"Мальчик по имени - Едэйко" (интегрированное занятие в средней группе 3.11.2020
план-конспект

Рогалева Оксана Георгиевна

Цель: воспитывать интерес к творчеству Л. В. Лапцуя.

Задачи: - познакомить с творчеством ненецкого писателя Л. В. Лапцуя;

     - расширять знания и представления детей о родном крае, развивать мышление, речь.

              - воспитывать чувство любви к родному краю, чувство бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование:

  • портрет Л. В. Лапцуя;
  • выставка поэтических сборников Л. В. Лапцуя;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • программа – презентация;

Предварительная работа: чтение поэмы «Эдейко» Л. В. Лапцуй.

Словарная работа: Едэйко – новенький.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchik_po_imeni_edeyko_integr_zanyatie.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: воспитывать интерес к творчеству Л. В. Лапцуя.

Задачи: - познакомить с творчеством ненецкого писателя Л. В. Лапцуя;

     - расширять знания и представления детей о родном крае, развивать мышление, речь.

              - воспитывать чувство любви к родному краю, чувство бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование:

  • портрет Л. В. Лапцуя;
  • выставка поэтических сборников Л. В. Лапцуя;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • программа – презентация;

Предварительная работа: чтение поэмы «Эдейко» Л. В. Лапцуй.

Словарная работа: Едэйко – новенький.

Ход занятия.

Слайд 1.

Воспитатель: Торова! Здравствуйте дети. Сегодня я расскажу вам о творчестве Леонида Васильевича Лапцуя и о его поэме «Едэйко».

Слайд 2.

        Воспитатель. В Ямальской тундре, в стойбище близ озера Ярото, неподалеку от поселка Новый Порт родился мальчик, родители дали ему имя Вэсако. Если в стойбище рождался ребенок – это радость. Если мальчик то радость вдвойне.

Был я назван именем Вэсако,

Что по-русски значит «Старый Мудрец»

Очень я гордился – ведь не всякий

Получает это имя в тундре.

Его родители хотели, чтобы их сын вырос умным, дальновидным человеком, к которому люди пойдут за советом.

Слайд 3.

        Поэтом написано много книг, в которых отразилась его богатая творческая судьба. Облик Севера, жизнь людей Севера разнообразно и щедро описывается в его стихотворениях и поэмах. Его книги издавались в разных издательствах страны, одна треть из них издана на ненецком языке.

        Л.В.Лапцуй также писал про детей. «Как-то однажды я задумал написать небольшую поэму о временах года и всё это хотел показать на примере деятельности человека. Я вдруг почувствовал и увидел вечно молодое поколение и написал поэму «Эдейко» - это «Новый человек».

        «В этой книжке по странице

            Будут в ней весна и лето,

            Будут осень и зима…

            А ещё в ней будет мальчик,

            Черноглазый, смуглолицый

            Назвала его Эдейкой

            Тундра мудрая сама.

            «Новый маленький мужчина»-

            Так нередко нарекают

            Новорожденных ребят…»

Слайд 4.

        Книга Л.В.Лапцуя «Едэйко» написана на русском и ненецком языках. В ней говорится о маленьком ненецком мальчике, который растёт и живёт в чуме. Мама поёт ему колыбельные песенки, шьёт красивую малицу, кисы, плетёт из ниток красивые пояс и тесёмки для кисов. Отец сделал из дерева ножны к поясу и маленькую, но настоящую нарточку. Когда Едэйко подрос, отец стал брать его с собой на охоту. Он учил его ставить капканы, ездить на оленьих упряжках, выполнять мужскую работу, не теряться в трудных ситуациях.

Слайд 5.

С каждым новым днём осенним

Тяжелее дышит тундра.

Низко солнышко спустилось –

И висит над головой!

Слайд 6.

Над костром зари осенней

Ночь повисла котелком,

И бегут, бегут олени

Упряжные с ветерком.

Наступает им на пятки,

Оплетает ноги тьма.

Меж кустов играя в прятки,

Силы пробует зима.

Слайд 7.

Ой, весна звонкоголосая,

Первой вестью о тепле

Принесла ты нам курносого

Оленёнка на крыле.

Слайд 8.

На летние каникулы

Из школы-интерната

В пастушеское стойбище

Приехали ребята.

Физкультминутка «Изобрази зверей»

  1. Изобразите оленя, который щиплет ягель.
  2. Изобразите, как скачет заяц.
  3. Изобразите, как белочка орешки грызёт.
  4. Изобразите, как песец тявкает.

Слайд 9.

(Стук в дверь).

Дети, кто-то пришёл к нам в гости. Да это же Эдейко.

Слайд 10.

Воспитатель. А теперь  небольшая викторина, я буду задавать вам вопросы по поэме «Эдейко» Л.В.Лапцуя, кто ответит правильно, получит сувенир от Эдейки.

  1. Что означает имя героя поэмы?
  2. Почему «…однажды стало в стаде

                           Неспокойно, словно в море.

                           В страхе хоркали олени,

                           Окликая олених?»

  1. Объясните, почему «Очень важно, чтоб охотник

                                                Знал, куда летит сова?»

  1. Почему в тундре говорят, что «сова – глаза охотника?»
  2. «В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться нам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?»

                                  О ком эта загадка?

     6. «Едэйка поднял крошку,

         Как маленького крошку,

         Погладил, успокоил

         И в чум его принёс…»

     7. Как звали лучшего друга Едэйки в тундре?

     8. Какой подарок получил от радушных рыбаков Едэйка?

Посмотрите, Эдейко принёс вам задание.

Надо разукрасить рисунок ненецкого мальчика Едэйко в зимней ненецкой одежде. Как называется национальная ненецкая одежда для мужчин?

(Дети разукрашивают восковыми мелками малицу под спокойную музыку)

Слайд 11.

Итог занятия.

- С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?

- Что вам понравилось больше всего?

- О каких временах годах говорится в поэме «Едэйко»?

Литература.

  1. Л.В.Лапцуй «Едэйко» Салехард, ГУП ЯНАО «Издательство «Красный Север», 2004 г.

В.А.Саблина «Едэйко» учебно-методическое пособие на ненецком и русском языках.Санкт-Петербург, 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное музыкальное занятие в средней группе

интегрированное занятие :музыка + аппликация...

Итоговое занятие в средней группе по ФЭМП "Путешествие в сказку"

Познание. Выявить знания детей: умение соотносить цифры с количеством предметов; знания о геометрических фигурах; знания о временах года (зима, весна, лето, осень); умение ориентироваться на листе бум...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "ФРУКТЫ"

Конспект интегрированного занятия в средней группеЦели:Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья чело...

Конспект открытого занятия в средней группе Тема: «Солнышко здоровья»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора....

Конспект занятия в средней группе по теме: "Прямоугольник и квадрат"

Конспект занятия в средней группеПо теме: "Прямоугольник и квадрат"Цель: сформироать у детей представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы рас...

Сценарий логоритмического занятия в средней группе ДОУ "Поездка за город."

В основе занятия лежат лексические темы: "Осень", "Овощи","Грибы". Длительность занятия 20-25 минут....

Конспект проведения занятия в средней группе по формированию сенсорных эталонов. Путешествие по сказке «Колобок»

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие, астигматизм, миопия, гиперметропия) по формированию сенсорных эталонов в средней группе детского сада компенсирующего вида....