РП, Родная литература 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Пелих Мария Анатольевна

РП, Родная литература 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_8_kl.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

I.Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родной литературы (русской) на базовом уровне среднего общего образования в 8-ых классах в объеме 34 часов.

Согласно календарному учебному графику и расписанию уроков на 2020-2021 учебный год в МБОУ СОШ №3 на изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 32 часа.

II. Учебно-методический комплект

Изучение русской литературы на основе произведений русских (донских) поэтов и писателей. Пословицы и поговорки жителей Дона, загадки Дона, казачьи песни и легенды, «Братья», «Про Пугача», «Задонщина», Г. Р. Державин «Атаману и войску Донскому», В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», А.С Пушкин «Казак», «Калмычке», М.Ю. Лермонтов «Два сокола», Ф.И. Анисимов «Всколыхнулся, взволновался», А.А. Леонов «Народное творчество», «Ермак», «Азов», А. В. Туроверов «Проводы казака на службу», А.В. Софронов «Теплая вода», «Пороховые погреба», А. И. Куприн «Костя Попов», «Донецкая степь» (отрывок из очерка «В недрах земли»), А. С. Серафимович «Чибис», На хуторе», П.В. Лебеденко «Льды уходят в океан», В.Ф. Панова «Сережа», И. М. Бондаренко «Приговор обжалованию не подлежит», Н. С. Оганесов «Играем в «Спринт», А. Серафимович «На хуторе», А. В. Калинин «Эхо войны».

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

А. Личностные результаты:

- формировать мотивацию школьников к процессу изучения донского казачьего фольклора, как курса, необходимого для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Б. Метапредметные результаты:

- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями курса;

- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.

В. Предметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание) с произведениями донского фольклора, определять черты национального характера;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их.

Г.Формы контроля

  •  работа учащихся с карточками-информаторами;
  • индивидуально-групповая работа;
  • задания исследовательского характера;
  • интерпретация текста художественного произведения;
  • тестирование;
  • блиц-опрос;
  • ребус или кроссворд;
  • викторина;
  • контрольная работа.

Д. Система оценивания планируемых результатов

Оценивание устных ответов обучающихся (учитывается знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения).

«5» - за ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлечение текста для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

«4» - за ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерные поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному, двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

«3» - за ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерные поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения, ограниченность навыка разбора и недостаточное умение привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряд недостатков в его композиции и языке.

«2» - за ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Оценивание сочинений (учитывается правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения, соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними, точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка).

«5» - ставится за сочинение:

· глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

· стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

· написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

· допускается одна - две неточности в содержании.

«4» - ставится за сочинение:

· достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

· логическое и последовательное в изложении содержания;

· написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

· допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

«3» - ставится за сочинение, в котором:

· в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему; допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

· материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

· материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

· обнаруживается владение основами письменной речи;

· в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

«2» - ставится за сочинение, которое:

· не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст произведения;

· характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

· отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Тестовые работы по литературе:

«5»- 90–100%;

«4»- 78–89%;

«3»- 60–77%;

«2»- менее 59 %.

IV.Содержание учебного предмета курса

1. Введение

Своеобразие курса родной русской литературы в 8 классе, значение художественного произведения в культурном наследии страны и Донского края.

2. Донской фольклор

Пословицы и поговорки жителей Дона, загадки Дона, казачьи песни и легенды, «Братья», «Про Пугача».

3. Древнерусская литература

«Задонщина».

4. Русские поэты о Доне

Гавриил Романович Державин «Атаману и войску Донскому», В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», А.С Пушкин «Казак», «Калмычке», М.Ю. Лермонтов «Два сокола».

5. Стихи Донских поэтов

Ф.И. Анисимов «Всколыхнулся, взволновался», А.А. Леонов «Народное творчество», «Ермак», «Азов», А. В. Туроверов «Проводы казака на службу», А.В. Софронов «Теплая вода», «Пороховые погреба».

