Рабочая программа по родному языку для 8 класса
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа предназначена для изучения курса "Родная литература" в 8 классе и соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rodnoy_literature_dlya_8_klassa.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганская средняя общеобразовательная школа
Комаричского района Брянской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор школы
________Г.И.Добренкова _______В.А.Буланцова _____И.В.Пальченкова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
« Родная литература»
8 класс
Программу составила
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Талалаева Г, П.
Год составления программы---2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Родная литература» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2013 №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897
3. .«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
4. «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Рабочая программа по родной литературе для 8 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования . /Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/
Цели и задачи программы
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Место учебного курса «Родная литература»
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана в 8 классе на 34 часа.
Виды и формы контроля:
- письменный ответ на вопрос;
- отзыв о произведении,
- выразительное чтение (чтение наизусть);
- сочинение
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе:
Обучающийся научится :
- воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отече-ству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - - осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению гуманистиче-ских, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное мно-гообразие современного мира;
- формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способнос-ти вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Обучающийся получит возможность научиться
- развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии
- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
- владеть всеми видами речевой деятельности:
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания
Обучающийся получит возможность научиться
- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
- осуществлять контроль успешности своей учебной деятельности
- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации
Познавательные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе
Обучающийся научится
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой
Обучающийся получит возможность научиться:
- владению общими приемами решения проблемных ситуаций
- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы
Коммуникативные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе
Обучающийся научится
- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
-формулировать, аргументировать и корректно отстаивать своё мнение;
Обучающийся получит возможность научиться
- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета
Предметные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе
Обучающийся научится:
- пониманию родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- владеть навыками анализа художественного произведения;
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой мане-ры писателя, определять их художественные функции;
-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения
- уметь видеть авторский замысел в произведении
Обучающийся получит возможность научиться:
- обеспечению культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
- воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способно-го аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего харак-тера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитию способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении
- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни
Содержание учебного предмета
1. Введение (1 ч)
Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения
в культурном наследии страны
2. Устное народное творчество ( 1 ч)
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату-ры. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие). Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений А.С.Пушкина ( («Дубровский», «Капитанская дочка», )
3. Древнерусская литература (3 ч)
Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы.
«Повесть временных лет». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
«Житие Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение святой Руси.
А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей.
4. Литература XVIII века (2 ч)
И.И.Дмитриев Басни. «Два веера». «Нищий и собака».Аллегория как средство художественной выразительности
Н.М.Карамзин Повесть « Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть».
5. Литература XIX века (9 ч)
А.А.Бестужев – Марлинский «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа
Е.А.Баратынский Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад»
Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."
А.К.Толстой Баллады «Василий Шибанов». Воплощение бескорыстной преданности и верности
И.С.Тургенев «Ася». Грустная повесть о несостоявшейся любви
В.М. Гаршин " Сигнал».Психологизм писателя. Героизм и готовность к подвигу
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе»
6. Литература XX века ( 18 ч)
Традиции литературы XX века.
И.А.Бунин « На распутье». «Святогор и Илья». Былины и их герои в поэзии 20 века
А.Т.Аверченко «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех писателя
А.П.Гайдар «Горячий камень». Нравственные уроки ценности жизни в произведении
Л.Пантелеев «Главный инженер».Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне Жажда личного подвига во имя победы
Р. И.Рождественский Стихотворения Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…
К.Г.Паустовский. Повесть «Золотая роза». Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки
Е.И.Носов «Трудный хлеб».Уроки нравственности в рассказе
В.А.Солоухин. Рассказ «Мститель». Формирование духовного мира подростка, умение прощать как первый шаг на пути постижения гармонии окружающего мира.
А.Г.Алексин «Подумаешь, птицы!». Проблема взаимоотношений в семье
Ю.М.Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии Ю.А.Гагарина
Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам
К.Д.Воробьев. Уроки доброты и милосердия в рассказе «У кого поселяются аисты».
В.Ф.Козлов «Сократ мой друг». Поступок героя как отражение его характера
А.В.Маас « Расскажи про Иван Палыча». Фантазийный мир моего сверстника
В.Н.Крупин « А ты улыбайся!». Тема добра и зла в рассказ
Ю.В.Буйда « Продавец добра». Истинный смысл слова «добро»
Сочинение «Что такое доброта?»
