Рабочая программа по родной литературе 5-9 кл.
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Федотова Ирина Юрьевна

Рабочая программа по родной литературе 5-9 кл. Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rodnaya_literatura_5-9_kl.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по «Родной литературе» 5-9 класс

Нормативная правовая основа для разработки программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие документы:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

 «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

   Рекомендации ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» для  общеобразовательных организаций о преподавании предметной области «Родной язык и родная литература» (основное общее образование) от 23.10.19.

Рабочая программа по родной литературе для 7-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, а также в соответствии с авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочие программы по литературе 5-9 классы. —  М., «Просвещение», 2016.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Строчковская средняя школа»

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №1      

от    30.08.21.

Руководитель ШМО    

Рыжова С.В.

Согласовано;

Заместитель

директора по УВР

 

 Щербинин Д.Н.

Утверждаю:

Протокол № 1

от  30.08.21.

      Директор МБОУ

«Строчковская сш»

Петрова Л.Г.

Рабочая программа

учебного курса «Родная литература»

5-9 класс

Составитель: учитель русского языка и литературы

                             Федотова Ирина Юрьевна

(первая квалификационная категория)

2021 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родная литература»

Личностными результатами изучения предмета «Родная литература» являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
  • уважительно относиться к родной литературе;
  • оценивать свои и чужие поступки;
  • проявлять внимание, желание больше узнать;
  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;
  • установлению целевых приоритетов;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 7 – 9  классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • характеризовать нравственную позицию героев;
  • формулировать художественную идею произведения;
  • формулировать вопросы для размышления;
  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
  • выразительно читать произведения лирики;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Место курса «Родная литература» в учебном плане

На изучение данного курса в учебном плане отводится 17 часов в 5-8 классах и 16 часов в 9 классе. Всего 84 часа.

Содержание учебного курса

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Древнерусская литература.
  • Русская литература XVIII в.
  • Русская литература XIX в.
  • Русская литература XX в.

5 класс (17 часов)

Раздел из УМК по

Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)»,

предмету «Литература»

изучение которого обеспечено УМК по предмету

«Литература»

Из

русской

литературы

- Сопоставление  сказок  В.А.  Жуковского

и  А.С.

Пушкина

XIX века

«Спящая  царевна»  и  «Сказки  о  мёртвой  царевне  и  о  семи

богатырях».

- Внеклассное   чтение.   П.П.   Ершов   «Конёк-Горбунок».

Соединение

сказочно-фантастических

ситуаций,

художественного  вымысла  с  реалистической  правдивостью,  с

верным изображением картин народного быта.

- Внеклассное    чтение.    Н.В.   Гоголь   «Ночь   перед

Рождеством».

Поэтические

картины

народной    жизни

(праздники, обряды, гулянья). Фольклорные мотивы в создании

образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.

- Внеклассное  чтение.  Н.А.  Некрасов  «На  Волге».  Картины

природы. Раздумья поэта о судьбе народа.

- Поэты о родной природе: Ф.И. Тютчев («Зима недаром

злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени

первоначальной…»),   А.А.   Фет   («Весенний   дождь»),   А.Н.

Плещеев  («Весна»),  И.С.  Никитин  («Утро»,  «Зимняя  ночь  в

деревне»), А.Н. Майков («Ласточки»), И.З. Суриков («Зима»).

Из

русской

литературы

- Внеклассное  чтение.  И.А.  Бунин  «Подснежник».  Тема

ХХ века

исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни

главного героя.

- С.Я.  Маршак  «Двенадцать  месяцев».  Пьеса-сказка  и  её

художественные особенности. Победа добра над злом.

  - Поэты о Родине, родной природе: И.А. Бунин («Помню 

долгий  зимний  вечер…»),  А.  Прокофьев  («Алёнушка»),  Д.Б.

Кедрин  («Алёнушка»),  Н.М.  Рубцов  («Родная  деревня»),  Дон-

Аминадо   («Города   и   годы»).

Стихотворные   лирические

произведения   о   Родине,   родной   природе  как   выражение

поэтического  восприятия  окружающего  мира  и  осмысление

собственного

мироощущения,

настроения.

Конкретные

пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение

образов  волшебных  сказок  и  русской  природы  в  лирических

стихотворениях.

Из

зарубежной

- Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» и «робинзонада» в русской

литературы

литературе: Саша Чёрный («Игорь-Робинзон»), В.П. Астафьев

(«Васюткино озеро»).

- Русская литература и реальность (обобщение).

Раздел из УМК по

Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)»,

предмету «Литература»

изучение которого обеспечено УМК по предмету

«Литература»

Из  русской  литературы

 - Что   такое   лирика?   На   примере   стихотворений   Е.А.

XIX века

Баратынского «Весна,  весна!  Как  воздух чист…» и «Чудный

6 класс (17 часов)

                                                               град…»

- Стихотворения        А.С.        Пушкина.        «Узник»:        вольнолюбивые

устремления поэта, народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро»: мотивы единства красоты человека и красоты природы; роль антитезы в композиции произведения. «Зимняя дорога»: приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть; ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги; тема жизненного пути. «И.И. Пущину»: светлое чувство дружбы; художественные особенности стихотворного послания.

