Проектно-исследовательская работа на уроках родного языка и литературы
статья
Проектно-исследовательская работа на уроках родного языка и литературы. Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_rabota_po_rodnomu_yazyku_i_literature.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская работа на уроках родного языка и литературы
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить ребенка не на получение определенного объема знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Использование новых инновационных технологий позволит расширить нам рамки образовательного пространства. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
● научно-исследовательская деятельность;
● проектная деятельность,
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках родного (русского) языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.
Сегодня учащийся должен уметь:
− работать самостоятельно;
− работать с большим количеством информации;
− отбирать нужную информацию;
− анализировать информацию;
− самостоятельно делать выводы;
− самостоятельно искать решение в той или иной ситуации;
− творчески подходить к решению проблем;
− расширять свой кругозор.
Для того, чтобы учащемуся развить вышеперечисленные навыки, современные системы образования взяли за основу метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов. Проекты, включенные в традиционный учебный курс ( родного) русского языка и литературы, представляют собой наиболее органичный вариант интеграции проектной методики в учебный процесс, поскольку позволяют использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников. Например, «Из этимологии фразеологизмов», «Из истории русских имён», «Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве», «О происхождении фразеологизмов», «Источники фразеологизмов», «Этикет приветствия в русском и иностранном языках», «Искусство комплимента в русском и иностранных языках», «Роль и уместность заимствований в современном русском языке» и.т.д. В организации проектно - исследовательской деятельности учащихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу с материалом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских групп, на которых актуализирую знания учащихся о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений, а затем организовываю индивидуальные консультации по каждой теме.
Проектно-исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности
Проектно-исследовательская деятельность позволяет мне создать на уроках условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах. В результате чего развивается системное мышление.
Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. «Все из жизни, все для жизни» - исходный лозунг основателей системы проектно-исследовательского обучения.
Я учитель, а это значит, я помогаю строить мостик из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"
В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...
публичное представление собственного инновационного опыта работы учителя русского, родного языка и литературы
Представление опыта работы. Учителю-словеснику поручена высокая духовная миссия: строить жизнь человека, заложить в души учеников высокие нравственные принципы. ...
Работа с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы
Статья отражающая работу с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы. Для педагогов...
Реализация системно- деятельностного подхода через проектно- исследовательскую деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)
Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...
Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»
Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...