Творчество поэтов Брянской области (по выбору). Бескорыстная любовь к родной земле
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Значение художественного произведения в культурном наследии страны. | 1 | ||
2. | Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений А.С.Пушкина «Дубровский», «Капитанская дочка» | 1 | ||
3 | «Повесть временных лет».Образное отражение жизни в древнерусской литературе | 1 | ||
4 | «Житие Сергия Радонежского», Сергий Радонежский- воплощение национального нравственного идеала | 1 | ||
5 | А.Никитин. «Хождение за три моря» - памятник литературы в форме путевых записей | 1 | ||
6 | И.И.Дмитриев.Басни «Два веера». «Нищий и собака». Аллегория как средство художественной выразительности | 1 | ||
7 | Н.М. Карамзин. Повесть « Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». | 1 | ||
8 | А.А.Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа | 1 | ||
9 | Е.А.Баратынский Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад» | 1 | ||
Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. | 1 | |||
10 | А.К.Толстой «Василий Шибанов». Воплощение бескорыстной преданности и верности | 1 | ||
11- 12 | И.С. Тургенев «Ася» Грустная повесть о несостоявшейся любви | 2 | ||
13 | В.М Гаршин. «Сигнал». Психологизм писателя. Героизм и готовность к подвигу | 1 | ||
14 | Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. | 1 | ||
15 | Сочинение «Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе» | 1 | ||
16 | И.А.Бунин «На распутье». «Святогор и Илья». Былины и их герои в поэзии 20 века | 1 | ||
17 | А.Т.Аверченко « Специалист» Тонкий юмор и грустный смех писателя | 1 | ||
18 | А.П.Гайдар «Горячий камень». Нравственные уроки ценности жизни в произведении | 1 | ||
19 | Л.Пантелеев «Главный инженер». Жажда личного подвига во имя победы | 1 | ||
20 | Д.Гранин, А.Адамович «Блокадная книга».Трагедия жителей блокадного Ленинграда | 1 | ||
21 | Р.И.Рождественский Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой..» | 1 | ||
22 | К.Г.Паустовский Повесть «Золотая роза». Особенности повествования | 1 | ||
23 | Е.И.Носов «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе | 1 | ||
24 | В.А.Солоухин «Мститель». Изображение духовного мира подростка | 1 | ||
25 | А.Г.Алексин «Подумаешь, птицы!» Проблемы взаимоотношений в семье | 1 | ||
26 | Ю.М.Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии Ю.А.Гагарина | 1 | ||
27 | Ю.Я.Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам | 1 | ||
28 | К.Д.Воробьёв «У кого поселяются аисты».Уроки доброты и милосердия в рассказе | 1 | ||
29 | В.Ф,Козлов «Сократ мой друг». Поступок героя как отражение его характера | 1 | ||
30 | А.В.Маас «Расскажи про Иван Палыча». Фантазийный мир сверстника | 1 | ||
31 | В.Н.Крупин «А ты улыбайся!». Тема добра и зла в рассказе | 1 | ||
32 | Ю.В.Буйда «Продавец добра». Истинный смысл слова «добро» | 1 | ||
33 | Сочинение «Что такое доброта?» | 1 | ||
34 | Творчество поэтов Брянской области (по выбору) Бескорыстная любовь к родной земле | 1 |
Примерные темы проектных и исследовательских работ
8 класс
- Говорящие фамилии в произведениях писателей
- Литературные премии
- Памятники литературным героям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному языку 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама....
Рабочая программа по родному языку 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родному языку 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха тылын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родному языку 6 класс 2017-2018уч.год
Тонафнемань предметть основной целенза: Максомс содамошит морфологияста; ладямс системас и крхкалгофтомс иттнень содамошиснон теоретическяй материалть коряс и касфтомс синь практическяй навыкснон фоне...
Рабочая программа по родному языку 7 класс 2017-2018уч.год.
Тонафнемань курсть характеристикац: Рабочай программась тиф Мордовия Респубикань Образованиянь Министерствать программанц коряс М.А.Келин, Т.И.Ломакина "Мокшень кялень программат 5-11 классненди...
Рабочая программа по родному языку 8 класс 2017 2018 уч.год.
Тонафнемань курсть основной целенза:Максомс содамошит валзюлмоть и простой валрисьмоть тонафнемста; шачема кяльть лезксонц вельде, сонь лангозонза нежедезь, касфтомс иттнень логическяй мяльснон -...
Рабочая программа по родному языку 5 класс
Тыва дыл 5 класс...