Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»
статья
Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными детьми КМНС: «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»
Творчество - это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты бытия. Как часто мы говорим о значимости творческой реализации, забывая о том, что творческие способности человека могут стать разрушительной силой, способной причинить вред не только ему, но и окружающим...
Несомненно, взращивание стремлений к творчеству должно основываться на духовно-нравственном воспитании.
Говоря о целях и ценностях современного образования, выявляя его проблемы, психологи, педагоги, ученые приходят к выводу о том, что необходим поиск принципов построения такого пространства, в котором возможно найти «механизм адаптации, жизнетворчества, рефлексии», сохранения ребенком своей индивидуальности (Е.В. Бондаревская).
Главной целью работы педагогического коллектива МКУОШИ «Мыскаменская школа – интернат С(П)ОО» является создание целостного педагогического пространства, ориентированного на развитие потребности и способности личности «к культурному творчеству», что предполагает обеспечение условий для выявления, «развертывания» и сохранения детской одаренности, индивидуальности, развития творческой личности. Исследуя данную проблему, многие ученые приходят к выводу, что необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся, стимулировать развитие творческого потенциала личности ребенка, создавать условия для «формирования внутренней мотивации деятельности, направленности личности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности» (Д.Б.Богоявленская).
Наше время-это время информационного бума, высокими темпами происходит усвоение увеличенного объёма знаний ребёнка. Продуктивность мыслительной и особенно творческой деятельности школьников оказывается ниже потенциальных возможностей. Многие из учеников, знающих программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, затрудняются в ответах на проблемные вопросы, даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Они небольшое количество детей подготовлены к обобщению и творческому анализу.
Поэтому вопрос о развитии творческих способностей школьников в теории и практике стоит сейчас особенно остро.
Почему это происходит? Здесь есть множество причин.
Во-первых, дети стали меньше читать, играть в ролевые игры, поэтому у многих нет элементарного - воображения и фантазии.
Во-вторых, плохо развита речь, скуден словарный запас.
В-третьих, вследствие чего, появляется неуверенность в своих силах, вырабатываются различные комплексы.
Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку, не зависимо от того, какой он национальности и в какой местности живет. Нужно только суметь раскрыть и развить их.
Существует много различных точек зрения на понятие «творчество» и «способности».
Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности двух типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).
Основная задача педагогов - помочь учащимся актуализировать способности, развить их.
По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах
И.Я.Лернера,
В.А.Сухомлинского,
А.Н.Окунева.
И. Я. Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;
- видение новых (скрытых) функций известных объектов;
- видение всех взаимосвязей структуры объекта;
- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;
- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;
- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.
Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.
Предметы гуманитарного цикла, в частности языки и литература, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития креативных способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения родному языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках родного языка необходимо развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета (способствовать сознательному овладению богатством родного языка и развитию речи), а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление к творчеству.
Литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества.
Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества». Уроки литературы прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.
Увлекательным и интересным творческим заданием для учащихся стала проектная деятельность при изучении биографии Ямальских писателей, когда каждый ученик может создать свой проект или презентацию. А также создание папки с рисунками "Мои любимые сказочные и литературные персонажи".
Обучаясь родному языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями.
При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
На уроках родного языка и литературы можно ввести рубрику «Моя импровизация», где каждый школьник может прочитать собственные стихи, рассказы, сказки, миниатюры. Созданные речевые произведения обсуждаются коллективно. Основной критерий – оригинальность выполнения творческого задания, не шаблонность речевого оформления.
Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. На мой взгляд, перечисленные ниже виды работ, понравятся учащимся.
При изучении темы «Наво, хиби вадета " вада" (существительной вада"» можно познакомить с коллекцией" заморочек", которая развивает у детей память , нестандартное мышление, быстроту реакции, а также артистические способности. Например:
Задание 1. В тексте слово «тиртяко' ханико» повторяется слишком часто, нужно заменить это слово при необходимости) другими словами.
Тиртяко' ханико пидянда мюд' мантэвы". Тиртяко' хаником' ( ) лахаця хэвхана ховэдо'.Тиртяко' ханико ( ) тирць нявэда пирас''. Хасавако яля ямбан' халыха"на тиртяко' хаником' ( )навламбавэда. Тиртяко' ханико ( ) ларасако мюня мякана илевы. Яля' ямбан' мяд' мюня тиртяко' ханико ( ) хэрнада я'' авлавы. Нэрё няна тиртяко' ханико ( )нармы, харта тирць пэвы".
Задание 2.Разгадайте логогрифы – матрёшки.
х | а | н | а | к | о | - | х | а | н | к | о | - | х | а | н | к | о |
КАРВ - варк
КИМРАС - сармик
НЕЙИНГ - ингней
КОЯПИ - пияко
Задание 3. Вставьте в рамку нужные по смыслу слова омонимы.
Тюку | халясавэй. (то) |
Хохорэй | нарка. (то) |
Пя | ямб'. (вано) |
Хор' | еся. (вано) |
Задание 4. « Занимательный привал». По тексту задания изобразить действия с помощью жестов и мимики.
- Пыдар тудаку ма"ламбин.
-Пыдар намдэдм' ныкалнан, нули" сававна тюнарпир.
-Пыдар ёхоборнан, тёренан.
- Пыдар тэваси хаником' хоон, ня'' мар", нямзьлер, нэдарар.
-Пыдар пэкоця" нимня яхаком' мадабин.
-Пыдар саболт мантэян', нерчилын, хутыт варо' тэпин'.
-Сарюмя, пя' ныл лынгарэян.
- Ненянг' сит сякална.
- Салик ниня намдын', норнан.
- Лакари наха" на варк тёрм' намдан, сеяр хая, янамбовна ялъян'.
