Рабочая программа для 5 класса по ОДНКР
рабочая программа (5 класс)

Круподерова Ирина Алексеевна

            Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»)  для 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

[1]МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 34»

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

________/Т.П.Ярославцева/

Протокол №  1

от «29» августа 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»:

__________ /Л.И.Ткаченко/

«30 » августа  2020 г.

«Утверждаю»

Директор

 МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»:

_____________/О.В.Иванова/

Приказ №_____  от «___» сентября 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности кружка

«Основы духовно- нравственной культуры народов России»

(модуль «Основы религиозных культур народов России»)

для 5 классов

Уровень основного общего образования

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «31» августа 2020 г.

2020– 2021 учебный год

г. Саратов

       

            Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»)  для 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.  Данная программа ориентирована на использование учебника:

А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин  «Основы религиозных культур народов России» 5 класс  (учебник для общеобразовательных учреждений) / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. (Инновационная школа).-Москва «Русское слово» 2019, который включен в Федеральный перечень учебников.         

Учебный план МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» на изучение программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»)  в 5 классах по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа в год.  Всего 102 часа на уровне начального общего образования.

         Основная цель программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»)- приобщение обучающихся к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию. 

         Основные задачи программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»):

  1. расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов основной школы;
  2. формирование первоначальных представлений о традиционных религиях    народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
  3. формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
  4. воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, уважительное отношение к людям другой культуры;
  5. развитие информационной культуры обучающихся (об источниках       информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

 1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»)

Планируемые результаты включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения учебной программы по предмету учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России», модуль «Основы религиозных культур народов России».

Планируемые личностные результаты:

Личностными результатами обучения «Основам религиозных культур народов России» является развитие общей культуры школьника, формирование гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитание уважения к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Изучение основам религиозных культур народов России на уровне основного общего образования обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Планируемые  метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Планируемые предметные результаты:

В результате освоения учебного предмета «Основы религиозных культур народов России» на уровне основного общего образования (5 классы) обучающийся научится:

  • понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
  • осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
  • развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
  • ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
  • раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
  • ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
  • понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
  • устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
  • акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

2. Содержание программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») на уровне основного общего образования:

Программа внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») ориентирована на формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей, о  понимании величия накопленного человечеством культурного наследия, сформировавшегося на протяжении истории разных народов.

   Основные формы учебной деятельности —диалогическое взаимодействие, вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата); деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

Изучение учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России», модуль «Основы религиозных культур народов России» основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Музыка», «Обществознание», «Краеведение», «Изобразительное искусство», «Литература».

2.1. Содержание программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») 5 класса (34 часа)

Введение  (1ч.)

Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

Раздел 1. «Православие».

Тема 1. Православие в Древней Руси (2 ч.)

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.

Тема 2. Православие в Московской Руси  (5ч.)

Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.

Тема 3. Православие при царях и императорах России (4ч.)

Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».

Тема 4. От Советской России до современности (3 ч.)

Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества входе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.

Тема 5. Православие в традициях русского народа ( 1ч.)

Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.

Тема 6. Дом и семья в православии  (1ч.)

Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности.

Подготовка к защите проекта «Как я понимаю православие» (1 ч.)

Защита проекта по теме «Как я понимаю православие» (1 ч.)

Раздел 2. «Ислам».

Тема 7. История ислама в России (2ч.)

Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.

Тема 8. Ислам в современной России (2 ч.)

Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.

Тема 9. Дом и семья в исламе  (1 ч.)

Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.

Раздел 3 «Иудаизм».

Тема 10. Появление и развитие иудаизма в России (2 ч.)

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.

Тема 11. Иудаизм в СССР и современной России (1 ч.)

Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.

Тема 12. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа  (1ч.)

Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.

Раздел 4 «Буддизм».

Тема 13. Появление и развитие буддизма в России (2ч.)

Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.

Тема 14. Буддизм в СССР и современной России ( 1ч.)

Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.

Тема 15. Буддизм в культуре и традициях народов России (1ч.)

Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.

Подготовка к защите проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма» (1ч.)

Защита проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма» (1ч.)

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых для освоения каждой темы

«Основы духовно- нравственной культуры народов России» 

(модуль «Основы религиозных культур народов России») 

5 класс

Тема урока

Содержание

Количество часов

Введение

1час

1

Традиционные религии России.

Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.

1

Раздел I  Православие.

18 часов

2

Православие в Древней Руси. Крещение Руси.

Язычество. Древние славяне. Крещение Руси. Киев- колыбель русского православия.

Знать: историю крещения Руси; понятие «митрополит».

1

3

Православие в Древней Руси. Русское монашество. Владимир Мономах.

Монастырь. Монашество. Православные монастыри и храмы Киева. Послание Владимира Мономаха детям.

 Знать: понятия «лавра», «монастырь», «монах», «инок».

Домашнее задание: стр.7-10; вопросы. Какие правила Владимира Мономаха важны и сейчас?

1

4

Православие в Московской Руси. Скрепляя русские земли верой…

Монгольское иго. Золотая орда. Разорение Киева. Распад Древнерусского государства на отдельные княжества-уделы. Роль Русской православной Церкви в сохранении памяти о прошлом и связей между русским землями.

Знать: период существования на Руси монгольского ига.

1

5

Православие в Московской Руси. Возвышение Москвы.

Возвышение Москвы. Митрополит Петр. Успенский собор в Кремле. Москва- центр русского православия.

Знать: понятия «церковь», «собор», «храм», «епархия».

1

6

Православие в Московской Руси. Помощь церкви московским князьям.

Собирание русских земель в единое государство. Роль церкви. Митрополит Алексий. Его значение в укреплении православной веры. Святой Сергий Радонежский.

Знать: историю жизни св.Сергия Радонежского.

Домашнее задание: стр. 12-13; вопросы. Почему поучения митрополита Алексия и св.Сергия Радонежского важны и сегодня?

1

7

Православие в Московской Руси. Русская Православная церковь обретает самостоятельность.

Падение Византии. Разделение Христианской церкви на католическую и православную. Уния. Автокефалия.

Знать: понятия «католическая» и «православная» церковь, «уния», «автокефалия».

1

8

Православие в Московской Руси. Христианин и богатство.

Христианин и богатство. Нестяжатели. Учение Нила Сорского и Иосифа Волоцкого.

Рассуждения на тему «Как православный христианин должен относиться к богатству».

1

9

Православие при царях и императорах России. Учреждение патриаршества.

Царь- глава русского государства. Царь Иоанн Грозный. Митрополит московский Иов- Патриарх всея Руси.

Знать: когда в России было учреждено патриаршество; с чем это было связано.

1

10

Православие при царях и императорах России. Защитники православия.

Христианские подвиги митрополита Филиппа и патриарха Гермогена.

Знать: понятия «святой», «канонизация».

1

11

Православие при царях и императорах России. Под началом светской власти.

Период правления Алексея Михайловича Романова. Россия во времена Петра Первого и Екатерины Второй. Отмена патриаршества. Синод.

Знать: церковную иерархию, понятия «патриарх», «синод», «епископ, «священник», «диакон».

1

12

Православие при царях и императорах России. Христианство в духовном просвещении народа.

Старцы. Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Оптина пустынь, Саровская пустынь. Св. старец Амвросий Оптинский. Проповедь Иисуса Христа об осуждении.

Знать: понятия «старец», «пустынь», «проповедь».

Рассуждение на тему «Кто такие старцы, как они появились на Руси, какова была их роль в проповеди православия среди народа?».

Объяснить смысл выражения: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»

1

13

От Советской России до современности. Русская Православная церковь после революции 1917 г.

Приход к власти революционеров- большевиков. Свержение царской власти. Распад Российской империи. Атеизм. Гонения на церковь. Соловецкий монастырь. Выборы патриарха. Патриарх Тихон. Русская Православная Церковь Заграницей. Епископ Лука Войно-Ясенецкий.

Знать: значение слова «атеизм».

Рассуждения на тему: «Какие изменения в жизни Русской Православной Церкви произошли с приходом к власти большевиков и образованием Советского Союза?

«Как встречали православные обрушившиеся на них гонения?»

1

14

От Советской России до современности. В годы Великой Отечественной войны.

Позиция Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Митрополит Сергий. Выборы патриарха. Помощь Церкви стране и народу.

1

15

Русская Православная Церковь в современной России.

Возрождение православных храмов и монастырей, открытие новых храмов. Воссоединение Русской Православной Церкви и Церкви Заграницей. Основы христианской нравственности, благотворительность.

