2.Актуализация знаний
(10 минут) | 1.Вступительное слово учителя. -Ребята, сегодня мы с вами приступим к изучению новой темы. Каждый из вас узнает много интересного на уроке. Тема урока неразрывно связано с нашим родным языком. Слайд 1. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» -Начать урок я бы хотела со слов В.Г. Белинского (учитель читает вслух) -Обратите, пожалуйста, внимание на доску. Прочитайте еще раз цитату про себя, подумайте и скажите мне, чему будет посвящен наш с вами урок. -Верно! А что такое слово?
-Хорошо! А что образуют все слова русского языка? -Как иначе мы можем назвать словарный состав языка? - А какая наука изучает словарный состав языка? - А давайте вспомним, что такое синонимы?
-Антонимы?
-Омонимы?
-Замечательно! А чем многозначные слова отличаются от омонимов?
-Молодцы, ребята! Сегодня я вас познакомлю с еще двумя группами слов лексики русского языка. Как вы уже знаете, словарный состав любого языка постоянно меняется. Вот и в нашем родном языке есть такие слова, которые по тем или иным причинам вышли из употребления по тем или иным причинам. О них мы сегодня и поговорим. Может быть кто-нибудь сможет предположить, что это за группа слов? |
Предполагаемый ответ учащихся: «О словах»
«Основная единица языка, без которой невозможно его существование» «Его словарный состав»
«Лексика»
«Лексикология»
«Синонимы – это слова одной и той же части речи, разные по своему звучанию и написанию, но схожие по своему лексическому значению». «Антонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные лексические значения»
«Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по своему лексическому значению»
«В значениях многозначного слова всегда есть что-то общее, их объединяет общий признак, а у омонимов совершенно разные значения»
Предполагаемый ответ: «Устаревшие слова». |
3. Постановка учебной задачи. (5 минуты)
| Слайд 2. На экран выведены старинные русские выражения, но начало и конец перепутаны.
От горшка… | во лбу. | Сам с ноготок, | в плечах. | Косая сажень… | под килем. | Семь пядей... | два вершка. | Семь футов… | а борода с локоток. |
-Ребята, откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Устаревшая лексика и агнонимы в русском языке» - Перепишите с доски таблицу, правильно соединив все выражения. Подчеркните те слова, которые по вашему мнению будут являться устаревшими.
-Проверим задание. Все, кто справился, молодцы. Те, у кого есть ошибки, исправили. - Ребята, те слова, которые мы с вами не понимаем по причине прекращения их употребления в языке, либо потому, что мы этих слов не знаем, называются агнонимами. Но не все устаревшим словам можно дать такое определение, а только тем, значение которых нам непонятно или неизвестно.
- И так, какова же главная задача нашего урока?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать историзмы, архаизмы в художественном тексте. Иметь представление о том, что такое агнонимы. |
Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа и тему урока.
Предполагаемый ответ: От горшка | два вершка. | Сам с ноготок, | а борода с локоток. | Косая сажень, | в плечах. | Семь пядей | во лбу. | Семь футов | под килем. |
|
4. Закрепление опорных знаний
(10минут) | Слово учителя - Вот как об этом процессе рождения и умирания слов образно сказал древнегреческий поэт Гораций: «Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают и появляются новые, – так и слова устаревают и гибнут. Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие». Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы. Историзмы - это устаревшие слова, которые обозначают названия исчезнувших из современной жизни предметов, явлений, понятий, например: кольчуга, бойница, светец, земство, пищаль. Историзмы, в отличие от архаизмов, не имеют синонимов в современном русском языке. Теперь мы не мерим аршины, не кланяемся волостным старшинам и приказчикам В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы. - Как вы думаете, почему?
- Правильно. Историзмы помогают нам прочувствовать атмосферу той эпохи, в которую мы переносимся, читая то или иное произведение.
-Помимо историзмов выделяется еще одна группа устаревшей лексики. В нее входят те слова, которые перестали употребляться, либо же стали реже функционировать в языке, потому что заменились другими, более современными словами. Например, актёра когда-то называли лицедей, комедиант; говорили не путешествие, а вояж, не пальцы, а персты, не лоб, а чело. Такие устаревшие слова называют знакомые нам предметы, явления, которые теперь принято именовать иначе. Устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке, называются архаизмами. - Агнонимы – это слова, значение которых современному носителю языка неизвестно или понятно частично. Разбираться с данным понятием мы с вами сегодня будем на примерах историзмов и архаизмов. Напоминаю вам, что агнониами для каждого из вас могут являться разные слова. Например, слово чело, кому-то из вас понятно значение данного слова, а кто-то его не знает. Вот для второй группы данное слово будет являться агнонимом. - Сейчас мы с вами запишем теоретический материал нашего урока и на практике попытаемся разграничить записанные понятия. (Учитель диктует)
Работа с раздаточным материалом (Карточка ) - Ребята, у вас на столах лежат карточки, возьмите, пожалуйста, карточку один. Прочитаем задание. Карточка 1 Распределить слова по колонкам: историзмы и архаизмы. ланиты; выя; лакей; очи – глаза; Азъ – я; глас – голос; дщерь – дочь; ежели – если; дюжий; длань – ладонь; десница – правая рука, боярин, отрок, лепота, молвить; камзол, вече, алтын, аршин, кольчуга, рыцарь, злато, дворецкий, ключник, веретено, целковый.
Учитель читает слова. - Скажите, пожалуйста, как в данном случае мы отличим историзм от архаизма? - Отлично! Распределите у себя в тетради эти слова на две колонки. Один учащийся работает у доски.
