Рабочая программа для 5 класса по ОДНКР
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») для 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОДНКР | 184 КБ |
календарно-тематическое планирование | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
[1]МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 34»
«Рассмотрено» Руководитель МО: ________/Т.П.Ярославцева/ Протокол № 1 от «29» августа 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»: __________ /Л.И.Ткаченко/ «30 » августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»: _____________/О.В.Иванова/ Приказ №_____ от «___» сентября 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности кружка
«Основы духовно- нравственной культуры народов России»
(модуль «Основы религиозных культур народов России»)
для 5 классов
Уровень основного общего образования
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «31» августа 2020 г.
2020– 2021 учебный год
г. Саратов
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») для 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа ориентирована на использование учебника:
А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин «Основы религиозных культур народов России» 5 класс (учебник для общеобразовательных учреждений) / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин; под общ. ред. чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. (Инновационная школа).-Москва «Русское слово» 2019, который включен в Федеральный перечень учебников.
Учебный план МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» на изучение программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») в 5 классах по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа в год. Всего 102 часа на уровне начального общего образования.
Основная цель программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»)- приобщение обучающихся к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Основные задачи программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»):
- расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов основной школы;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
- формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
- воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, уважительное отношение к людям другой культуры;
- развитие информационной культуры обучающихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»)
Планируемые результаты включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения учебной программы по предмету учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России», модуль «Основы религиозных культур народов России».
Планируемые личностные результаты:
Личностными результатами обучения «Основам религиозных культур народов России» является развитие общей культуры школьника, формирование гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитание уважения к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Изучение основам религиозных культур народов России на уровне основного общего образования обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Планируемые метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Планируемые предметные результаты:
В результате освоения учебного предмета «Основы религиозных культур народов России» на уровне основного общего образования (5 классы) обучающийся научится:
- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;
- осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию;
- развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности, становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
- ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
2. Содержание программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») на уровне основного общего образования:
Программа внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») ориентирована на формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей, о понимании величия накопленного человечеством культурного наследия, сформировавшегося на протяжении истории разных народов.
Основные формы учебной деятельности —диалогическое взаимодействие, вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата); деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
Изучение учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России», модуль «Основы религиозных культур народов России» основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Музыка», «Обществознание», «Краеведение», «Изобразительное искусство», «Литература».
2.1. Содержание программы внеурочной деятельности кружка «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») 5 класса (34 часа)
Введение (1ч.)
Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Раздел 1. «Православие».
Тема 1. Православие в Древней Руси (2 ч.)
Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Тема 2. Православие в Московской Руси (5ч.)
Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Тема 3. Православие при царях и императорах России (4ч.)
Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь».
Тема 4. От Советской России до современности (3 ч.)
Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества входе Великой Отечественной войны. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.
Тема 5. Православие в традициях русского народа ( 1ч.)
Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Тема 6. Дом и семья в православии (1ч.)
Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности.
Подготовка к защите проекта «Как я понимаю православие» (1 ч.)
Защита проекта по теме «Как я понимаю православие» (1 ч.)
Раздел 2. «Ислам».
Тема 7. История ислама в России (2ч.)
Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Тема 8. Ислам в современной России (2 ч.)
Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Тема 9. Дом и семья в исламе (1 ч.)
Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Раздел 3 «Иудаизм».
Тема 10. Появление и развитие иудаизма в России (2 ч.)
Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве.
Тема 11. Иудаизм в СССР и современной России (1 ч.)
Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Тема 12. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа (1ч.)
Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея.
Раздел 4 «Буддизм».
Тема 13. Появление и развитие буддизма в России (2ч.)
Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов.
Тема 14. Буддизм в СССР и современной России ( 1ч.)
Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Тема 15. Буддизм в культуре и традициях народов России (1ч.)
Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия.
Подготовка к защите проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма» (1ч.)