6. Проза донских писателей 19 века

А. И. Куприн «Костя Попов», «Донецкая степь» (отрывок из очерка «В недрах земли»).

7. Проза донских писателей

А. С. Серафимович «Чибис», На хуторе», П.В. Лебеденко «Льды уходят в океан», В.Ф. Панова «Сережа»

8. Фантастика и приключения

И. М. Бондаренко «Приговор обжалованию не подлежит», Н. С. Оганесов «Играем в «Спринт».

9. Литературное Краеведение

А. Серафимович «На хуторе», А. В. Калинин «Эхо войны».

10. Повторение

Игра «По дорогам героев любимых произведений», Моё любимое произведение Дона и о Доне, подведем итоги. Величие «Донской культуры».

V. Календарно – тематическое планирования

№ п/п

Дата

Тема раздела/урока

Кол-во часов

Тип/форма урока

Виды деятельности

Вид/форма контроля

I четверть

Введение

1

05.09

Значение художественного произведения в культурном наследии страны и Донского края.

1

Урок «открытия» нового знания

Сопоставлять произведения русской и донской литературы

Текущий

Фронтальный

Донской фольклор

2

12.09

Донской фольклор.

Пословицы и поговорки жителей Дона.

1

Урок «открытия» нового знания

Выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере.

Видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин.

Учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Подбирать пословицы и поговорок.

Анализировать структуру загадок, их языка.

Отгадывать загадки и обосновывать отгаданное.

Текущий

Групповой

3

19.09

Загадки Дона.

1

Урок общеметодической направленности

Текущий

Фронтальный

4

26.09

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Казачьи песни.

1

Урок общеметодической направленности

Текущий

Индивидуальный

5

03.10

Казачьи легенды.

«Братья», «Про Пугача».

1

Урок «открытия» нового знания

Текущий

Групповой

Древнерусская литература

6

10.10

Исторические личности на страницах произведений Древней Руси. «Задонщина».

1

Урок общеметодической направленности

Выразительно читать. Комментировать пересказ.

Подробно пересказывать, анализировать и интерпретировать. Выявлять роль иллюстраций в раскрытии идеи произведения.

Комментировать прочитанное. Сопоставлять героев произведения.

Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

Определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации.

Текущий

Фронтальный

7

17.10

Памятник древнерусской литературы - «Задонщина».

1

Урок рефлексии

Текущий

Индивидуальный

Русские поэты о Доне

8

24.10

Гавриил Романович Державин «Атаману и войску Донскому».

В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»,

1

Урок «открытия» нового знания

Анализировать поэтику стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявлять поэтическую идею стихотворения. Выразительно читать.

Текущий

Фронтальный

II четверть

9

14.11

А.С. Пушкин «Казак», «Калмычке», М.Ю. Лермонтов «Два сокола».

1

Урок «открытия» нового знания

Анализировать поэтику стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявлять поэтическую идею стихотворения. Выразительно читать.

Текущий

Индивидуальный

Стихи донских поэтов

10

21.11

Творчество и своеобразие донских поэтов. Ф.И. Анисимов «Всколыхнулся, взволновался».

1

Урок «открытия» нового знания

Поиск сведений о поэтах с использованием

справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение песен и стихотворений.

Поиск незнакомых слов и определение их

значения с помощью словарей и справочной

литературы.

Участие в коллективном диалоге.

Работа со словарём литературоведческих

терминов.

Устные или письменные ответы на вопросы (в

том числе с использованием цитирования).

Поиск и нахождение изобразительно-выразительных средств.

Анализировать поэтику стихотворения (роль тропов, ритмика). Выявлять поэтическую идею стихотворения. Выразительно читать наизусть полюбившиеся стихотворения.

Текущий

Групповой

11

28.11

 Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

А.А. Леонов «Народное творчество», «Ермак», «Азов».

1

Урок «открытия» нового знания

Текущий

Индивидуальный

12

05.12

А. В. Туроверов «Проводы казака на службу».

