ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ ЮЖНОГО УРАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
статья (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактический материал по лингвистическому краеведению | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Аверина Марина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СКОШ36 III-IV видов, к. фил. н.,
г. Озёрск, Челябинская область,
Российская Федерация
ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ ЮЖНОГО УРАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
,
Аннотация: В статье представлен дидактический материал по лингвистическому краеведению, который нашёл своё применение в процессе реализации регионального компонента в преподавании русского языка в коррекционной школе III-IV видов. Он поможет проверить у обучающихся уровень сформированности языковых и коммуникативных компетенций.
Ключевые слова: дидактический материал, региональный компонент, русский язык, языковые и коммуникативные компетенции.
Изучение русского языка, родного языка, его региональных особенностей, воспитание любви к родному краю, уважения к традициям разных народов, населяющих Российскую Федерацию, – вот непреходящие задачи системы российского образования, и особую актуальность они приобретают в настоящее время. В рамках приоритетных направлений реализации государственной политики в сфере образования лингвокраеведение приобретает особую значимость. Лингвистические факты открывают нам богатые ресурсы культурологической, межкультурной, этнографической и другой информации.
Лингвокраеведение определяет стратегию и тактику реализации регионального компонента в преподавании русского языка в школе, оно соответствует актуальным социально-экономическим потребностям общества и государства. Под региональным компонентом мы понимаем включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала как в тематическом отношении, так и в сугубо лингвистическом.
Для учащихся 9-10 классов коррекционных школ города Озёрска Челябинской области мы реализуем учебный курс «Лингвистическое краеведение Южного Урала». Основная его цель – ознакомление учащихся с этноязыковым, историко-культурным своеобразием и основными особенностями функционирования русского языка на территории Южного Урала. Задача курса – привлечь внимание обучающихся к языковой среде, окружающей их и содержащей материал, помогающий в изучении истории региона, его культуры [1].
Для реализации практической работы нами разработаны дидактические материалы. По полноте охвата курса содержание дидактических материалов соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В них включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.
Представленный дидактический материал поможет проверить уровень сформированности языковых компетенций обучающихся по речеведению: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного, например:
Покровское «солнце»
Жители города Озерска, отправляясь на рейсовом автобусе в Челябинск, неизбежно проезжают через село Большой Куяш. И в очередной раз задаются вопросом: что это за развалины храма? Каким он был до того, как его охраной занялось государство? И для кого он тут был воздвигнут, если (как нам упорно говорят) кругом живут «этнические мусульмане»?..
В конце XVIII века эти земли купил у башкир титулярный советник Алексей Федорович Турчанинов - уроженец Тамбовской губернии, владелец Сысертских железоделательных заводов, получивший от Екатерины II дворянский титул…
До 1812 года это село называлось по названию расположенного рядом озера - Куяш (от башкирского «кояш» - «солнце»), а потом официально стало именоваться Покровским, в честь храма, построенного во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Уникальность храма не только в его архитектуре, но и во внутреннем устройстве. Зимы на Урале в прошлые века были суровые, потому и обогрев такого помещения должен быть масштабным. С помощью печного отопления нагревался не воздух, а чугунный пол храма, то есть по сути дела источником тепла была не стенка печки или камина, и уж тем более - не тощий радиатор парового отопления, а весь пол.
После Октябрьской революции и переименования села Покровское в Большой Куяш чугунные полы «ушли» (видимо, на нужды мировой революции), а сам храм был закрыт и разорен.
Подойдя поближе, можно убедиться, что строили в минувшие столетия на совесть. Об этом свидетельствует кладка стен: кирпич осыпается (устав от заброшенности храма), а раствор меж кирпичами и еще бы лет двести простоял...
Но даже в сегодняшнем плачевном состоянии Свято-Покровский храм самим фактом своего присутствия … приглашает каждого к размышлению над вечными вопросами бытия. И, видимо, чтобы утихомирить укоры совести, куяшцы периодически возвращаются к разговору о восстановлении храма.