Защита проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма» (1ч.)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых для освоения каждой темы
«Основы духовно- нравственной культуры народов России»
(модуль «Основы религиозных культур народов России»)
5 класс
№ | Тема урока | Содержание | Количество часов |
Введение | 1час | ||
1 | Традиционные религии России. | Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина. | 1 |
Раздел I Православие. | 18 часов | ||
2 | Православие в Древней Руси. Крещение Руси. | Язычество. Древние славяне. Крещение Руси. Киев- колыбель русского православия. Знать: историю крещения Руси; понятие «митрополит». | 1 |
3 | Православие в Древней Руси. Русское монашество. Владимир Мономах. | Монастырь. Монашество. Православные монастыри и храмы Киева. Послание Владимира Мономаха детям. Знать: понятия «лавра», «монастырь», «монах», «инок». Домашнее задание: стр.7-10; вопросы. Какие правила Владимира Мономаха важны и сейчас? | 1 |
4 | Православие в Московской Руси. Скрепляя русские земли верой… | Монгольское иго. Золотая орда. Разорение Киева. Распад Древнерусского государства на отдельные княжества-уделы. Роль Русской православной Церкви в сохранении памяти о прошлом и связей между русским землями. Знать: период существования на Руси монгольского ига. | 1 |
5 | Православие в Московской Руси. Возвышение Москвы. | Возвышение Москвы. Митрополит Петр. Успенский собор в Кремле. Москва- центр русского православия. Знать: понятия «церковь», «собор», «храм», «епархия». | 1 |
6 | Православие в Московской Руси. Помощь церкви московским князьям. | Собирание русских земель в единое государство. Роль церкви. Митрополит Алексий. Его значение в укреплении православной веры. Святой Сергий Радонежский. Знать: историю жизни св.Сергия Радонежского. Домашнее задание: стр. 12-13; вопросы. Почему поучения митрополита Алексия и св.Сергия Радонежского важны и сегодня? | 1 |
7 | Православие в Московской Руси. Русская Православная церковь обретает самостоятельность. | Падение Византии. Разделение Христианской церкви на католическую и православную. Уния. Автокефалия. Знать: понятия «католическая» и «православная» церковь, «уния», «автокефалия». | 1 |
8 | Православие в Московской Руси. Христианин и богатство. | Христианин и богатство. Нестяжатели. Учение Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Рассуждения на тему «Как православный христианин должен относиться к богатству». | 1 |
9 | Православие при царях и императорах России. Учреждение патриаршества. | Царь- глава русского государства. Царь Иоанн Грозный. Митрополит московский Иов- Патриарх всея Руси. Знать: когда в России было учреждено патриаршество; с чем это было связано. | 1 |
10 | Православие при царях и императорах России. Защитники православия. | Христианские подвиги митрополита Филиппа и патриарха Гермогена. Знать: понятия «святой», «канонизация». | 1 |
11 | Православие при царях и императорах России. Под началом светской власти. | Период правления Алексея Михайловича Романова. Россия во времена Петра Первого и Екатерины Второй. Отмена патриаршества. Синод. Знать: церковную иерархию, понятия «патриарх», «синод», «епископ, «священник», «диакон». | 1 |
12 | Православие при царях и императорах России. Христианство в духовном просвещении народа. | Старцы. Серафим Саровский и Сергий Радонежский. Оптина пустынь, Саровская пустынь. Св. старец Амвросий Оптинский. Проповедь Иисуса Христа об осуждении. Знать: понятия «старец», «пустынь», «проповедь». Рассуждение на тему «Кто такие старцы, как они появились на Руси, какова была их роль в проповеди православия среди народа?». Объяснить смысл выражения: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» | 1 |
13 | От Советской России до современности. Русская Православная церковь после революции 1917 г. | Приход к власти революционеров- большевиков. Свержение царской власти. Распад Российской империи. Атеизм. Гонения на церковь. Соловецкий монастырь. Выборы патриарха. Патриарх Тихон. Русская Православная Церковь Заграницей. Епископ Лука Войно-Ясенецкий. Знать: значение слова «атеизм». Рассуждения на тему: «Какие изменения в жизни Русской Православной Церкви произошли с приходом к власти большевиков и образованием Советского Союза? «Как встречали православные обрушившиеся на них гонения?» | 1 |
14 | От Советской России до современности. В годы Великой Отечественной войны. | Позиция Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Митрополит Сергий. Выборы патриарха. Помощь Церкви стране и народу. | 1 |
15 | Русская Православная Церковь в современной России. | Возрождение православных храмов и монастырей, открытие новых храмов. Воссоединение Русской Православной Церкви и Церкви Заграницей. Основы христианской нравственности, благотворительность. Знать: понятия «нравственность», «благотворительность», «милосердие». Рассуждение на тему: «Как Православная Церковь участвует в жизни нашей страны и народа сейчас?»» | 1 |
16 | Православие в традициях русского народа. | Таинства Православной Церкви. Роль крестных родителей в воспитании православного христианина. Народные пословицы и поговорки. Преображение Господне. История купца Афанасия Никитина. Заветы Иисуса Христа о любви к ближнему. Ульяна Осорьина. Знать: понятия «крещение», «крёстный», «восприемник», «отпевание», «именины», «завет», «милосердие». | 1 |
17 | Дом и семья в православии. | Домострой. Православные иконы. Красный угол. Брак. Венчание. Добродетели. Святые Пётр и Феврония.8 июля- Всероссийский день семьи, любви и верности. Знать: христианские заповеди, посвященные семье, понятия «венчание», «добродетели». | 1 |
18 | Подготовка к защите проекта «Как я понимаю православие». | Дискуссии по теме проекта. Подготовка к защите. Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать, отвечать на вопросы по содержанию презентации. | 1 |
