Коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей
опыты и эксперименты по теме
Коррекционная педагогика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционный подход в обучении на уроках русского языка в школе для слабовидящих детей | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Индивидуально – коррекционный подход в обучениина уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».
Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.
Специфика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:
1. Учёт общих закономерностей и специфических особенностей развития детей;
2. формирование приёмов и способов учебной, игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе;
3. дифференцированный подход к детям;
4. перераспределение учебного материала, изменение сроков его прохождения;
5. дозирование учебных нагрузок;
6. применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлотехнических устройств, расширяющих познавательные возможности детей;
7. специальное оформление учебных классов и кабинетов;
8. создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы;
9. усиление работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся.
Индивидуальный, дифференцированный подход в обучении – принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребёнка с учётом особенностей его развития.
Современная дидактика исходит из необходимости сочетания коллективной учебной работы учащихся с индивидуальным подходом к отдельным ученикам, с тем, чтобы обеспечить успешное обучение, воспитание и развитие школьника. В этой связи задача учителя состоит в организации класса с целью овладения знаниями, умениями и навыками. Одновременно с этим учитель должен знать индивидуальные особенности каждого ученика, найти подход к каждому из них.
Принцип индивидуального подхода в обучении слабовидящих детей предполагает всестороннее изучение каждого ребёнка, выявление причин, характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, особенностей психического и физического развития, интересов, наклонностей и способностей к учению. Всестороннее изучение
учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребёнка.
1
В школах для слабовидящих детей предусмотрены индивидуальные занятия по лечебной физкультуре, коррекции речи, развитию зрительного восприятия, осязательного восприятия. Внутриклассная дифференциация предполагает учёт диагноза и прогноза глазного заболевания, степени нарушения основных зрительных функций, сопутствующих заболеваний, уровня успеваемости, что позволяет вести коррекционную работу на высоком методическом уровне. Так, осуществление специальной коррекционной и компенсаторной работы по предупреждению и исправлению первичных и вторичных недостатков в развитии детей с тяжёлыми нарушениями зрения возможно только через дифференцированный подход, исходящий из учёта и сочетания нарушенных функций.
Чтобы правильно провести индивидуально-коррекционное занятие по русскому языку, нужно классифицировать навыки, на которые ученик допускает ошибки. Заполняются диагностические карты по результатам анализа учебной деятельности детей:
- Сформированность графических навыков;
- Сформированность фонематических представлений;
- Сформированность орфографических навыков;
- Сформированность навыков языкового анализа;
- Сформированность пунктуационных навыков.
1. Графические ошибки:
А) Зеркальное написание букв (с –э, з – е).
Причины:
- несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;
- нарушение пространственной ориентации;
- слабаяконцетрация внимания.
Б) Замена по оптическому сходству (у –д, в – д, ч – г).
Причины:
- недостаточное владение навыка сопоставления;
- несформирован процесс зрительного узнавания и восприятия;
- низкий уровень сосредоточенности, внимания.
В) Замена по кинетическому сходству (лишний элемент: б-д, х-ж, и-у, ц-щ,и-ш.
Причины:
- нарушение зрительно-моторной координации, слухо- моторной координации;
- нарушение пространственного стереотипа;
- нарушение переключаемости внимания;
- нарушение мелкой моторики пальцев рук.
Г) Недописывание элементов букв.
Причины:
2
- недостаточность самоконтроля;
- недоразвитие мелкой моторики рук;
-плохо знает буквы.
2. Фонетико-фонематические ошибки:
А)- Пропуск букв (кошка – кшка);
- добавление буквы (ноябрь – нояборь);
- перестановка букв (лопата – лотапа);
Причины: ошибки свидетельствуют о нарушении звукового анализа:
- нарушена зрительно-моторная координация;
- низкий уровень логических операций;
- несформированность навыков самоконтроля;
- недоразвитие фонематического слуха;
Б) Замена по акустическому сходству (шубка – субка).
Причины:
- недостаточность артикуляционно – сходных фонем;
- недоразвитие фонематического слуха;
- неумение распределять внимание;
- недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.
В) Обозначение мягкости согласных (рябина – рьабина).
3. Орфографические ошибки:
Все орфограммы разделены на 2 категории:
- Правила, в которых задано устойчивое написание (жи-ши, ча-ща, чн-чк, словарные слова)
- Правила, в основе которых лежит алгоритм действия (безударное окончание прилагательных и др.)
Основные формы коррекционной работы.
- Развитие зрительного восприятия и узнавания.
- Формирование целостности зрительного восприятия и зрительной памяти.
- Работа с силуэтными контурами, зашумлёнными, наложенными изображениями предметов, букв и цифр.
- Узнавание хорошо знакомых предметов, изображений, букв и цифр, находящихся в непривычном ракурсе.
