Доклад "Использование образовательных технологий на уроках родного языка и родной литературы: метод "Загадка""
опыты и эксперименты
На сегодняшний день родной язык и родная литература - предметы, формирующие у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа. Одним из актуальных вопросов модернизации современного школьного образования является введение ФГОС нового поколения. В основу обучения положен системно - деятельностный подход, основным результатом которого должны стать воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. В связи с этим приходится подбирать методы и технологии, соответствующие стандартам ФГОС, для преподавания родного языка и родной литературы.
На своих уроках родного языка и родной литературы я не предлагаю учащимся новый материал в готовом виде: приглашаю учеников понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать своё открытие нового. При подготовке к урокам стараюсь подбирать материал разнообразный и интересный, используя необычные методы подачи, одним из которых является мной разработанный метод "Загадка".
Народная загадка обладает большими возможностями для развития логического мышления учащихся, формированием у них навыков систематических наблюдений, передачи этих наблюдений словом. Мне хочется познакомить слушателей с особенностями загадки как литературного жанра, показать её воспитательно - образовательные возможности, попытаться краткораскрыть методику их использования при изучении родного языка и родной литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» с. Старомарьевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края
Доклад
«Использование образовательных технологий
на уроках родного языка и родной литературы: метод «Загадка»
Подготовила:
учитель родного языка и родной литературы
Акинина Елена Викторовна
На сегодняшний день родной язык и родная литература - предметы, формирующие у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа. Одним из актуальных вопросов модернизации современного школьного образования является введение ФГОС нового поколения. В основу обучения положен системно-деятельностный подход, основным результатом которого должны стать воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. В связи с этим приходится подбирать методы и технологии, соответствующие стандартам ФГОС, для преподавания родного языка и родной литературы.
На своих уроках родного языка и родной литературы я не предлагаю учащимся новый материал в готовом виде: приглашаю учеников понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. При подготовке к урокам стараюсь выбирать материал разнообразный и интересный, используя необычные методы подачи, одним из которых является мной разработанный метод «Загадка».
Народная загадка обладает большими возможностями для развития логического мышления учащихся, формирование у них навыков систематических наблюдений, передачи этих наблюдений словом. Мне хочется познакомить слушателей с особенностями загадки как литературного жанра, показать её воспитательно-образовательные возможности, попытаться раскрыть методику их использования при изучении родного языка и родной литературы.
Своё начало загадка берёт из глубокой древности. Её составление и разгадывание требует наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного. Загадка помогает совершенствовать человеческую мысль, развивать наблюдательность, учит воспринимать мир многогранно, образно. Именно эти ипостаси натолкнули меня на мысль создания и использования метода «Загадка» на уроках родного языка и родной литературы.
Указывая на различные предметы, явления, действия людей, загадка не называет их однозначно, потому что представления о мире облекаются в художественную, образную форму. Это способствует развитию воображения в процессе изучения художественно-выразительных средств на уроках родного языка и родной литературы, что способствует практической отработке навыков, необходимых для сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе. Загадки всегда интересны даже для слабых учеников, поэтому использование метода «Загадка» как элемент урока очень эффективно.
Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, песнях, бывальщинах. У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок», которые были своеобразными уроками народной мудрости. Это очередной раз меня убеждает в необходимости прибегать к методу «Загадка» на уроках родного языка и родной литературы. Я считаю, что этот метод помогает ученикам во время урока в познавательно-развлекательной форме усваивать знания, добытые многими поколениями. Это способствует формированию у учащихся лучших нравственных качеств на основе освоения духовных ценностей своего народа. Таким образом, оказывается очевидной педагогическая направленность в использовании загадок как вспомогательного компонента на уроках родного языка и родной литературы, как увлекательное средство в обучении детей.
Изучая в 6-ом классе по родному языку смысловые стилистические особенности употребления синонимов, антонимов, омонимов, можно подобрать загадки, которые позволяют развивать языковые представления учащихся о возможностях переносного употребления слова:
«Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут» (Облака)
Таким образом, у учащихся формируется привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует и знания по родному языку и родной литературе, успешно развивая мыслительные способности учеников, расширяя представления о материальном и духовном мире.
«В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом строит» (Муравьи)
Размышления над подобными загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств родного языка - его морфем, которые уместны на уроках родного языка, где идёт более углубленное изучение морфемного состава слова. В загадках часто в целях удовлетворения требований самого жанра используются слова, в которых повышенную роль приобретает та или иная морфема. В приведённом примере такую нагрузку несёт на себе суффикс -н (-ня)-. С помощью этого суффикса образованы существительные, обозначающие хлопотливые действия - беготня, суетня.
Во время урока родного языка метод «Загадка» может помочь учащимся осваивать в увлекательно - познавательной форме синтаксис родной речи. Будучи в ряде случаев основанной на сопоставлении предметов и понятий, загадка может выражать как сопоставленные, так и противительные отношения. В подобных случаях актуально использование различных синтаксических средств, которые для учащихся являются образцами в их собственном речевом опыте. Например,
«Бел, да не сахар, ног нет, да идёт» (Снег)
«Никто не пугает, а вся дрожит» (Осина)
Бессоюзные сложные предложения, структура которых подчёркивает значимость, важность или неожиданность сопоставлений:
«Сухой - клин, мокрый - блин» (Зонт)
«Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрёт, тогда заревёт» (Снег)
Помогает метод «Загадка» осваивать и предложения с однородными членами:
«Маленький, удаленький сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл» (Гриб)
«Стоит рядом с нами, смотрит чёрными глазами, черна, сладка, мала и ребятам мила» (Черника)
Как известно, структура подобных предложений даётся учащимся среднего звена с трудом, поэтому она требует определённого расположения однородных членов в соответствии с логической последовательностью реальных действий:
«Нахмурится, насупится, в слёзы ударится - ничего не останется» (Туча)
Из вышесказанного можно смело утверждать, что загадка обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Важно только, обращаясь к методу «Загадка», научить школьника видеть мудрую глубину и эстетическую привлекательность. Опираясь на свой опыт преподавания родного языка и родной литературы, могу смело утверждать, что использование метода «Загадка» на уроках родного языка и родной литературы способствует формированию у учащихся любви к народному творчеству, родному языку, живому образному слову, вводят ученика в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.
Использованные источники
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957 г.
2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва «Просвещение» 1976 г.
3. Ушинский К. Д. Родное слово. Собр. соч. Т. 6. М. - Л., 1949 г.
4. Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев Одна из актуальных задач, ...
Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).
Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....
Конспект познавательного развлечения, посвященного Всемирному Дню родного языка "День родного языка"
Познавательное развлечение "День родного языка" предназначено для детей подготовительной к школе группе....
«Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО» (удостоверение).
laquo;Особенности преподавания предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» в условиях ФГОС ООО и ФГОС СОО»...
- Мне нравится (1)