19 | Защита проекта «Как я понимаю православие». | Защита проектов, презентаций. | 1 |
Раздел II Ислам. | 5 часов | ||
20 | История ислама в России. Распространение ислама в России. | Понятие «ислам». История возникновения ислама. Распространение ислама в России. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Знать: понятие «ислам», историю возникновения ислама. | 1 |
21 | История ислама в России. Ислам на территории современной России в X – XX вв. | Основные этапы существования ислама в нашей стране. Изменения в жизни российских мусульман в начале 20 века. Знать: понятия «халиф», «халифат», «коран», «медресе», «мечеть». | 1 |
22 | Ислам в современной России. Принцип равноправия. | На основе принципа равноправия. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Знать: понятия «намаз», «пост», «имам», «мечеть», «муэдзин». | 1 |
23 | Ислам в современной России. Процесс религиозного возрождения. | Изменения в обществе и сознании людей после распада СССР и прекращения гонений на религию. Религиозное образование мусульман. Религиозные центры. Знать: в каких регионах России проживают мусульмане. | 1 |
24 | Дом и семья в исламе. | Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях. Рассуждение на тему: «Почему в исламе семья- это домашняя школа». Сравнение с заповедями православия о семье. | 1 |
Раздел III Иудаизм. | 4 часа | ||
25 | Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в России. Страницы истории. | Понятие «иудаизм». История возникновения религии. Пророк Моисей. Иудаизм в России. Знать: понятия «община», «кагал», «хедер», «иешива». | 1 |
26 | Появление и развитие иудаизма в России. Жизнь иудейской общины в России. Религиозная политика в отношении иудаизма. | Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве. Знать: понятие «синагога», устройство синагоги. | 1 |
27 | Иудаизм в СССР и современной России. | Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудаизм во времена Второй мировой войны. Трагедия еврейского народа. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Знать: понятия «холокост», «репрессии». | 1 |
28 | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. | Отношение иудеев к семье и браку. Как иудаизм помогал евреям строить жизнь в рамках замкнутой общины. Благотворительность и милосердие для иудеев. Рассуждение на тему: «Роль семьи в православии, исламе, иудаизме». | 1 |
Раздел IV Буддизм. | 4 часа | ||
29 | Появление и развитие буддизма в России. На основе тибетского буддизма. | Понятие «буддизм». История возникновения религии. Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. Знать: понятия «буддизм», «лама», какие народы России исповедуют буддизм. | 1 |
30 | Появление и развитие буддизма в России. Буддизм в России: страницы истории. Агван Доржиев – лидер буддистов России. | Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов. Знать: понятия «ступа», «пагода», «хурул», «дацан», «дуган», «мантры». | 1 |
31 | Буддизм в СССР и современной России. | Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Положение буддизма в современной России.Знать: понятия «сангха», «нирвана». | 1 |
32 | Буддизм в культуре и традициях народов России. | Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламы у буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия. Рассуждение на тему: «Почему буддийские праздники символизируют для народов России крепость семейных уз, прочность традиций?». | 1 |
33 | Подготовка к защите проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма». | Самостоятельная работа учащихся, работа в группах, планирование деятельности. Домашнее задание: подготовка к защите проектов, презентации по темам. | 1 |
34 | Защита проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма». | Защита проектов, презентаций. Подведение итогов | 1 |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 5 класс (35 ч.)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание | Кол.часов | Дата проведения. План Факт | |
5а, 5б, 5в, 5г | |||||
Традиционные религии России. | Традиционные религии России – неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина. Виды религий. | 1 | 4.09 | ||
Православие в Древней Руси. Крещение Руси. | Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Притяжение Византии. Русская митрополия Константинопольского патриархата. I период в истории Русской православной церкви. | 1 | 11.09 | ||
3. | Православие в Древней Руси. Русское монашество. Владимир Мономах. | Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосий Печерские. Киево-Печерская лавра. Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. | 1 | 18.09 | |
4. | Православие в Московской Руси. Скрепляя русские земли верой… | Распад Древнерусского государства на отдельные княжества-уделы. Русская Церковь и Золотая Орда. Нашествие на Русь завоевателей, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. | 1 | 25.09 | |
5. | Православие в Московской Руси. Возвышение Москвы. | Возвышение Москвы. Митрополит Петр. Русская Православная Церковь – оплот единства русских земель. | 1 | 2.10 | |
6. | Православие в Московской Руси. Помощь церкви московским князьям. | Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Митрополит Алексий и его заветы православным. | 1 | 9.10 | |
7. | Православие в Московской Руси. Русская Православная церковь обретает самостоятельность. | Русская Православная церковь обретает самостоятельность. Флорентийская уния. Митрополит Исидор и Василий II (Тёмный). Установление автокефалии Русской Церкви. Автокефалия РПЦ. II период истории. Митрополит Иона. | 1 | 16.10 | |
8. | Православие в Московской Руси. Христианин и богатство. | Нестяжание или богатство? Иосифляне и нестяжатели. Преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Нил Сорский. Отношение христианина к богатству | 1 | 23.10 | |
9. | Православие при царях и императорах России. Учреждение патриаршества | Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. | 1 | 6.11 | |
