Интегрированный урок ОЛОНХО - героический эпос
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме
Интегрированный урок для учащихся художественных школ и студий и сетевой урок для младших школьников и старших дошкольников общеобразовательных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 304.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа
г. Удачный
художественное отделение
Методическая разработка
Интегрированного урока для учащихся художественных школ и студий,
и урока сетевого взаимодействия для детей младшего школьного возраста и дошкольников.
Тема: «Олонхо – героический эпос»
Разработали: Божко Евгения Валерьевна
преподаватель художественного отделения
Шарапова Светлана Викторовна
преподаватель художественного отделения
2012г.
Тема урока: «Олонхо – героический эпос»
Тип занятия: комбинированный (теоретический и практический)
Для учащихся художественных школ и студий.
Занятие №1
Цель: познакомить с якутским народным эпосом Олонхо. Его кратким содержанием: представлением о строении мира древнего народа Саха, главными героями эпоса и их подвигами. Привить интерес к национальным традициям и любовь к культуре родного края.
Задачи:
Образовательные:
- познакомится с особенностями национальной культуры народов Саха;
- сформировать представления о многообразии художественного творчества разных народов;
- знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера;
- подчеркнуть значимость эпоса в национальной культуре;
- сформировать широкий спектр представлений учеников об искусстве как особой деятельности художника;
- познакомить с репродукциями картин известного художника, олонхосута в живописи – Тимофея Степанова.
Развивающие:
- развить фантазию и кругозор учащихся.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Умение работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка живописи: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.
Ход урока:
- Краткое чтение героического эпоса «Нюргун Боотур Стремительный»
5-7мин.
- Разработка эскиз по намеченному замыслу 10-15мин.
- Коллективное обсуждение замысла работ: техники исполнения, идеи, фантазийного замысела, композиционного размещения, решения в цветовой гамме. 20 мин.
- Продолжение работы: перенос и работа в красках идеи композиции на основной рекомендуемый формат:
А2 – продолжительность выполнения работы - 10-12час.;
А3 – продолжительность выполнения работы - 8-10час.;
А4 – продолжительность выполнения работы - 4-6час.
Педагогом осуществляется периодический индивидуальный контроль работ учащихся. Подведение итогов – коллективный просмотр и анализ работ.
Самые удачные работы оформляются в выставку для проведения интегрированного занятия.
Работы учеников
Урок-экскурс(урок сетевого взаимодействия) для учащихся младших классов общеобразовательных школ и подготовительных групп детсадов.
Занятие №2
Цель: познакомить с народным эпосом Олонхо. Его кратким содержанием: представлением о строении мира древнего народа Саха, главными героями эпоса и их подвигами. Привить интерес к национальным традициям и любовь к культуре родного края через изобразительное искусство.
Задачи: подчеркнуть значимость эпоса в национальной культуре. Познакомить с репродукциями картин известного художника, олонхосута в живописи – Тимофея Степанова. Просмотреть творческие работы юных художников школы искусств на выставке «Страна Олонхо».
Методическое обеспечение
- Героический эпос «Нюргун Боотур Стремительный»
- Репродукции картин Тимофея Степанова.
- Выставка детских работ учеников художественной школы станковой и прикладной композиции.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Ход урока:
- Вводная часть: «Край, в котором я живу» - 5 мин.
- Краткая беседа о народных традициях, сохранившихся до наших дней – 3-5 мин.
- Рассказ (краткое содержание) эпоса, сопровождаемое показом репродукций картин Т. Степанова – 25 мин.
- Просмотр выставки детских работ – 10-12 мин.
- Подведение итогов – 3-5 мин.
Содержание урока
Урок начинается с беседы о родном крае: о красоте северной природы, климате, природных богатствах и полезных ископаемых.
Преподаватель в ходе беседы задаёт учащимся вопросы:
- А знаете ли вы, какой у нас климат?
- Какие растут деревья, ягоды?
- Какие водятся животные, птицы, рыбы?
- А что такое «полезные ископаемые» и какие из них добываются в наших краях?
Учитель краеведения помогает ребятам вспомнить животный и растительный мир и перечислить природные богатства нашего края.
Далее ведущий преподаватель рассказывает учащимся, что существуют нематериальные богатства республики. Это – культура народа; его традиции, песни, танцы, древние придания. Урок продолжается в форме беседы с наводящими вопросами:
- Знаете ли вы традиции, дошедшие до наших дней, например, праздник «Ысыах»?
- А слышали ли вы об эпосе «Олонхо»?
Преподаватель рассказывает, что венцом словесного искусства якутского народа являются большие героические сказания, называемые Олонхо. Олонхо – общее название, состоящее из множества сказаний. Одно из самых крупных Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» собрал учёный, поэт Платон Ойунский. Прежде чем издать книгу Ойунский ездил по улусам и у стареньких олонхосутов собирал фольклор.
Далее преподаватель передаёт краткое содержание эпоса. Рассказ о строении миров, главных героях и их подвигах.
Рассказ сопровождается показом репродукций картин якутского художника Тимофея Степанова: «Верхний мир», «Серединный мир», «Страна Олонхо» и др.
(Временной регламент урока не позволяет более подробно познакомится с эпосом. Поэтому в зависимости от учебной программы можно более подробно познакомиться с Олонхо на уроках краеведения или посоветовать учащимся самостоятельно найти в детской библиотеке героические песни Олонхо для внеклассного чтения)
В завершении рассказа надо обязательно напомнить, что Олонхо является культурным памятником под охраной ЮНЕСКО. Наша задача сохранять и беречь не только природу, но и культуру родного края.
И прежде чем приступить к просмотру выставки работ юных художников, для закрепления темы урока надо отметить:
- А теперь, ребята, проверим: хорошо ли вы запомнили героев Олонхо.
Далее идёт просмотр выставки и вместе с преподавателем вспоминаем героев, какой внешностью и какими качествами они обладали. Обсуждаем богатство и красоту сказочного мира Олонхо.
В заключении урока напоминаем о большом значении на примере Олонхо сохранения культуры нашей Родины!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о героическом эпосе-олонхо.
Героический эпос якуто-олонхо, признанный Всемирной организацией ЮНЕСКО-шедевром всего человечества, В олонхо сражаются богатыри среднего и нижнего миров, в конечном итоге добро побеждает зло. Если ко...
Якутский героический эпос ОЛОНХО
Литературная гостиная по книге "Ньургун Боотур Стремительный"Цель:Познакомить учащихся с якутским героическим эпосом. Дать представление о сложном пути исторического развития народа Якутии...
Русский героический эпос. Герои русского героического эпоса
Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.Былины, как прави...
героический эпос (урок литературы в 6 классе)
Это вводный урок, раскрывающий перед учащимися особенности героического эпоса русского народа.Цель урока – дать представление о былинном жанреЗадачи урока:Дать представление об исторической основе был...
героический эпос (урок литературы в 6 классе)
Стратегия: «Зигзаг-2», эта стратегия подходит для работы с текстами небольшого объема, она состоит в следующем: учащимся предлагается сформулировать вопросы по изучаемой теме, если с этим ...
открытый урок "Жанр героического эпоса"
Тема урока: Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования Учитель: Яковлева А.И.Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШЦели:Обучающие:1. Обобщение знаний о м...
Авторская методическая разработка цикла уроков по УНТ «Героический эпос. Былины»
Авторская методическая разработка цикла уроков по УНТ «Героический эпос. Былины» - апробация Школьной Цифровой Платформы «Сберкласс», ориентированной на персонализированн...