Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
классный час по биологии (6 класс) по теме
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его основу. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации». Развитие любой страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к Родине, своему народу, родным, чувство ответственности перед будущим. Если XX в. был эпохой научно-технических и экономических достижений, то XXI в. должен стать эпохой возрождения духовности, нравственности, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_krayu.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Д.С. Лихачев
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его основу. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской федерации». Развитие любой страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к Родине, своему народу, родным, чувство ответственности перед будущим. Если XX в. был эпохой научно-технических и экономических достижений, то XXI в. должен стать эпохой возрождения духовности, нравственности, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Необходимым условием становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного критически относиться к себе и к окружающему миру – является приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей. К сожалению, современные дети мало читают. Одна из главных проблем – качество круга чтения: очень важно, к чему мы приобщаем школьников, какие ценности им прививаем и культивируем в них.
В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением деятельности является гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках, так как именно на первой ступени обучения закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, осознание себя частью общества и гражданином своего Отечества, формирование компетентной личности, способной внести свой вклад в жизнь страны. Особое значение в гражданско-патриотическом, духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют литературные произведения. Общение с произведениями искусства – необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями других эпох), приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа, обладающего национальной самобытностью.
Систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: погружение в историческое время, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ.
Важная роль в учебном процессе отводится интегрированным урокам, позволяющим сформировать черты характера и общечеловеческие ценности: гибкость (адаптивность), терпение, толерантность, терпимость, готовность к риску, к решению проблем и нахождению выхода в многозначной ситуации. Уроки, проводимые в интегрированной форме (русский язык, музыка, изобразительная деятельность), вызывают у школьников наибольший интерес, так как мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, каждый из них получает возможность для самореализации и самовыражения. Основная задача уроков патриотического воспитания – учить детей чувствовать, чувствуя – воспринимать, воспринимая – обдумывать каждый элемент и каждый его образ, сформировать образ для подражания.
Эта работа продолжается во внеурочной деятельности: во время экскурсий в краеведческий музей и по местам боевой славы, встреч с ветеранами и местными писателями и поэтами, просмотра кинофильмов, знакомства с историей каждой семьи, проведения литературных и семейных гостиных, участия в творческих конкурсах, поездок по местам боевой Славы.
Русский человек – патриот с поэтической душой. Поэтому наша поэзия, да и литература в целом, испокон веков является источником формирования нравственных, патриотических и духовных качеств человека.
Одной из важнейших проблем духовно-нравственного развития в современных социокультурных условиях является формирование ценностных ориентаций. В целях воспитания интереса к народному творчеству и русской словесности на патриотических уроках изучаются русские народные сказки, героические былины, произведения современных писателей.
Особенно большое внимание уделяется работе с произведениями писателей и поэтов родного края и город. Большинство из них – дети и участники Великой Отечественной войны, своими глазами видевшие ее ужасы. В душе каждого из них война оставила глубокий след. Изучение произведений этих авторов, проведение исследований в рамках внеурочной деятельности показывает связь истории страны с историей каждой конкретной семьи, позволяет сформировать гордость за свое Отечество, заложить фундамент личности, гражданина своей страны.
Реализация целей и задач гражданско-патриотического воспитания оптимальна в рамках «педагогики сотрудничества». Только при наличии целенаправленной и осмысленной коммуникации педагога с учениками, построенной на взаимном доверии и уважении друг к другу возможно формирование гармонично развитой личности ребенка.
История нашего края поистине велика и благодатна, и очень важно, чтобы школьники знакомились с историей Отечества через конкретных людей. Ребятам предлагается изучить историю своей семьи, города, отчего края, откуда обучающиеся черпают немало полезного для души. На примерах великих земляков обучающиеся могут убедиться в необходимости воспитания в себе таких качеств, как воля, решительность, стойкость, мужество.
Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является краеведение. Музейно-педагогическая программа предусматривает совместную работу специалистов музея и школы, она решает и образовательно-воспитательные, и воспитательно-развивающие задачи, способствует развитию творческих способностей младшего школьника, его погружению в мир исторической реальности, углублению всесторонних знаний о мире, формированию исследовательских навыков. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, мы пробуждаем в детях чувство уважения и милосердия к старшим – ветеранам войны и труда. Особый интерес у школьников вызывает разработка творческих проектов, проведение конкурсов рисунков, написание сочинений – миниатюр.
