Рабочая программа по родной литературе 5-9 кл.
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по родной литературе 5-9 кл. Коровиной В.Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rodnaya_literatura_5-9_kl.docx | 55.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по «Родной литературе» 5-9 класс
Нормативная правовая основа для разработки программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие документы:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Рекомендации ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» для общеобразовательных организаций о преподавании предметной области «Родной язык и родная литература» (основное общее образование) от 23.10.19.
Рабочая программа по родной литературе для 7-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, а также в соответствии с авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочие программы по литературе 5-9 классы. — М., «Просвещение», 2016.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Строчковская средняя школа»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №1 от 30.08.21. Руководитель ШМО Рыжова С.В. | Согласовано; Заместитель директора по УВР
Щербинин Д.Н. | Утверждаю: Протокол № 1 от 30.08.21. Директор МБОУ «Строчковская сш» Петрова Л.Г. |
Рабочая программа
учебного курса «Родная литература»
5-9 класс
Составитель: учитель русского языка и литературы
Федотова Ирина Юрьевна
(первая квалификационная категория)
2021 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература»
Личностными результатами изучения предмета «Родная литература» являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
- уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки;
- проявлять внимание, желание больше узнать;
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса «Родная литература» является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
- совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
- планированию пути достижения цели;
- установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
- учитывать условия выполнения учебной задачи;
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения;
- извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- аргументировать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 7 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
- владеть различными видами пересказа,
- пересказывать сюжет;
- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
- характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
- характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
- формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- характеризовать нравственную позицию героев;
- формулировать художественную идею произведения;
- формулировать вопросы для размышления;
- участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
- давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
- выразительно читать произведения лирики;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Место курса «Родная литература» в учебном плане
На изучение данного курса в учебном плане отводится 17 часов в 5-8 классах и 16 часов в 9 классе. Всего 84 часа.
Содержание учебного курса
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII в.
- Русская литература XIX в.
- Русская литература XX в.
5 класс (17 часов)
Раздел из УМК по | Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)», | ||||||
предмету «Литература» | изучение которого обеспечено УМК по предмету | ||||||
«Литература» | |||||||
Из | русской | литературы | - Сопоставление сказок В.А. Жуковского | и А.С. | Пушкина | ||
XIX века | «Спящая царевна» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи | ||||||
богатырях». | |||||||
- Внеклассное чтение. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». | |||||||
Соединение | сказочно-фантастических | ситуаций, | |||||
художественного вымысла с реалистической правдивостью, с | |||||||
верным изображением картин народного быта. | |||||||
- Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед | |||||||
Рождеством». | Поэтические | картины | народной жизни | ||||
(праздники, обряды, гулянья). Фольклорные мотивы в создании | |||||||
образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. | |||||||
- Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов «На Волге». Картины | |||||||
природы. Раздумья поэта о судьбе народа. | |||||||
- Поэты о родной природе: Ф.И. Тютчев («Зима недаром | |||||||
злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени | |||||||
первоначальной…»), А.А. Фет («Весенний дождь»), А.Н. | |||||||
Плещеев («Весна»), И.С. Никитин («Утро», «Зимняя ночь в | |||||||
деревне»), А.Н. Майков («Ласточки»), И.З. Суриков («Зима»). | |||||||
Из | русской | литературы | - Внеклассное чтение. И.А. Бунин «Подснежник». Тема | ||||
ХХ века | исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни | ||||||
главного героя. | |||||||
- С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Пьеса-сказка и её | |||||||
художественные особенности. Победа добра над злом. | |||||||
- Поэты о Родине, родной природе: И.А. Бунин («Помню – | |||||||
долгий зимний вечер…»), А. Прокофьев («Алёнушка»), Д.Б. | |||||||
Кедрин («Алёнушка»), Н.М. Рубцов («Родная деревня»), Дон- | |||||||
Аминадо («Города и годы»). | Стихотворные лирические | ||||||
произведения о Родине, родной природе как выражение | |||||||
поэтического восприятия окружающего мира и осмысление | |||||||
собственного | мироощущения, | настроения. | Конкретные | ||||
пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение | |||||||
образов волшебных сказок и русской природы в лирических | |||||||
стихотворениях. | |||||||
Из | зарубежной | - Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» и «робинзонада» в русской | |||||
литературы | литературе: Саша Чёрный («Игорь-Робинзон»), В.П. Астафьев | ||||||
(«Васюткино озеро»). | |||||||
- Русская литература и реальность (обобщение). | |||||||
Раздел из УМК по | Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)», | ||||||
предмету «Литература» | изучение которого обеспечено УМК по предмету | ||||||
«Литература» | |||||||
Из русской литературы | - Что такое лирика? На примере стихотворений Е.А. | ||||||
XIX века | Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» и «Чудный | ||||||
6 класс (17 часов)
град…»
- Стихотворения А.С. Пушкина. «Узник»: вольнолюбивые
устремления поэта, народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро»: мотивы единства красоты человека и красоты природы; роль антитезы в композиции произведения. «Зимняя дорога»: приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть; ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги; тема жизненного пути. «И.И. Пущину»: светлое чувство дружбы; художественные особенности стихотворного послания.
- М.Ю. Лермонтов. «Тучи»: чувство одиночества и тоски; любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине; приём сравнения как основа построения стихотворения.
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Листья» и «Неохотно и несмело…»: передача переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта; сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы; «Листья» как символ краткой, но яркой жизни.
- А.А. Фет. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них –– у дуба, у
берёзы…»: природа как воплощение прекрасного; переплетение и взаимодействие тем природы и любви; гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета; краски и звуки в пейзажной лирике.
- Я. Полонский. Стихотворения «По горам две хмурых тучи…» и «Посмотри, какая мгла…»: выражение переживаний в стихотворениях о родной природе; художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Из русской литературы - Стихотворения о Великой Отечественной войне. К.М.
ХХ века Симонов («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»). Д.С. Самойлов («Сороковые»). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
- Родная природа в русской поэзии ХХ века: А.А. Блок («Летний вечер», «О, как безумно за окном…»), С.А. Есенин («Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»), А.А. Ахматова («Перед весной бывают дни такие…»). Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
- Обобщение изученного. Черты внутреннего мира лирического героя. Картины реальности в лирических стихотворениях. Выразительность лирической речи. Лирика и живопись. Лирика и музыка.
7 класс (17 часов)
Раздел из УМК по | Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)», | |||||||||
предмету «Литература» | изучение которого обеспечено УМК по предмету | |||||||||
«Литература» | ||||||||||
Из русской литературы | - М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Одна день | |||||||||
XVIII века | восшествия… 1747 года» (фрагмент). Уверенность Ломоносова | |||||||||
в будущем русской науки и её творцов. Признание труда, деяний | ||||||||||
на благо Родины важнейшей чертой гражданина. | ||||||||||
- Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времён в своём | ||||||||||
стремленьи…», «На птичку», «Признание». Размышления о | ||||||||||
смысле жизни, о судьбе, о вечном. Утверждение необходимости | ||||||||||
свободы творчества. | ||||||||||
Из | русской | литературы | - А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). | |||||||
XIX века | Образ летописца. Монолог Пимена: размышления о труде | |||||||||
летописца как о нравственном подвиге. Историческое прошлое и | ||||||||||
настоящее в монологе Пимена. | ||||||||||
- А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло | ||||||||||
Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. | ||||||||||
Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», | ||||||||||
противостоящего самовластию. Историческая баллада как жанр. | ||||||||||
Стихотворения | «Край ты | мой, | родимый | край…» и | ||||||
«Благовест». Поэтическое выражение авторского настроения, | ||||||||||
миросозерцания. Напоминание о вечном. | ||||||||||
- Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. Главы 7, 12, 16, 19 из | ||||||||||
повести «Детство». Внутренний мир ребёнка. Острота в | ||||||||||
постановке нравственных вопросов. Сочетание временных | ||||||||||
планов прошлого и настоящего в автобиографической прозе. | ||||||||||
- Внеклассное чтение. Сатирическая сказка М.Е. Салтыкова- | ||||||||||
Щедрина «Дикий помещик». Взгляд писателя на настоящее: | ||||||||||
внутренний мир и судьба помещика. Тема народа. Гротеск в | ||||||||||
сатирическом произведении. | ||||||||||
- А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» и «Размазня». | ||||||||||
Писатель и современная ему эпоха. Многогранность | ||||||||||
комического. | ||||||||||
Из | русской | литературы | - Внеклассное чтение. Л.Н. Андреев. «Ангелочек». | |||||||
ХХ века | Нравственно-психологический мир главного героя рассказа. | |||||||||
Черты рождественского рассказа. | ||||||||||
- На дорогах войны. Интервью с поэтом–участником Великой | ||||||||||
Отечественной | войны. | Героизм, | патриотизм, | |||||||
самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в | ||||||||||
стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. | ||||||||||
Твардовского, А. Суркова. Ритмы и образы военной лирики. | ||||||||||
- Стихотворения о Родине, родной природе С.А. Есенина, | ||||||||||
Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова. | ||||||||||
- Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади?» Эстетические и | ||||||||||
нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. | ||||||||||
- Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Духовное напутствие | ||||||||||
молодёжи. Публицистика. | ||||||||||
- Песни на стихи русских поэтов ХХ века. А. Вертинский | ||||||||||
(«Доченьки»), И. Гофф («Русское поле»), Б.Ш. Окуджава («По | ||||||||||
Смоленской дороге…»). Лирические размышления о жизни, | ||||||||||
быстро текущем времени. | ||||||||||
- Обобщение изученного: лики времени в русской литературе. |
8 класс (17 часов)
Раздел из УМК по | Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)», | |||||||
предмету «Литература» | изучение которого обеспечено УМК по предмету | |||||||
«Литература» | ||||||||
Из | русской | литературы | - И.А. Крылов. «Обоз». Критика вмешательства императора | |||||
XIX века | Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной | |||||||
войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние таких пороков, как | ||||||||
самонадеянность, безответственность, зазнайства. Проявление в | ||||||||
басне прозы жизни. | ||||||||
- К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. | ||||||||
Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из | ||||||||
предводителей казаков. Поэтизация Ермака. Тема расширения | ||||||||
русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева – основа народной | ||||||||
песни о Ермаке. | ||||||||
- А.С. Пушкин. «19 октября» (1825 г.). Мотивы дружбы, | ||||||||
прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный | ||||||||
жизненный стержень сообщества избранных. Поэтизация | ||||||||
дружбы и лицея Пушкиным. | ||||||||
- Пугачёв в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и его | ||||||||
историческом труде «История Пугачёва». Сопоставление. | ||||||||
- Н.В. Гоголь. «Шинель». | Потеря Башмачкиным | лица | ||||||
(одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда | ||||||||
согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург | ||||||||
как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого | ||||||||
чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего | ||||||||
бездушию общества. Роль фантастики в художественном | ||||||||
произведении. Поэзия и проза жизни в повести. | ||||||||
- М.Е. Салтыков-Щедрин. | «История | одного города» | ||||||
(отрывок). | Художественно-политическая | сатира | на | |||||
современные писателю порядки. Ирония писателя. Гротескные | ||||||||
образы градоначальников. Пародия на официальные | ||||||||
исторические сочинения. | ||||||||
- Поэзия родной природы в русской литературе XIX века: А.С. | ||||||||
Пушкин («Цветы последние | милей…»), М.Ю. Лермонтов | |||||||
(«Осень»), Ф.И. Тютчев («Осенний вечер»), А.А. Фет («Первый | ||||||||
ландыш»), А.Н. Майков («Поле зыблется цветами…». | ||||||||
Из | русской | литературы | - И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к | |||||
ХХ века | творчеству. | |||||||
- | Журнал | «Сатирикон» | (отрывки). | Сатирическое | ||||
изображение исторических событий. Приёмы и способы | ||||||||
создания сатирического повествования. Смысл иронического | ||||||||
повествования о прошлом. | ||||||||
- Сатира и юмор в рассказах М.М. Зощенко «История | ||||||||
болезни» и Тэффи «Жизнь и воротник». | ||||||||
- | Стихи и песни о Великой Отечественной войне: | М.В. | ||||||
Исаковский («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Ш. Окуджава («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянов («Соловьи»), Л.И. Ошанин («Дороги»). Лирические и героические песни. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
- Русские поэты о родине, родной природе: И.Ф. Анненский («Снег»), Д. Мережковский («Родное», «Не надо звуков»), Н.А. Заболоцкий («Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»), Н.М. Рубцов («По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»).
- Поэты русского Зарубежья об оставленной ими родине: Н.Оцуп («Мне трудно без России…», отрывок), З. Гиппиус («Знайте!», «Так и есть»), Дон-Аминадо («Бабье лето»), И.А. Бунин («У птицы есть гнездо…»). Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.
- Поэзия и проза жизни в русской литературе. Обобщение изученного.
9 класс (16 часов)
Раздел из УМК по | Содержание уроков по предмету «Родная литература (русская)», | ||
предмету «Литература» | изучение которого обеспечено УМК по предмету | ||
«Литература» | |||
Из | древнерусской | - «Слово о полку Игореве» и христианская система жизненных | |
литературы | ценностей. | ||
Из | русской | литературы | - М.В. Ломоносов. «Одна день восшествия… 1747 года». |
XVIII века | Западноевропейская одическая традиция и творческая | ||
индивидуальность русского поэта. | |||
- Г.Р. Державин. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о | |||
бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его | |||
особенности. Оценка в стихотворении собственного | |||
поэтического новаторства. | |||
- Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и традиции | |||
западноевропейского сентиментализма. | |||
Из | русской | литературы | - «Светлана» В.А. Жуковского как переложение баллады |
XIX века | Бюргера «Ленора». | ||
- Внеклассное чтение. Ж.Б. Мольер «Мизантроп». Чацкий и | |||
Альцест (сопоставление). | |||
- «Пророк» А.С. Пушкина в контексте библейской традиции. | |||
- А.С. Пушкин. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг | |||
нерукотворный» в свете традиций Горация и Г.Р. Державина. | |||
- А.С. Пушкин и Д.Г. Байрон («К морю», романтические поэмы, | |||
«Евгений Онегин»). Образ Байрона. Байронические мотивы. | |||
- А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Музыка Моцарта в | |||
пушкинском произведении как образ. Проблема «гения и | |||
злодейства». Трагедийное начало. Два типа мировосприятия, | |||
олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их | |||
нравственных позиций в сфере творчества. | |||
- М.Ю. Лермонтов и Д.Г. Байрон. «Нет, я не Байрон, я | |||
другой…», «Душа моя мрачна». | |||
- М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин и | |||
Фауст. | |||
- Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Соотношение с | |||
«Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, | |||
романом-путешествием. | |||
Русская литература ХХ | - Внеклассное чтение. Произведения западноевропейской | ||
века | культуры в современном рассказе: Т.Н. Толстая («Смотри на | ||
оброте»), А. Геласимов («Нежный возраст»). | |||
- Русская литература и пространство мировой культуры. | |||
Обобщение изученного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе
Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...