповедания. Когда Салавата арестовали, то на допросах он говорил, что слышал разговоры о том, что Пугачев самозванец, но в эти слухи он не верил.
С момента перехода и до середины декабря 1773 года Юлаев и другие повстанцы сражается с государственными войсками, проявляя невероятную смелость и отвагу. В одном из боев юношу ранили, и после этого Пугачев присвоил ему чин полковника. На протяжении месяца, проведенного в Бердском центре, молодой человек прошел военную и идеологическую школу, вместе с боевым опытом пришло понимание значимости этого восстания для башкирского народа.
В декабре 1773 – январе 1774-го годов Салават воевал на северо-восточных землях Башкирии, его назначили эмиссаром армии Пугачева. Он руководил конницей из восьмисот бойцов, причем в нее входили не только башкиры, отряд состоял из чувашей, мишари и татар. Ежедневно его войско пополнялось новыми добровольцами, и к марту 1774 года под его началом собралось приличное войско.
После того, как сорвалась попытка мирно урегулировать ситуацию с властями, Пугачев принял решение штурмовать Кунгур и завладеть этим административным центром Западного Урала. В январе 1774 года Салават возглавил войско и двинулся на Кунгур. Но особых успехов повстанцы не достигли, их командиры не были достаточно опытными, да и само войско не имело ни малейших боевых навыков. В этом бою Салавата тяжело ранили, но не прошло и месяца, как он снова приступил к выполнению своих обязанностей, повел войска в бой с армиями Алексея Папава и Алексея Обернибесова.
По возвращению на родину, Юлаев принялся пополнять поредевшие ряды повстанцев, которые должны были взять Магнитную крепость. Конница молодого военачальника насчитывала четыре тысячи человек, он мог противостоять войскам подполковника Ивана Михельсона. В мае того же года они три раза сходились на поле боя, и по мнению видавшего виды Михельсона, повстанцы имели отличную подготовку, а сам Юлаев, несмотря на юный возраст, проявлял себя как опытный военачальник.
В июне 1774-го Салават со своей конницей влился в ряды пугачевской армии, и они вместе выступили против войска Михельсона. Подполковник императорской армии отрапортовал о поражении врага, однако во время допросов Пугачев говорил, что в этом сражении не было победителей, войска просто «разошлись» по своим позициям. 5 июня 1774 года по приказу Пугачева Салават получил звание бригадира войска, его отцу досталась должность главного атамана. Юлай Азналин вел все гражданские дела на Сибирской дороге.
Пугачев провел бой под Осой, далее его путь лежал на Казань. Бригадир Салават Юлаев в то время залечивал тяжелые раны, потом отправился в Уфимскую провинцию для формирования войска. Кроме этого он контролировал участок дороги Екатеринбург – Уфа, который имел стратегическую важность. В августе войска под руководством молодого бригадира выдвинулись в сторону Уфы. Эту атаку долго и тщательно планировали, однако город бунтовщики не взяли. Их армии не хватило профессионализма, которым владели государственные войска.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Есть документальные подтверждения того, что Салават был женат трижды. Причем один из браков – левиратный, это когда младший брат женится на вдове покойного старшего брата. Известно, что у него было двое родных детей. До наших дней имена его жен не дошли, но предполагают, что это были Амина, Зулейха и Буранбикэ.
Личная жизнь молодого полковника воспевалась и в легендах. Есть в них упоминание и о русской возлюбленной Салавата – Екатерине Михайловне, подарившей ему сына. Документальное подтверждение этого факта отсутствует, возможно, это была выдумка, желание показать всем, что герой с одинаковой любовью относился к женщинам всех национальностей.
Судьба семьи Салавата Юлаева после его ареста и осуждения неизвестна. Задолго до того, как он попал в плен, всех его жен и детей перевезли в Уфу, и об их дальнейшей судьбе больше нет ни одного упоминания.
Завесой таинственности окутана и внешность героя. Есть множество его портретов, но все они писались не с натуры, художники сами придумали его образ. Емеется только описание его внешности, которое сделано Уфимской провинциальной канцелярией накануне отправки Салавата на каторгу. Согласно с этим документом, рост героя не превышал 162 см, он был черноволосым, с черными глазами, рваными ноздрями и рубцом через левую щеку.
КАТОРГА И СМЕРТЬ
Следствие по делу Салавата Юлаева и его отца длилось долго, и только 15 июля 1775-го им был вынесен приговор. На основании его, их ждало физическое наказание и вечная каторга. Каждый из них приговаривался к 175-ти ударам кнутом. Можно сказать, что им «повезло», это наказание было разделено на части по 25 ударов в каждом городе, где они воевали, в противном случае такое количество ударов одновременно привело бы к неминуемой смерти. После исполнения этой части приговора, отец и сын подверглись еще одной экзекуции – у них вырвали ноздри и каждому поставили клеймо – буквы «З», «Б», «И». Таким образом, обозначили «злодея», «бунтовщика» и «изменника».