Вопросы по тексту
- О каких исторических событиях упоминается в тексте? Что вы знаете о пугачевском восстании?
- Понятно ли название храма – Покрова Святой Богородицы? Подберите синоним к слову покров. Кто такая Богородица?
- Какие знакомые названия населенных пунктов и имен вы встретили?
- Найдите в тексте – антропонимы, топонимы, гидронимы. Определите по словарям значение этих слов (Куяш, Сысерть, Темряс, Кажакуль, Урукуль).
- Объясните, используя словарь, что обозначает словосочетание титулярный советник, дворянский титул, мастеровые.
- Определите тему текста, главную мысль, стиль и тип речи.
- Докажите, что текст написан публицистическим стилем.
- Какую стилистическую функцию выполняют в тексте имена собственные?
- Найдите в тексте фразеологические обороты, дайте их толкование
- Объясните, используя словарь, следующие словосочетания: фамильная марка, вечные вопросы бытия.
Задание 1. Используя данное речевое клише, напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую стилистическую роль играют имена собственные в тексте публицистического стиля?»
Имена собственные - … Жизнь человека теснейшим образом связана с различными местами, которые обозначаются с помощью географических названий. В тексте встречаются топонимы (…), антропонимы (…), гидронимы (…). Они указывают на географический объект, который отражает деятельность в определенных пространственных и временных рамках.
Особенно было интересно узнать из текста, что…. Недаром топоним является носителем культурной информации.
Чтобы убедить читателя в правдивости созданных картин, автору важно передать колорит определённой эпохи. Ему в этом помогают….
Итак, имена собственные (формируют, отражают) духовно-культурные традиции народа.
Таким образом, региональный компонент, представленный в контрольно-измерительных материалах, несёт в себе неоценимый образовательный и познавательный потенциал, воспитывает любовь к малой родине, любовь к русскому языку.
Список литературы
- Аверина, М.А. Деятельность учителя русского языка и литературы по формированию научно-исследовательской компетенции учащихся /М.А. Аверина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. – 86 с.
- Аверина, М.А. Методика анализа языковых текстообразующих средств (на материале исторических песен Урала) // Проблемы лингвистического краеведения /М.А. Аверина. – Пермь, 2007. – С.11-15.
- Аверина, М.А. Анализ языковых текстообразующих средств — составляющая элективного курса «Лингвистическое краеведение Южного Урала»/ М.А. Аверина // Инновации в науке. – 2013. – № 18-1. – С. 98-105.
- Аверина, М.А. Лингвокраеведение Южного Урала на уроках русского языка в средней школе/ М.А. Аверина // Инновации в науке. – 2013. – № 24. – С. 104-108.
- Бахвалова, Т.В. Лингвокраеведческая составляющая в подготовке будущего учителя / Т.В. Бахвалова // Педагогическое образование и наука – 2010 – № 7– С.21– 26.
- Кадоло, Т.А. Региональный лексический компонент на уроках русского языка / Т. А. Кадоло // Вестник ТГПУ – . 2012. 2 (117) – С.126–130.
- Узденова, Х.Т. Лингвистическое краеведение как средство формирования гражданской позиции будущих педагогов в условиях университета / Х. Т. Узденова // Научные проблемы гуманитарных исследований – 2011. – Выпуск 1 – С.171–177.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида
Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...
Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида
Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...
Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка в школе VI вида
В статье перечислены некоторые методы и приёмы коррекционной работы, используемые на уроках русского языка. Более подробно описаны игровые приёмы, которые могут быть интересны учителям других пр...
« Индивидуально – коррекционный подход в обучениина уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».
Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в...
Коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей
Коррекционная педагогика...
Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс
Задачи урока:Обучающие:-познакомить учащихся с общим значением имен прилагательных-углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.Коррекционно-развивающие:-коррекция...
«Игровая деятельность на уроках русского языкав коррекционной школе 8 вида»
Игровая деятельность на уроках русского языка...