- Нахождение сходства и различий в предметах, изображениях, сюжетных картинках, явлениях.
- Восстановление по неполным изображениям целого, дорисовывание и раскрашивание по образцу и инструкции.
- Работа с цветными матрицами Равена.
- Упражнения с доской Сегена.
3
- Конструирование фигур, букв и цифр из палочек и отдельных элементов.
- Воспроизведение изображений и их сочетаний по памяти.
- Лабиринты.
- Зрительные диктанты.
- Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерности, расположи симметрично, в зеркальном отражении).
- Различные варианты «корректурных проб».
- Шифрованные диктанты.
2) Развитие изобразительности зрительного внимания.
- Нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слова, числа и т.д.) среди ряда аналогичных изображений.
- Подбор к буквам, выставленным на наборном полотне, таких же у себя на парте.
- Выбор заданной буквы среди букв разных по цвету, размеру, шрифту.
2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
1) Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения для выработки свободных движений руки.
- Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.
- Работа с конструктором.
- Работа с лекалами и трафаретами.
- Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
2) Развитие зрительно- моторных координаций.
- Работа по зрительно- двигательным траекториям.
- Графические диктанты.
- Упражнения, рассчитанные на зрительно- моторное запоминание.
- Рисование по точкам, пунктиру.
- Рисование орнаментов.
3) Развитие слухо- моторных координаций.
- Слуховые диктанты.
- Шифрованные диктанты.
- Работа по словесной инструкции.
3. Развитие фонематического слуха.
1) Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
- Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности и т.п.
- Воспроизведение ритмичного рисунка на слух.
2) Развитие фонематического восприятия.
4
- Упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
- Упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляции или акустическим свойствам.
3) Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
- Последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры.
- Обозначение гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов.
- Составление условно-графических схем.
4. Совершенствование речевого развития.
1) Обогащение и систематизация словаря.
- Накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.
- Расширение словаря синонимов и антонимов.
- Обогащение словаря признаков.
2) Развитие устной монологической и диалогической речи.
- Обучение построению высказывания.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Овладение синтаксическими конструкциями, отражающими причинно-следственные и пространственно-временные связи.
- Работа над просодической стороной речи.
5. Развитие словесно-логического мышления.
- Формирование умения понимать и задавать вопросы.
- Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.
- Развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их.
- Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.
- Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).
- Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.
- Развитие логического запоминания.
6. Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
- Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.
- Дидактические игры на выполнение многошаговых инструкций: по памяти, по опорным значкам.
- Формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану.
- Совершенствование умения планировать свою деятельность.
5
- Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.
- Овладение осознанным планомерным контролем в процессе и при проверке написанного (составление ориентировачных карточек).
- Развитие комбинаторных способностей.
7. Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.
1) Упражнения для развития памяти.
- Развитие зрительной памяти и внимания.
- Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание.
- Развитие слуховой памяти и внимания.
- Обучение приёмам запоминания, мнемоправилам.
2) Предупредительные орфографические упражнения.
- Работа с перфокартами.
- Списывание – текстуальное, выборочное, творческое.
- Списывание с орфографическим заданием.
- Комментированное письмо.
- Зрительные и слуховые диктанты (предупредительные, объяснительные, выборочные).
- Творческие работы (ответы на вопросы, изложения и сочинения- миниатюры).
3) Обучение решению орфографических задач.
- «Орфографическое чтение».
- Формирование навыков морфемного анализа.
- Развитие навыка сопоставительного анализа: сравнение слов, в которых согласные и гласные находятся в разных позициях.
Коррекционно-индивидуальное занятие по русскому языку.
В 4 «А» классе был проведён диктант по русскому языку. На основе анализа ошибок, допущенных в диктанте, построено коррекционное занятие.
Классификация ошибок:
1) Графические ошибки :
А) зеркальное написание – путает Э – З (Это - зто);
Причины:
- несформированность процессов зрительного восприятия и узнавания;
- нарушение пространственной ориентации;
- слабаяконцетрация внимания.
Б) недописывание элементов букв ( лист –не дописывает букву И)
Причины:
- недостаточность самоконтроля;
- недоразвитие мелкой моторики рук;
- плохо знает буквы.
В) кинетические ошибки – Ц-Т ( мать-маць).
Причины:
6
- нарушение зрительно- моторной координации;
- нарушение пространственного стереотипа;
- нарушение переключаемости внимания.
- Фонетико- фонематические ошибки:
А) пропуск букв (барсучиха-басучиха)
Причины:
- Нарушение звукового анализа;
- Нарушение зрительно- моторной координации;
- Низкий уровень логических операций;
- Несформированность навыков самоконтроля;
- Недоразвитие фонематического слуха.
Б) нарушение фонематического восприятия – замена по акустическому признаку (дуб – туп).
Причины:
- Недостаточность артикуляционных сходных фонем;
- Неумение распределять внимание;
- Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.