1

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный

13

12.12

А.В. Софронов «Теплая вода», «Пороховые погреба». Читаем наизусть полюбившиеся строки.

1

Урок рефлексии

Текущий

Индивидуальный

Проза донских писателей 19 века

14

19.12

Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. А. И. Куприн. «Костя Попов».

1

Урок «открытия» нового знания

Определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями. Подробно пересказывать.

Комментировать. Выразительно читать по ролям. Выявлять авторское отношение к героям.

Текущий

Групповой

15

26.12

А. И. Куприн. «Донецкая степь» (отрывок из очерка «В недрах земли»).

1

Урок общеметодической направленности

Анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

Работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Пересказывать с элементами комментария. Анализировать эпизоды: средства создания образов и характеристики героев

Текущий

Фронтальный

III четверть

Проза донских писателей

16

16.01

Основная тематика и нравственная проблематика произведений А. С. Серафимовича. «Чибис».

1

Урок «открытия» нового знания

Пересказывать с элементами комментария. Анализировать эпизоды: средства создания образов и характеристики героев

Подробно пересказывать.

Комментировать, близкий к тексту пересказ. Выразительно читать по ролям. Выявлять авторское отношение к героям.

Текущий

Индивидуальный

17

23.01

Основная тематика и нравственная проблематика произведений А. С. Серафимовича. «На хуторе».

1

Урок рефлексии

Текущий

Групповой

18

30.01

Нравственные проблемы в романе П.В. Лебеденко «Льды уходят в океан».

1

Урок «открытия» нового знания

Текущий

Фронтальный

19

06.02

Изображение послевоенного времени в повети В.Ф. Пановой «Сережа».

1

Урок рефлексии

Текущий

Индивидуальный

20

13.02

О детстве глазами ребенка. Психологическая эволюция души главного героя. В.Ф. Панова «Сережа».

1

Урок рефлексии

Текущий

Индивидуальный

Фантастика и приключения

21

20.02

Социально-нравственная подоснова преступлений в остросюжетной повести Н. С. Оганесова «Играем в «Спринт».

1

Урок общеметодической направленности

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Текущий

Индивидуальный

22

27.02

Н. С. Оганесова «Играем в «Спринт».

1

Урок общеметодической направленности

Текущий

Групповой

23

06.03

Подготовка к сочинению по повести

Н. С. Оганесова «Играем в «Спринт».

1

Урок развивающего контроля

Тематический

Групповой

24

13.03

Сочинение по повести

Н. С. Оганесова «Играем в «Спринт».

1

Урок развивающего контроля

Тематический

Индивидуальный

25

20.03

Работа над ошибками.

Тема Великой отечественной войны в творчестве И. М. Бондаренко.

1

Урок общеметодической направленности

Соотносить содержание произведений литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Текущий

Фронтальный

IV четверть

26

03.04

Приключенческие мотивы в повести И. М. Бондаренко «Приговор обжалованию не подлежит».

1

Урок общеметодической направленности

Соотносить содержание произведений литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Текущий

Групповой

Литературное краеведение

27

10.04

Великая Отечественная война в были А. Серафимовича «На хуторе».

1

Урок общеметодической направленности

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей.

Пересказывать с элементами комментария. Анализировать эпизоды.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Текущий

Индивидуальный

28

17.04

Великая Отечественная война в повести А.В. Калинина «Эхо войны».

1

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный

Повторение

29

24.04

Игра «По дорогам героев любимых произведений».

1

Урок рефлексии

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать оценку произведению, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Текущий

Групповой

30

08.05

Тестовая работа по курсу «Родная русская литература».

1

Урок развивающего контроля

Итоговый

Индивидуальный

31

15.05

Моё любимое произведение Дона и о Доне.

1

Рок рефлексии

Текущий

Групповой

32

22.05

Подведем итоги. Величие «Донской культуры».

1

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе

Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.

Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...