- М.Ю. Лермонтов. «Тучи»: чувство одиночества и тоски; любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине; приём сравнения как основа построения стихотворения.

- Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья» и «Неохотно и несмело…»: передача переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта; сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы; «Листья» как символ краткой, но яркой жизни.

- А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них –– у дуба, у

берёзы…»: природа как воплощение прекрасного; переплетение и взаимодействие тем природы и любви; гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета; краски и звуки в пейзажной лирике.

- Я. Полонский. Стихотворения «По горам две хмурых тучи…» и «Посмотри, какая мгла…»: выражение переживаний в стихотворениях о родной природе; художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Из        русской        литературы        - Стихотворения  о  Великой  Отечественной  войне.  К.М.

ХХ века        Симонов («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»). Д.С. Самойлов («Сороковые»). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

- Родная природа в русской поэзии ХХ века: А.А. Блок («Летний вечер», «О, как безумно за окном…»), С.А. Есенин («Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»), А.А. Ахматова («Перед весной бывают дни такие…»). Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

- Обобщение изученного. Черты внутреннего мира лирического героя. Картины реальности в лирических стихотворениях. Выразительность лирической речи. Лирика и живопись. Лирика и музыка.

7 класс (17 часов)

Раздел из УМК по

Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)»,

предмету «Литература»

изучение которого обеспечено УМК по предмету

«Литература»

Из  русской  литературы

 - М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Одна день

XVIII века

восшествия… 1747 года» (фрагмент). Уверенность Ломоносова

в будущем русской науки и её творцов. Признание труда, деяний

на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

 - Г.Р.  Державин.  Стихотворения  «Река  времён  в  своём

стремленьи…»,  «На  птичку»,  «Признание».  Размышления  о

смысле жизни, о судьбе, о вечном. Утверждение необходимости        

свободы творчества.

Из

русской

литературы

- А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

XIX века

Образ  летописца.  Монолог  Пимена:  размышления  о  труде

летописца как о нравственном подвиге. Историческое прошлое и

настоящее в монологе Пимена.

- А.К.  Толстой.  «Василий  Шибанов»  и  «Князь  Михайло

Репнин».   Воспроизведение   исторического   колорита   эпохи.

Правда   и   вымысел.   Тема   древнерусского   «рыцарства»,

противостоящего самовластию. Историческая баллада как жанр.

Стихотворения

«Край   ты

мой,

родимый

край…»   и

«Благовест».  Поэтическое  выражение  авторского  настроения,

миросозерцания. Напоминание о вечном.

- Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. Главы 7, 12, 16, 19 из

повести   «Детство».   Внутренний   мир   ребёнка. Острота   в

постановке   нравственных   вопросов.   Сочетание   временных

планов прошлого и настоящего в автобиографической прозе.

- Внеклассное чтение. Сатирическая сказка М.Е. Салтыкова-

Щедрина  «Дикий  помещик».  Взгляд  писателя  на  настоящее:

внутренний  мир и  судьба помещика. Тема народа. Гротеск  в

сатирическом произведении.

- А.П.  Чехов.  Рассказы  «Злоумышленник»  и  «Размазня».

Писатель    и    современная    ему    эпоха.    Многогранность

комического.

Из

русской

литературы

- Внеклассное    чтение.    Л.Н.    Андреев.    «Ангелочек».

ХХ века

Нравственно-психологический  мир  главного  героя  рассказа.

Черты рождественского рассказа.

- На дорогах войны. Интервью с поэтом–участником Великой

Отечественной

войны.

Героизм,

патриотизм,

самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в

стихотворениях   А.А.   Ахматовой,   К.М.   Симонова,   А.Т.

Твардовского, А. Суркова. Ритмы и образы военной лирики.

- Стихотворения о Родине, родной природе С.А. Есенина,

Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова.

- Ф.А.  Абрамов.  «О  чём  плачут  лошади?»  Эстетические  и

нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

- Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Духовное напутствие

молодёжи. Публицистика.

- Песни  на  стихи  русских  поэтов  ХХ  века.  А.  Вертинский

(«Доченьки»), И. Гофф («Русское поле»), Б.Ш. Окуджава («По

Смоленской  дороге…»).  Лирические  размышления  о  жизни,

быстро текущем времени.

- Обобщение изученного: лики времени в русской литературе.

8 класс (17 часов)

Раздел из УМК по

Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)»,

предмету «Литература»

изучение которого обеспечено УМК по предмету

«Литература»

Из

русской

литературы

- И.А.  Крылов.  «Обоз».  Критика  вмешательства  императора

XIX века

Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной

войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние таких пороков, как

самонадеянность, безответственность, зазнайства. Проявление в

басне прозы жизни.

- К.Ф.  Рылеев.  «Смерть  Ермака».  Историческая  тема  думы.

Ермак   Тимофеевич   –   главный   герой   думы,   один   из

предводителей казаков. Поэтизация Ермака. Тема расширения

русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной

песни о Ермаке.