Проверка выполненного задания. - А теперь каждый для себя из этих слов выпишет агнонимы.
Слайд 3 На слайд выводятся значения тех слов, в которых отсутствовало пояснение. Ланиты - щеки Выя – шея Дюжий - сильный Боярин - крупный землевладелец, принадлежавший к высшему слою господствующего класса Отрок – мальчик-подросток Лепота – красота Молвить – сказать Камзол – мужская одежда Вече – народное собрание Алтын – денежная единица Аршин – русская мера длины Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки и металлических колец.
- Запишите к себе в тетрадь толкования тех слов, которые вы для себя определили агнонимам.
-Ребята, обратимся с вами к карточке 2.(раздаточный материал) Карточка 2. Прочитайте отрывок из произведения И.С. Тургенева и выполните задания: - Выпишите из текста устаревшие слова, распределяя их на две группы.
- Выпишите повторно агнонимы. Запишите толкования этих слов, воспользовавшись толковым словарем.
- Напишите название произведения, откуда взят данный отрывок.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолъю и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
- Какие слова вы выписали и в какие группы их распределили? - Как вы думаете, почему практически все слова оказались историзмами?
- Много ли агнонимов вы выписали? И почему? |
Предполагаемый ответ6 «Историзмы помогают создать атмосферу той эпохи, которую описывает писатель или историк, так же слова этой группы придают описанию достоверность».
Учащиеся записывают определения в тетрадь: Устаревшие слова – это слова, которые по тем или иным причинам вышли из употребления, то есть устарели. Историзмы – это слова, которые вышли из употребления, потому что исчезли предметы и явления, которые эти слова называли. Архаизмы- это слова, которые перестали употребляться, потому что те предметы или явления, которые они называл, получили новое, более современное название. Агнонимы- это слова, значение которых по тем или причинам неизвестно современному носителю языка.
Учащиеся берут карточку и один читает задание.
Предполагаемый ответ: «У историзма нет аналога»
Предполагаемый ответ: Историзмы | Архаизмы | боярин, камзол, вече, алтын, аршин, лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый.
| Ланиты, выя, лепота, очи – глаза; Азъ – я; глас – голос; дщерь – дочь; ежели – если; длань – ладонь; десница – правая рука, отрок, злато, лепота, молвить. |
Каждый из учащихся для себя формирует группу агнонимов.
Учащиеся записывают определения в тетрадь
Предполагаемый ответ 1. Историзмы | Архаизмы | Антресоль Барыня Дворня Челядь Вершок Тягловый мужик Кафтан | Девка |
2. Антресо́ль — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. дворня - при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Челядь - до отмены крепостного права – дворовые слуги Вершо́к — старорусская единица длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.
Тягловый мужик(крестьянин)- тот, которому по наделу дан в пользование участок земли, но за это он тянет полное тягло(за двоих- себя и жену)-платит оброк и выполняет все поручения своего барина.
Кафта́н — верхнее, долгополое мужское платье разного покроя.
3. «Муму»
- Практически все слова оказались архаизмами, потому что автор рассказывал о событиях XIX века, когда данные словами назывались предметы и явления повседневной жизни, но в наше время их больше не существует.
-Практически все слова были непонятны, потому что явления, которые они обозначали давно исчезли из обихода. |
6.Закрепление знаний. (10 минут)
| Работа с раздаточным материалом (Карточка 3)
- Обратимся карточке 3. В ней вам нужно установить соответствие между словом и его определением. Определить к какой группе устаревших слов они относятся.
Лапти, ухват, коромы́сло, веретено,ступа 1.низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка 2.приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. 3.приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. 4.сосуд, в котором очищают зерно от оболочки или измельчают что-либо при помощи песта. 5. дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
- Можно ли назвать эти слова агнонимами?
-Ребята, агнонимами могут быть не только имена нарицательные, но и имена собственные. - Посмотрите на доску. Перед вами текст П.И. Бартенева, чьи детские годы прошли в Липецке, в своих автор «Воспоминаниях» пишет: Но мы живали в этой деревне (Королевщино. – Е.П.) только летом, остальное время проводили в 25-ти верстах оттуда в г. Липецке на Дворянской улице с прекрасным видом на огромное озеро. Улица была на значительном возвышении, и под горою церковь и так называемый «Живоносный Источник» с чудесною водою, которую можно было пить сколько угодно. Тетенька Надежда Петровна часто водила меня туда к обедне, которую служил благообразный молодой священник отец Зиновий. Он позволял мне иногда стоять в алтаре, и его служение западало мне в душу. У тетеньки в кармане всегда бывал стакан, и мы пили воду из живоносного источника. Слайд 4.
- Выделенные слова являются агнонимами. Как вы думаете, почему?
- Верно. Если говорить об агнонимах, то нужно иметь ввиду, что это слова не только устаревшие и не только имена собственные. Это любое слово или словосочетание, значение которого мы не знаем. |
Предполагаемый ответ:
Ухват— приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.
Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.
Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка.
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.
Ступа— сосуд, в котором очищают зерно от оболочки или измельчают что-либо при помощи песта.
Все слова являются историзмами.
Мы не можем их назвать агнонимами, потому что они встречались нам в произведениях устного народного творчества, чаще всего в сказках, поэтому их значения нам понятны.
Один из учащихся читает текст вслух.
- Возможно потому, что мы не знаем, что автор имеет в виду, говоря о «Живоносном Источнике» и о церкви. Мы понимаем, что это место находится в нашем городе, но что существует ли это место сейчас и что там было в то время, мы не знаем. |