10. | Православие при царях и императорах России. Защитники православия. | Как отстаивали веру и Отечество патриархи? Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Защитники Православия. Казанская икона Божьей матери. II народное ополчение К.Минина и Д.Пожарского. | 1 | 13.11 | |
11. | Православие при царях и императорах России. Под началом светской власти. | Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. | 1 | 20.11 | |
12. | Православие при царях и императорах России. Христианство в духовном просвещении народа. | Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «Не суди, да не судим будешь». | 1 | 27.11 | |
13. | От Советской России до современности. Русская Православная церковь после революции 1917 г. | Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Патриарх Тихон (Белавин). Новомученики и исповедники. Царская семья. Репрессии. | 1 | 4.12 | |
14. | От Советской России до современности. В годы Великой Отечественной войны. | Патриотизм и жертвенность Русской Церкви во имя Отечества в ходе Великой Отечественной войны. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм – обязательное качество православного христианина. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. | 1 | 11.12 | |
15. | Русская Православная Церковь в современной России. | Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. | 1 | 18.12 | |
16. | Православие в традициях русского народа. | Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православная вера – основа культурной и гражданской самоидентификации в древности.. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. | 1 | 25.12 | |
17. | Дом и семья в православии. | Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония – образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности. | 1 | 15.01 | |
18. | Подготовка к защите проекта «Как я понимаю православие». | Дискуссии по теме проекта. Подготовка к защите. | 1 | 22.01 | |
19. | Защита проекта «Как я понимаю православие». | Защита проектов учащихся. | 1 | 29.01 | |
20. | История ислама в России. Распространение ислама в России. | Проникновение ислама в Россию. Поход войск Арабского халифата на Дербент. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. | 1 | 5.02 | |
21. | История ислама в России. Ислам на территории современной России в X – XX вв. | Ислам в государствах – наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и других ханствах. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР. | 1 | 12.02 | |
22. | Ислам в современной России. Принцип равноправия. | На основе принципа равноправия. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранения межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. | 1 | 19.02 | |
23. | Ислам в современной России. Процесс религиозного возрождения. | В общем процессе религиозного возрождения. Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Совет муфтиев. Центральное духовное управление мусульман России. Участие ислама в формировании духовно-нравственных ценностей российского общества. | 1 | 26.02 | |
24. | Дом и семья в исламе. | Семья – домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях. | 1 | 5.03 | |
25. | Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в России. Страницы истории. | Иудаизм в России. Страницы истории. Иудаизм как древнейшая национальная религия евреев. Расселение палестинских переселенцев. | 1 | 12.03 | |
26. | Появление и развитие иудаизма в России. Жизнь иудейской общины в России. Религиозная политика в отношении иудаизма. | Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога в Москве. | 1 | 19.03 | |
27. | Иудаизм в СССР и современной России. | Революция 1917 года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского союза и Великая Отечественная война. Трагедия холокоста. Возрождение иудаизма после 1991 года. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. | 1 | 2.04 | |
28. | Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. | Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие – основная черта иудея. | 1 | 9.04 | |
29. | Появление и развитие буддизма в России. На основе тибетского буддизма. | Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета. | 1 | 16.04 | |
30. | Появление и развитие буддизма в России. Буддизм в России: страницы истории. Агван Доржиев – лидер буддистов России. | Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул – буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул – памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Дуган – буддийский храм у бурят. Дацан – буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ – буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев – выдающийся лидер российских буддистов. | 1 | 23.04 | |
31. | Буддизм в СССР и современной России. | Революция 1917 года и реформы российских буддистов во главе с Агваном Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Вели-кой Отечественной войны. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. | 1 | 30.04 | |
32. | Буддизм в культуре и традициях народов России. | Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль ламу буддистских народов России. Белый месяц – важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса – сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве – основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам – праздничная мистерия. | 1 | 7.05 | |
33. | Подготовка к защите проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма». | Дискуссии на темы проектов. Подготовка защите. | 1 | 14.05 | |
34. | Защита проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма». | Защита проектов учащихся. | 1 | 21.05 | |
35. | Защита проектов по темам: «Мусульмане в истории и культуре России»; «Влияние иудаизма на другие религии»; «Духовное и культурное наследие буддизма». | Защита проектов учащихся. | 1 | 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...