- А.С.  Пушкин.  «19  октября»  (1825  г.).  Мотивы  дружбы,

прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный

жизненный   стержень   сообщества   избранных.   Поэтизация

дружбы и лицея Пушкиным.

- Пугачёв в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и его

историческом труде «История Пугачёва». Сопоставление.

- Н.В.  Гоголь.  «Шинель».

Потеря  Башмачкиным

лица

(одиночество,  косноязычие).  Шинель  как  последняя  надежда

согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург

как  символ  вечного  адского  холода.  Незлобивость  мелкого

чиновника,  обладающего  духовной  силой  и  противостоящего

бездушию   общества.   Роль   фантастики   в   художественном

произведении. Поэзия и проза жизни в повести.

- М.Е.   Салтыков-Щедрин.

«История

одного   города»

(отрывок).

Художественно-политическая

сатира

на

современные писателю порядки. Ирония писателя. Гротескные

образы градоначальников. Пародия на официальные

исторические сочинения.

- Поэзия родной природы в русской литературе XIX века: А.С.

Пушкин   («Цветы   последние

милей…»),   М.Ю.   Лермонтов

(«Осень»), Ф.И. Тютчев («Осенний вечер»), А.А. Фет («Первый

ландыш»), А.Н. Майков («Поле зыблется цветами…».

Из

русской

литературы

- И.С.  Шмелёв.  «Как  я  стал  писателем».  Рассказ  о  пути  к

ХХ века

творчеству.

-

Журнал

«Сатирикон»

(отрывки).

Сатирическое

изображение   исторических   событий.   Приёмы   и   способы

создания  сатирического  повествования.  Смысл  иронического

повествования о прошлом.

- Сатира  и  юмор  в  рассказах  М.М.  Зощенко  «История

болезни» и Тэффи «Жизнь и воротник».

-

Стихи  и  песни  о  Великой  Отечественной  войне:

М.В.

Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Ш. Окуджава («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянов («Соловьи»), Л.И. Ошанин («Дороги»). Лирические и героические песни. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

- Русские поэты о родине, родной природе: И.Ф. Анненский («Снег»), Д. Мережковский («Родное», «Не надо звуков»), Н.А. Заболоцкий («Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»), Н.М. Рубцов («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»).

- Поэты русского Зарубежья об оставленной ими родине: Н.Оцуп («Мне трудно без России…», отрывок), З. Гиппиус («Знайте!», «Так и есть»), Дон-Аминадо («Бабье лето»), И.А. Бунин («У птицы есть гнездо…»). Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

- Поэзия и проза жизни в русской литературе. Обобщение изученного.

9 класс (16 часов)

Раздел из УМК по

Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)»,

предмету «Литература»

изучение которого обеспечено УМК по предмету

«Литература»

Из

древнерусской

- «Слово о полку Игореве» и христианская система жизненных

литературы

ценностей.

Из

русской

литературы

- М.В.  Ломоносов.  «Одна  день  восшествия…  1747  года».

XVIII века

Западноевропейская одическая традиция и творческая

индивидуальность русского поэта.

- Г.Р.  Державин.  «Памятник».  Традиции  Горация.  Мысль  о

бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его

особенности. Оценка в стихотворении собственного

поэтического новаторства.

- Повесть   Н.М.  Карамзина  «Бедная   Лиза»  и   традиции

западноевропейского сентиментализма.

Из

 русской

литературы

- «Светлана»  В.А.  Жуковского  как  переложение  баллады

XIX века

Бюргера «Ленора».

- Внеклассное чтение.  Ж.Б. Мольер «Мизантроп».  Чацкий и

Альцест (сопоставление).

- «Пророк» А.С. Пушкина в контексте библейской традиции.

- А.С.  Пушкин.  Стихотворение  «Я  памятник  себе  воздвиг

нерукотворный» в свете традиций Горация и Г.Р. Державина.

- А.С. Пушкин и Д.Г. Байрон («К морю», романтические поэмы,

«Евгений Онегин»). Образ Байрона. Байронические мотивы.

- А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Музыка Моцарта в

пушкинском  произведении  как  образ.  Проблема  «гения  и

злодейства».  Трагедийное  начало.  Два  типа  мировосприятия,

олицетворённые  в  двух  персонажах  пьесы.  Отражение  их

нравственных позиций в сфере творчества.

- М.Ю.  Лермонтов  и  Д.Г.  Байрон.  «Нет,  я  не  Байрон,  я

другой…», «Душа моя мрачна».

- М.Ю.  Лермонтов.  «Герой  нашего  времени».  Печорин  и

Фауст.

- Н.В.    Гоголь.    «Мёртвые    души».    Соотношение    с

«Божественной  комедией»  Данте,  с  плутовским  романом,

романом-путешествием.

Русская  литература  ХХ

 - Внеклассное чтение. Произведения западноевропейской

века

культуры в современном рассказе: Т.Н. Толстая («Смотри на

оброте»), А. Геласимов («Нежный возраст»).

- Русская  литература  и  пространство  мировой  культуры.

Обобщение изученного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе

Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...