Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 10 класс) на тему

Майкова Яна Анатольевна

Программы и КТП по русскому языку, литературе, родному языку и родной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_i_ktp_maykovoy_na_2017-18_uch.god_.rar256.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  Примерной программы среднего общего образования по литературе для 10 класса,  программы к учебникам С.А. Зинина, В.И. Сахарова «Литература. 10 класс» (базовый уровень)/ авт.-сост. Л.Н. Гороховская, 2017 г.

На изучение литературы отводится 102 часа.

Изучение литературы на базовом уровне систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся осознать диалог классической и современной литературы. Курс решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в 19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

2.Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

4.Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи:

1.Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и
сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование

Количество часов

Общее количество

Из них

КС

ДС

1

Введение

2

Из литературы первой половины XIX века (11 часов)

2

Творчество А.С.Пушкина

6

1

3

Творчество М.Ю.Лермонтова

7

1

4

Творчество Н.В.Гоголя

3

Из литературы второй половины XIX века (87 часов)

5

Литература и журналистика 50-80 годов XIX века

1

6

Творчество А.Н.Островского

7

7

Творчество И.А.Гончарова

7

1

8

Творчество И.С.Тургенева

10

1

9

Творчество Н.А.Некрасова

7

10

Творчество Ф.И.Тютчева

3

11

Творчество А.А.Фета

4

1

12

Творчество Н.С.Лескова

4

13

Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина

4

14

Творчество Л.Н.Толстого

18

1

15

Творчество Ф.М.Достоевского

8

16

Творчество А.П.Чехова

4

17

Зарубежная литература

2

18

Итоговая контрольная работа

1

19

Резерв

4

Итого

102

4

2


Перечень учебно-тематических средств. Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19 века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2017.
  2. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Москва «Русское слово». 2017.
  3. Сборник нормативных документов: Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по литературе. – М.: ДРОФА. 2016
  4. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 10 – 11 классы. - М.: «Русское слово», 2017.
  5. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
  6. Тесты. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2017.
  7. Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 10 класс. - М.: «Экзамен», 2007.
  8. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2016.
  9. Литература в школе. Научно-методический журнал.

Календарно-тематический план

                     Тема урока

Предп. дата

Факт.   дата

1

Периодизация русской литературы

4.09

2

«Прекрасное начало…» (Основные темы и проблемы русской литературы первой половины XIX века)

5.09

3

А.С. Пушкин. Романтическая лирика. Тема поэта и поэзии

9.09

4

Эволюция темы свободы. Философская лирика. «Вольность», «Свободы сеятель…», «Брожу ли я…», «Элегия»

11.09

5

Роман «Евгений Онегин». Повторение

12.09

6

Социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»

16.09

7

Структура итогового сочинения по литературе

18.09

8

Р.р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкин

19.09

9

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество

23.09

10

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Тема жизни и смерти.

25.09

11

Философские мотивы лирики Лермонтова

26.09

12

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова

30.09

13

Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Повторение

2.10

14

Критерии оценивания итогового сочинения по литературе

3.10

15

Р.р. Классное сочинение по творчеству Лермонтова

7.10

16

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество

16.10

17

«Петербургские повести» Гоголя (обзор). Образ «маленького человека»

17.10

18

Реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Образ Петербурга

21.10

19

Обзор русской литературы 2-й половины XIX века.

23.10

20

А.Н. Островский – «отец русского театра»

24.10

21

Основной конфликт пьесы «Грозы»

28.10

22

Анализ 1 действия. Характеристика героев

30.10

23

Действие 2. Предвестье близкого краха «темного царства»

31.10

24

Действие 3,4. «Последние времена «темного царства»

6.11

25

Протест Катерины. «Она освобождена!»

