Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Задачи урока:
Обучающие:
-познакомить учащихся с общим значением имен прилагательных
-углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.
Коррекционно-развивающие:
-коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имен прилагательных
-развивать орфографическую зоркость ,память, внимание.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к урокам русского языка
-воспитывать положительную мотивацию к обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс
Цели урока:
Обучающие:
•познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;
•углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.
Коррекционно–развивающие:
•коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
•развивать орфографическую зоркость, память, внимание.
Воспитательные:
•воспитывать интерес к урокам русского языка;
•воспитывать положительную мотивацию к учению;
•воспитывать бережное отношение к природе.
Методическое оснащение и оборудование урока:
•иллюстрации животных;
•Красная книга РФ;
•набор карточек с заданиями по теме “Имя прилагательное”, словарные слова;
•ТСО (магнитофон, диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер, мультимедийная презентация);
•карточки для индивидуальной работы;
•памятки для учащихся “Имя прилагательное”;
•рабочие тетради.
План урока.
1.Организационный момент урока.
2.Сообщение темы урока.
3.Массаж пальчиков рук.
4.Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.
5.Объяснение нового материала.
6.Физкультминутка для глаз.
7.Закрепление темы урока.
8.Физкультминутка.
9.Закрепление темы урока (продолжение).
10.Контроль и закрепление новых знаний.
11.Домашнее задание.
12.Итог урока, рефлексия.
Ход урока.
Презентация. Слайд 1–3.
1. Организационный момент урока (настрой на работу, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями, рапорт дежурного).
Слайд 4–5.
2. Сообщение темы урока.
Учитель.
– Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране и красоте, познакомимся со словами, которые помогают передавать красоту окружающего мира.
(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)
Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни,
Мы для сердца – живая отрада,
Украшенье родимой земли.
– Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, и пение птиц. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы не описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнём в лес, и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.
(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)
Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся точно колонны, рядами,
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина...
Слайд 6.
3. Массаж пальчиков рук.
Учитель.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
– Откройте тетради, запишите число, слова “Классная работа”, тему урока: “Имена прилагательные”.
Слайд 7–11.
4. Орфографическая разминка.
Учитель.
А сейчас мы вспомним некоторые слова, написание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)
1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурную сосал.
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь – лесной … (Медведь.)
2. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (Лисица.)
3. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (Заяц.)
4. И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и………..(Совы.)
– Какое из этих слов не является словарным? Почему?
Слайд 12–13.
5. Объяснение нового материала.
Учитель.
– Давайте послушаем ученика – консультанта. (Ученик заранее подготовил сообщение о сове.)
Сова.
Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.
Учитель.
– Рассмотрите сову.
– Сова какая птица? (Крупная.)
– Какие лапы? (Короткие, мощные с кривыми острыми когтями.)
– Какой клюв? (Загнутый.)
– Какие у неё глаза? (Большие.)
– Какое оперение? (Коричневое, мягкое.)
– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной.)
– Что обозначают подобранные слова? (Признаки совы.)
– Задайте вопросы к этим словам.
Слайд 14–15
Учитель.
– Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Называются прилагательными.
А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают текст полным.)
Учитель об имени прилагательном:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Слайд 17.
6. Физкультминутка для глаз.
Слайд 18–21.
7. Закрепление темы урока.
Учитель.
– Давайте откроем карточки – памятки, прочитаем правило.
Карточка – памятка.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Задание 1.
– Прочитайте текст, выпишите из текста имена прилагательные.
Сова.
Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства. Она занесена в Красную книгу.
Слова – вопросы подсказки:
– Сова птица какая?
– Лапы какие?
– Клюв какой?
– Глаза какие?
– Оперение какое?
– Организм сов приспособлен к какой охоте?
Слайд 22–23.
8. Физкультминутка.
У медведя дом большой (руки вверх, потянуться)
А у зайца – маленький (руки вверх, присесть)
Наш медведь пошёл домой (ходьба на месте)
А за ним и заинька (прыжки)
Мы зверяток провожаем (марш)
И урок наш продолжаем.
Слайд 24–25.
9. Закрепление темы урока (продолжение).
Учитель.
– Дети! В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из – за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.
В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.
Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: “Растения и животные в беде! Помогите им!”
Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Всё в природе взаимосвязано.
Мы познакомились сегодня с совой, которая занесена в Красную книгу.
А животное, о котором я вам сейчас загадаю загадку, тоже из Красной книги.
Слайд 26.
Учитель.
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок –
Нет ни головы, ни ног. (Ёж.)
– Послушаем ученика – консультанта. (Ученик – консультант подготовил сообщение о животном “Ёжик”.)
Ёжик.
Ёжик несёт очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ёжики – одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры.
Учитель.
– Ёжик приглашает вас в лес. Он предлагает поиграть в игру.
Задание 27.
Игра “Запомни словечко”.
Ёжик – колючий,
Медведь – косолапый,
Лисичка – хитрая,
Белка – пушиста,
Волк – серый,
Лось – большой (через 1–2 минуты вторые слова стираются.)
– Ориентируясь на первое слово, запишите сочетания полностью.
Устно задайте вопросы к прилагательным.
Как мы называем слова, которые вы дописывали сами?
Что они обозначают? (Признак предмета.)
– А сейчас я проверю, умеете ли вы правильно применять прилагательные в речи.
Задание 3.
Учитель.
– Прочитайте предложение, найдите ошибки.
На красивой лесной полянке растут красивые незабудки и красивые колокольчики.
Слова для справок: живописной, милые, миловидные.
Задание: замените повторяющиеся слова (имена прилагательные) подходящими по смыслу прилагательными.
Правильная запись предложения:
На живописной лесной полянке растут красивые незабудки и милые колокольчики.
Учитель.
– Почему не использовали слово “миловидный”? (Это качество человека.)
– Молодцы, ребята! Вы хорошо подумали и справились с заданием. Теперь вы знаете, что нельзя допускать повторов одних и тех же слов в предложении.
– А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.
10. Контроль и закрепление новых знаний.
Учитель.
– А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.
Задание 4.
Тренировочное упражнение.
I уровень.
Вставить подходящее по смыслу прилагательное.
Сова охотится на (каких?)…мышей (полевых, серых, больших).
По лесу бродит (какой?)…волк (серый, голодный, добрый).
У лося (какие?)…рога (ветвистые, круглые, большие).
II уровень.
Подобрать подходящее по смыслу прилагательные.
Сорока (какая?) …
Лиса (какая?)…
Сова– (какая?)…
Мышка – (какая?)… Животные – (какие?)…
III уровень.
Составить предложение со словом “прекрасный”.
Слайд 28.
11. Домашнее задание в рабочей тетради.
Слайд 29.
12. Итог урока, рефлексация.
Учитель
– Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?
– Что вы знаете о прилагательном?
– Сделаем вывод.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета (признак предмета) и отвечающие на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие?
Приведите свои примеры имён прилагательных.
– Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся).
– Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?
– Какое задание вызвало затруднение? Почему?– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Напомните мне правила друзей природы.
Слайд 30.
– Не срывать цветы.
– Не ломать деревья.
– Не ловить бабочек.
– Не убивать животных.
Учитель.
– Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова
Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
Приложение 1. Приложение 2.
Литература:
1.“Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школе” (А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская) Москва “Просвещение”, 1991г.
2.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой, Москва “Просвещение” 2010 г. Русский язык (А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская).
3.Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) М.: Просвещение, 2010 г.
4.Рабочая тетрадь 2 по русскому языку: "Имя прилагательное" для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) Москва “Просвещение”, 2005 г.
5.“Я познаю мир: Дет. Энциклопедия. Русский язык”. (В.В. Волина) М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс
Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...
Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"
Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....
Коррекция мышления "особого" ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида"
Статья об использовании коррекционных приёмов и упражнений, направленных на развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах урока русского языка....
Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.
В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....
Доклад на тему: «Коррекционная работа на уроках русского языка в школе VIII вида»
На уроках русского языка систематически использую коррекционные приёмы и упражнения, направленные на развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, классификации и др.) на разных этапах...
«Игровая деятельность на уроках русского языкав коррекционной школе 8 вида»
Игровая деятельность на уроках русского языка...
Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида.
Коррекция мышления «особого» ребёнка на уроках русского языка в школе VIII вида....