Памятник Салавату Юлаеву
Приговор приводил в исполнение палач Мартын Суслов. Перед тем, как отправить отца и сына на каторгу, обнаружилось, что палач недобросовестно выполнил свою работу – ноздри преступников заросли, у отца даже не было видно ни одного клейма. Суслов понес наказание, а каторжанам провели повторную экзекуцию и только после этого они оказались на каторге – в балтийской крепости Рогервик.
Сведения о том, как прошли годы каторги Салавата Юлаева отсутствуют. Известно только, что 19 мая 1797 года была проведена перепись всех каторжников и оценка их физического состояния. Согласно этого документа, состояние Юлая Азналина было тяжелым – сказывался возраст и цинга. А вот 45-летний Салават чувствовал себя нормально. Однако прошло всего три года, и 26 сентября 1800 года Салавата не стало. Причину смерти выяснить не удалось.
3-страница “Поэтическая”
Салават Юлаев – национальный герой Башкирии (батыр), поэт-сказитель(сэзэн). Прославился как один из самых активных сподвижников Емельяна Пугачева в Крестьянской войне 1773-1775 годов.
В памяти башкирского народа Салават Юлаев навсегда останется национальным героем, борцом за права коренных жителей страны. Несмотря на юный возраст, он возглавил войско и повел его воевать за правое дело. Однако не только военными подвигами прославился этот отважный юноша.
Салават прославился не только своими военными подвигами, но и как поэт-импровизатор. В своих стихах он воспевал родной народ, землю, веру, религию – все то, что считал самым важным для любого человека. К сожалению, его творчество не сохранилось до наших дней, поэтому точно сказать, был ли он автором тех строк, которые ему сейчас приписывают, или это сочинил сам народ – невозможно. Зато образ самого Салавата присутствует во многих произведениях, он стал своеобразным воплощением истинного патриотизма и самопожертвования.
Преподаватель
Ай Уралым, Уралым,
Кугәреп яткан Уралым!
Нурға сумған түбәһе —
Күккә ашкан Уралым!
Һине маҡтай йырҙарым,
Һине данлай йырҙарьм.
Төнөн күккә , ай ҡалҡһа,
Алтындай балҡый Уралтау,
Көндөҙ күккә көн калҡһа;
Көмөштәй балкый Уралтау
Биттәрендә, Уралтау,
Ҡамыштай карағай урманың,
Итәгеңдә, Уралтау,
Баластай болон-ҡырҙарың.
Ай Уралым, Уралым,
Һылыу за һылыу Уралым!
Һүҙем бөтһә лә телемдә,
Йырым бөтмәне, Уралым!
Маҡтап ҡурай уйнаһам,
Бөтмәй ҙә торған көй булыр.
Данлап йырым йырлаһам,
Бөтмәй ҙә торған йыр булыр.
Мой Урал
Ай, Урал, ты, мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
Вместе с полною луной
Золотом одет Урал,
Вместе с утренней зарей
Серебром блестит Урал.
По бокам твоим, Урал,
Встали темные леса,
А у ног твоих, Урал,
Степь - зеленая краса.
Белоснежные цветы
На лугах твоих цветут,
И цветы, и соловьи
Честь аллаху воздают.
Громко славит птиц напев
Первый ясный солнца луч,
А закатный солнца луч
Провожает, присмирев.
Ай, Урал, ты мой Урал,
Великан седой, Урал!
Все слова я растерял,
Как воспеть тебя, Урал?
Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!..
Выступление студентов
Родная страна
Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал, -
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.
Головой под небо встал
Великан седой Урал,
Этот сказочный простор,
Приковал навек мой взор,
Вечно б я хвалил тебя!
Вечно воспевал тебя!
От родимой стороны
Отлученный навсегда,
В горестной моей судьбе
Все мечтаю о тебе,
Светлая моя земля,
Рек медвяная струя,
Над просторами полян
Мой Урал, мой великан!
Все же я не одинок:
Чуть повеет ветерок,
Принесет он вести мне
О родимой стороне,
О знакомых тех местах,
О медвяных родниках,
О земле, где ,к небу встал
Мой красавец, мой Урал,
Он приносит вести мне.
Битва
Когда-то прежде в нашем краю
Немало знали ,смелых сынов:
Любой, врага сразивший в бою,
Был тут же к новой сече готов.
Вся жизнь их в грозных битвах прошла:
С дружиной верных -богатырей
Великие вершили дела,
Врагов с земли сметая своей.