- Лохортахад ёльце идарнан.
-Нянанд нули" ядемби, мохокабты.
Такого вида задания формируют у учащихся умение распознавать и устранять в тексте речевые ошибки, развивают внимание, мышление, воображение, речь.
Моя задача - создать такую творческую среду на уроке, в которой станет возможным формирование ценностно-смыслового ядра личности. Обращение к миру слова как явления ценностного - основа для этой работы. Атмосферу творчества на уроке обеспечивают лингвистические задачи, предполагающие несколько вариантов решения, задания «на стыке наук»: языкознания и литературы, языкознания и истории. Это существенно расширяет «поле незнания» (Б.Г. Матюнин) учащегося и «включает желание творить». Порой морфемный и этимологический анализ слова проводится на основе ассоциативного ряда. (Дети пытаются отыскать общие истоки в происхождении слов «мерця» и «ныхы», «яб» и «ил’», «теб» и «мя”» и т.д.). Такое напряженное внимание на уроках родного языка и литературы к слову объясняется не только тем, что слово – главный инструмент нашего воздействия на мир и людей, но и тем, что оно – средоточие ценностей, ведь даже в «простейшем слове зашифрована история рода и народа, в нем таятся нрав и норов, психология, заповедальность, союз земли и неба» (Владимир Личутин).
Постижение синтаксических связей внутри предложения часто провожу на основе «моделей воспитания», которыми, по мнению Б.М.Бим-Бада, являются произведения устного народного творчества – пословицы и поговорки. Способность связать логику построения такого микротекста с нравственными и духовными идеалами ненецкого народа помогает открыть глубинную взаимосвязь. Таким образом, реализуется еще одна задача – обучение основам научного творчества.
Безусловно, что применение методов и приемов работы с художественным словом сопровождается пониманием, что в процессе постижения глубины языковых и литературных явлений велика роль подсознательного. Приблизиться, прикоснуться к словесной ткани художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла, значит попытаться разгадать тайну, которая заключена в произведении искусства слова. Процесс познания связан с эмоциональной сферой ребенка, глубиной его переживаний от встречи с неизвестным. В этом поиске не пытаюсь давать готовых ответов или категоричных оценок тем или иным явлениям, событиям, характерам, главное – пробудить в ребенке жажду познания, умение сопереживать, сочувствовать, сострадать…
Открытие мира слова – одновременно открытие самого себя, своего желания духовно расти, поднимаясь по ступенькам познания.
Итак, опыт показал, что обучение основам научного творчества через исследовательскую деятельность, систему творческих заданий, а также систему работы над словом как важнейшей единицей языка, отражающей систему духовных ценностей как личности художника, так и народа в целом, достаточно продуктивно. Учащиеся приобретают опыт пытливого чтения текста, «эстетическую позицию» (А.А.Мелик-Пашаев), развивается в них способность и потребность к «культурному творчеству» (А.П.Валицкая).
В Мыскаменской средней школе - интернат существует программа работы с одарёнными детьми. Цель этой программы выявление одарённых детей КМНС.
1.Учитель проводит наблюдения за урочной и внеурочной деятельностью учащихся с целью выявления одаренности детей путем:
-обсуждение критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
- выявить мнение родителей через анкетирование;
- систематического сбора сведений среди классных руководителей и учителей предметников;
- тесты психологического характера.
2.Подбор материалов и проведение специальных тестов, конкурсов, олимпиад.
3. Создание олимпиадного резерва по предмету.
4. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренных учащихся.
5.Отбор среди систем обучения тех форм, методов, приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
6.Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с учителем.
7.Разработка индивидуальных программ обучения учащихся по родному (ненецкому) языку.
8.Проявление уважения к индивидуальности ученика.
Условия успешной работы с одаренными детьми.
1) Осознание важности этой работы с каждым членом коллектива.
2) Создание и постоянное совершенствование индивидуальной методической системы работы с одаренными учащимися по родному (ненецкому) языку.
3) Признание приоритетным направление работы с одаренными учащимися.
4) Включение в работу с одаренными учащимися учителей-коллег, обладающих определенными качествами: компетентностью, коммуникабельностью, стремлением к интеллектуальному самосовершенствованию (педагоги с высшей квалификационной категорией).
Основные формы работы с одаренными детьми:
- индивидуальные консультации;
- нетрадиционные уроки;
- научно-практические конференции;
- семинары;
- конкурсы;
- олимпиады;
- обучение новым информационным технологиям;
- дополнительные формы обучения.
Перечень основных мероприятий, реализуемых учителем:
1.Диагностика одаренности учащихся (хорошистов, отличников, учащихся с ярко выраженными успехами по ненецкому языку).
2. Инструктивно-методическое совещание
3. Подготовка олимпиадного материала и проведение школьных олимпиад.
4.Объединение и распределение детей по различным областям научных знаний (факультативы, дополнительные занятия).
5. Создание клуба по интересам.
6. Участие в школьных, районных олимпиадах.
7. Участие в проектах для школьников.
8.Организация и проведение научно-практических конференций с одаренными учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
"Развитие пространственного мышления у школьников с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности".
Изучение пространственных представлений в начальных классах имеет огромное значение для развития и адаптации учащихся с задержанным психическим развитием. Уровень сформированности пространственных пре...
Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности
19.12.2012, 01:30Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личностиТворчество - это бесконечный поиск, радость открытий, ощущение полноты...
опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»
Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...
опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»
Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...
Работа с одарёнными детьми по развитию математических способностей
Работа с одаренными детьми по развитию математических способностей...
Педагогические условия развития креативного мышления у обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности.
Креативное мышление – компонент функциональный грамотности, который понимается как способность человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового ...