Методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка в школе VI вида
статья по теме
В статье перечислены некоторые методы и приёмы коррекционной работы, используемые на уроках русского языка. Более подробно описаны игровые приёмы, которые могут быть интересны учителям других предметов, а также воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методы и приёмы коррекционной работы на уроках русского языка | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы коррекционной работы
на уроках русского языка в школе VI вида №101.
(Из опыта работы Никитиной Л.С.)
В нашей школе обучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Большинство из них с церебральным параличом (89 %). Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительным разнообразием и могут иметь разную степень выраженности.
Ведущими в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности).
Основными направлениями коррекционной работы по русскому языку являются:
– увеличение пассивного и активного словарного запаса;
– формирование связной речи;
– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
Особое внимание на всех уроках уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с НОДА и ДЦП является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.
Я расскажу лишь о некоторых методах и приёмах, используемых на уроках русского языка с целью коррекции психофизических нарушений. Так как время для выступления ограничено, я могу их лишь перечислить, а если какая – то информация заинтересует, отвечу на ваши вопросы.
- Дидактические игры.
Используются игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления, речи. ("Футбол", "Испорченный телефон", "Что я? Кто я?", " Чепуха – не чепуха", «Лото»)
"Футбол".
Игра проводится либо на 1 этапе изучения темы/раздела (в таком случае должно быть дано опережающее задание), либо на последнем, повторительно-обобщающем.
Класс делится на 2 команды.
1. Члены команды совместно продумывают вопросы для соперников, каждый вопрос должен вытекать из предыдущего. Переход инициативы в руки соперников происходит после того, как они ответят на заданный вопрос.
2. Если игра заканчивается с одинаковым счётом, начинается серия пенальти: на "воротах" по очереди стоят разные игроки команд, вопросы задаются также по очереди разными игроками, при этом времени на подготовку вопроса и обдумывание ответа не даётся.
Данная игра способствует коррекции устной речи, памяти, внимания, аналитического мышления; происходит развитие коммуникативных навыков.
Игра может быть использована в любой возрастной группе.
"Испорченный телефон".
Цель: развитие внимания, памяти, речи, коммуникативных навыков.
Для того, чтобы игра проходила в более быстром темпе и не было использовано много времени на уроке, участвуют3 человека (при наличии свободного времени число участников увеличивается, игра становится интересней), остальные - наблюдатели (можно дать задания и наблюдателям, например, кто больше ошибок запомнит).
Описание игры: Упражнение проводится по правилам детской игры, с той лишь разницей, что передаётся не одно слово, а целый текст. Количество слов и предложений в тексте зависит от возраста и индивидуальных особенностей игроков. Задача учеников: пересказать текст как можно ближе к оригиналу.
"Что я? Кто я?"
Цель: развитие воображения, лексического запаса, речи.
Описание игры: В игре используется набор карточек на определённую тему (например, цветы, деревья и т.д.) Ученики вытягивают карточку и за ограниченное время записывают название изображённого предмета и на что он похож, что необычного можно увидеть за обыкновенным изображением.
"Чепуха - не чепуха "
Цель: развитие образного мышления, воображения, речи.
Игра проводится на этапе изучения строения текста, предложения, знаков препинания при прямой речи и диалоге.
Описание игры:
1 вариант игры. Задача учеников записывать точный ответ на вопрос учителя. Вопрос- задание зависит от темы урока. После того, как ученики записали ответ, лист сворачивается так, чтоб не была видна сделанная запись. Затем листочки передаются по кругу. И так до тех пор, пока учитель не задаст завершающий вопрос. После этого ответы ещё раз сворачиваются, ребята обмениваются листочками, и начинается веселое чтение. Совместно выбирается "рассказ", который окажется ближе всего по смыслу к тексту. Ученики делают вывод, можно ли назвать данный набор предложений текстом и почему.
2 вариант игры.
Игра проводится аналогично первому варианту, но ответы не сворачиваются, а задача учеников продолжить текст в соответствии с предыдущими словами и фразами. Конечная цель - связный текст.
Минимальный комплект вопросов для игры:
- Кто?
- С кем?
- Что делали?
- Кто пришёл?
- Что спросил?
- Что ответили?
-Как отреагировал?
- Чем закончилось?
(Вопросы можно задавать в зависимости от вашей фантазии и реализуемых задач).
Обычно игра проводится в начале урока и не только создаёт эмоциональный настрой, но и является началом изучения или обобщения темы.
- Редактирование текста способствует развитию внимания, подключает аналитическое мышление, функции долговременной памяти. Этот метод хорош для создания ситуации успеха, при этом развивается эмоционально –волевая сфера ученика. Используемые формы работы:
- ролевая игра с применением готовых текстов;
- поиск материала с ошибками в повседневной жизни.
3. Проблемный метод.
Основа этого метода– создание проблемной ситуации, то есть ситуации интеллектуального затруднения, при котором учащиеся не располагают необходимыми знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений. При этом работа ведётся в двух направлениях:
- выдвижение проблемного вопроса;
- создание проблемной ситуации.
4. Создание и использование тетради для справочных материалов.
Особый интерес представляет использование опорных схем, таблиц. Данный метод способствует развитию аналитического мышления учащихся, развитию долговременной памяти и умения строить связный рассказ по опорной схеме.
5. Речетворчество.
Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения разного характера, при этом развивается образное мышление, ассоциативные представления, устная и письменная речь учащихся, пополняется активный словарь.
Приёмы:
- «Прием свободных ассоциаций»; (по данным картинкам)
- «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить)
- «Продолжи рассказ»
7. Метод «смысловых единиц».
Метод служит для развития смысловой памяти, логического мышления.
Приёмы:
-анализ текста или его мини- изложение, при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?" и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, уничтожая страх перед большим по объёму текстом.
- Использование личного опыта : установление родственных связей внутри текста или предложения по аналогии с родственными связями в семье. (например, при изучении темы «Простое предложение»)
Для детей с НОДА и ДЦП характерна быстрая истощаемость всех психических процессов, поэтому кроме создания эмоционально благоприятной среды имеет большое значение смена действий во время урока, чередование методов и приёмов, дифференцированный подход, а также многократность повторения важного для запоминания материала.
Создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на формирование психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника является целью работы нашей школы. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе 8 вида
Данный материал позволяет эффективно проводить коррекционную работу на уроках русского языка в школе 8 вида...
Выбор методов коррекции на уроках русского языка в школе 8 вида.
Данная тема раскрывает сущность методов коррекционной работы на уроках русского языка....
Словарная работа на уроках русского языка в школе VIII-го вида.
Основная задача - словарной работы уточнить словарь, расширить его, активизировать. Закреплению правильного орфографического образа слова способствует работа с орфографическим толковым словарем....
Эффективные методы и приёмы игровых технологий на уроках русского языка.
Среди современных педагогических технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место занимают игровые технологии.Игровая форма занятий создаётся при помощи игровы...
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат
Повышение эффективности коррекционной работы на уроках русского языка в школе-интернат...
Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»
На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...
Презентация к творческому проекту "Методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"
В презентации отражены основные методы и приёмы коммуникативной компетенции на уроках русского языка в старшей школе"...
Комментарии
спасибо
спасибо