Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе Средства раскрытия образа Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»
план-конспект урока (11 класс)
Методическая разработка содержит материалы по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, а также проанализировать язык романа (1 глава) с точки зрения богатства лексики, синтаксиса, выразительных средств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr.urok_.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме «Подготовка к написанию сочинения на уроках русского языка и литературы»
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе
Средства раскрытия образа Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»
Цель: выявление роли образа Дома в романе как важнейшей ценности бытия, нравственной опоры в жизни человека; раскрытие богатства и разнообразия лексики и синтаксиса, средств художественной выразительности в произведении.
Задачи:
Образовательная:
- добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем нравственных проблем;
- активизировать мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся;
- совершенствовать умения и навыки комплексного анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как образ-символ, эпиграф, лексика, синтаксис и художественные средства выразительности.
Развивающая:
- развивать у учащихся умение анализировать эпизод с лингвистической и литературоведческой точки зрения, совершенствовать навыки связной речи;
- определять значения слова «дом»;
- давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
Воспитательная:
- воспитывать чувство любви к родному дому;
- научить ребят сопереживать, сочувствовать;
- задуматься о семейных ценностях;
- раскрыть красоту и богатство русского языка.
Оборудование: портрет писателя, карточки с вопросами для 3 групп учащихся, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.
Ход урока
На доске эпиграф:
Каждый дом, где обитает любовь и гостит дружба,
- это и в самом деле дом, то есть единственный приют, ибо в нем отдыхает сердце.
Генри Ван-Дайк
(американский писатель, поэт, богослов и педагог)
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Здравствуйте, ребята. Я прошу вас серьёзно настроиться на работу. Результат нашего урока зависит от активности каждого. Поэтому поддерживайте друг друга. Желаю вам удачи. | Создаёт благоприятный настрой на общение в процессе работы. | Настраиваются на работу по теме урока |
| Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством М.А.Булгакова, с его романом «Белая гвардия». Посмотрим, как создаётся писателем образ Дома. Для этого нам нужно обратиться к тексту романа и проанализировать в 1 главе ключевые эпизоды с точки зрения литературы и лингвистики. | Формирует потребность в последующей деятельности. | Готовятся к активному восприятию учебного материала через постановку учебной задачи |
III. Слово учителя - 3 мин. |
| Заостряет внимание детей на нестандартности данного урока | Слушают учителя и осмысливают новую необычную информацию |
IV.Анализ 1 главы романа – 10 мин. | Обратимся к эпиграфу нашего урока – словам американского писателя Ван-Дайка. - Какие ключевые слова можно выделить в высказывании? Как они соотносятся с романом? - Прочитайте 1-ый эпиграф к роману? Почему он взят именно из «Капитанской дочки»? - О чём говорит 2-ой эпиграф? - Передайте кратко сюжет 1-ой главы | Задаёт вопросы о роли эпиграфов. Делает вывод о том, что оба эпиграфа подготовили нас к пониманию замысла писателя: «стать бесстрастно над красными и белыми». Просит учащихся кратко пересказать главу, сохраняя художественные особенности текста. | Дети отвечают на вопрос: - Дом, любовь, дружба, приют, отдыхает сердце Отвечают на вопросы о роли эпиграфов, ключевых образов и о проблемах, затронутых автором в произведении. Строят монологическое высказывание |
V.Работа групп – 20 мин. | Работая в группах, попытаемся найти ключевые образы и обороты речи, слова, предложения, которые помогут интерпретировать текст. Сосредоточим внимание на особенностях поэтики Булгакова, на значимости каждой детали. 1группа: Найдите синтаксические конструкции, при помощи которых Булгаков показывает боль детей после смерти самого близкого человека – матери? Чем осложнены данные предложения? Почему автор использует инверсию? Сделайте вывод о важности сохранения семейных связей. 2 группа. Найдите ключевые образы-символы. Как они помогают раскрыть многозначность слова «дом»? Из каких «деталей» складывается Дом Турбиных и какое синтаксическое средство помогает это выявить? Сделайте вывод о Доме как важнейшей ценности бытия. 3 группа. Какие средства художественной выразительности использует автор для описания образа Дома и образов главных героев романа? Какие они – герои романа? Что их мучает и что является для них главным в жизни? По каким заветам живут? Что связывает героев романа «Белая гвардия» с героями «Капитанской дочки?» Сделайте вывод о роли родительского наказа в формировании нравственных качеств личности. | Делит учащихся на 3 группы. Каждой группе даёт карточки с заданиями и рекомендации по выполнению работы. Акцентирует внимание на проблемных вопросах. | Работают в группах. Осмысливают задание, продумывают этапы работы над текстом. Находят необходимую информацию в 1 главе, согласуют работу внутри малой группы, готовят защиту своего выступления. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Все остальные участники групп дополняют, высказывают свои мнения. Оформляют свои выступления письменно в виде эссе (5-8 предложений). |
VI.Обобщение – 2 мин. | Слово учителя: Итак, уже в 1 главе мы увидели, как Булгаков, используя разнообразную лексику, синтаксис, выразительные средства языка, эмоционально воздействующие на читателя, раскрывает роль Дома, семьи, семейных ценностей в жизни человека, знакомит читателей с главными героями. | Делает вывод по уроку | Осознают неразрывную связь литературы и русского языка |
VII.Рефлексия – 5 мин. | Приём «Синквейн» (Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме). Итоги урока – выставление оценок. | Предлагает написать пятистишие по ключевому понятию «дом». Оценивает деятельность на уроке | Осмысливают и дают оценку результатам деятельности на уроке |
VIII. Домашнее задание – 2 мин. | 1.Подумать, какие проблемы подняты в 1 главе романа. 2.Написать сочинение в формате ЕГЭ о проблеме Дома, используя текст 1 главы в качестве комментариев. | Комментирует домашнее задание, помогает подобрать аргументы по проблеме | Слушают пояснения учителя, настраиваются на самостоятельный поиск нужной информации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"
Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...
Интегрированный урок русского языка и литературы«Комплексный анализ текста И.А.Бунина «Роман горбуна»
Презентация к интегрированному уроку в 7 классе...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)
Тема урока:...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс (интегрированный урок русского языка и литературы)»
Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков лите...