Рабочая программа по родному языку для 8 класса
рабочая программа (8 класс)

Талалаева Галина Петровна

Рабочая программа предназначена для изучения курса "Родная литература" в 8 классе и соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnoy_literature_dlya_8_klassa.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганская средняя  общеобразовательная школа

Комаричского  района Брянской области

    Рассмотрено                                   Согласовано                                                          Утверждаю                                              

 

Руководитель МО                    Заместитель директора по УВР                             Директор школы

________Г.И.Добренкова        _______В.А.Буланцова                                       _____И.В.Пальченкова

                                                                                                                                             

     

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по учебному курсу

« Родная литература»

8 класс

Программу составила

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Талалаева Г, П.

Год составления программы---2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Родная литература» для  8 класса составлена в соответствии с  требованиями следующих нормативных документов:

       1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

       2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2013 №1577 «О внесении изменений  в ФГОС ООО, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897

      3. .«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

      4.   «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Рабочая программа по родной литературе для 8 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования . /Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/

Цели и задачи программы

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  •  обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  •  приобщение к литературному наследию своего народа;
  •  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  •  формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

 ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.  

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана в 8 классе на 34 часа.  

Виды и формы контроля:  

  • письменный ответ на вопрос;
  • отзыв о произведении,
  • выразительное чтение (чтение наизусть);
  • сочинение  

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета

  Личностные  результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе:

   Обучающийся  научится :

   - воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отече-ству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - - осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению гуманистиче-ских, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное мно-гообразие современного мира;

- формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способнос-ти вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 Обучающийся получит возможность научиться

- развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии

- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

 

    Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе

   Обучающийся научится:

-  самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- владеть всеми видами речевой деятельности:

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания

   Обучающийся получит возможность научиться

- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;  

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

- осуществлять  контроль успешности своей учебной  деятельности

- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации

Познавательные  результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе

  Обучающийся научится

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой

  Обучающийся получит возможность научиться:

- владению общими приемами решения проблемных ситуаций

- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы

Коммуникативные  результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе

   Обучающийся научится

- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях

-формулировать, аргументировать и корректно отстаивать своё мнение;

  Обучающийся получит возможность научиться

- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;  оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные  монологические  высказывания  разной  коммуникативной направленности  в  зависимости  от  целей,  сферы  и  ситуации  общения  с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета

Предметные  результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе

   Обучающийся научится:

- пониманию родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- владеть навыками анализа художественного произведения;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой мане-ры писателя, определять их художественные функции;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- уметь видеть авторский замысел в произведении

  Обучающийся получит возможность научиться:

- обеспечению культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способно-го аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего харак-тера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитию способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении

- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни

Содержание учебного предмета

1. Введение (1 ч)

 Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения

 в культурном наследии страны

2. Устное народное творчество ( 1 ч)

 Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату-ры.  Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие). Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений А.С.Пушкина ( («Дубровский», «Капитанская дочка», )  

3. Древнерусская литература (3 ч)

 Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы.

«Повесть временных лет». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

 «Житие Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение святой Руси.

 А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей.

4. Литература XVIII века (2 ч)

 И.И.Дмитриев Басни. «Два веера». «Нищий и собака».Аллегория как средство художественной выразительности

 Н.М.Карамзин  Повесть « Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».

5. Литература XIX века (9 ч)

 А.А.Бестужев – Марлинский  «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

 Е.А.Баратынский Стихотворения.  Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад»

 Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

 А.К.Толстой  Баллады «Василий Шибанов». Воплощение бескорыстной преданности и верности

 И.С.Тургенев  «Ася». Грустная повесть о несостоявшейся любви

 В.М. Гаршин  " Сигнал».Психологизм писателя. Героизм и готовность к подвигу

 Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

 Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе»

6. Литература XX века ( 18 ч)

Традиции  литературы XX века.

 И.А.Бунин « На распутье». «Святогор и Илья». Былины и их герои в поэзии 20 века

 А.Т.Аверченко «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех писателя

 А.П.Гайдар «Горячий камень».  Нравственные уроки ценности жизни в произведении

 Л.Пантелеев «Главный инженер».Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне Жажда личного подвига во имя победы

 Р. И.Рождественский Стихотворения  Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…

 К.Г.Паустовский. Повесть «Золотая роза». Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки

 Е.И.Носов «Трудный хлеб».Уроки нравственности в рассказе

 В.А.Солоухин.  Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.

 А.Г.Алексин «Подумаешь, птицы!». Проблема взаимоотношений в семье

 Ю.М.Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии Ю.А.Гагарина

 Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам

 К.Д.Воробьев.  Уроки доброты и милосердия в  рассказе «У кого поселяются аисты».

 В.Ф.Козлов «Сократ мой друг». Поступок героя как отражение его характера

 А.В.Маас « Расскажи про Иван Палыча». Фантазийный мир моего сверстника

 В.Н.Крупин « А ты улыбайся!». Тема добра и зла в рассказ

 Ю.В.Буйда « Продавец добра». Истинный смысл слова «добро»

  Сочинение «Что такое доброта?»

 Творчество поэтов Брянской области (по выбору). Бескорыстная любовь к родной земле

                                           

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

 Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

1

2.

Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений А.С.Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка»

1

3

«Повесть временных лет».Образное отражение жизни в древнерусской литературе

1

4

«Житие Сергия Радонежского», Сергий Радонежский- воплощение национального нравственного идеала

1

5

А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник  литературы в форме путевых записей

1

6

И.И.Дмитриев.Басни «Два веера». «Нищий и собака». Аллегория как средство художественной выразительности

1

7

Н.М. Карамзин. Повесть « Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».

1

8

А.А.Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

1

9

Е.А.Баратынский Отражение мира чувств человека в стихотворении  «Водопад»

1

Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта.

1

10

А.К.Толстой «Василий Шибанов». Воплощение бескорыстной преданности и верности

1

11-

12

И.С. Тургенев «Ася» Грустная повесть о несостоявшейся любви

2

13

В.М Гаршин. «Сигнал». Психологизм писателя. Героизм и готовность к подвигу

1

14

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе.

1

15

Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе»

1

16

И.А.Бунин «На распутье». «Святогор и Илья». Былины и их герои в поэзии 20 века

1

17

А.Т.Аверченко « Специалист» Тонкий юмор и грустный смех писателя

1

18

А.П.Гайдар «Горячий камень». Нравственные уроки ценности жизни в произведении

1

19

Л.Пантелеев «Главный инженер». Жажда личного подвига во имя победы

1

20

Д.Гранин, А.Адамович «Блокадная книга».Трагедия жителей блокадного Ленинграда

1

21

Р.И.Рождественский Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой..»

1

22

К.Г.Паустовский Повесть «Золотая роза». Особенности повествования

1

23

Е.И.Носов «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе

1

24

В.А.Солоухин «Мститель». Изображение духовного мира подростка

1

25

А.Г.Алексин «Подумаешь, птицы!» Проблемы взаимоотношений в семье

1

26

Ю.М.Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии Ю.А.Гагарина

1

27

Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам

1

28

К.Д.Воробьёв «У кого поселяются аисты».Уроки доброты и милосердия в рассказе

1

29

В.Ф,Козлов «Сократ мой друг». Поступок героя как отражение его характера

1

30

А.В.Маас «Расскажи про Иван Палыча». Фантазийный мир сверстника

1

31

В.Н.Крупин «А ты улыбайся!». Тема добра и зла в рассказе

1

32

Ю.В.Буйда «Продавец добра». Истинный смысл слова «добро»

1

33

Сочинение «Что такое доброта?»

1

34

Творчество поэтов Брянской области (по выбору) Бескорыстная любовь к родной земле

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ

8 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей
  2. Литературные премии
  3. Памятники литературным героям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама....

Рабочая программа по родному языку 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родному языку 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родному языку 6 класс 2017-2018уч.год

Тонафнемань предметть основной целенза: Максомс содамошит морфологияста; ладямс системас и крхкалгофтомс иттнень содамошиснон теоретическяй материалть коряс и касфтомс синь практическяй навыкснон фоне...

Рабочая программа по родному языку 7 класс 2017-2018уч.год.

Тонафнемань курсть характеристикац: Рабочай программась тиф Мордовия Респубикань Образованиянь Министерствать программанц коряс М.А.Келин, Т.И.Ломакина "Мокшень кялень программат 5-11 классненди...

Рабочая программа по родному языку 8 класс 2017 2018 уч.год.

Тонафнемань курсть основной целенза:Максомс содамошит валзюлмоть и простой валрисьмоть тонафнемста; шачема кяльть лезксонц вельде, сонь лангозонза нежедезь, касфтомс иттнень логическяй мяльснон -...