Использование в музейных занятиях приемов театрализации, разнообразных игровых методов, диалога позволяет апеллировать к чувствам и эмоциям ребенка, создает условия для ценностного отношения к предметному миру. Особенно любимыми для детей являются интерактивные занятия в музее, когда ученики могут потрогать экспонаты (оружие и снаряды, обувь военных лет, примерить исторический костюм).
Краеведческая работа способствует духовно-ценностной ориентации обучающихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Работа по организации гражданско-патриотического воспитания может быть реализована в трех основных блоках.
1 блок «Я – гражданин России».
Задачи:
формирование высоких духовно-нравственных принципов гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
формирование чувства сопричастности к истории страны;
проявление активной гражданской позиции обучающихся.
В рамках первого блока «Я – гражданин России» мы изучаем героизм простого человека в годы Великой Отечественной войны, самоотверженный труд детей и взрослых в послевоенное время, непобедимость русского народа в образах былинных богатырей и героев сказок.
Во внеурочное время проводятся Уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Такое общение способствует привлечению внимания к трудовому и ратному подвигу народа: дети учатся на героических примерах их жизненного пути служению Отечеству, готовности встать на его защиту. В гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и других войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Их выступления на Уроках мужества, рассказы о сражениях с врагом, подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При поддержке ветеранов и писателей создан ряд экспозиций: «Доблестные защитники Отчизны», «Подвиги дедов – крылья внуков», «Поклонимся великим тем годам». Проведены творческие конкурсы рисунков «Память сердца» и сочинений «Что я знаю о Великой Отечественной войне», литературно-творческие проекты: «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны», «Человек удивительной судьбы».
Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с семейными реликвиями народного подвига, дети овладевают огромным духовным богатством. Этому способствует активная поисково-исследовательская работа: ребята берут интервью у ветеранов, посещают семьи, где хранится память о ветеране, записывают рассказы членов семей, оформляют исследовательские проекты, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками. Во время таких мероприятий дети учатся чувствовать себя хранителями времени, истории, традиций; ощущать себя частью истории края; начинают понимать, что любовь к Родине, патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых.
2 блок «Мы – дети России. Я и семья».
Задачи:
формирование гражданского отношения к своей семье как основе российского общества;
формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей славных трудовых и боевых традиций российского народа;
изучение духовных традиций русской семьи, истории духовного развития народа и конкретной семьи;
формирование представления о семейных ценностях, семейных традициях и уважения к ним.
Родина, род, народ, родители – не случайно однокоренные слова. Это своеобразная формула гражданского патриотизма, в которой заложено чувство Родины. Большинство россиян идентифицируют себя с семьей. И в этом есть определенная закономерность. Социальный мир, воспринимаемый как мир родины, отчего дома, родства, позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снижает уровень напряженности и конфликтности, создает условия для самореализации и самовыражения. В качестве ключевых ценностей социального мира выступают отношения взаимопонимания и поддержки. В этом мы убеждаемся при изучении литературных источников, где зафиксированы духовные традиции семьи. Организуя работу по гражданско-патриотическому воспитанию с семьей, необходимо уделять серьезное внимание просвещению родителей по вопросам нравственности.
Родина подобна огромному дереву. Но каждое дерево имеет корни, которые питают его, связывают с землей. Корни – это наша история, это наши деды и прадеды. Каждому человеку важно знать свои корни, тогда не прервется связь времен. Чем больше человек дорожит памятью своих предков, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.
Живой интерес у обучающихся вызывают занятия, связанные с темами «Моя родословная» и «Семейный альбом». Совместно с родителями разработаны и представлены следующие проекты: «Моя родословная», «Семейные реликвии», «Герб нашей семьи», «История моей семьи», «История одной фотографии». Результатом работы стало проведение семейных гостиных: «Семья – моя радость!», «Родительский дом – начало начал…», «О той, кто дарит нам любовь», «Загляните в мамины глаза»; часов игры «Вот какие наши мамы, вот какие наши папы!», «А ну-ка, бабушки!». Тесное сотрудничество с родителями обучающихся обеспечивает укрепление семейных связей, просвещение по вопросам нравственного воспитания младших школьников, раскрытие индивидуальных особенностей ребенка и личности родителя, формирование атмосферы сопереживания, семейного общения взрослых и детей; способствует созданию единого образовательно-воспитательного пространства семьи и школы.
3 блок «Моя Родина – Россия. Я и мое Отечество».