7.11

26

Споры критиков вокруг драмы «Гроза»

11.11

27

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество

13.11

28

I часть романа «Обломов». Знакомство с героями

14.11

29

Образ Обломова. «Сон Обломова»

18.11

30

Обломов и Штольц

27.11

31

Испытание героев любовью. Обломов и Ольга

28.11

32

Критики о романе «Обломов»

2.12

33

Р.р. Творческая работа по роману «Обломов»

4.12

34

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

5.12

35

Общественный фон романа «Отцы и дети»

9.12

36

«Каждый человек» сам себя воспитать должен»

11.12

37

Открытое проявление идеологического конфликта в романе

12.12

38

Любовь и дружба в жизни Базарова

16.12

39

Кризис мировоззрения Базарова. Евгений Базаров и его родители

18.12

40

Второй круг жизненных испытаний Базарова

19.12

41

Оригинальные вступление и заключение сочинения

23.12

42

Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

25.12

43

Вн.чт. Вампилов «Старший сын». Тема «отцов» и «детей» в современной литературе

26.12

44

Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество

30.12

45

Некрасов о поэтическом труде

9.01

46

Любовь и проза жизни в лирике Некрасова

13.01

47

История создания, жанр, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Дольщики» народа

15.01

48

Народ – герой поэмы

16.01

49

Матрёна Тимофеевна и Савелий, «богатырь святорусский»

20.01

50

Образ народных заступников в поэме. Художественные особенности поэмы

22.01

51

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике Тютчева

23.01

52

Человек и история в лирике Тютчева. «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»

27.01

53

Любовная лирика Тютчева

29.01

54

А.А.Фет. Жизнь и творчество

30.01

55

Обзор лирики. Анализ стихов

3.02

56

Зачетная работа за I полугодие.

5.02

57

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

6.02

58

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество

10.02

59

Повесть «Очарованный странник» и ее герой – правдоискатель Флягин

12.02

60

Русский национальный характер в представлении Н.С. Лескова

13.02

61

М.Е. Салтыков-Щедрин – «прокурор русской общественной жизни»

17.02

62

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина

26.02

63

Обзор романа «История одного города».

Жанр, композиция, история создания

27.02

64

Образы градоначальников. Народ в романе

3.03

65

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

5.03

66

Вн.чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Толстого

6.03

67

Работа над романом «Война и мир». Идейные искания писателя

10.03

68

«Срывание всех и всяческих масок» в романе

12.03

69

Шенграбенское сражение. Толстой об истинном патриотизме

13.03

70

Андрей Болконский в поисках Тулона. Антинародный характер войны

17.03

71

Поиски смысла жизни главными героями

19.03

72

Возрождение князя Андрея

20.03

73

Тема любви в романе. Толстой о народности

24.03

74

Философия истории в романе

26.03

75

Поведение мирных жителей во время войны

27.03

76

Бородинское сражение в романе

31.03

77

Толстой о партизанской войне

2.04

78

Влияние войны на судьбы главных героев

3.04

79

Наполеон и Кутузов

7.04

80

Анализ эпилога

16.04

81

Способы введения аргументов в итоговом сочинении

17.04

82

Р.р. Классное сочинение по роману «Война и мир»

21.04

83

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество

23.04

84

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

24.04

85

«Деловые люди». Раскольников в мире бедных людей

28.04

86

Идея Раскольникова о праве сильной личности

5.05

87

Образ Сонечки Мармеладовой

7.05

88

Крушение бунта Раскольникова и «восстановление погибшего человека»

8.05

89

Р.р. Обучение анализу эпизода

12.05

90

Р.р. Семинар по роману «Преступление и наказание»

14.05

91

Контрольная работа по роману «Преступление и наказание»

15.05

92

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов

19.05

93

Тема «футлярной жизни» в творчестве Чехова

21.05

94

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

22.05

95

Драматургия Чехова. Пьеса «Вишневый сад». Истоки жизненной драмы хозяев вишневого сада

26.05

96-97

Вн.чт. «Вечные вопросы» в зарубежной литературе. Шекспир «Гамлет»; Гете «Фауст».

28.05

29.05

98

Зачетная работа за II полугодие

31.05

99

Резерв

100

Резерв

101

Резерв

102

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...

Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год

   Рабочая  программа по русскому языку для 5-9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...