открытый урок "Жанр героического эпоса"
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему
Тема урока: Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования
Учитель: Яковлева А.И.
Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШ
Цели:
Обучающие:
1. Обобщение знаний о мире былин и олонхо;
2. Научить сопоставлять олонхо и былину;
3. Научить обращаться к родному устному творчеству для изучения былин.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей учащихся средствами выразительного чтения былины и олонхо по тексту;
2. Развитие литературных умений комплексного анализа текстов олонхо и былины;
3. Обучение анализу композиции былины;
Воспитательные:
1. Привитие интереса к жанру;
2. Воспитание чувства товарищества, идеи побратимства;
3. Обогащение культурно-духовного субъективного опыта учащихся через погружение в устное народное творчество;
4. Актуализация общечеловеческих ценностей, формирование нравственных позиций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanr_geroicheskogo_eposa_-urok.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования
Открытый урок в 8 «б» классе Мастахской средней общеобразовательной школы
Учитель: Яковлева А.И.
Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШ
Дата проведения: 11.03.2008
Цели:
Обучающие:
- 1. Обобщение знаний о мире былин и олонхо;
- 2. Научить сопоставлять олонхо и былину;
- 3. Научить обращаться к родному устному творчеству для изучения былин.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей учащихся средствами выразительного чтения былины и олонхо по тексту;
- 2. Развитие литературных умений комплексного анализа текстов олонхо и былины;
- 3. Обучение анализу композиции былины;
Воспитательные:
- 1. Привитие интереса к жанру;
- 2. Воспитание чувства товарищества, идеи побратимства;
- 3. Обогащение культурно-духовного субъективного опыта учащихся через погружение в устное народное творчество;
- 4. Актуализация общечеловеческих ценностей, формирование нравственных позиций
Представление команд
Команда «Русичи»:
Лидер: Семенова Саина Дмитриевна, староста класса, хорошист
Состав команды:
Афанасьев Егор,
Спиридонова Яна,
Семенова Мария,
Гурьев Айсиэн,
Семенов Петя
Команда «Ураанхайдар»:
Лидер: Стручкова Ньургуяна Семеновна, учебный сектор класса
Состав команды:
Петров Андрей,
Михайлов Гриша,
Алексеева Клава,
Мальцева Галя
- Наш консультант:
Афанасьев Нифонт Николаевич, ученик 8 «Б» класса МОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа», хорошист
Речевая разминка.
Чтение учащимися текстов сцены боя из олонхо «Бэрчимэн Бэргэн» и былины «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»
Эвристическая беседа
- Почему эти произведения мы называем героическим эпосом?
- Как они написаны?
- Как мы их читаем?
- Средства выразительности
- Что описывается?
Вопросы по содержанию эпоса:
- 1. Противостояние каких героев мы видим ?
- 2. Это положительные герои или отрицательные?
- 3. Почему два богатыря затеяли бой?
- Чем заканчивается это противостояние?
- мировой;
- победой сильнейшего;
- вмешательством третьего лица.
Сопоставление двух эпосов
Якутское олонхо Русская былина
Жанр
Размер
Герой
Фольклоризированная история
Особый стих
Мифология
Сюжет
Идея
Лингвистическая викторина
- 1. Два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически;
- 2. То, о чем говорится в тексте;
- 3. То, к чему призывает автор;
- 4. Типы речи;
- 5. Стили речи
Комплексный анализ текстов двух народов, двух эпосов- якутского олонхо и русской былины
- 1. Тема эпоса;
- 2. Основная мысль героического эпоса;
- 3. Тип речи;
- 4. Стиль речи;
- 5. Анализ по уровням.
Анализ по уровням:
- Лексический уровень
(тематические группы, средства выразительности)
- Морфологический уровень
(части речи)
- Синтаксический уровень
(типы предложений, порядок слов в предложении)
- Фонетический уровень
(звуки речи)
Работа в группах с текстами олонхо и былины.
Новая тема
Композиционная структура сюжета.
Сюжет – (от франц. Sujet – предмет) –система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям
Сюжет былины (части былины)
1.Зачин
2. Основная часть
-завязка;
-развитие действия;
-кульминация;
-развязка;
3. Концовка
Задание: Соотнесите части былины с содержанием.
1. Почестный пир за побратимство;
2. Богатырь Илья Муромец отправляется в город Рязань;
3. Обращение Добрыни к Илье с предложением дружбы;
4. Место рождения богатыря, его родители, приобретение им силы;
5. Описание хода событий, встреча Ильи с матерью Омелфой;
6.Встреча Ильи с Добрыней, описание боя богатырей;
Заключение
Философия народа – мудрость героических эпосов олонхо и былины; Нравственные заветы предков в олонхо.
Вывод урока:
1. По жанру, по сюжету и по идее былина и олонхо схожи;
2. Нравственные заветы двух народов: идея эпоса – идея побратимства;
единение сил в борьбе против врагов.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о героическом эпосе-олонхо.
Героический эпос якуто-олонхо, признанный Всемирной организацией ЮНЕСКО-шедевром всего человечества, В олонхо сражаются богатыри среднего и нижнего миров, в конечном итоге добро побеждает зло. Если ко...
Якутский героический эпос ОЛОНХО
Литературная гостиная по книге "Ньургун Боотур Стремительный"Цель:Познакомить учащихся с якутским героическим эпосом. Дать представление о сложном пути исторического развития народа Якутии...
Героический эпос народов мира.
Факультативное занятие по МХК в 8 классе....
Русский героический эпос. Герои русского героического эпоса
Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.Былины, как прави...
"Гэсэр" Бурятский героический эпос
Презентация предназначена для занятий по курсу "Писатели Восточной Сибири" в 6 классе. Содержит иллюстративный материал, способствующий пониманию особенностей бурятского героического эпоса и раз...
Интегрированный урок ОЛОНХО - героический эпос
Интегрированный урок для учащихся художественных школ и студий и сетевой урок для младших школьников и старших дошкольников общеобразовательных школ...
Героический эпос
Материал можно использовать при изучении раздела "Теория литературы. Героический эпос (начальные представления)"...