Задачи:
изучение государственной символики РФ, прав и обязанностей гражданина России;
изучение истории малой Родины, жизни и подвигов великих людей (земляков);
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (любви к своей малой Родине, родному краю, ее замечательным людям);
воспитание ценностного отношения к природе, бережного отношения к ее богатствам, окружающей среде;
формирование чувства гордости за свою Отчизну, ее великую историю.
Деятельность третьего блока «Моя Родина – Россия. Я и мое Отечество» направлена на формирование представлений о государственных символах Российской Федерации, их значении для каждого гражданина; на понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой. Наиболее интересными оказались следующие темы: «Наша родина Россия», «Наше Отечество», «Образ Родины в русской поэзии», «Красота русской природы» на примере произведений К. Д. Ушинского, Ю. Яковлева, творчества С. Есенина, А.С. Пушкина, А. Майкова, местных поэтов, писателей-анималистов (М. Пришвина, В. Бианки, К. Паустовкого, Н.Сладкова, Е.Чарушина и других).
Во внеурочной деятельности детским объединением проведены литературные гостиные: «Осень – чудная пора», «В мире природы», «Мне посчастливилось родиться на Руси». Участие в театрализованных праздниках-инсценировках («Светлое Христово воскресенье», «Пришла коляда накануне Рождества», «Сударыня Масленица», «Праздники на Руси», «Русские традиции в песнях, играх и обрядах»), способствует формированию у обучающихся уважения к народным традициям и обычаям. Ребята активно участвуют в творческих конкурсах рисунков «Моя малая Родина», сочинений «За что я люблю свою Родину?», в городском и областном этапах конкурса поделок «Природа и мы», в экологическом десанте «Новоселье птиц», сборе семян декоративных растений для облагораживания пришкольной территории и желудей для школьного лесничества.
Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов. Мы взаимодействуем краеведческим музеем, городской библиотекой, детской школой искусств, Домами культуры, Домом пионеров и школьников. Совершая экскурсии в краеведческий музей, дети знакомятся с героическими страницами истории нашей Родины, ведут поисково-исследовательскую работу над проектами «Глаза детей – души моей светильник» (дети войны), «Знаменитые люди нашего города». Материалы детских проектов используются в школьном музее боевой и трудовой славы.
В Детской школе искусств ребята приобщаются к народному творчеству, в Доме культуры с удовольствием посещают концерты детских ансамблей.
Систематическая работа на основе литературных произведений позволяет повысить уровень нравственного развития школьников, сформировать и развить личность гражданина и защитника Отечества, возродить нравственно-этические традиции семьи. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
Целенаправленная систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дает устойчивые положительные результаты: дети овладевают системой знаний о своей малой Родине и о России; проявляют интерес к культуре, традициям и обычаям народов, осознают себя гражданами своего Отечества, стремятся к самовоспитанию, к самореализации. У детей формируются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим, беречь то, что создано трудом человека, природу, ответственно относиться к порученному делу. Появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.
Ребята активно принимают участие во всех классных и внеурочных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы, с воодушевлением ведут поисково-исследовательскую деятельность, создают проекты, помогают природе (делают кормушки и скворечники для птиц); принимают участие в творческих конкурсах и выставках.
Дети нашей школы МОУ СОШ № 40 принимали активное участие в работе Поста № 1 города Волгограда. Для них было большой честью нести службу у вечного огня нашего Города- Героя. На всю жизнь они запомнят эти минуты. Многие ребята плакали, не стесняясь своих слёз, когда вспоминали героические подвиги своих родных в годы Великой Отечественной войны. В эти минуты в их глазах светилась гордость за своих дедов и душевная боль за наш героический народ.
Совместная проектно-исследовательская деятельность детей школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребенка положительной самооценки и положительно окрашенного, комфортного психологического состояния. Полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества. От того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.
Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка. Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев Одна из актуальных задач, ...
«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»
Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....
Консультация по воспитанию любви к родному краю детей старшего дошкольного возраста
В своей консультации знакомлю с приемами и способами воспитания у детей любви к родному краю...
Воспитание любви к родному краю
Консультация для родителей...
Воспитание любви к родному краю посредством изобразительного искусства
Обобщение педагогического опыта по воспитанию любви к родному краю...
Природосообразное обучение учителей методического объединения «ВИТА» - воспитание любви к родному краю
Состав методического объединения предметов естественно-научного цикла.Основные направления деятельности методического объединения.Учебно-методическая деятельность учителей естественного цикла.Учебно-п...