Нечистых демонов колдовство,
Из пасти льющих змеиный яд,
Драконов черных, их волшебство
Они мечом грозили стократ.
Подобно дедам, одушевясь,
И я коня теперь оседлал,
В священный бой, врага не страшась,
Стрелой помчался, славы искал.
Клинок в клинок ударил, звеня,
Тяжел руки моей был размах.
Три сотни вышли вдруг на меня, -
И многие растоптаны в прах!
Из гущи сечи к быстрой реке
Мой конь помчал меня и унес.
Один на светлом, чистом песке
Хвалу аллаху честно вознес
И снова в бой готовлюсь идти -
Свободу и право в бою найти!
Юноше-воину
Высоко летает в небе ворон,
Еще выше сокол ввысь взмывает,
Еще выше сокола могучий
Беркут, птичий государь, летает.
Будь как этот беркут, славный воин,
Будь друзьям опорою стальной,
Выходи па бой с врагом отважно,
Жизни не щадя, бросайся в бой!
Стрела
Я бросил в небо меткую стрелу
И ласточку подранил в вышине.
К ногам моим упала, трепеща,
И жалко бедной птицы стало мне.
Стрела пернатая, лети опять,
Через леса и горы правь полет.
Не ласточек сбивать стреле в пути-
Коварного врага пускай найдет!
Мой кош
На крутояре стал мой кош,
Блестит как серебро.
Цветы душистые кругом
Расминулись ковром.
Табун пасется вдалеке.
В кибитке я лежу.
А рядом-близкие мои,
Все, кем я дорожу.
Тяжелый полог приподнять
Велел домашним я
И молча напролет всю ночь
Слушал соловья.
Так хорошо, так звонко пел!
Так сладко ,в эту ночь!
И слушал я - глаза сомкнуть
Было мне невмочь.
Соловей
Темной ночью слышна
Песня соловья.
Это песня о чем?
Не отвечу я.
Что он нынче поет -
Солнца жаркий луч
Или светлую луну
Ищет среди туч?
Или ясной звезде
Песнь посвящена,
Иль раздолье полей
Славит нам она?
Я не знаю.
Зюлейха
Зюлейха, ты - как ясного неба привет,
В твоих черных очах звезд немеркнущих свет.
Твои очи темней самых темных ночей,
В них сияние тысяч и тысяч лучей.
Воплощение рая - твоя красота,
Ты, как гурия рая, светла и чиста.
Зюлейха, несказанно люблю я тебя,
Растерял все слова, погибаю, любя,
Мой бессилен язык, чтобы песни слагать-
Ни словами сказать, ни пером описать!
Зюлейха, ты - дочь неба у нас на земле,
Твои очи - как звезды в полуночной мгле!
Урал
Славен мой
Урал Высотою скал.
Гребни горных круч
Блещут из-за туч.
Месяц серебрит
Ручейки долин,
Сосны, и гранит,
И снега вершин.
Солнце золотит
Сосны и гранит,
Ручейки долин
И снега вершин.
Надо мной шатром
Неба синева,
Шелковым ковром
Вся в цветах трава.
Славит соловей
Песнею своей
Лес, громады гор
И степной простор.
Я гляжу на мир,
Молодой батыр,
Полный вольных дум,
Слышу леса шум.
Славен мой Урал,
В самоцветах весь!
Взвейся выше скал,
Об Урале песнь!
Соловей
Над простором седых ковылей
Полночь лунная тихо плывет.
В перелеске поет соловей,
Не пойму я, о чем он поет.
Не о том ли, что солнце-батыр,
Весь в кольчуге своей золотой,
В блеске страсти обходит весь мир
За красавицей робкой - луной?
Не о том ли, что жемчугом рос
Разукрашены травы и лес,
Что горит самоцветами звезд
Весь шатер необъятных небес.
Над серебряной тихой рекой
Я поставил любимый мой кош.
Он склонился над милой семьей
Вырезными узорами кож.
В сочных травах пасутся стада,
Табуны пышногривых коней,
Меж камнями струится вода,
Не о том ли звенит соловей?
Сердце бьется, как будто в плену,
Мне сдержать мои чувства невмочь.
Я до самой зари не усну
В соловьиную лунную ночь.
Много пташек поет средь ветвей,
По ночам умолкая без сил.
Днем и ночью поет соловей,-
Он весну больше всех полюбил!
Тоска по Родине
Голубые небеса,
Реки, рощи и леса,
Всюду птичьи голоса,
Благодатный мой Урал!
Ты и родина моя,
Ты любовь и жизнь моя,
Ты печаль и песнь моя,
Благодатный мой Урал!
Я стада твои люблю,
Я луга твои люблю,
Я снега твои люблю, Благодатный мой Урал!