Знать: понятия «нравственность», «благотворительность», «милосердие».

Рассуждение на тему: «Как Православная Церковь участвует в жизни нашей страны и народа сейчас?»»

1

16

Православие в традициях русского народа.

Таинства Православной Церкви. Роль крестных родителей в воспитании православного христианина. Народные пословицы и поговорки. Преображение Господне. История купца Афанасия Никитина. Заветы Иисуса Христа о любви к ближнему. Ульяна Осорьина.

Знать: понятия «крещение», «крёстный», «восприемник»,

«отпевание», «именины», «завет», «милосердие».

1

17

Дом и семья в православии.

Домострой. Православные иконы. Красный угол. Брак. Венчание. Добродетели. Святые Пётр и Феврония.8 июля- Всероссийский день семьи, любви и верности.

Знать: христианские заповеди, посвященные семье, понятия «венчание», «добродетели».

1

18

Подготовка к защите проекта «Как я понимаю православие».

Дискуссии по теме проекта. Подготовка к защите. 

Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите.

Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать, отвечать на вопросы по содержанию презентации.

1

19

Защита проекта «Как я понимаю православие».

Защита проектов, презентаций.

1

Раздел II Ислам.

5 часов

20

История ислама в России. Распространение ислама в России.

Понятие «ислам». История возникновения ислама. Распространение ислама в России. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама.

Знать: понятие «ислам», историю возникновения ислама.

1

21

История ислама в России. Ислам на территории современной России в X – XX вв.

Основные этапы существования ислама в нашей стране. Изменения в жизни российских мусульман в начале 20 века.

Знать: понятия «халиф», «халифат», «коран», «медресе», «мечеть».

1

22

Ислам в современной России. Принцип равноправия.

На основе принципа равноправия. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.

Знать: понятия «намаз», «пост», «имам»,  «мечеть»,  «муэдзин».

1

23

Ислам в современной России. Процесс религиозного возрождения.

Изменения в обществе и сознании людей после распада СССР и прекращения гонений на религию. Религиозное образование мусульман. Религиозные центры.

Знать: в каких регионах России проживают мусульмане.

1

24

Дом и семья в исламе.

Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.

Рассуждение на тему: «Почему в исламе семья- это домашняя школа». Сравнение с заповедями православия о семье.

1

Раздел III Иудаизм.

4 часа

25

Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в России. Страницы истории.

Понятие «иудаизм». История возникновения религии. Пророк Моисей. Иудаизм в России.

Знать: понятия «община», «кагал», «хедер», «иешива».

1

26

Появление и развитие иудаизма в России. Жизнь иудейской общины в России. Религиозная политика в отношении иудаизма.

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.

Знать: понятие «синагога», устройство синагоги.

1

27

Иудаизм в СССР и современной России.

Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудаизм во времена Второй мировой войны. Трагедия еврейского народа. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.

Знать: понятия «холокост», «репрессии».

1

28

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.

Отношение иудеев к семье и браку. Как иудаизм помогал евреям строить жизнь в рамках замкнутой общины. Благотворительность и милосердие для иудеев.

Рассуждение на тему: «Роль семьи в православии, исламе, иудаизме».

1

Раздел IV Буддизм.

4 часа

29

Появление и развитие буддизма в России. На основе тибетского буддизма.

Понятие «буддизм». История возникновения религии. Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета.

Знать: понятия «буддизм», «лама», какие народы России исповедуют буддизм.

1

30

Появление и развитие буддизма в России. Буддизм в России: страницы истории. Агван Доржиев – лидер буддистов России.

Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.

Знать: понятия «ступа», «пагода», «хурул», «дацан», «дуган», «мантры».

1

31

Буддизм в СССР и современной России.

Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Положение буддизма в современной России.Знать: понятия «сангха», «нирвана».

1

32

Буддизм в культуре и традициях народов России.

Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламы у буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.

Рассуждение на тему: «Почему буддийские праздники символизируют для народов России крепость семейных уз, прочность традиций?».

1

33

Подготовка к защите проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма».

Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности.

Домашнее задание: подготовка к защите проектов, презентации по темам.

1

34

Защита проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма».

Защита проектов, презентаций. Подведение итогов

1




Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 5 класс (35 ч.)

№ п/п

 Наименование разделов и тем

Содержание

Кол.часов

Дата проведения.

План

Факт

5а, 5б, 5в, 5г

Традиционные религии России.

Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина. Виды религий.

1

4.09

Православие в Древней Руси. Крещение Руси.

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Притяжение Византии. Русская митрополия Константинопольского патриархата. I период в истории Русской православной церкви.

1

11.09

3.

Православие в Древней Руси.

Русское монашество. Владимир Мономах.

Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.

1

18.09

4.

Православие в Московской Руси. Скрепляя русские земли верой…

Распад Древнерусского государства на отдельные княжества-уделы. Русская Церковь и Золотая Орда. Нашествие на Русь завоевателей, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву.

1

25.09

5.

Православие в Московской Руси. Возвышение Москвы.

Возвышение Москвы. Митрополит Петр. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель.

1

2.10

6.

Православие в Московской Руси. Помощь церкви московским князьям.

Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным.

1

9.10

7.

Православие в Московской Руси. Русская Православная церковь обретает самостоятельность.

Русская Православная церковь обретает самостоятельность. Флорентийская уния. Митрополит Исидор и Василий II (Тёмный). Установление автокефалии Русской Церкви. Автокефалия РПЦ. II период истории. Митрополит Иона.

1

16.10

8.

Православие в Московской Руси. Христианин и богатство.

Нестяжание или богатство? Иосифляне и нестяжатели. Преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Нил Сорский. Отношение христианина к богатству

1

23.10

9.

Православие при царях и императорах России. Учреждение патриаршества

Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный.

1

6.11

10.

Православие при царях и императорах России. Защитники православия.

Как отстаивали веру и Отечество патриархи? Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Защитники Православия. Казанская икона Божьей матери. II народное ополчение К.Минина и Д.Пожарского.

1

13.11

11.

Православие при царях и императорах России. Под началом светской власти.

Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II.

1

20.11

12.

Православие при царях и императорах России. Христианство в духовном просвещении народа.

Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».

1

27.11

13.

От Советской России до современности. Русская Православная церковь после революции 1917 г.

Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Патриарх Тихон (Белавин). Новомученики и исповедники. Царская семья. Репрессии.

1

4.12

14.

От Советской России до современности. В годы Великой Отечественной войны.

Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в ходе Великой Отечественной войны. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь.

1

11.12

15.

Русская Православная Церковь в современной России.

Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.

1

18.12

16.

Православие в традициях русского народа.

Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности.. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии.

1

25.12

17.

Дом и семья в православии.

Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности.

1

15.01

18.

Подготовка к защите проекта «Как я понимаю православие».

Дискуссии по теме проекта. Подготовка к защите.

1

22.01

19.

Защита проекта «Как я понимаю православие».

Защита проектов учащихся.

1

29.01

20.

История ислама в России. Распространение ислама в России.

Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама.

1

5.02

21.

История ислама в России. Ислам на территории современной России в X – XX вв.

Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.

1

12.02

22.

Ислам в современной России. Принцип равноправия.

На основе принципа равноправия. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.

1

19.02

23.

Ислам в современной России. Процесс религиозного возрождения.

В общем процессе религиозного возрождения. Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Совет муфтиев. Центральное духовное управление мусульман России. Участие ислама в формировании духовно-нравственных ценностей российского общества.

1

26.02

24.

Дом и семья в исламе.

Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.

1

5.03

25.

Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в России. Страницы истории.

Иудаизм в России. Страницы истории. Иудаизм как древнейшая национальная религия евреев. Расселение палестинских переселенцев.

1

12.03

26.

Появление и развитие иудаизма в России. Жизнь иудейской общины в России. Религиозная политика в отношении иудаизма.

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.

1

19.03

27.

Иудаизм в СССР и современной России.

Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.

1

2.04

28.

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа.

Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.

1

9.04

29.

Появление и развитие буддизма в России. На основе тибетского буддизма.

Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета.

1

16.04

30.

Появление и развитие буддизма в России. Буддизм в России: страницы истории. Агван Доржиев – лидер буддистов России.

Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.

1

23.04

31.

Буддизм в СССР и современной России.

Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Вели-кой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.

1

30.04

32.

Буддизм в культуре и традициях народов России.

Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.

1

7.05

33.

Подготовка к защите проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма».

Дискуссии на темы проектов. Подготовка  защите.

1

14.05

34.

Защита проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма».

Защита проектов учащихся.

1

21.05

35.

Защита проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма».

Защита проектов учащихся.

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...