- Сформированность орфографических навыков:
- Правила, в которых задано устойчивое написание
ЧУ-ЩУ ( чугун – чюгун)
- Правила, в основе которых лежит алгоритм действия:
А) правописание безударной гласной, проверяемой ударением (бросает- бросит);
Б) раздельное написание предлогов (у них – уних);
В) окончания глаголов (погреться – погреца);
Г) непроверяемая гласная в корне (барсук – борсук);
Причины:
- При пропуске безударной гласной – не слышит её, при ударной – нарушен алгоритм, работа по инструкции;
- снижена работоспособность;
- нарушен звуковой анализ;
- Нарушение аналитико – синтетическая деятельности;
- Несформированность переключаемости внимания.
- Сформированность пунктуационных навыков:
А) запятая в сложном предложении;
Б) запятая при однородных членах.
Причины:
- Нарушен алгоритм, работа по инструкции;
- Снижена работоспособность;
- Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти.
На основании анализа этих ошибок разработан комплекс упражнений по коррекции.
- Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
А) пальчиковая гимнастика;
Б) штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
7
2. развитие зрительно-моторной координации:
А) рисование и письмо по точкам и пунктирам.
Письмо в тетради (Исправление ошибок на недописывание элементов букв):
Полили лилию.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тридцать три трубача трубят тревогу.
2) Развитие фонематического слуха:
1. Упражнение в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях:
- Найти звук З:
Коза, скользит, водолаз, звонок, косьба, резина.
- Задание: в вырезке из статьи газеты подчеркнуть фломастером слова с Е – Э.
2. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.
- Составление условно-графических схем:
- Упражнение в определении количества слогов.
На какие три группы можно разделить следующие слова:
Барабан, вес, ел, угол, мел, хвалит, катит, говорит, победит.
( односложные, двусложные, трёхсложные).
- Упражнение в определении ударного слога.
1) Школа, птица, ласточка, дерево, девочка.
2) Скворцы, пенал, хороший, учебник, рябина.
3) Прилетел, карандаш, алфавит, наступил.
( в 1 группе – ударение на 1 слог, во 2 – на второй, в третий – на третий).
- Развитие навыков самоконтроля и самооценки.
А) Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции:
- Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить
слово так, чтобы проверяемая гласная была под ударением.
- Задание: выписать слова, где есть выбор букв:
Руки, берега, лист, бегом, пить, просьба, ноты.
Алгоритм: в слове «руки» орфограмм нет, т.к. нет выбора букв. В слове «берега» - две орфограммы, т.к. есть выбор букв Е-И. Надо писать в обоих случаях Е: проверочное слово – берег, левобережный.
- Задание: прочитать текст и выписать глаголы с орфограммой в корне, нужную букву подчеркнуть.
Быстро лето пролетело.
Наступил учебный год.
Но и осень нам немало,
Дней хороших принесёт.
Б) Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.
Задание: На отдельной карточке выписаны слова, на которые были допущены ошибки в диктанте, с пропуском буквы на этом месте и с пропуском 2 – 3 строк между словами для работы, которую будет выполнять ученик: вставить пропущенную букву, сделать графическое и словесное комментирование правописания и привести примеры на это правило (на орфограмму – 3 – 5 слов).
8
- Совершенствование орфографических навыков, развитие оперативной памяти.
А) развитие зрительной памяти и внимания.
Задание: Текст записан на доске, анализируются орфограммы. Доску закрывают и текст пишется под диктовку.
- Удивительный урожай моркови и капусты, зелёная полоса картофельного поля, тяжёлые колосья пшеницы, запах земляники, закаляться летом, спортивные достижения.
Б) Развитие слуховой памяти и внимания:
Выбирается небольшой отрывок, запоминается наизусть, затем воспроизводится по памяти.
Глуповата, воровата,
Перед всеми виновата.
Но уходит от беды
С целой головою,
Заметая все следы
Золотой метлою. (Лиса)
Домашнее задание: (формирование навыка морфемного анализа)
Задание: Придумать слова по схеме:
- Корень (сад)
- Приставка + корень (поход)
- Корень + суффикс (домик)
- Корень + окончание (рука).
9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Опыт работы по теме "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка."...
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Статья "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка" ....
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Статья "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка" ....
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка. Разноуровневые технологии
В данной презентации рассматривается одна из современных образовательных технологий "Личностно-ориентированное обучение на основе внутренней дифференциации" и применение данной технологии на уроке в 8...
« Индивидуально – коррекционный подход в обучениина уроках русского языка в школе для слабовидящих детей».
Коррекционная педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в...
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...
Очный семинар-практикум "Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы в начальной школе"
В октябре 2019г. на базе НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» в рамках марафона педагогических идей, состоялся очный семинар-практикум. Обобщение опыта работы на тему "Интегрированные уроки в практ...