Я своей любовью чист,
Как грозой умытый лист,
Как поутру птичий свист,
Благодатный мой Урал!
На чужбине сам грущу,
По твоим лесам грущу,
По твоим степям грущу,
Благодатный мой Урал!
Я не умер, башкиры!
Ты далеко, отчизна моя!
Я б вернулся в родные края,
В кандалах я, башкиры!
Мне пути заметают снега,
Но весною растают снега,
Я не умер, башкиры!
4-страница “Развлекательная”
Викторина
1. Во сколько лет батыром в романе «Салават Юлаев» С. Злобина? (14 лет).
2. Уроженцем какой деревни, волости, дороги, провинции являлся Салават Юлаев? (д. Текеево, Шайтан – Кудеевской волости, Сибирской дороги, Уфимской провинции).
3. Что способствовало физическому совершенствованию Салавата? (скачки, джигитовка, национальная борьба, стрельба из лука, соколиная охота).
4. Кто и в каком году захватил Салавата Юлаева и его сотоварищей? (поручик Лесковский, посланный подполковником Аршеневским, в 1774 году).
5. Что означали литеры на клейме Салавата? (злодей, бунтовщик, изменник).
6. Как называлась крепость куда был отправлен Салават на вечную каторгу? (Рогервик – современное название Палдиски).
7. Из каких стихотворений Салавата эти строки:
«Что он нынче поёт – солнца
жаркий луч или светлую луну
ищет среди туч?» («Соловей»)
«Табун пасётся вдалеке.
В кибитке я лежу…» («Мой кош»)
«Будь как этот беркут, славный воин,
Будь друзьям опорою стальной…(«Юноше воину»)
«Белоснежные цветы на лугах твоих
цветут, и цветы, и соловьи честь
аллаху воздают» («Мой Урал»)
8. Назвать годы жизни башкирского национального героя. (1754 – 1800).
6. Закончить строчки стихотворения или восстановить пропущенные слова из сборника Салавата Юлаева
Славен мой … (Урал),
В …(самоцветах) весь!
Взвейся … (выше) скал
Об Урале … (песнь) !
Кто на … (битву) за свободу
Свой … (народ) ведет – батыр!
Кто, разбив … (врагов) , народу
Звонко песнь споёт - … (батыр)!
2.4.1. Подведение итогов
2.4.2. Подготовить сообщения про жизнь и творчество М.Акмуллы
Список использованных источников:
- Усманова М.Ғ. “Башҡорт теле грамматикаһы” таблицаларҙа һәм схемаларҙа. Өфө,2015.
- Усманова М.Ғ. Солтанғолова З. “Башҡорт теле” башҡорт теле дәүләт теле итеп уҡытылған башланғыс һәм урта профессиональ белем биреү учреждениялары өсөн.Өфө,2015.
Дополнительная литература:
- Нефёдов Ф. Д. «Движение среди башкир перед Пугачевским бунтом. Салават, башкирский батыр», 1880.
- Злобин С. П. «Салават Юлаев». Исторический роман.
- Салават Юлаев. Стихи и песни. Уфа, Башгосиздат, 1992. Перевод Вл. Филова.
- Алмаев, Р. Салават Юлаев в памяти народа / Р. Алмаев // Бельские
- просторы. - 2004. - 11. - С. 176-177.
- Кузбеков, Ф. Образ Салавата Юлаева в фольклоре и в письменной
- литературе / Ф. Кузбеков // Кузбеков Ф. История культуры башкир / Ф.
- Кузбеков. - Уфа: Китап, 1997. -С.48-55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории в 6 классе Тема : « Ермак - национальный герой или казачий разбойник.»
Данный урок разработан к учебнику «История России», автор: А.А.Данилов Л.Г.Косулина. Тема « Ермак - национальный герой или казачий разбойник.». Данный урок знакомит c личностью Ермак...
Классный час "Александр Невский - национальный герой"
Классный час, посвящен героическому пути князя Александра Невского....
Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".
Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...
ФЁДОР ПОЛЕТАЕВ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ДВУХ СТРАН
75 годовщина присвоения Федору Полетаеву звания героя Советского Союза и героя Италии...
ФЁДОР ПОЛЕТАЕВ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ДВУХ СТРАН
75 годовщина присвоения Федору Полетаеву звания героя Советского Союза и героя Италии...
Конспект урока "Тарас Бульба - национальный герой"
Урок развития речи "Тарас Бульба - национальный герой". Конспект урока литературы в 7 классе....
Разработка урока по литературному чтению на родном башкирском языке для 2 класса "Миңлеғәли Шайморатов - башҡорт халҡының милли батыры" , "Минигали Шаймуратов - национальный герой башкирского народа "
Конспект урока по родной башкирской литературе для 2 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения....