Повышение качества знаний учащихся на уроках адыгейского языка в русскоязычной школе. Учитель: Ачмиз М.З. МБОУ «СШ№9» п.Отрадный Тема урока: «Нарт эпосыр», 6 класс. Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Указательные местоимения»; обеспечить условия для активизации грамматического материала; способствовать развитию творческих способностей, памяти, воображения, языковых и речевых умений; создавать условия для формирования коммуникативной культуры; Тип урока: комбинированный Планируемые результаты (предметные): - активно использовать в речи лексику по теме, предложения с использованием указательных местоимений;
- понимать на слух текст, построенный на изученном лексическом и грамматическом материале;
- пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
- делать обобщения на основе анализа изученного грамматического материала; пользоваться языковой догадкой;
Универсальные учебные действия (метапредметные): Личностные: - осознают, что язык является важным средством общения между людьми;
- проявляют познавательный интерес к учебной деятельности;
Регулятивные: - оценивают правильность выполнения действий;
- слушают, читают в соответствии с целевой установкой;
- выбирают наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;
Познавательные: - используют грамматические и речевые модели;
- проводят сравнения;
- осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, раздаточного материала, презентации;
- устанавливают причинно-следственные связи;
Коммуникативные: - понимают на слух речь учителя, одноклассников;
- осознанно строят высказывания по теме;
- адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи;
- осуществляют коммуникацию в малых и больших группах;
- толерантно относятся к чужой точке зрения;
Образовательные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, карта Тахтамукайского района, раздаточный материал для проектной работы, тесты, карточки. Методы обучения: - поисковый
- имитационный
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
Виды учебной деятельности: - сравнение, сопоставление, анализ
- составление высказывания по алгоритму
- планирование учебного сотрудничества
- моделирование и проектирование
- накопление опыта в составлении высказываний
- контроль, коррекция
Описание технологий Информационно-коммуникационные технологии | -демонстрационный показ слайдов при развитии умений говорения; -обеспечение практической направленности обучения; | Проектная методика | -создание условий для активной совместной деятельности учащихся в учебной ситуации; | Здоровьесберегающие технологии | -разнообразные виды работы, новизна и нетрадиционность материала; -использование приема релаксации; |
Модель урока Организационный момент. Мобилизирующий этап. Этап целеполагания. Этап реализации системно-деятельностностного подхода, в ходе которого осуществляется отработка лексических и грамматических навыков. Этап творческой самореализации обучения (работа над минипроектом). Этап рефлексии. Ход урока. 1. Организационный момент. Приветствие. Вводные вопросы урока (дата, день недели, отсутствующие) 2. Мобилизирующий этап (создается с целью активизации внимания, эмоционального настроя учащихся на урок). А). Давайте вместе посмотрим на экран и ещё раз увидим знакомых героев. Кто они? Презентация на тему: «Герои из нартского эпоса». ( Сосруко, Тлепш, Ащэмэз, Пэтэрэз, Сэтэнай, Адыиф, Бэдах). Б).Упражнение 1,стр.93 (чтение и перевод текста о нартах) -Слово нарты- «нэр» «ты»- глаз дарящий.(Нарты славили своими поступками адыгскую землю и готовы были пожертвовать самым дорогим ради благополучия другого человека). -Показ фотографии нартоведа Аскера Гадагатля. Эпос издан в 7 томах на двух языках. Его читают адыги проживающие более, чем в 50 странах мира. 3. Этап целеполагания. Мы сегодня с вами на уроке вспомним местоимения и научимся употреблять в речи указательные местоимения. Вы сможете поиграть и проверить свои знания с помощью разных заданий. А). На Руси богатыри воспевались в былинах. Они были защитниками Отечества, патриотами, это были люди, которые делали только добрые дела. Кто они? (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец).Посмотрите небольшой отрывок мультфильма о богатырях и запишите указательные местоимения, которые вы услышите. Ответы: этот, тот, он, она, они.
В адыгейском языке указательные местоимения (къэзгъэлъэгъорэ ц1эпапк1эхэр): этот(мыр), тот(мор), он,она(ар). Упражнение5,стр.94 ,найдите указательные местоимения. 4. Фонетическая зарядка. Ученики слушают рифмовку, повторяют за учителем (стр.93 «Саусэрыкъо сыфэдэн»). 5. Этап реализации системно-деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется отработка лексических навыков. А),Составление диалога. Б).Мини-тест. в).Работа в парах. На столах картинки и предложения. Необходимо правильно подобрать к картинкам соответствующие предложения. 6. Динамическая пауза (исполнение песни о нартах). 8. Этап реализации системно-деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется отработка лексических навыков (продолжение). А). Составить из данных слов предложения.Упражнение3,стр.94 А теперь посмотрите правильный вариант ответа на экране.
Б).На экране появились предложения. Вы должны на карточках напротив предложений поставить «+», если правильно и «–», если не верно. Карточки: 1.Ар пшъэшъэ хъупхъ. «+» 2.Сэ мэзым тэк1о. «-» 3. Мыхэр сурэт дахэх. «+» 4. Мыр тэ сисад. «-» 5. Ахэр к1элэ 1ушых. «+» Вставить проущенные буквы и записать пословицы. Л .ыг.эм ыпэр ак.ыл. Сначала –ум,з атем –мужество. Л.ыш.у и.ашэ шыг.э.У настоящего мужчины оружие всегда в готовности.
9. Этап творческой самореализации обучения (работа над мини проектом). А). Составление кластера. Къэзгъэлъэгъорэ ц1эпапк1эр(зы пчъагъ):
1. нарт Шэбатныкъу. 2. Сэтэнае икъэгъагъ.
3. 1ошъхьэмафэ дэк1оягъ. 4. ишэу Тхъожъые ешэсыгъ. Къэзгъэлъэгъорэ ц1эпапк1эр(бэ пчъагъ):
- нарт эпосым щыщ л1ыхъужъых. 2. нарт къэбархэр лъэшэу як1ас.
Б). «Закончить начало рассказа». Много лет назад, где мы живем, у моря жило большое племя. Их называли нартами. Они были высокими, красивыми и сильными. И в сражении и в труде им не было равных. Говорят, что мы произошли от них. Нарты жили хорошо, созывали Хасэ.И вот они стали умирать. Они попросили Тха...(продолжить) 1ученик . Они попросили Тха, чтобы они жили до тех пор, пока не справятся со злом. 2ученик. Они попросили Тха, чтобы они превратились в горы, чтобы совсем не исчезнуть с земли. Молодцы! А на самом деле было так. Они попросили Тха: «Раз ты хочешь, чтобы мы исчезли дай нам какое-нибудь съедобное растение, чтобы его называли нашим именем и нас вспоминали. Поэтому Тха дал, такое же высокое, как нарты, с головками-початками, с зубами-зернами.(Натрыф-кукуруза) - Игра: « Переводчик» В).Карта Тахтамукайского района. Между п.Отрадным и Тахтамукаем находится курган, где захоронен Сосруко со своим конем Тхожием. Говорят, что с наступлением весны Сосруко оживает и мечтает пожить на земле хотя бы три дня, чтобы расправится со все злом.(чтение отрывка из нартского эпоса) Уашъор зышхъант1эу Уцыр зыкъашхъоу Зыкъэс1этэу мы дунаем Сыкъытехьагъэемэ Ч1ым мэзахэу тетыр Сэ зэбгырысфыни!
10. Этап рефлексии. Обучающие оценивают свою работу на уроке по следующей схеме: а) прием незаконченного предложения узнал … познакомился … запомнил … выучил … б) рефлексия достижения цели знаю, как … умею … 11. Итог урока. |